Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребенка
Людмила Горшкова
Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда, откладывает в его душе отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности – это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.
Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства – музыке, живописи, хореографии – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Хореографическое искусство одно из самых древнейших на земле. Еще за несколько тысячелетий до новой эры существовали трудовые, магические, охотничьи, воинственные танцы… Правда, многие из них (как позже игрища и хороводы, а в 16-17 веках даже балеты) представлялись в синтетическом виде, т.е. в союзе со словом и вокалом. Этот факт мы не можем оставить без внимания при составлении учебной программы хореографического образования будущего.
В качестве учебной дисциплины танец занимал большое место в культуре древних греческих городов-государств в 6-3 веках до нашей эры, а позже и в Римской империи. Однако здесь его этико-эстетическое значение стояло на втором месте, а на первом – физическое совершенствование тела.
Наша задача – уравновесить эти составляющие и, кроме того, достичь гармонии между внутренним микрокосмосом отдельного человека и микрокосмом Вселенной. Ведь танец – действенный инструмент пробуждения и активизации тонких энергий жизни. Это внешнее выражение внутреннего духа. Танец и движение присущи Вселенной. В связи с этим предполагается рассмотреть следующие аспекты темы:
1. Воспитание на основе ритма или вернее воспитание ритмически организованного человека.
Ведь в сущности абсолютное чувство ритма существует также, как и абсолютный слух. Ритму можно научить, как учат, скажем, классическому или народно-сценическому танцу, хореографии в стиле «модерн».
В ряде наших школ ритмика номинально предполагается, где чаще заменяется обыкновенной хореографией. Конечно, в основе танца лежит ритм, однако ритмика и хореография не совсем одно и то же. Танцевальные этюды, на мой взгляд, являются лишь одной из составляющих элементов урока ритмики, причем с использованием этой части в финале урока. В целом же урок ритмики должен состоять из следующих компонентов и выстраиваться в последовательности:
– разминка (марши, упражнения на стопы, колени, бедра, поясницу, шею);
– хлопки, притопы с постепенным усложнением ритмической структуры;
– основы дирижирования с последующим «угадыванием»музыкального размера;
– этюды на развитие фантазии учащихся, в основе которых лежит учение А. Дельсарта о выразительном человеке и о естественной его пластике, а также система ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза (прежде, чем ученик сядет за инструмент и будет играть ту или иную музыкальную вещь, он должен изобразить, а лучше выразить эту музыку телом);
– хореографические этюды на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и пр.
2. Развитие пластических способностей и исправление физических недостатков ребенка.
Опыт показал, что большинство современных детей плохо гнутся (факт преждевременного старения организма), не могут сесть в «шпагат» и пр. Для исправления такой ситуации существует система тренажа английского хореографа Бориса Князева (эмигрант первой волны), состоящая из 30 упражнений, которую я активно использую. Каждое рассчитано на 16 или 32 такта музыкального сопровождения. Большинство упражнений выполняется лежа на спине, а затем – лежа на животе. Следуя этой системе можно:
– достичь правильной подготовки к танцам;
– исправить физические недостатки (полнота, сутулость, искривление позвоночника, рахит, кривые ноги, плоскостопие);
– приобрести упругость, эластичность всего тела, необходимые не только тем, кто собирается стать танцовщиком, но и всем, кто хочет иметь здоровое, правильно сформированное тело.
3. Путь к духовному развитию ребенка через танец, стимулирование жизненной силы, восстановление жизненной энергии, пробуждение творческого начала.
Тело человека создано для движения, которое также естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия. Движение уравновешивает, исцеляет, пробуждает энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования, для жизни и даже для смерти.
