Эссе о развитии одаренного ребенка

Эссе о развитии одаренного ребенка thumbnail

Эссе  «Одаренный ребёнок. Какой он?»

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? На мой взгляд, ответ не так прост, как кажется. Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Но одаренность можно рассматривать и как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. 

Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Я заметила, что одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.  Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.  Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации  помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.  Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.  Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.  Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.  Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Таким детям необходима педагогическая поддержка. Я стараюсь вселить в них уверенность в их способность жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию. Вырабатываю у одаренных детей умение правильно себя оценивать и ставить реальные цели.

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность  испытания новых чувств и переживаний  по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их,  и просто  мечтать. Очень важно, чтобы  наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое  для него пространство.

                                                                                    ГУНЧЕНКО ЛАРИСА ВИТАЛЬЕВНА

                                                          Учитель начальных классов

                                                           МОУ  СОШ №1 , город Малоярославец    

                                                                                             Калужской области          

Источник

Елена Картамышева
Эссе «Одаренный ребенок в детском саду»

Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т. е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов)с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40%, а к семнадцати – только 15-20%.

Сразу возникает множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.

В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина,).

Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А. М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений,разного рода проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия, составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003, разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности.Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности»следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

А. М. Матюшкин, в течение многих лет занимавшийся проблемой одаренности, отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в т. ч. и в дошкольном возрасте.

Поэтому я считаю что выявление одаренных детей нужно уже в раннем дошкольном возрасте. Самый простой и доступный способ для воспитателей — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей. Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов» — методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности. Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» и «креативных тестов»часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не выделяться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно и сочетание высокой успешности по обоим видам тестов. Такое сочетание и будет наиболее достоверно свидетельствовать о высоком уровне общей умственной одаренности ребенка.

Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами. Хотя в педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одаренности раньше чем в 5 летнем возрасте значительно затруднено.

Умственно одаренных детей, как правило,характеризуют также неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным. Такое расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем. Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.

Критичность к себе часто приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться к самому себе, плохо себя оценивает, становится неуверенным. Поэтому взрослые не могут понять, почему ребенок с такими большими возможностями так не уверен в себе, чувствителен, раним. Однако часто они сами способствуют этому. Успехи детей со средними, низкими способностями поощряются, их хвалят, замечают их достижения. Успехи же одаренного ребенка считаются чем-то само собой разумеющимся, его не поощряют, боясь перехвалить.

И ребенок начинает сомневаться в своих возможностях, считая, что его не отметили, потому что он сделал что-то недостаточно хорошо. Бывают и такие одаренные дети, которые очень высокого мнения о своих возможностях, и взрослые также, чтобы не перехвалить, стараются не отмечать успехи ребенка. Но ребенок нуждается в оценке своих достижений. И поэтому следует давать ему понять, что успехи действительно есть. Но лучше сравнивать результаты деятельности одаренного ребенка не с результатами других детей, а с его собственными прежними достижениями.

Одаренные дети часто находятся в сложных взаимоотношениях с другими детьми группы. Повышенная активность и инициатива ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослого, подкрепленное возможностями ответить на вопросы воспитателя раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начинают отрицательно относиться к проявлениям одаренного ребенка. Да и сам одаренный ребенок нередко бывает, нетерпелив по отношению к другим детям, часто не может принять то, что предлагают дети, стоящие ниже его в развитии. Он делает им замечания, перебивает, всячески выражает нетерпение, досаду. Следует учить одаренного ребенка принятию окружающих. В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда он проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение. Вот почему воспитатели детских садов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствовать раскрытию природных возможностей детей.

Вместе с тем в работе по выявлению, обучению и развитию одарённых детей имеют место определенные пробелы. Так, слабо поставлена работа по психолого-педагогической диагностике одарённых детей и адресной поддержке учащихся и педагогов, мало внимания уделяется организации взаимодействия с семьями одаренных детей.

Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он —«одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»). Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.

Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим.

Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок

Я считаю, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и я считаю что основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам либо в процессе индивидуализированного образования.

Источник

Педагогическое эссе о своей работе с одаренным ребенком

в рамках кружка «Юный журналист»

 Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.     

                                                                          К. Роджерс

Одарённый человек может сделать очень многое. В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Очень важно, работая с детьми, ставить перед собой цель. Цель своей работы вижу в том, чтобы создать благоприятные условия для развития одарённых детей в интересах личности, общества. Планирование начинаю с постановки следующих задач:

Развивающие задачи: развитие творческого мышления через развитие речи, интереса, памяти, воображения, через применение специальных методов и форм работы.

