Этапах развития воли у ребенка
Волевые качества не даны ребёнку от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания. Поведение новорождённого носит непроизвольный характер, оно состоит из безусловных рефлексов (например, у ребёнка имеются сосательные рефлексы, рефлекс хватания, различные защитные рефлексы и т. д.).
В дальнейшем происходит овладение своими движениями, образование простейших двигательных навыков. Младенец в возрасте 2–3 месяцев, увидев какой-либо заинтересовавший его предмет (например, яркий шарик или погремушку), приходит в общее двигательное возбуждение и производит большое количество хаотических, неупорядоченных движений ручками и ножками, которые обычно не приводят к результату.
Когда же ребёнку удаётся иногда случайно захватить или задеть видимый предмет, у него начинает накапливаться известный опыт и в дальнейшем младенец всё более ловко и всё более успешно производит свои хватательные движения. Физиологической основой этих произвольных движений является образование временных связей между зрительными и двигательными анализаторами.
Вместе с развитием ручных произвольных движении ребенок овладевает движениями туловища и ног.
Последовательно ребёнок научается поднимать и удерживать головку. Потом сидеть, стоять, а затем (к концу первого года — началу второго) начинает самостоятельно передвигаться.
Большие успехи делает ребёнок на первом году жизни также и в овладении своим голосовым аппаратом. Уже в лепете полугодовалого ребёнка слышатся отдельные звуки и звукосочетания человеческой речи. К концу первого года он начинает произносить первые слова.
В развитии произвольных движений важнейшую роль играет собственная двигательная практика ребёнка.
Но уже со второго полугодия жизни, наряду с личным двигательным опытом, источником овладения новыми движениями становится подражание. Подражание, которое имеет очень большое значение в формировании воли, само меняет свой характер на протяжении жизни ребёнка. Если у младенца, и в значительной мере у преддошкольника, оно носит механический характер, то к началу дошкольного возраста оно становится более сознательным, более обобщённым.
На протяжении преддошкольного детства идёт интенсивное развитие произвольных движений. Ребёнок уверенно захватывает руками различные предметы и затем ловко манипулирует ими. Он самостоятельно передвигается шагом, бегом и вприпрыжку, преодолевая несложные препятствия на своём пути. Так с развитием движений у ребёнка возникают предпосылки для дальнейшего развития воли.
Новый важный шаг в развитии воли совершает ребёнок в дошкольном детстве. В этом возрасте происходит интенсивное формирование произвольных действий. При правильной организации жизни и воспитания у дошкольника постепенно вырабатывается умение выполнять какое-либо дело (построить, нарисовать, запомнить и т. д.) в соответствии с заданием, предложенным воспитателем, или с требованиями детского коллектива.
Важную роль в развитии воли играет изменение во взаимоотношении двух сигнальных систем. В течение дошкольного детства постепенно повышается влияние словесных сигналов на поведение ребёнка, возрастает роль временных связей, образовавшихся на уровне второй сигнальной системы, в регуляции его действий.
По мере того как дошкольник усваивает словесно сформулированные требования окружающих людей и общепринятые правила поведения, они начинают оказывать влияние на его поступки даже в тех случаях, когда он действует самостоятельно, без непосредственного руководства со стороны взрослых. Это и придаёт его действиям преднамеренный, произвольный характер.
Волевые качества появляются не сразу, они проходят сложный путь развития на протяжении дошкольного детства. Младшие дошкольники ещё испытывают большие трудности в овладении своими действиями. Участвуя в коллективных играх, они часто нарушают правила, делая не то, что требуется коллективным замыслом игры, а то, что им в данную минуту хочется.
Один трёхлетний малыш, которого старшие дети посадили в «пароход», сделанный из стульев, во время рейса вдруг встал со своего места и отправился «по бурным волнам океана» доставать заинтересовавшую его игрушку, лежавшую поблизости. Этот поступок вызвал справедливые нарекания всех участников игры, так как малыш не сумел подавить возникшее у него желание, хотя оно и противоречило правилам данной игры.
Значительные трудности испытывают также младшие дошкольники при необходимости выполнить какое-либо учебное задание, предлагаемое воспитателем в словесной форме.
Однажды четырёхлетним детям предложили разложить кучку картинок, на которых был изображён ряд животных, растений и неодушевлённых предметов, на три группы так, чтобы в каждую попадали «похожие друг на друга». Таким образом, воспитатель хотел посмотреть, как дети будут производить сравнение и обобщение предметов.
Однако через несколько минут после начала занятий малыши совершенно видоизменили данное задание и, вместо того чтобы производить мало интересовавшую их группировку, затеяли игру, в которой лошадки и коровки, изображённые на одних картинках» «ели» травку и цветы, нарисованные на других картинках. Наглядно воспринимаемое содержание картинок отвлекло их от выполнения словесно сформулированного задания.
