Эстетическое развитие ребенка дипломная работа
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
общеинститутская кафедра психологии образования
Демина Елена
КУРСОВАЯ РАБОТА
Эстетическое развитие младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Программа подготовки «Психология искусства»
направление 050400.68 “Психолого-педагогическое образование”
(1 курс, очная форма обучения)
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, Белых Светлана Леонидовна
доцент
Заведующий кафедрой:
доктор психологических наук,
доктор педагогических наук Савенков
профессор Александр Ильич
Москва
2013
Объект исследования: Эстетическое развитие ребенка.
Предмет исследования: Эстетическое развитие младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Гипотеза: Эстетическое развитие младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности происходит более быстрыми темпами, приобретая дифференцированный и личностно-значимый характер.
Цель исследования: Выявить темпы и специфику эстетического развития младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
Анализ проблемы эстетического развития ребенка.
Разработка критериев эстетического развития ребенка и их конкретизация на примере театрализованной деятельности.
Эмпирическая диагностика эстетического развития детей, занимающихся театрализованной деятельностью,
Сравнительный анализ уровня эстетического развития детей, занимающихся театрализованной деятельностью и занимающихся другими видами деятельности по дополнительным программам ДОУ.
Методы эмпирического исследования:
Наблюдение.
Экспертная оценка.
Анкетирование.
1.1. Эстетическое развитие
1.1.1. Развитие системы ценностей ребенка как основа эстетического развития
1.1.2. Этапы эстетического развития
1.2. Эстетическое развитие младших дошкольников как одна из линий возрастного развития
1.3. Психолого-педагогическое обоснование возможностей эстетического развития дошкольников в театрализованной деятельности
1.3.1. Идентификация с персонажем и эмоциональное сопереживание как основа развития эмоционально-волевой сферы ребенка
1.3.2. Эмоциональное сопереживание персонажам как стимул для формирования определенного интереса
1.3.3. Театрализация как аналог ролевой игры
1.3.4. Сюжетная основа пьесы как форма жизненного опыта
1.3.5. Мораль пьесы и ее усвоение детьми
1.3.6. Визуальное и музыкальное оформление пьесы как фактор эстетического развития
1.3.7. Текст пьесы как фактор эстетического развития
1.3.8. Оценка деятельности ребенка взрослым как фактор его эстетического развития
1.4. Диагностика эстетического развития ребенка
1.4.1. Общие подходы к диагностике эстетического отношения к миру и эстетического развития
1.4.2. Учет возрастных особенностей в диагностике эстетического развития.
1.4.3. Общие критерии оценки эстетического развития ребенка
1.4.4. Конкретизация критериев эстетического развития ребенка в процессе участия в театрализованной деятельности
1.5. Выводы по 1 главе
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования
2.4. Выводы по 2 главе
Источник
Краткое описание документа:
Значение эстетического и художественно-творческого развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в наше время, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественно-творческой культуры личности и создания для этого благоприятных условий.
Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние эстетической культуры. Эстетический опыт становится неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, придавая ей эмоциональную окраску, стимулируя творческие способности, активизируя чувствование, понимание прекрасного. Именно эти качества чрезвычайно значимы для культурного человека.С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Эстетическая культура — важнейшая составляющая духовного облика личности. От наличия и степени развития её в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, отношение к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, сопереживанию человечество вряд ли смогло бы реализовать себя. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.
В настоящее время возрастает потребность общества в людях, способных творчески, нестандартно подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, это обусловлено ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Направленность современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Деятельность современной школы должна быть направлена на формирование основных, ведущих компонентов эстетической и художественно-творческой культуры личности школьника, и эстетическое воспитание должно способствовать включению школьника в процесс эстетической деятельности, что естественно приведет к существенному изменению и обогащению структуры и содержания художественно-эстетического образования, форм и методов его осуществления.В ребёнке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. В противном случае желание творить может быть спрятано в самые дальние сокровенные уголки детской души, в которые родителям и учителю редко удается заглянуть и раскрыть в дошкольном и школьном периодах развития личности.
Проблема формирования эстетической культуры личности является предметом исследований в области философии (Ю.А. Борев, А.И.Буров, H.JI. Лейзеров, А.Ф. Лосев, М.С. Каган, В.И. Каниковский, Н.И. Киященко, А.И. Комарова и др.); психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М.Якобсон и др.); педагогики (Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, А.А Мелик-Пашаев, Л.П. Печко, Е.М.Торшилова, А.И.Сохор, В.А.Сухомлинский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, С.Т.Шацкий и др.).
