Эстетическое развитие ребенка в изобразительной деятельности
Светлана Травкина
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности
Уважаемый президиум пленарного заседания, коллеги присутствующие, вашему вниманию предлагается доклад по результатам работы на тему
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности»
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития – оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: найти и апробировать эффективную методику для эстетического воспитания дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического развития детей дошкольного возраста.
3. Выявить специфику эстетического воспитания дошкольников.
4. Провести работу по художественно-эстетическому развитию.
5. Провести итоги проделанной работы.
Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание детей дошкольноговозраста будет эффективным если:
– будут рассмотрены теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста.
– выявлены методы и специфика эстетического развития дошкольников.
3. Разработана система занятий по изобразительной деятельности.
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.
Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т. д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т. д.
Дети также усваивают и основные эстетические понятия, окружающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.
Наше экспериментальное исследование ставило своей целью изучение влияния реализации индивидуального подхода к обучению дошкольников изобразительной деятельности на уровень овладения умениями и навыками данной деятельности.
Наше исследование состояло из следующих этапов:
1 этап – изучение уровня овладения детьми умениями и навыками изобразительной деятельности;
2 этап – процесс формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка;
3 этап – контрольное изучение уровня овладения детьми умениями и навыками изобразительной деятельности.
В исследовании принимали участие дети 5-6 лет в количестве 20 человек. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №…. общеразвивающего вида»
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей недосформированы изобразительные умения и навыки: рисунки отличаются схематизмом, простотой передачи предмета, цветового решения, выполняются по шагу детьми, не осознаются и не используются передача знаков и характер изображения, что важно для полноценного, яркого, выразительного образа, делают изображения предметов в статике, отсутствует проявлять фантазию, творчество.
После этого нами была составлена программа формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом уровня овладения умениями и навыками рисования. Для детей 1 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность с целью развития технических навыков, самостоятельности и творчества детей, для 2 подгруппы была подобрана непосредственно образовательная деятельность по закреплению полученных навыков и развития творческих способностей, для детей 3 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность на развитие творческого воображения.
Как показал анализ детских рисунков на контрольном этапе,дети обнаружили богатство воображения: стараясь показать сказочность образов, они изменяли реальный цвет предмета или объекта, придавали ему таинственность, фантастичность. В творческих заданиях переплетались, правда и вымысел, фантазия и реальность.Заметно улучшилась техника исполнения: дети передавали форму предметов, разнообразие цветов и оттенков, использовали приемы тушевки, штрихования, заливки, «тычок», «сухая кисть».
Таким образом, целенаправленное, планомерное проведение работы по формированию умений и навыков изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с уровнем сформированности данных умений и реализацией индивидуального подхода в работе с детьми отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. В процессе экспериментальной работы было отмечено, что дети по нескольку раз пытались исправить, дополнить свои работы или создать их заново.
Источник
Яна Позднякова
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Эстетическое воспитание — это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира искусства и создавать ее.
Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-прикладного творчества). Пронизывая все стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях.
Проблема эстетического воспитания развития личности, формирование её эстетической культуры одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Эта проблема достаточно полно разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких как Д. Н. Джон, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачёв, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая и другие.
На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:
· развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей;
· приобщать детей к деятельности в области искусства воспитывая у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения;
· формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни;
· развивать художественно-творческие способности детей.
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
Успех работы по эстетическому воспитанию во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы ребенка, уровень его общего развития.
Методы и приемы эстетического воспитанияможно разделить на наглядные и словесные: метод убеждения, побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному; метод проблемных ситуаций.
Средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию. Она является самым интересным видом деятельности дошкольного возраста, она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.
Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали и древние греки, произведения искусства, которых до сих пор удивляют и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека. Мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для образования и воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойства предметов, которые предстоит передавать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Особенно, хочется, остановится на развитии у детей чувства цвета и ритма.
Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве, и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. Однако бывает, что дети в процессе создания изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорирует его.
Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например зелень хвои, окраска некоторых видов цветов (ромашки, васильки, незабудки и др.).
