Эссе на тему диагностика развития ребенка

Эссе

«Для чего необходима воспитателю диагностика индивидуального развития детей»

                                                                                        Выполнила:

                                                                                        воспитатель МБДОУ № 102

                                                                                        г. Дзержинска

                                                                                        Воронова Ольга Николаевна

 «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.»

В. А. Сухомлинский

        На мой взгляд, в настоящее время, для нас, воспитателей, диагностика является одним из неотъемлемо важных компонентов педагогического процесса. Она помогает узнать  о ребенке массу полезной информации, которая в будущем поможет выявить недочеты в воспитании, развитии и формировании необходимых знаний.

        Диагностических методик сейчас большое множество, все они различных видов и направленностей. И это понятно, так как они созданы разными авторами: Верещагина Н.В., Печора К.Л., Афонькина Ю.А. и другие, и как следствие действие у них разное. Но все они представляют собой тест, и имеют общее свойство: помогают педагогам разобраться в эмоциональном состоянии ребенка; определить уровень его навыков, умений и знаний; подсказать родителям, в каком направлении искать пути решения проблем. И для этого педагогу важно знать не только то, что и как делать в процессе диагностирования, но и что потом делать с ее результатами. Получается, что воспитатель ставит перед собой цель не только определить наиболее благоприятные условия для дальнейшего развития ребенка и найти способы устранения проблем или же выявить его одаренность, но и анализирует собственную работу и ищет пути ее последующей корректировки.

        Диагностируя ребенка по всем пяти областям, воспитателю необходимо:

        Сначала определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее        будет очень сложно.
      Затем узнать индивидуальные особенности развития способностей. Потому что, какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых способностей может стать причиной серьезных затруднений в дальнейшем процессе обучения. Выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, можно подобрать определенные игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

        Конечно,  оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении. Для этого воспитатель тестирует ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнивает полученные результаты, которые показывают, какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).
       Ну и, наконец, детей необходимо элементарно знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем.

        Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, и мог раскрыть свои способности. Сразу всплывает изречение В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». И вот тут получается, что воспитатель и определяет результаты своего труда, которые во многом зависят от его собственного мастерства и профессионализма, которое необходимо непрерывно развивать. От того, насколько хорошо он знает и понимает ребенка, умеет учитывать его индивидуальные особенности, уже сформированный опыт и ценностные ориентации, и эти знания тоже можно совершенствовать.  От того, учитывает ли педагог воздействие других факторов педагогического процесса, факторов социальных влияний, умеет ли он, выстраивая свою деятельность, ориентироваться не только на свои намерения и цели, но и учитывать интересы ребенка и факторы, которые помогают или, напротив, мешают решению педагогических задач.

        Итак, педагогическая диагностика нужна воспитателю, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам ребенка, в каком направлении вести свою работу. И  для улучшения качества своей работы на основе получаемых им результатов и коррекции собственной деятельности.  Для достижения в будущем результатов более высокого уровня в интересах развития личности ребенка и в целях обеспечения оптимальных условий его развития, воспитания и обучения.

Источник

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

Читайте также:  Социально коммуникативное развитие ребенка 6 лет

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностикадостижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогическогопроцесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Читайте также:  Основные показатели развития ребенка от года до трех лет

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап –целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Источник

Роль педагогической диагностики в решении проблем развития детей старшего дошкольного возраста.

Знать ребенка-это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика.

В. А. Сухомлинский

Педагогическая диагностика – один из важнейших инструментов профессиональной деятельности воспитателя детского сада, позволяющий ему проектировать и организовывать качественный педагогический процесс в детском саду. Сложно себе представить педагогический процесс, который бы проектировался иначе, без ориентации на знание воспитателем ребенка, его индивидуальных личностных особенностей, интересов и склонностей, инициатив, понимания его сущности.

