Эстетическое развитие ребенка в дидактической игре
«Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».
«…Дайте же детям играть,
пока игра их радует, влечет к себе
и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский
Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно-эстетического воспитания существенно возрастает.
Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Они универсальны и эффективны. Они отвечают современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Они эмоциональные, развивающие по целям, гуманистические и эвристические.
Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.
Все дидактические игры в художественно – эстетическом развитии дошкольников можно разделить на три основные вида:
1. Игры с предметами;
2. Настольно – печатные игры;
3. Словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Например, «Составь букет», «Создай портрет», «Занимательная палитра», «Лесная полянка».
В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков. Например, в младшем дошкольном возрасте в игре «Лучики» дети смотрят на лучики разных цветов (красного, синего, желтого, зеленого) и называют их. В играх старших дошкольников закрепляем знания о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, их оттенках. В таких дидактических играх закрепляются знания эталонов (форма, цвет, материал и др.) о свойствах и качествах различных материалов, углубляются представления о существенных характеристиках предметов, ребята учатся выделять особенности деталей, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Например, подбор картинок по парам.
Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка и др. «Парные картинки. Садовые цветы. Птицы. Деревья, лисья и плоды»
Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку.
Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды» дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.
Дидактическая игра «Времена года» помогает закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года, закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные.
Словесные игры.
Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.
В своей работе я использую такие игры:
«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит.д.).
«Что бывает желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).
«Что это такое?»- взрослый называет растение или животное, ребенок- общую группу, к которой они относятся.
Например: -воробей…птица , -мухомор…гриб.
“Так бывает или нет?” правилами игры требуется: заметить в стихотворении Л. Станчева “Это правда или нет?” все небылицы:
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.
Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда. Дети учатся высказывать эстетические суждения и давать эмоционально оценку произведений искусства, закрепляют техники ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.
Источник
Людмила Остроушко
Дидактические игры, направленные на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Снеговик и Солнышко»
Цель: Развивать чувство цвета, уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»
Материал: изображение Снеговика и Солнышка, цветные круги в тёплой и холодной цветовой гамме.
Задание: подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).
Дидактическая игра «Попугай художник»
Цель: уточнить с детьми название цвета; продолжать учить сравнивать и находить одинаковый цвет.
Материал: картинка с изображением попугая, цветные капельки.
Задание: внимательно рассмотрев картину, необходимо найти капли краски одинакового цвета с перьями попугая.
Дидактическая игра «Волшебная палитра»
Цель: развивать чувство цвета.Материал: гуашь, палитра.
Задание: педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету, как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).
Дидактическая игра «Веселая палитра»
Цель: развивать чувство цвета.
Материал: карточки с предметами, палитры с оттенками цветов.
Задание: назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет.Подбери все пары: лимонный – лимон. (т. д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому – морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе – сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный – это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)
Дидактическая игра «Волшебные картинки»
Цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.
Материал: лист бумаги с незаконченным изображением, карандаши.
Задание: дорисовать картинку, отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что-то своё, непохожее на другие картинки.
Дидактическая игра «Чудесный лес»
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Цветные карандаши.
Задание: педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.
Дидактическая игра «Угадай, что получится?»
Цель: развивать воображение, фантазию, творчество.
Материал: лист бумаги, карандаши.
Задание: педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию, но не полностью. Следующий ребёнок говорит, что это, может быть, и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.
Дидактическая игра «Чего на свете не бывает?»
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: цветные карандаши, бумага.
Задание: педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать,что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.
Дидактическая игра «Что это может быть?»
Цель: развивать воображение.Материал: Гуашь, палитры.
Задание: педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т. д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал
Дидактическая игра «Расскажи об их настроении»
Цель: развивать восприятие, внимание, воображение.
Материал: иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния; бумага, цветные карандаши.
Задание: педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.
Дидактическая игра «Поможем художнику»
Цель: развивать творческое воображение.Материал: Цветные карандаши, бумага.Цель: педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.
Дидактическая игра «Придумай сам»Цель: развивать воображение, фантазию.
Задание: педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.
Дидактическая игра «Веселый гном»
Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал: картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.
Задание: педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать
Дидактическая игра «Перевертыши»
Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.Материал: карандаши, листы бумаги с изображением половинки предмета.
Задание: педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»Цель: Закреплять умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовывать изображения.