Танец – это движения тела, которые индивидуальны для каждого из нас. Они характеризуют нас, подчеркивают индивидуальные черты. Движения тела как бы соединяют внешний мир человека с внутренним и служат мостиком между ним и его божественной сущностью. Для того, чтобы движения тела обладали силой, ими нужно научиться управлять. Именно для этого и существует система известнейшего американского исследователя, преподавателя и писателя Теда Эндрю под экстравагантным названием «Магия танца». Это целый каскад отдельных движений, естественных и знакомых, связанных с какими-либо образами и основанных на подражании живой природе. Здесь существует методика, в которой используются свои позиции, ракурсы и позы. Если же чуть пристальней присмотреться к системе, то на занятиях 1-3 года обучения:
– физическими элементами здесь являются шаги или движения и те формы или образы, которые мы принимаем. В большинстве же случаев это подскоки, прыжки, подпрыгивания на одной ноге, бег вприпрыжку и галопом, кружение, шаг и скольжение;
– в основе музыкального сопровождения – классическая музыка (желательно медленная и тихая);
– частая смена ритмов, свобода во всем теле, минимум одежды;
– мелодии должны соответствовать настроению; можно выразить музыку в движении, дать волю фантазии.
Все это вместе – основа участия человека в ритуале танца.
Все эти вышеописанные аспекты темы «Хореографическое искусство в системе дополнительного образования ХХI века» являются обязательными для всех детей и подкрепляются беседами по хореографии, музыке и изобразительному искусству. Это своеобразная первая ступень в системе дополнительного образования.
Дальнейшее же обучение танцу по его видам: классический, народно-сценический, бальный, «модерн», концептуальная хореография является выборочным, т.е. по желанию и способностям учащихся.
Основой для занятий классическим танцем первого года обучения является экзерсис у станка, который включает в себя следующие упражнения:
– полуприседание и полное приседание (plie);
– упражнение на развитие подвижности стопы (battement tandu);
– маленькие броски (battement jetes);
– большие броски (grand battement jetes);
– перегибы и наклоны корпуса (port de bras);
– мягкое и резкое раскрывание ноги (battement developpe);
– собирание ног в прыжке (pas assemble);
– упражнения для рук – первое, второе, третье port de bras.
Наиболее сложной задачей для любого педагога-руководителя является постановочная работа. При создании самостоятельных постановок, новых номеров следует помнить об основных законах построения хореографического произведения. Первостепенное значение имеет музыкальный материал, образное содержание которого балетмейстер должен выразить пластинкой. Грамотно выстроенная драматургия танцевального номера предполагает наличие экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Логике драматургии должен соответствовать рисунок танца, его композиция и хореографический текст. Все эти слагаемые, используемые в процессе постановки танцев, в сумме приводят к наиболее точному пластическому выражению хореографического образа, смысла и содержания танца.
Репертуар коллектива соответствует исполнительским возможностям и возрастным особенностям учащихся.
В репертуар коллектива «Очарование» включаются образцы классического наследия, доступные для освоения участниками. Среди них наиболее известны куклы из балета «Щелкунчик», «Музыкальная табакерка» на музыку А. Лядова, «Вальс куклы» из балета «Коппелия», сценка «Красная Шапочка и Волк» из балета «Спящая красавица» и другие концертные номера и фрагменты балетных спектаклей.
Упражнения классического танца являются основным учебно-тренировочным материалом в течение всего периода обучения и делятся на 2 части: у станка и на середине зала. Они дают правильную постановку корпуса, головы, рук и ног. Развивают силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, вырабатывают законченность и форму движения, активно способствуют исправлению отдельных недостатков телосложения.
Специальное место в воспитании пластики актера отводится развитию движения рук. Выразительный свободный жест может быть выработан только упорной тренировкой. Устранение напряженности, развитие свободы и пластичности в движении рук достигается как упражнениями классического танца, так и рядом специальных упражнений и многими движениями народных танцев. Развивая суставы пальцев, кисти, локтя и плеча, эти упражнения одновременно дают возможность изучить положения и позы различных народных танцев. Поэтому рекомендуется, как можно раньше включать в тренировочные задания упражнения для рук, сочетая их с заданиями у станка и на середине.