Однако наряду с такого рода явлениями уже у младших дошкольников постепенно складывается умение действовать произвольно. Это обычно бывает тогда, когда на поведение ребёнка непосредственное влияние оказывает взрослый, предъявляя ему определённые требования и так или иначе оценивая его поступки.
Слова «нельзя» или «нехорошо» действуют уже на преддошкольника. Ещё более глубоко влияют указания взрослого на поведение маленького дошкольника. Даже в тех случаях, когда ребёнок пытается как-либо обойти эти указания, они всё же оказывают определённое влияние на его поведение.
Мать Олега Кошевого рассказывает, что, когда он был маленьким, она наблюдала такую комическую картину. Олег стоял перед кустом смородины и, запрятав руки за спину, пытался зубами срывать ягоды. Держался он на ногах ещё плохо, часто терял равновесие и шлёпался на траву. Но подымался вновь, производил все действия только ртом, не дотрагиваясь до ягод руками.
Оказалось, что дедушка, который пользовался у Олега большим авторитетом, строго приказал ему ничего в саду «не трогать руками». Мучимый соблазном попробовать ягоды, мальчик решил воспользоваться таким странным приёмом, чтобы не нарушить запрещения деда.
Годам к пяти, т. е. в среднем дошкольном возрасте, происходят существенные сдвиги в развитии детской воли. Участвуя в сложных коллективных играх и занятиях, выполняя различные указания и требования воспитателя, ребёнок постепенно научается руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями. Ребёнок овладевает не только внешними действиями, но и внутренними психическими процессами. В главах, посвящённых восприятию, памяти, вниманию, мы уже указывали, что в это время у детей впервые начинают формироваться произвольное запоминание, произвольное внимание, произвольное восприятие и т. д.
На этом этапе развития детская воля оказывается, однако, ещё очень неустойчивой и ребёнок способен действовать произвольно лишь при наличии соответствующих благоприятных условий. Только в том случае, если цель, поставленная перед ребёнком, ему совершенно ясна и может быть достигнута в условиях привычной для него деятельности, он может руководствоваться ею в своём поведении. Такие условия создаются, например, в игре.
Так, если ребёнку предлагают стоять неподвижно, сохраняя определённую позу для того, чтобы научиться это делать, то он не в состоянии овладеть собой и очень скоро начинает двигаться, нарушая таким образом предъявленное к нему требование. Но если ему необходимо сохранить эту позу, выполняя, например, роль стоящего на посту милиционера, то необходимость оставаться неподвижным настолько для него очевидна, что он успешно справляется со своей задачей, обнаруживая произвольность в своём поведении.
К концу дошкольного возраста, у старших дошкольников произвольность может достигнуть той ступени развития, когда ребёнок в выполнении своих действий меньше зависит от тех обстоятельств, в которых они производятся.
Ребёнок уже произвольно обращает внимание, произвольна запоминает, произвольно совершает какие-либо практические действия в самых разнообразных условиях — в игре, в трудовой деятельности, в учебных занятиях. Он постепенно научается ставить перед собой всё более отдалённые цели и подчинять им свои действия.
Это развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.
Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему указывает их воспитатель.
Давая ребёнку указание, в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях, организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, воспитатель постепенно приучает ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности.
Выполнение задания приучает ребёнка подчиняться в своих действиях сознательным целям и преодолевать на пути их достижения известные препятствия.
Наконец, важнейшую роль в формировании воли ребёнка играет его нравственное воспитание. Воспитание советского патриотизма, любви к родине, уважения к советским людям и к их труду формирует у ребёнка благородные стремления, высокие общественные мотивы деятельности являются необходимыми для развития волевых качеств будущего гражданина нашего общества.
Источник
Ольга Лошакова
Развитие воли у детей раннего возраста.
Развитие воли у детей раннего возраста.
План:
1. Развитие воли у детей раннего возраста.
2. Изучение волевых действий (ранний возраст).
Iситуация: ребёнок должен достать игрушку, стоящую от него на некотором расстоянии.
IIситуация: ребёнок должен взять игрушку, которая не сдвигается с места (незаметно удерживается воспитателем).
IIIситуация: ребёнок должен достать игрушку из – под скатерти, концы которой придерживаются, т. е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти.
IVситуация: ребёнку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой.
Vситуация: ребёнку нужно достать игрушку из сомкнутых рук воспитателя.
3. Условия, стимулирующие развитие воли.
№ 1
Воля – способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Способность к волевому поведению у ребёнка вначале вырабатывается в процессе выполнения требований и просьб старших, а затем, когда это становится привычным, он начинает выполнять требования к самому себе, подавляя нежелательные импульсы.
Навыки волевого поведения могут развиваться только при известной самостоятельности ребёнка, когда он сам ставит себе цель и выбирает способы её достижения.