Материал: Карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.Задание: Педагог предлагает детям нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Сказка» с. Становое
Из опыта работы для педагогов на тему:
«Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»
Воспитатель: Киреева Г. В.
Апрель 2017г.
«…Дайте же детям играть,
пока игра их радует, влечет к себе
и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский
Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно-эстетического воспитания существенно возрастает.
Слайд №2
Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Они универсальны и эффективны. Они отвечают современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Они эмоциональные, развивающие по целям, гуманистические и эвристические.
Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.
Слайд №3
Все дидактические игры в художественно – эстетическом развитии дошкольников можно разделить на три основные вида:
1. Игры с предметами;
2. Настольно – печатные игры;
3. Словесные игры.
Слайды №4,5,6
Игры с предметами.
В играх с предметами в своей работе я использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Например, «Черепашка», «Мозаика», «Весёлые замочки», «Собери матрёшек», «Найди свой цветок», «Цветочная поляна» и др.
В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.
Слайды №7,8,9,10
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и другие. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Например: «Все грибочки по цвету». Задачи: учить детей различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, желтый); упражнять детей в группировке предметов по размеру и цвету.
Игра «Подбор картинок по парам»
Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка и др. «Парные картинки. Садовые цветы. Птицы. Деревья, листья и плоды»
Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку.
Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды» дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.
Дидактическая игра «Времена года» помогает закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
Словесные игры.
Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.
В своей работе я использую такие игры:
«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит.д.).
«Что бывает желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).
«Что это такое?»- я называю растение или животное, дети – общую группу, к которой они относятся.
Например: воробей – птица, мухомор – гриб.
Очень детям нравится игра “Так бывает или нет?”. Правила игры: требуется заметить в стихотворении Л. Станчева “Это правда или нет?” все небылицы:
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
Слайды №11,12,13
В совместной художественно-эстетической деятельности детей и взрослых использую такие дидактические игры: «Узоры на песке», «Волшебный пальчик».
После каждой дидактической игры, детские работы оцениваются взрослым или самими детьми. Таким образом, развивается умение детей давать эмоционально-эстетическую оценку работам, выполненными самими детьми (своей собственной и других детей).
Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.
Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда. Дети учатся высказывать эстетические суждения и давать эмоционально оценку произведений искусства, закрепляют техники ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.
Приложение.
«Волшебные стёклышки» -слайд № 14
Цель: подвести детей к пониманию того, что среди всех известных им цветов три являются самыми главными. Закрепить понятие «основные цвета спектра» (красный, жёлтый, синий). Заинтересовать смешением основных цветов для получения новых («составных»).
Игровой материал: прозрачные пластиковые прямоугольники трёх основных цветов; бумажные карточки – кармашки с прорезанными силуэтами баночек для красок.
Ход игры: педагог предлагает детям поэкспериментировать с «волшебными стёклышками» (дети вставляют пластик в бумажные кармашки, наблюдая изменение цвета).
«Рисунки верёвочкой»- слайд № 15
Цель: показать возможность создания образа с помощью контурной линии. Развивать творческое воображение.
Материал: доски, обтянутые фланелью; набор шнуров, верёвочек; кружочки разного диаметра (для дополнения изображения)
Ход игры: педагог предлагает детям создать образ какого-либо предмета с помощью верёвочки. Возможно использование образца; выполнение упражнения по устному заданию педагога или собственному замыслу ребёнка.
«Мой любимый натюрморт» »- слайд № 16
Цель: закреплять знания о жанре натюрморта, упражнять в составлении композиции по собственному замыслу , по заданному сюжету( праздничный; с фруктами и цветами и тд.)
Материал: различные варианты фона, силуэты( выполненные из бумаги и картона) цветов, овощей, фруктов, посуды и тд.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку составить натюрморт из предложенных изображений и фонов; придумать собственный вариант или по подобию образца.
«Составь пейзаж» »- слайд № 17
Цель: формировать представления детей о жанре пейзажа, особенностях его изображения; закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане композиции.
Материал: картинная плоскость с разными вариантами изображения поверхности земли и линии горизонта; силуэты деревьев, домов, водоёмов, дорожек и тд. (различной величины).
Ход игры: педагог предлагает ребёнку составить пейзаж из предложенных фонов и силуэтов. Возможно составлять по подобию или придумать собственный вариант.
Источник