Очевидно, что современному воспитателю детского сада необходимо владеть диагностикой, предметом которой в первую очередь становится самобытность и самоценность дошкольного детства, сам ребенок в широте и индивидуальности его проявлений и способностей, его потенциальные возможности в разных видах деятельности, общении, творчестве, поведении.

Из истории вопроса.

Что же такое педагогическая диагностика? Педагогическая диагностика “выросла” из философии, логики, медицины, психологии и является их последовательной преемницей, имеющей свои безусловные особенности. Если рассмотреть в историческом аспекте хронологию появления диагностики в различных областях знания, мы столкнемся с тем, что впервые термин диагностика встречался в античном мире, где диагностами называли людей, подсчитывающих убитых после боя. Позже, в эпоху Возрождения, этот термин приобретает только медицинское значение, обозначающее искусство распознавать болезни. Изучением распознавания в философском аспекте в эпоху Средневековья занимались не только философы (например, Джонн Локк), но и знаменитые целители-Авиценна, Гален. Однако необходимо заметить, что о научном подходе к теории диагностирования можно говорить лишь с конца 19-начала 20 века.

Взгляд на предмет педагогической диагностики эволюционировал, и к 30-м г.г. XX века он определяется идеей того, что в системе педагогических отношений ребенок должен изучаться в определенной социальной, идейной и воспитательной ситуациях. В предвоенный период и до 60-х годов 20 века в теории и практике педагогической диагностики не произошло сколько- нибудь существенных изменений. В 60-70-е годы получает развитие так называемый “качественный подход”, базирующийся на диагностике умственного развития. Вторая половина 70-х годов знаменуется возрастающим интересом исследователей к проблеме диагностики, и, прежде всего к зарубежным методикам. Понятие “педагогическая диагностика” в полной мере стало предметом исследования таких ученых как В.П.Беспалко, Б.П.Битинас, Н.М.Борытко, И.Ю.Гутник, В.Г.Максимов и другие.

В 1968 году немецким ученым Ингенкапом (эта дата считается официальной датой рождения понятия “педагогическая диагностика”) было дано наиболее полное, на наш взгляд, определение педагогической диагностики. По его мнению, педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно- воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества. При этом под педагогической диагностической деятельностью он предлагает понимать процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии, учителю наблюдает за учащимися и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем.

 Отличие педагогической диагностики от других видов диагностик.

На основании сравнения теоретических работ по психодиагностике и педагогической диагностике можно выделить 3 существенных параметра, по которым можно “развести” педагогическую и психологическую диагностику.

  1. Педагогическая диагностика, в отличие от психологической, выполняет служебную функцию внутри системы воспитания и обучения. То есть в психологической диагностике личность изучается “сама по себе”, то в педагогической диагностике только в педагогическом процессе.
  2. Психологическая диагностика занимается в основном изучением достигнутого на данный момент состояния личности, педагогическая диагностика же учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под действием целенаправленного образовательного процесса.

3.         Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не только ради его изучения, но и ради его преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно в роли диагноста и в роли исполнителя его рекомендаций.

Для более полного раскрытия сущности педагогической диагностики необходимо также затронуть вопрос о разграничении педагогической и социологической диагностики. Основное отличие данных видов диагностики состоит, по мнению Б.П.Битинаса, в том, что в отличие от социологической диагностики, которую в первую очередь интересуют общие тенденции, педагогическая диагностика изучает носителей этих тенденций. Другими словами, можно предположить, что педагогическая диагностика в большей степени сориентирована не на общность людей (группа, коллектив), а на индивидуальности, из которых они состоят.

Необходимо также определить различия между педагогической диагностикой и научным исследованием. В отличие от научно- теоретического познания диагностика, в нашем случае педагогическая, не открывает новых законов, не устанавливает новых способов объяснения явления, а распознает уже установленные наукой явления. Полученные данные становятся источником новых идей. В диссертации И.Ю.Гутник, посвященной проблеме педагогической диагностики образованности школьников, содержится интересный материал по истории возникновения и развития педагогической диагностики. Поскольку чтение диссертации- занятие довольно трудоемкое, приведу лишь некоторые фрагменты из диссертационного исследования И.Ю.Гутник. Исследователи считают, что рождение педагогической диагностики связано со становлением в педагогике так называемого экспериментального направления.