Важное значение при рассмотрении методологических аспектов проблемы развития художественно-творческой культуры школьников имели труды E.B. Бондаревской, E.H. Ильина, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, В.И. Разумного, И.Б. Котовой, Т.П. Мальковой и др.
Изобразительное искусство рассматривается авторитетными учёными, педагогами, психологами как важный аспект формирования художественной культуры и средство художественно-творческого развития личности (Т.С. Бакушинский, М.М. Байрамбеков, A.C. Выготский, Е.А. Игнатьев, Т.С. Комарова, B.C. Кузьмин, И.М. Раджабов, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т.Я. Шпикалова и др.).
Особый интерес в аспекте формирования творческих способностей, развития художественной культуры и эстетического вкуса школьников в процессе изучения ими произведений изобразительного искусства представляют труды Б.Г. Ананьева, С.А. Аничкина, Д.К. Бусурашвили, Н.П. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, Л.Г. Коваля, Б.Т. Лихачёва, Б.Ф. Ломова, A.A. Любинской, Б.М. Теплова и др.
Источник
Итак,
эстетическое развитие – это процесс,
позволяющий воспитаннику научиться
самому создавать прекрасное и почувствовать
постоянную потребность творчества
в любом виде деятельности. Сочетание
эстетической деятельности (видеть, воспринимать
прекрасное) и художественной (создавать
красоту) обеспечивает успех эстетического
развития.
Эстетическое
развитие дошкольников происходит в
деятельности по восприятию и оценке
произведений искусства, также в
процессе собственной творческой деятельности.
При этом происходит развитие эстетической
способности воспринимать, оценивать
прекрасное и способности воплощать
свои замыслы в художественной деятельности.
Целостное развитие личности предполагает
развитие способностей обоих типов.
Ребенок может наиболее полно
развернуть свои художественно-творческие
способности тогда, когда он обогащается
художественными впечатлениями, постепенно
овладевает практическими навыками.
Поэтому немаловажно для нашего
исследования является положение, что
обучение не тормозит, а напротив, дает
ребенку возможности для творческих
проявлений и эстетической деятельности.
«Ребенок обладает громадными потенциальными
возможностями и при правильной
организации воспитания, основывающегося
на научном знании возрастных и индивидуальных
психофизиологических особенностей, возможно,
достигнуть высокого уровня его эстетического
развития» [53, с. 8].
Занятия
изобразительной деятельностью
нам представляются важным (необходимым)
условием эстетического развития дошкольников.
Следовательно, для успешного эстетического
развития ребенка дошкольника необходимо
разработать систему специально
организованных занятий на основе использования
искусства. Основополагающим является
точка зрения современной педагогической
науки о диалектической взаимосвязи
обучения и развития личности: вне
обучения не может быть полноценного
развития.
Обучение
стимулирует, ведет за собой развитие,
в то же время опирается на него.
Искусство
выступает как средство воспитания
чувств, несет духовные ценности, представленные
в художественных символах и ярких
эмоциональных образах. Оно как
образная модель жизнедеятельности, дает
возможность ребенку осуществлять
освоение мира. Многообразие и целостность
мира наиболее полно представлены в
различных видах искусств, в их
взаимосвязи.
В
концепции непрерывного образования
(дошкольное и начальное звено) определено
содержание художественно-эстетического
развития ребенка. Отмечается, что в
дошкольном возрасте развивается интерес
к эстетической стороне действительности,
потребность в творческом самовыражении.
Ребенок знакомится с различными
видами и жанрами искусства. Для
успешного художественно-эстетического
развития необходимо создание следующих
условий:
- обогащение
чувственного опыта ребенка во всех видах
активности; - организация
художественной деятельности, адекватной
возрасту; - предоставление
ребенку возможности выбора вида деятельности,
сюжета, материалов и средств воплощения
художественного замысла; - поддержка
детской непосредственности, поощрение,
стимуляция фантазии и воображения ребенка.