На уроке народного танца помимо тренировочных упражнений, движений классического экзерсиса изучаются и исполняются элементы народно-сценического экзерсиса у станка и на середине зала. Помимо постановок кадрили, хоровода, перепляса и массовых плясок на разученных элементах, желательно акцентировать внимание участников на изучении самобытных особенностей русского народного танца своей области, района. Созданные на этом материале композиции будут исполняться и выглядеть более органично и художественно, чем всем известные стандартные варианты русских плясок.
Изучение народных танцев, различных по ритму, характеру и стилю исполнения, активно развивает пластику, технику и способствует раскрытию творческой индивидуальности, знакомит с обычаями и культурой различных народов.
Основными движениями народного танца являются танцевальные ходы, «веревочка», «ковырялочка», припадание, «гармошка», «моталочка», подбивка, вращения, «голубцы», «ключ», хлопки и хлопушки, прыжки, трюки.
Изучение историко-бытовых и бальных танцев – это воспитание манеры исполнения танца, умение носить костюм соответствующей эпохи и пользоваться его аксессуарами. К историко-бытовым танцам относятся танцы XVI – XIX веков, поклоны и реверансы различных эпох и современные бальные танцы. Изучение историко-бытовых танцев должно сопровождаться беседой об эпохе, стиле, танцевальной культуре, знакомством с иконографическим материалом изучаемого времени. Для постановки в детских коллективах предлагаются танцы менуэт, гавот, полонез, мазурка, вальс.
Источник
Светлана Мартюшова
Эстетическое воспитание детей как средство гармонического развития личности
Эстетическое развитие ребёнка происходит успешно лишь при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания. И важно не только признание всестороннего развития, а конкретное решение его задач самыми разнообразными способами.
На художественных занятиях, увлекаясь полученными результатами (яркими рисунками детей чистым, выразительным пением, чтением стихов, изящными плясками, воспитатель подчас недооценивает воспитывающего значения этого процесса. Ведь на каждом занятии или даже на каждом отдельном его этапе находить способы установления связи между всеми сторонами воспитания, и особенно между эстетической и нравственной. Музыкальные произведения, отобранные в соответствии с задачами воспитания, своим содержанием содействуют формированию у детей нравственных качеств. Однако воспитательный эффект достигается полностью благодаря умелому применению педагогом методических приёмов. Яркие эмоциональные переживания, вызываемые музыкой, песней, углубляют представления детей о некоторых сторонах действительности и способствуют воспитанию правильного отношения к ним.
Эстетическое воспитание происходит не только в условиях воздействия искусства, но и под влиянием многих сторон окружающей ребёнка жизни. Обстановка детского сада, его художественное оформление, ритмичный распорядок жизни, организованный быт, наблюдения ребёнка за красотой природы, за трудом взрослых – всё это способствует эстетическому воспитанию и вызывает соответствующее отношение к окружающей действительности. А это значит, что ребёнок становится восприимчивым к краскам, цветам, звукам, отзывчивым на красивые и некрасивые поступки; у ребёнка появляется стремление посильно вносить элементы прекрасного в свою жизнь.
Огромное влияние на формирование эстетических чувств детей способна оказать природа. Дети учатся не только видеть, слышать и наслаждаться красотой природы, но и приучаются оберегать её, трудиться в доступной для них форме, знакомятся с тем, как труд человека преобразует природу. В результате у детей возникает чувство любви к родной природе и желание совместно трудиться.
Искусство помогает видеть действительность, и в свою очередь непосредственные наблюдения за природой помогают понять произведения искусства.Нужно уметь сочетать эти два фактора в работе с детьми: осуществляя эстетическое воспитание, использовать художественную литературу, картины, музыку, песни для того, чтобы усилить впечатления от природы, помочь детям почувствовать её красоту, осмыслить её явления.