 Понятие педагогической диагностики.

Согласно определению, предлагаемому Педагогической энциклопедией и Педагогическим словарем: “Экспериментальная педагогика- это одно из направлений педагогики, зародившееся в конце 20 века, согласно которому основой изучения ребенка и главным источником педагогических выводов являются эмпирические наблюдения и специально поставленный эксперимент.”

Необходимо отметить, что название “экспериментальная педагогика” данное направление в педагогике получило только в немецкой и русской терминологии, в Италии и Франции она носит название “новая педагогика”, а в США и Канаде “точная педагогика”.

Читайте также:  2 года ребенку развитие какие кружки

Проблемы теории воспитания разрабатывались представителями русского экспериментального направления в педагогике на основе отечественных традиций, отличительной чертой которых было глубокое уважение к личности ребенка, стремление к познанию его природы; они руководствовались идеями Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского, разделяя их программу создания теории воспитания как знания “о всей широте человеческой жизни”. По замыслу представителей данного направления в основу экспериментальной педагогики должен был быть положен целый комплекс наук о человеке. Со временем произошло некоторое разочарование в методе эксперимента и привело к осознанию необходимости его дополнения другими объективными методами, в первую очередь организацией правильного наблюдения, обеспечивающего качественную характеристику изучаемых явлений. Разочарование в методе эксперимента было обусловлено тем, что массовое обращение педагогов к “объективному” анализу привело к повальному увлечению самыми простыми измерениями роста, величины частей тела, веса. Но оказалось, что измерить ребенка и познать его -совершенно разные вещи. Безусловный прогресс использования методов педагогической диагностики того времени связан с исследованиями П.П. Блонского и Л.С.Выготского.

Концепция П.П. Блонского базировалась на представлениях о ребенке как едином, неразрывном, динамически развивающемся под воздействием внутренних и внешних факторов организме, что позволило ему конструировать и использовать систему методов – объективное наблюдение, эксперимент, метод тестов, анкетный метод и другие. Л.С. Выготским был определен основной подход к диагностике личности – изучение потенциальных возможностей ее развития (зона ближайшего развития) в условиях сотрудничества со взрослым.

 Разделы диагностики. Характеристика особенностей педагогической диагностики.

Одним из аспектов модернизации образования на современном этапе является совершенствование его качества. Важным механизмом оценки качества результатов образовательного процесса в ДОУ, освоения образовательной программы дошкольниками является педагогическая диагностика. В ходе педагогической диагностики изучаются, анализируются и прогнозируются различные аспекты образовательного процесса, осуществляется точная оценка уровня развития, достигнутого каждым ребенком. Полученная информация позволяет планировать образовательный процесс и осуществлять коррекционную работу с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей детей.

В изучении развития ребенка возможно использование различных видов педагогической диагностики: дидактической (направленной на выявление результатов обучения: знаний, умений, навыков); психолого- педагогической (направленной на изучение личностного и психического развития); сопровождающей (отслеживающей развитие и динамику состояния); диагностики готовности к новому типу образования.

Комплексная педагогическая диагностика позволяет выявить уровень развития ребенка по всем направлениям: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное. Педагогическая диагностика осуществляется методами, органически вписывающимися в педагогический процесс, вместе с тем внедрение педагогической диагностики в практику работы ДОУ сопряжено со значительными трудностями, обусловленными, во-первых, недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы диагностики, во-вторых, недостаточным уровнем квалификации педагогов в области применения диагностики.