При
реализации этих положений в дошкольных
учреждениях создаются широкие
возможности для накопления сенсорного
опыта, обогащения чувственных впечатлений
ребенка. Педагоги обращают внимание детей
на разнообразие и красоту форм,
цвета, звуков, запахов в окружающем
мире во время прогулок, экскурсий,
в игре, в быту, в специально организованной
деятельности. Для развития у ребенка
эмоциональной отзывчивости на красоту
предметов искусства, природу, рукотворного
мира организуется совместное переживание
эмоций радости, удивления, сопереживания,
восхищения. Приобщение детей к миру
искусства также способствует развитию
эстетических эмоций, нравственных чувств,
накоплению ярких впечатлений об
окружающем, формированию представлений
о многообразии форм художественно-эстетической
деятельности. Таким образом, складываются
предпосылки для актуализации у
ребенка художественных способностей,
развития художественного вкуса.
Эстетически
развитого ребенка характеризует
гибкая творческая активность, богатое
воображение, яркое видение мира,
способность легко и адекватно
ориентироваться в решении теоретических
и практических задач, умение сочувствовать
другому человеку, тенденция переноса
эстетических и нравственных идеалов
во все сферы жизни.
Осуществление
эстетического развития дошкольников
возможно различными средствами, одним
из которых является природа. Богатство
постоянно меняющихся красок, форм,
звуков в природе, их повторяемость
и сочетания способны вызвать
у детей ощущения, в большинстве
случаев связанные с радостными
переживаниями.
Как
у взрослого, у ребенка процесс
познания происходит при участии
всех анализаторов, в процессе различного
рода деятельности. Процесс познания
через зрительное восприятие является
лишь незначительной частью всего процесса
познания ребенком действительности.
Исходя из данных утверждений, мы строим
наше исследование на основе использования
природы в педагогическом процессе
ДОУ как средства эстетического
развития старших дошкольников.
1.3.
Роль природы в
эстетическом развитии
ребенка
Трудно
представить себе эстетическое развитие
детей без привлечения в помощники
воспитателю природы – этого самого
естественного источника красоты.
Природа – не только великий учитель
и великий воспитатель. «Природа
– источник творческого вдохновения,
источник подъема всех духовных сил
человека, не только взрослого, но и
подрастающего»[7, с. 23]. Природа помогает
окрашивать в эмоциональные тона
все восприятия окружающей действительности.
Вот
это эмоциональное отношение
к окружающей природе, :-: еисчерпаемому
источнику
красоты, и должна воспитывать система
образовательных учреждений у детей.
Во все времена и эпохи природа
оказывала огромное влияние на человека,
на развитие его творческих способностей,
являясь в то же время неиссякаемым
источником для всех самых смелых
и глубоких дерзаний человека.
В.Г.
Белинский считал природу «вечным
образцом искусства». Композитор П.И. Чайковский,
высоко ценя искусство в жизни
человека, писал: Восторги от созерцания
природы выше, чем от искусства».
Многоголосое звучание земли русской
нашло отражение в творчестве
талантливых русских композиторов
С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова,
М.П. Мусоргского и других. Неповторимое
богатство красок природы запечатлели
в своих полотнах И.И. Левитан, И.И.
Шишкин, И. Грабарь, М. Сарьян, С. Герасимов
и другие.
Прекрасное
в природе безгранично и неисчерпаемо.
Поэтому природа является источником
вдохновения искусства. Прекрасное
в природе было и остается предметом
художественного освоения ее. Поэтому
великие художники – всегда первооткрыватели
прекрасного в окружающем мире.
Уровень
экономического развития общества, общественные
отношения людей отложили значительный
отпечаток на восприятие природы. В
отдельные эпохи это восприятие
выражало эстетический интерес людей
к природе или, наоборот, прекрасное
воспринималось искаженно. В античный
период древние греки рассматривали
прекрасное как гармонию, разлитую
в природе. Естественный порядок
в природе считался всеобщим эстетическим
свойством ее.
По
мнению Л.В. Компанцевой. в эстетическом
развитии дошкольников средствами природы
большая роль принадлежит педагогическому
коллективу ДОУ. Перед ними стоит
задача – последовательно, систематически,
целенаправленно развивать и
совершенствовать эстетические вкусы
детей.
Работа
по развитию детского изобразительного
творчества в рисовании природы
должна строиться в соответствии
с требованиями программы воспитания
и обучения в детском саду, которые
нацеливают на формирование у каждого
ребенка, начиная с четырех лет,
нравственно-эстетических чувств при
встрече с прекрасным в природе
и искусстве и, в частности, при
знакомстве с поэзией и пейзажами.
Программа
ставит задачу развития поэтического
слуха и эстетического восприятия
дошкольников, умения различать и
понимать своеобразие использования
тех или иных художественных средств
произведений искусства.