Воспитательные задачи: воспитание таких черт характера, как трудолюбие, целеустремленность, упорство, организованность, настойчивость, стремление довести дело до конца. Воспитание самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с ними. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.

Свою педагогическую деятельность в средней общеобразовательной школе я начала совсем недавно, в 2016 году. Работаю я учителем начальных классов, а также веду кружок «Юный журналист». Мне представилась возможность работать с учащимися разных возрастных групп: 5-9 классы, 10-11 классы. Всего в нашей команде 18 юных журналистов. Каждый из них старается внести посильный вклад в наше общее дело. Результатом деятельности нашего кружка становится выпуск газеты «Девяточка» и её публикация на сайте школы. Газета выходит в конце каждой четверти. В целом, школьное издание своего рода летопись нашей школы. На страницах газеты юные корреспонденты рассказывают о том, что волнует школьников. Это рассказ об интересных событиях в школе, районе, стране. Форма повествования разная. Это и репортажи, и интервью, и эссе, и фотозарисовки. Наши ребята работают не только над содержанием, но и над оформлением газеты. Каждый выпуск не похож на предыдущий. Материалы для газеты ребята выбирают самые разнообразные, но некоторые рубрики стали уже традиционными, такие как: «Лучшие из лучших», «Калейдоскоп событий», «Спорт-это жизнь», «Классные вести» и другие. Особой популярностью пользуется рубрика «Проба пера», где смогла проявить свой талант ученица 10 класса, являющаяся членом нашего кружка «Юный журналист». На её творчестве хотелось бы более подробно остановиться.

Проводя, диагностическую работу по выявлению творческих способностей обучающихся, нами была выделена именно ученица «Н». Она скромная, светлая, немного ранимая девочка. Её талант заключается в написании стихов. Она пишет о природе, о людях, пишет с любовью, изобретательно, её метафоры неожиданны и точны. А какие славные стихотворения к праздничным мероприятиям она пишет для нашей газеты!

В общении с ней мы узнали, что она стала увлекаться написанием стихов недавно, её вдохновителем стала поэтесса Анна Ахматова. Конечно, как и у любого человека, который берется за что-то новое, не всегда все получалось. Но она всегда старается довести дело до конца. Первым, кто заметил её творчество, стала учительница русского языка и литературы. Под её руководством ученица «Н» приняла участие в литературном конкурсе «Серебряное перышко», в номинации «Поэзия», где заняла 3 место. На этом она решила не останавливаться и продолжила искать возможности рассказать о своем увлечение. Так она и оказалась в нашем дружном коллективе среди юных журналистов. Ребята очень привязались к ней, потому как она всегда доброжелательна и дружелюбна. С первых дней занятий в кружке она определилась с родом деятельности и в последующем, старается вовремя выполнять свои поручения. Хотелось бы отметить, что занятия в кружке направлены не только на развитие творческих способностей ребенка, но и на совершенствование речевой деятельности. Участие в работе школьного пресс-центра поддерживает индивидуальное развитие каждого школьника, так как помогает организовать себя, дает возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, глубже познать себя, окружающий мир. Создание газеты включает каждого ребенка в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь школы. Каждому юному корреспонденту предоставляется возможность для самореализации, он, работая в команде, учится уважительному отношению к собеседнику, не быть равнодушным и пассивным.

Так летом 2017 года ей была представлена возможность разместить свои произведения на сайте «стихи. ру» и она не упустила её. Благодаря этому, уже в декабре число её виртуальных читателей стало составлять 1124 человека. Это маленькое событие подтолкнуло её на то, чтобы разместить свои работы и в социальных группах. И в одной из таких её заметили и предложили напечатать два её стихотворения в сборнике. Весной 2018 года этот сборник появиться на витринах магазинов России, а также будет доставлен в детские дома. Чуть позже она приняла участие в областном конкурсе на лучшее знание государственной символики РФ и сочинила стихотворение. И в этот раз удача не прошла мимо, 1 место в номинации «Литературное творчество».

Про увлечения ученицы «Н» узнали и ребята из самоуправления. Благодаря её таланту на каждом празднике, который проходит у нас в школе, она читает стихи собственного сочинения. Хотелось бы отметить то, что даже её заветная мечта напрямую связана с её талантом.

Важно отметить, что занятия в данном кружке позволяют удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, а также сформировать навыки деятельности на уровне практического применения. Через включение обучающихся в социально-значимую деятельность происходит формирование и развитие таких нравственных качеств: активная жизненная позиция, ответственность и самостоятельность, любовь к родной школе, городу, стране, уважительное и гуманное отношение к окружающим.

Источник