Эстетическое развитие ребенка в семейном воспитании

Эстетическое развитие ребенка в семейном воспитании thumbnail

Эстетическое воспитание детей в семье

                                                                                         Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна,

        учитель русского языка и литературы

                                                                                      МБОУ «Балыклы-Чукаевская СОШ»

                                                                                     Рыбно-Слободского муниципального

                                                                          района Республики Татарстан

      Воспитание ребёнка в семье – это не только личное дело родителей, но и процесс, имеющий непосредственный выход на общество: «плохо воспитанные дети – это горе и слёзы для семьи, и для страны в целом» (А.С.Макаренко).

       Долгое время общепринятым являлся взгляд на семью, как на «помощника школы» в воспитании детей. Нет, семья – «главный воспитатель». Кроме воспитательной, семья осуществляет оздоровительную, нравственную, познавательно-образовательную, бытовую, трудовую, эстетическую и стимулирующую самостоятельный опыт личности ребёнка функции. Современная семья развивается в совершенно новой и противоречивой общественной ситуации. Семье всё труднее и труднее сохранить свою нравственную целостность, воспитательную стабильность. Слишком велико и губительно микросреды. сомнительные ценности, чуждые российскому менталитету, культивирует сегодня СМИ.  И вот уже вседозволенностью, волной помолодевшей преступности, ранними сексуальными связями, ростом числа абортов среди несовершеннолетних, табакокурением, наркоманией «заражён» социум.

    А ведь детям интересно – они внимательно приглядываются к окружающему их миру, остро чувствуют уродливое, безобразное, доброе и хорошее. Поэтому я хочу обратить ваше внимание на эстетическое воспитание детей в семье.

     Слово эстетика (греч.) обозначает чувство, прежде всего чувство прекрасного.  Но мы, родители, давайте спросим себя со всей откровенностью: как мы помогаем нашим детям приобщиться к миру прекрасного?

     Вспомним, Л.Н.Толстой, когда обосновал Яснополянскую школу, придавал необычно большое значение преподаванию музыки, пения и рисования. Чтобы представить себе всю сложность картины эстетического воспитания в школе, перечислим те компоненты, которые составляют её содержание. Это решение задач на уроках, работа в кружках, с спортивных секциях, туристических походах, работа в летнем трудовом лагере, олимпиады. Это интерьеры школьных помещений, лаборатории и кабинеты, пришкольный участок, наглядные пособия, выставки работ учащихся; это классные часы, диспуты, встреча со знатными людьми, посещение музеев и театров и т.д.  

    Ребёнок общается с друзьями, взрослыми, он активно познаёт окружающий мир, оценивает его со своей точки зрения и создаёт некие эстетические ценности. Дети они очень любознательны. Поэтому уже пятилетний ребёнок создаёт бесконечно множество проблемных ситуаций, обращаясь к матери с вопросами: отчего стол не ходит, а солнце ходит без ног, кто же нарисовал узор на окне?  

    Но, к сожалению, мы, родители, всегда куда-то спешим, и такие вопросы нам кажутся пустяковыми. А ведь ребёнку это интересно, он вполне серьёзно спрашивает о тех вещах, которые он сам видит, и ждёт от нас ответа.

     Если мы озабочены тем, какими вырастут наши дети, необходимо думать и об отношении к искусству тех, кто их воспитывает, растит, о месте искусстве в семье, в повседневной жизни детей дома, о том, как велика роль искусства в установлении и регулировании отношений между взрослыми и детьми. Ведь нередко в семье, где всё, казалось бы, пристойно, царит атмосфера разобщённости, холода. Дети это чувствуют куда быстрее, чем может показаться на первый взгляд. Многие родители: «Мы делаем для него всё. Всё даём, всё покупаем… Что ему ещё надо?» Малого! И очень многого! Вашего интереса к нему, общения с вами. Душевного тепла и взаимопонимания.

    Поэтому важно, чтобы ребёнок испытал нелёгкую радость от им самим выточенной на станке детали, от красиво сшитого платья, от выращенных им самим урожаев овощей и фруктов. Конечно же, тогда его надо похвалить, поддержать.

    Родители должны заботиться о том, чтобы дети правильно воспринимали прекрасное, – интересоваться, каково отношение их ребёнка к труду. Например, умеет ли он мыть пол дома? Помогает ли в домашних делах? Участвует ли в оформлении и украшении жилища? Ухаживает ли за цветами? Как он относится к своим вещам, книгам, тетрадям? Как он проводит свой досуг: не долго ли сидит за телевизором. Если взрослые не смотрят все передачи подряд, не будут делать этого и дети. Не надо забывать о том, что существуют передачи только для взрослых.