Одной
из форм систематической работы по
эстетическому воспитанию являются
занятия сюжетно-тематическим рисованием,
основная цель которых – развитие умственной
активности и творческого воображения
детей. Эти занятия включают и
рисование на темы литературных произведений
о природе. Воспитатель учит детей
воспроизводить увиденное, услышанное,
т. е. известное содержание в новой
трактовке. Без помощи взрослого
дети часто затрудняются определить
художественные средства, которые поэт
использует при описании природы, или
не уделяют им должного внимания, что,
в свою очередь, ведет к невыразительности
образов. Иногда дети, наоборот, чувствуют
и понимают, что и как хотел
показать поэт, но у них нет достаточного
опыта или ориентировки в передаче
впечатлений в своем рисунке,
часто они просто плохо владеют
способами изображения описанных
в стихотворении картин природы.
Для
развития эстетического восприятия
и детского творчества Л.В. Компанцева,
предлагает использовать такие методы
работы:
-наблюдение
явлений и объектов природы,
описанных в поэтическом произведении;
-беседа о поэтических образах;
-рассматривание
соответствующих иллюстраций и
картин о природе; -показ некоторых
приемов изображения;
-анализ
рисунков, выявляющий степень творчества
ребенка при передаче поэтического
образа [10, с. 65].
Наблюдение
окружающей действительности оказывает
глубокое воздействие
на всестороннее
развитие личности ребенка. В процессе
наблюдения у ребенка включены все
анализаторы: зрительный – ребенок видит
размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой
– ребенок слышит шум ветра, плеск
воды в реке, стук капель дождя, шелест
листьев, журчанье ручейка – все это
прелестно для слуха ребенка.
Вкус позволяет тонко различить
– сладкий вкус меда и соленый
вкус морской воды, вкус родниковой
воды и луговой клубники. Осязание
– это вторые глаза ребенка. Ощущая
предметы природы, ребенок чувствует
все шероховатости коры деревьев,
крупинки песка, чешуйки шишек. А
запахи! Море запахов, которое волнует
воображение ребенка – запах тополиных
почек после дождя, запах весны,
запах теплой земли, нагретой от солнца
[10, с. 19].
К.Д.
Ушинский писал, что ребенок мыслит
формами, красками, звуками. Развивать
наблюдательность у детей – вот задача,
которая встает перед воспитателями:
сочетание метода наблюдения с методом
активных действий во время работы
на опытном участке.
В
работе по эстетическому развитию детей
средствами природы воспитатель
должен хорошо знать особенности
этого возраста. В старшем дошкольном
возрасте у детей наблюдается
большое стремление к самостоятельности,
независимости. Они все хотят
увидеть, все открыть сами. Этот интерес
побуждает детей к активной деятельности.
Но ее направление по отношению к
природе может быть различным: одни
из них разоряют гнезда, стреляют из
рогаток в птиц, а другие – разводят
рыб, ухаживают за голубями.
Организуя
деятельность ребенка, нужно дать ему
опору в соответствующей потребности,
побудить к нужной мотивации и
привлечь к определенной цели. Потребности,
мотивы и цели – основа наших отношений
и наших чувств.
Анализ
теоретической и методической литературы
по проблеме эстетического развития
дошкольников средствами природы позволяет
сделать следующие выводы:
- Эстетическое
развитие – формирование в человеке эстетического
отношения к действительности и активизации
его до творческой деятельности по законам
красоты. - Природа –
один из важных факторов эстетического
развития личности. - В основе
методики эстетического развития должна
лежать совместная деятельность педагога
и ребенка по развитию у него творческих
способностей к восприятию красоты окружающего
мира. - Эстетическая
установка доминирует в детской душе.
Детство заполнено играми, психология
которых близка психологии эстетической
жизни. Итак, отражение поэтических образов
в рисунках доступно детям
дошкольного
возраста; оно имеет большое значение
для их нравственно- эстетического
воспитания, для развития творческих
Способностей, для подготовки их к
успешному обучению в школе. Поэтические
образы природы надолго сохраняются
в памяти ребенка, а выработанное
к ним эмоционально- творческое отношение
способствует воспитанию лучших человеческих
чувств: внимательному и бережному
отношению к каждому растению,
любви к родной природе, к родному
краю, к Родине. С детства, научившись
понимать природу, ценить ее красоту
и разнообразие, узнавать ее в поэтическом
описании, ребенок и в более
старшем возрасте будет испытывать
на себе ее благотворное влияние.
Источник