В связи с этим особую актуальность приобретает разработка диагностики освоения дошкольниками образовательной программы, рассматриваемой как целенаправленный процесс, осуществляемый посредством комплекса научно обоснованных методик в соответствии с научно обоснованными показателями. Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и своевременно оказывать квалифицированную помощь. Строя взаимоотношения с детьми, педагогу необходимо помнить, что каждый ребенок-это личность, которую надо уважать, с которой надо считаться. Диагностика помогает педагогу изучить эту личность, чтобы создать условия для ее развития.

 Проблемы педагогической диагностики.

Современные проблемы педагогической диагностики весьма разнообразны и многочисленны. Эта ситуация определяется прежде всего недостаточностью теоретической разработанности научно-обоснованного аппарата педагогической диагностики и широтой применения педагогической диагностики в образовательном процессе. В практике работы детского сада диагностика, к сожалению, нередко проводится бездумно и без ясной цели. Во многих детских садах воспитателей заставляют заполнять карты развития на всех детей без исключения, начиная с 1 года. Диагностика становится формой отчетности, и воспитатель, вместо того, чтобы заниматься ребенком, тратит время на заполнения этих карт. Но, по всей видимости, для оптимизации педагогического процесса гораздо важнее диагностировать педагогов, а не детей (т.е. использовать диагностику как средство педагогической экспертизы).

Значение педагогической диагностики в жизни дошкольников, в развитии личности, познании и понимании индивидуальности.

Современный дошкольник-маленький гражданин Санкт-Петербурга – это: действительно гражданин, осознающий себя не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города;

  • носитель, еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей;
  • активный деятель, внутренние резервы которого раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности;
  • личность, чрезвычайно ориентированная на общение;
  • исследователь, ориентированный на познание человека и природы;
  • современный человек, который часто раньше, чем взрослый успевает освоить современные информационные средства;
  • ребенок, который любит играть, любит сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.
  •  Субъект жизнедеятельности, активно участвующий во всех событиях
  •  своей жизни.

У современного ребенка первые признаки субъективности начинают проявляться очень рано, на первом году жизни. Особенности взаимодействия матери и ребенка в этот период, жизнь в современной семье активно развивают и воспитывают его как субъекта. Те же тенденции в воспитании и развитии прослеживаются и в условиях детского сада. Важно поддерживать заложенные основы субъективного поведения, продолжать развивать их. Это в свою очередь, требует хорошего знания педагогом ребенка: его интересов и предпочтений, потребностей и ориентаций на виды детской деятельности, их содержание, его образа мыслей и эмоциональных проявлений, его представлений о настоящем и будущем, об окружающем мире, его самостоятельности.

Проблема познания ребенка, несомненно, междисциплинарная и ведущая для широко спектра наук, изучающих мир Человека. Принадлежность Человека ко многим системам, целостность как главный признак его жизнесуществования, определяют сложный и многоаспектный инструментарий исследования, изучения, познания личности, субъекта, индивидуальности.

Дошкольный возраст-это этап, когда человек развивается чрезвычайно стремительно. Познание ребенка часто не успевает за его изменениями. “Увидеть” “зону ближайшего развития”, оценить индивидуальный темп достижении и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования – вот задачи педагогической диагностики.

Грамотное использование диагностики на практике, облегчит труд воспитателя в работе с детьми и поможет лучше узнать способности детей и личности ребенка в общем. В подтверждении моим словам, хочу привести высказывание К.Д.Ушинского, ставшее хрестоматийным: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Очень надеюсь, что моя работа поможет воспитателям, по-иному взглянуть на свою работу и найти те средства, методики педагогической диагностики, которые помогут лучше узнать своих воспитанников и вовремя помочь ребенку, идущему вверх по школьной лестнице успеха.

Список литературы:

1.Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога.-М.,2006.

2.Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.-М.,1898.

3.Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике.// Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2008.

4.Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников.- СПб.,2000.

5.Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста// Издательство РПГУ им. А.И.Герцена, 2008.

6.Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду.-М.,2003.

Источник