Широко распространено мнение, что дети яркие цвета и сами используют их как средство выразительности. Педагогический опыт показывает, что эту особенность можно отнести лишь к отдельным детям. В массе своей младшие дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению изображения и могут выполнить весь рисунок одним цветом. Даже напоминание педагога о том, что в распоряжении ребенка есть карандаш (краски) разного цвета, не вызывает у детей желания применить их. Такое явление можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, без активного освоения которой изображение получается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета. Поэтому необходимо развивать у детей восприятие цвета, чувство цвета. Обогащение сенсорного опыта позволяет сформировать представление о цвете предметов как их необходимом, а вместе с тем в ряде случаев меняющемся свойстве.
Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоения воспитанниками цветовых эталонов – спектра, усвоения знаний о цветах, оттенках и способах их получения, обучения передаче цвета предметов в изображении, цветового строя в декоративном творчестве в разных возрастных группах, начиная со второй младшей, были разработаны в результате исследований по сенсорному воспитанию и по декоративному творчеству. Они показали, что детям доступны сведения о последовательности спектральных тонов, о теплой и холодной гаммах спектра. Они овладевают умением высветлять цвета, и получать более светлые и более насыщенные оттенки. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при создании изображений.
У детей дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности (декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи, в которых решение цветовых задач особенно важно для усвоения детьми знаний о цветах и оттенках, способствуют подбору цветов, оттенков, цветосочетаний, использованию цвета как средства выразительности.
Цветовое восприятие и представления о цвете, а также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивных могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях.
Важным средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети в детском саду, является ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества обращали внимание на тот факт, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании. При этом отмечаются две формы его проявления – в процессе рисования, т. е. в ритмичности рисовальных движений и в пространственной организации листа. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию.
Анализ произведений изобразительного искусства позволил выделить ритмические структуры, выступающие в качестве «мерок»,эталонов:
1) повторяемость – сочетание в рисунке однородных элементов;
2) чередования – сопоставление различных по форме и величине элементов рисунка;
3) симметрия.
Оказалось, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма; учитывая возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечить последовательность формирования у детей восприятия и применения выделенных ритмических структур.
Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии, четкой изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении декоративно-прикладного искусства и т. п.). Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.
Однако важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми (в силу их конкретного, образного мышления) в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, воспитателю важно наполнить слово красивое конкретным содержанием.
Например, рассматривая цветок, выделить,что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья и т. д. Необходимо тоже найти слова, чтобы передать эстетическую характеристику предмета. Осознав, что значит красиво, ребенок начинает сам находить красоту в других и явлениях. В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета
вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах, рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц в различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной, фантастической птицы.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства,доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества – обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.
Занятия по декоративному рисованию в последние годы все более тесно связываются с ознакомлением с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство народной фантазии, мастерство, что способствуют не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию.
Для развития детского изобразительного творчества, решения задач эстетического воспитания важно предоставить детям широкие возможности использования рисования, лепки, аппликации в играх, в оформлении групповой комнаты, вестибюля, зала к вечерам досуга, праздникам. Важно, чтобы, входя в помещение детского учреждения, дети и взрослые буквально погружались в атмосферу детского творчества. Применение полученных на занятиях изобразительных умений и навыков в практических общественно полезных целях имеет большое значение не только для повышения эффективности детского художественного творчества, но и для осуществления более широких воспитательных задач. Детские рисунки, аппликационные работы могут быть использованы для оформления детского сада к празднику.
Художественно-оформительная деятельность детей может осуществляться как на общегрупповых занятиях, так и вне их.
Эстетическое воздействие на детей занятием изобразительной деятельностью зависит от того, что отбирается для изображения (это хорошо знакомые детям и красивые предметы, игрушки, явления природы, общественной жизни, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка)
Изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, направления не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему их радуют их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной, поэтому выражение отношения к изображаемому – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей приобретает и тогда, когда они создают что-то для других. В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше, повышается положительное эмоциональное отношение к деятельности. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребности в добрых делах.
Таким образом, дошкольный возраст – это особенный возраст для эстетического воспитания. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие существенных эстетических качеств будущей личности.
Всесторонне развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Педагог должен использовать методы и приемы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей. Чем богаче впечатления детей, чем содержательнее и интереснее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, а при условии своевременного овладения детьми способами изображения, рисунки, аппликации и поделки их будут интересными, разнообразными и выразительными.
Источник