     Сегодня почти у каждого подростка имеются мобильный телефон и плеер. Какую музыку он слушает? О чём поётся в песне? Стоит прислушаться.

     Бесспорно, велика роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей. Сейчас в каждой семье есть возможность приобретения детских книг. Дарите своему ребёнку, если еще в детский сад ходит или учится в начальной школе, книги с красивыми картинками, пусть он больше рисует, позже отведите его в библиотеку. Так развивается его кругозор. Дети подражают  героям сказок, книги учат разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Особенно я рекомендовала бы молодым родителям, чтобы они  читали вслух детям книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К.Чуковского. У детей удивительная память, они быстро запоминают четверостишия.

     В эстетическом воспитании детей важную роль играет живопись. Живопись – это вид искусства, так же, как литература, музыка.

   Чтобы создать рассказ, написать повесть, автор пользуется Словом; создавая музыкальные произведения, композитор использует звуки. А материал художника – краски. Именно благодаря различной гамме красок, создаётся картина. Когда мы смотрим на картину, созданную мастером, мы эмоционально воспринимаем то, что изображено на картине, любуемся увиденным, сочувствуем героям, которых создал художник. Например, такие картины, как «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И. Левитана, «Русская зима» К. Юона, «Первый снег» А. Пластова в душе ребёнка вызывают только положительные чувства, возможно, чувства гордости за красоту родной земли. Каждый раз человек обогащает свой духовный мир. Поэтому такие картины должны занять достойное место в каждой семье.  

      Приобщение детей к искусству – это сложный вопрос. Научить их увидеть прекрасное в повседневной жизни ещё сложнее. Надо обращать внимание детей на архитектуру зданий, на яркость и красочность праздничного оформления города, на памятников, мимо которых многие равнодушно проходят. Восприятию всего этого ребёнком эстетические чувства, вызываемые окружающем, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к малой родине.  

Понимают ли наши дети язык природы, о котором писал Михаил Пришвин. Часто ли мы с семьёй бываем в природе? Ведь безразличный ребёнок не вырастет хозяином своей земли. Самое главное: природа является источником добра, её красота влияет на духовный мир человека, облагораживает его.

    Эстетическое восприятие природы  мальчиками и девочками несколько различно. Девочки более чутки к отдельному цветку, к птице, к бабочке. Мальчиков волнует проявление мощи природных явлений («Ого, какой дубище!», «Ох, и молния ударила! Силища!»).

   Сейчас зима. Почему бы мальчикам не посоветовать, чтобы они сделали коробки-кормушки для птиц.

    Мне кажется, если ребёнок добр к природе, к животным, он никогда не совершит зло. Не способный ощущать красоту, человек духовно беден. Взгляд его на жизнь примитивен и убог. Чем больше эмоциональных сигналов, тем душа чище, тем интеллектуальнее человек.  

     Каждый из родителей является самым главным педагогом и воспитателем своего ребёнка. И очень многое в воспитании личности зависит от традиций, привычек в семье. В первую очередь, родители сами являются примером для их же детей. Недаром Максим Горький говорил: «Эстетика – это этика будущего».

Использованная литература

1. Волович. Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. – Казань: 1976.

2. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. – М.: Педагогика, 1985.

3. Картины художников Татарстана на уроках развития речисост. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова.  – Казань: РИЦ «Школа», 2010.

Источник

Художественно – эстетическое воспитание детей в семье

МБДОУ «Детский сад № 29»

Савина Ю.А. – воспитатель высшей
квалификационной категории

Эстетические чувства, восприимчивость к прекрасному не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и оказывают влияние на его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка.

Следовательно, задача семьи – развитие у ребенка эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к красочной, нарядной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Очень часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: « Посмотри, какой красивый цветок!», «Смотри, какая бабочка!». Но, к сожалению, не всегда обращаем на это внимание.

Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита. Ребенок, которому нравится цветок или бабочка, будет стараться бережно к ним относиться. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру.

Как же нужно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье?

Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи. Следовательно, это и является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.

Родителям необходимо помнить, что любая экскурсия с детьми на природу, прогулки по городу, в парк имеют большое значение для ребенка. Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность того или иного оформления. Любоваться красотой цветущих деревьев, кустов, цветов. Замечать перемены, которые происходят в природе: цвет листьев меняется в зависимости от времени года, перелётные птицы улетают на юг, а потом опять возвращаются, облака и тучи на небе имеют разный цвет, форму. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Объекты для наблюдения в целях расширения представлений ребёнка о мире, его изменчивости и красоте найдутся всегда: это и летающие над лугом птицы, и сидящий на цветке пушистый шмель, и плавно опускающиеся на землю снежинки, и подгоняемые ветром опавшие листья. Это также имеет большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране.