Очевидно, что новорождённый ребёнок и младенец (до одного года включительно) волей не обладает. Не менее очевидным, хотя и не бесспорным, является тот факт, что дети в возрасте 2х-2,5 лет уже имеют некое подобие воли. Доказательством служит та настойчивость, с которой дети данного возраста многократно повторяют неудачное действие в том случае, если поставленная цель не достигнута. Таким образом, воля у детей появляется и начинает участвовать в регуляции их поведения, вероятно, в период от 1го до 3х лет. То, что 3х летние дети имеют волю, сомнений уже не вызывает, во – первых, практически все нормально развивающиеся дети этого возраста проявляют настойчивость в достижении тех целей, которые они перед собой ставят; во – вторых, дети этого возраста открыто заявляют: «Я сам», если у них что –либо не получается, и отказываются от помощи со стороны других людей.
Развитие воли у детей связано с ведущим для них видом деятельности. Так, например, у дошкольников воля в основном развивается в играх; у младших школьников в учебной деятельности; у подростков и старших школьников в различных видах деятельности, начиная с общения и заканчивая учением и трудом. У взрослых людей воля развивается в процессе преодоления ими различных препятствий, которые возникают на их жизненном пути.
№ 2
Для эксперимента я взяла три ребёнка: Насте (1год 6 мес, Полине (2года 3 мес, Данилу (2года 9мес).
Проведя занятие (ситуации из плана) в группе и выбрав три ребёнка разной возрастной категории,я сделала следующие выводы:
Настя, самая маленькая, совсем не хотела что – либо делать. Полина (которая постарше, что – то пыталась делать и у неё вполне не плохо получалось. Данил, со всеми заданиями справился.
Хорошо, что группы в основном смешанные. Младшие ребятки всегда перенимают действия и поступки у чуть более старших ребят.
№ 3
Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребёнка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например сидеть спокойно на занятиях так, как требует этого воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко даётся ребёнку. Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребёнку около 4х лет и он начинает ставить перед собой специальную цель – запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т. п. управление мыслительной деятельностью обнаруживается у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренности, импульсивными.
Список литературы:
1)В. В. Зеньковский «Психология детства» – М.: 1996г;
2)В. С. Мухина «Детская психология» – М.: Просвещение 1985г;
3)Р. С. Немов «Психология» – М.: 2005г
Источник
Татьяна Титова
Формирование воли у детей дошкольного возраста
Часто мы задумываемся о том, как помочь ребенку – дошкольнику войти в сложный процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии с другими.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки. Без волевого усилия все сказанное выше не произойдет.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. (г. А. Урунтаева). Волевое действие образуется побуждением к действию, осознанием и борьбой мотивов, принятием решений и исполнением.
Ребенок действует импульсивно и ситуативно, действует не задумываясь, спонтанно.Учитывается лишь: «Я хочу» или «Я не хочу». Волевое действие складывается постепенно, когда ребенок овладевает планированием, целеполаганием, самоконтролем. Начинается оно с постановки цели.
Дошкольник осваивает целеполагание, где важна самостоятельность, инициатива. Самым важным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель (Л. С. Выготский).
В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом – их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. На основе соподчинения мотивов появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву (А. Н. Леонтьев). Например, угостить конфетой, чтобы порадовать друга. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы и появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Например, может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного.
Поведение ребенка зависит от ситуации, теряет свою непосредственность, мотивом становится нравственная норма.
Мотивы поведения напрямую связаны с общением со взрослыми, отношением к окружающему миру, другим людям и самому себе, имеют разную побуждающую силу к действию.
В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным видам деятельности (чтению и счету, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности, познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.
В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию.
Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются в соперничестве, в желании быть лучше.
Если мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание среди взрослых и детей, не удовлетворяются, если ребенка постоянно ругают или не замечают, обижают, у него могут проявляться асоциальные формы поведения. Ребенок стремится с помощью негативных поступков обратить на себя внимание других людей.
Общение со сверстниками очень сильный мотив. Ребенок часто отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.
А также важно стремление приобщиться к миру взрослых, действовать, как взрослый, не всегда осознавая средства достижения своих целей и часто нарушая правила общепринятых норм. Научиться действовать не только ради получения поощрения или избежания наказания, но и по моральным установкам – более совершенный волевой показатель.
Хорошо, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребенком.
Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.
Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Осознанность и опосредованность – это главные характеристики произвольности. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность.
О сформированных произвольных действиях можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. На основе самооценки и самоконтроля, возникает само регуляция собственной деятельности. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.
Выходит, формирование воли начинается с целеполагания, соподчинения мотивов, планирования, самоконтроля в деятельности и поведении; Произвольности в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.
Источник