Жизнь и искусство находятся в теснейшей связи. Искусство, предназначенной для детей, отражает те явления жизни, которые им близки, понятны, интересны. Например, рисование тесно связано с играми, трудом детей, с их интересами и радостями. Все впечатления, которые получают дети из окружающей жизни, находят своё отражение в детском творчестве – в рисунках, лепке, аппликации. Для того, чтобы дети могли отобразить в рисунках свои впечатления, воспитатель целенаправленно организует детские наблюдения, учит детей всматриваться в окружающие предметы, подмечать характерное. Кроме того, он старается обогатить детей нужными навыками, обучить их необходимым умениям. Всё это позволяет ребёнку найти средства изображения, помогает ему увиденное перенести на рисунок.
Произведения изобразительного искусства также используются в целях эстетического развития детей. Здесь важно применять разнообразные и интересные приёмы: организация выставок произведений, которые периодически меняются по своему содержанию; давать возможность детям всмотреться в экспонаты выставки, сравнить их, подметить характерное. Рассматривая с детьми конкретный предмет, выделяя особенности его формы, цвета, узоров, воспитатель содействует расширению знаний о нём и уточнению восприятия. Необходимо учить видеть красоту в окружающем, в природе, в быту, и с этой целью стремиться создать в детском саду эстетически выдержанную обстановку.
Эстетическое воспитаниеимеет свои специальные задачи: развитие восприимчивости ко всему прекрасному в жизни и в искусстве, эмоциональной отзывчивости на него, воспитание любви к искусству, приобщение к художественной деятельности, формирование оценочного отношения, развитие способностей. От того, как удаётся воспитателю научить детей «видеть» и «слышать», зависит многое в их художественном развитии, прежде всего потому, что впечатления детей об окружающем становятся более полными, разносторонними. Перед ними раскрываются новые, ещё незнакомые стороны предметов и явлений. Они могли бы их не применить, если бы у них не была развита эстетическая восприимчивость. Поэтому важно выделять именно те стороны предмета, которые впоследствии дети должны воспроизводить в изобразительной деятельности. Вот почему во время прогулок воспитатель должен обращать внимание на форму, окраску машин, сравнивать величину больших и маленьких деревьев, окраску и форму листьев и т. д.
Не менее важно и развитие слуховой восприимчивости. Ведь и поэзия, и музыка могут быть восприняты в том случае, если развит музыкальный и эстетический слух. При чтении сказок и стихов воспитателю следует помнить о выразительных функциях звучания голоса. Следует постоянно привлекать внимание детей к красоте и значению слова. Искусство тогда воздействует на детей, когда оно вызывает чувства, волнует их, заставляет переживать.
Неоценимо значение литературы в художественном восприятии детей. Воспитатель должен стремиться сформировать у детей любовь к художественной литературе. Воспитание чувства любви к произведениям искусства – один из путей обогащения личности ребёнка и его эстетического развития. Эстетические переживания были бы неполными, если бы дети, поддаваясь настроению, выраженному в произведении, не стремились его осознать, понять, оценить. Поэтому очень важно обратить внимание на развитие у детей оценочного отношения к окружающему.
Важно подчеркнуть, что воспитание эстетического отношения происходит при восприятии художественных произведений и окружающей действительности. Оно осуществляется также и в процессе деятельности детей, когда они оценивают свои действия и действия своих сверстников (в рисунках, при исполнении песен, плясок, стихов, в выполнении правил культурного поведения и т. д.). Следовательно, развитие художественной способности и творческой активности детей проходит успешно лишь в условиях целенаправленной и организованной работы. На основе накопления художественных знаний, полученных на занятиях и в повседневной жизни, дети подготавливаются к тому, чтобы самим находить способы художественного выражения и изображения. Но необходимо стремиться создавать атмосферу, побуждающую детей к творческой активности.
Таким образом, эстетическое воспитание –необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Поэтому эстетическому воспитанию в процессе становления личности ребёнка отводится значительное место. Так сопоставление красоты природы, окружающего мира с произведениями искусства – песнями, сказками, стихотворениями, живописью, музыкой и т. д. – помогает ребёнку глубже и более осознанно воспринимать явления окружающей его жизни, чувствовать и понимать их прелесть, красоту.
Источник