Эстетическую восприимчивость у ребенка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным для него бытовым предметам. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, предметы, которыми ребенок пользуется в повседневной жизни.

Большие возможности для развития художественно – эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Здесь очень важен подход к изобразительности деятельности ребенка в семье. Нельзя преувеличивать художественные способности ребенка, и тем более не стоит небрежно относиться, как к  баловству, к его  творчеству.

Рисуя, ребенок не просто изображает те или иные предметы или явления, но и выражает посильными средствами свое отношение к изображаемому.

Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой своей деятельности. И здесь большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Здесь родителям требуется оказать помощь маленьким художникам. И самое главное – вовремя заметить тягу ребенка к творчеству и поддержать его.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития личности ребенка.

Источник

Что значит эстетически  воспитанный человек?

Это человек, который умеет воспринимать красоту окружающего мира. Такой человек несравненно богаче, полнее, радостнее, чем другой, который равнодушно проходит мимо всего. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому воспитание эстетической восприимчивостиимеет огромное значение во всестороннем развитии личности ребенка. Подлинное богатство духовной культуры в основе своей всегда имеет эту способность. И потому первая задача семьи ребенка- это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему  окружающему.

Эстетическое развитие ребенка в семейном воспитании

Источниками эстетической восприимчивости являются: природа, изобразительное искусство, литература, музыка, театр, собственная изобразительная деятельность.

Как можно воспитать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье?

*   Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умении видеть. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления о предмете, способствует эстетической восприимчивости ребенка. Одно из наиболее эффективных средств – систематическое поощрение ребенка к наблюдательности, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства, хорошо ему знакомых предметов. Любая экскурсия на природу, прогулки в огород, в парк, театр, музей имеют большое значение для ребенка. При наблюдении ребенок рассматривает окраску неба, солнца, растений в различное время. В разные времена года, при любом состоянии погоды. Надо, чтобы он увидел, что, хотя растения и деревья все зеленые, они имеют массу оттенков. Такие наблюдения способствуют развитию у ребенка более точного и тонкого различения цвета и формы, что играет большую роль в воспитании вкуса.   Постоянные поощрения и одобрения родителей к наблюдениям является важным и наиболее эффективным средством в художественно-эстетическом воспитании детей.Пра­вильно делает мать, когда во время прогулки она говорит ребен­ку. «Посмотри, какое красивое сегодня небо! Нежно-голубое, с легкими, как бы танцующими облаками!», «Обрати внимание на листочки осины. Осенью   они  совсем,  темно-красные;  у березы –  золотистые, а у клена особенно яркие, пестрые, одни желто-оранжевые, другие желто-зеленые. И как красивы все это  вместе в осеннем лесу»

Учить видеть красоту в привычных бытовых предметах.Так,  например, соз­нание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и по узору, ее украшающему, заставит ребенка бережнее к ней отно­ситься.Внимательно выбирать вещи для ребенка, То, что он сам путем сравнения выбрал наиболее понравив­шуюся ему вещь из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребенка мотивировать свой вы­бор, находить для этого соответствующие словесные объясне­ния, что способствует активизации его эстетического отношения к окружающему.Чтение книг, рассматривание иллюстрацийсемейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов – все это поможет обогатить эстетические представления ребенка.

*    Большое значение имеет образное слово взрослого.

Хорошо найденное слово помогаем детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т.е. делают его красивым. Красиво то, что величественно и стройно, просто, что тщательно и  любовно выполнено, что изящно по форме, принято по  цветовым сочетаниям и т.д.

.Обязанность взрослых как можно раньше приобщать ребенка к красоте, ибо, как считал В. Сухомлинский, «Через красивое– к человечному – такова закономерность воспитания.» Благодаря восприятия прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в себе.

*  Большие возможности для развития художественно-эстети­ческой восприимчивости дают занятия по изобразительной деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией активизируют сенсорное развитие ребенка, его мелкую моторику, пространственное восприятие. Положительно воздействуют на формирование речи, игры, способствуют развитию памяти, внимания, образного мышления, воображения, творческих способностей, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Многолетний исследовательский опыт показал, что, ребенок, овладев основными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется в школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развито воображение.

 Очень важен с самого начала здоровый подход к изобрази­тельной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличи­вать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству.    

В основе изобразительной деятельности лежит систематическое развитие у ребенка способности активно, целенаправленно рассматривать предметы и явления его окружающие, и посильно передавать увиденное в рисунке, лепке, аппликации.

Как организовать детский изобразительный уголок дома.

В состав уголка должны входить: альбом, бумага для акварели, краски (гуашь, акварель).   Кисти, цветные и простой карандаши, фломастеры.Для аппликации цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, клеенки. Для лепки пластилин, глина,  стеки. Все это также должно соответствовать возрасту вашего ребенка.В вашем уголке может быть настенная доска с мелками. Она ценна тем, что позволяет детям создавать крупные рисунки и при этом закреплять технику движения руки, совершенствовать форму изображаемых предметов, легко исправляя ошибки,

неточности рисунков.Рядом со столом размещают подвесную полку или шкаф необходимо выделить место для хранения материалов и оборудования по рисованию, лепке, аппликации, которые дети используют по своему желанию, в зависимости от возраста ребенка, которыми они научились пользоваться на занятиях.

*    Оценка рисунков.

По мере накопления некоторого опыта в изобразительной деятельности у ребенка развивается критическое отношение к своей работе. Тогда ребенку важна оценка его рисунков взрослыми. Давая оценку рисунку – не разочаруйте маленького рисовальщика! На что следует обращать внимание?  На правдивость изображения, сходство образов с действительностью, передача характерных особенностей и деталей, на эстетическое качество рисунка: аккуратный,  яркий, веселый по краскам и т.д. Для рисунков,  выполненных в детском саду хорошо завести папку и складывать в нее творческие работы.

*   Помощь ребенку в выборе для рисования.

Часто ребенок начинает механически повторять одни и те же привычные образы. Родители могут подсказать ребенку сюжеты из окружающей действительности, провести целенаправленные  наблюдения, рисование с натуры, рисование иллюстраций к прочитанным сказкам, рисование по воображению («сказочная птица», «сказочный зверь» и т.д.), декоративное рисование («красивая тарелка», закладка для книги и т.д.). Желательно познакомить детей с декоративно – прикладным творчеством: хохломской и гжельской росписью, дымковскими игрушками и т.д.

*   Активизировать речь ребенка.

Рисование должно обогащать речь ребенка. Следует вызывать его на объяснение тех или иных моментов: как называетсяформа предмета, назови,  какой цветок ты рисуешь, почему выбрал такой цвет и т.д.

Чем интересным можно заняться в кругу семьи?

*   Лепка.

Лепка помогает детям уточнять свои представления о форме, строении и пропорциях предмета. Следует обратить внимание ребенка, что скульптуру нужно смотреть со всех сторон. Работа особенно увлекает детей, когда предназначена для определения цели (подарок папе и т.д.) В настоящее время в магазине можно приобрести не только пластилин, но и готовую глину, пластику. Дети очень любят лепить из теста. Их следует приобщать к такому творчеству в процессе приготовления, например, печенья; а также можно приготовить «соленое» тесто для творчества. (Рецепт: 1 стакан муки, 1 стакан соли круто замесить; вылепить, выпечь в духовке, украсить красками).

*   Подготовка к Новому году.

Сама задача создать игрушку, которая будет украшать, елку определяет эстетическую увлекательность этой работы. Что можно изготовить? Бумажные флажки, декоративные цепочки, игрушки оригами, игрушки из соленого теста, шишек, скорлупы грецкого ореха, из яичной скорлупы, цветных лоскутков.

*   Работа штампами.

Печатку можно изготовить из картофеля или моркови.  Сырую картошку разрезать пополам. На разрезе вырезать простой узор. Рисунок должен быть рельефный. Рельефная часть среза покрывается  краской и печатается, т е. прикладывается к бумаге. Детям можно предложить таким образом выполнить приглашения, закладки, рамочки для фотографий, открытки.

Можно приготовить штамп из сухих листьев. (Лист  покрыть краской и в определенном порядке прикладывать к бумаге, тщательно прижимая.)

*   Печать ладошками.

Очень увлекательное занятие. Покрыть ладошку краской и приложить ее к  бумаге. А потом, дорисовать полученное изображение, проявив фантазиюи творчество.Может получиться «осьминог», «рыбка», «семейство опят» и т.д.

       Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предме­ты или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к  тому, чтоизображает. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка

                                                Педагог дополнительного образования Шелехина Нина Сергеевна

.

Источник