Энн айрес ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+2

Качество иллюстраций:

 
2

Если рассчитываете прочитать в этой книге конкретные задания и упражнения , как решить ту или иную проблему , спешу Вас разочаровать…Никакой конкретики , только общие понятия…

(рецензий 16 / оценок +66)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+3

Эта книга стала для меня основой трёх китов развития речи: вестибулярный аппарат, проприоцептивная система и тактильные ощущения.
Про эту книгу я узнала, когда малышу уже было около полутора лет и он всё ещё не говорил па-па. Узнав, что бесполезно в ребёнка впихивать скороговорки и прочие научные знания, пока его нервная система разбалансирована, я начала больше дурачиться с малышом, нежели строить кубики и изучать цвета.
Я начала качать его на качелях. Плотнее и крепче обнимать. Чаще гладить и щипать. Тут же заметила, что мой малыш стал становиться другим. Более благодарным и открытым к миру. А через пару недель в квартире громко зазвучали слоги па-па-па.
Ещё больше мои мысли и отзыв про сенсорную интеграцию я рассказываю в своём проекте #скажимамапапа. Ибо теперь эта книга моя настольная книга в декрете, говорящего малыша жестами и слогами превратить в оратора словами и предложениями.

(рецензий 7 / оценок +13)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+2

Качество иллюстраций:

 
10

Возрастная аудитория:

От 18 лет

Соглашусь с предыдущим отзывом,что книга не совсем отвечает заявленным целям.
Что могут сделать родители, как могут помочь ребенку с нарушением сенсорной интеграции…. Начинается с 11 главы.

(рецензий 20 / оценок +20)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+2

Прекрасная книга для всех родителей – любых детей. Многие детские проблемы остаются “за кадром”. Если нет диагноза (аутиз, сдвг, гиперактивность и т.п.), то считается что “это он ленится” или “не хочет постараться”. Книга будет безумно полезна абсолютно всем родителям.

(рецензий 4 / оценок +21)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+6

Качество иллюстраций:

 
8

Честно говоря, куски нейропсихологии, только в упрощенном виде. Автор, действительно, не дает никаких конкретных рекомендаций по коррекции того или иного нарушения – лишь самые общие (позволяйте ребенку двигаться, раскладывайте действия на простые составляющие и тп).
По сути, проясняет некоторые вопросы дезадаптации, но, имхо, несколько сумбурно. Пространственные отношения для меня вообще угловато.
Хотя для неспециалистов, пожалуй, познавательно.
Ничего нового как специалист (дефектолог, психолог) я не заметила, хороший нейропсихолог – это эрготерапевт в американском понимании. Любят они называть хорошо известное старое новыми красивыми именами 🙂

(рецензий 8 / оценок +34)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+3

Качество иллюстраций:

 
10

Возрастная аудитория:

Общая аудитория

ЭТО САМАЯ НУЖНАЯ КНИГА ПОКА НА МОЕМ СТОЛЕ.
Как для детей с аутизсмом,с алаллией и других нарушений.
Мало воды,все четко и для чего.Да много секретов,но очень много стало понятно.Все знакомые логопеды и психологи взяли ее читать и отдавать не хотят.

(рецензий 12 / оценок +160)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+90

1. Первые 100 страниц – обо всем и ни о чем. Автор всё настолько “размазывает”, превознося только одно – большую роль сенсорной интергации в нашем поведении. Ей удивительным образом удалось предложения одного и того же смысла, растянуть на эти первых 100 страниц. Я с трудом выделяла, что же на практике можно применить. Получилось следующее: дети имеют нарушения сенс.интеграции, если они неуклюжи, слишком активны, не могут вырезать ровно ножницами, капризны, стеснительны, нечеткая речь, кривое письмо и и.тд. Хочется спросить, а каков он идеальный ребенок без нарушения?!
2. Когда дело дошло по практических тем, стало уже все немного проясняться. Но все же автор пишет настолько поверхностно, что хочет просто дать понять – педагоги и учителя, вот есть такая штука, есть такие симптомы, можно делать такие-то вещи, но лучше отдайте ребенка специалисту в этих делах.
3. На самом деле эти выводы я сделала, когда прочитала книгу Уллы Кислинг “Сенсорная интеграция в диалоге”. Всё сразу уложилось словно пазл в голове. Вот эта книга всей своей искренностью действительно адресована родителям, педагогам, воспитателям!
4. Ни в коем случае я не хочу плохо отозваться об авторе, просто сама книга скорее имеет не те цели, которые заявлены.

(рецензий 3135 / оценок +2321)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+2

Страницы из книги – отрывок:

(рецензий 5699 / оценок +11025)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+3

(рецензий 216 / оценок +1203)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+17

Качество иллюстраций:

 
9

Возрастная аудитория:

От 18 лет

Это книга написана основоположницей такого направления психотерапии, как сенсорная интерграция.
Еще таких специалистов называют эрготерапевтами.
Эти специалисты работают с физическими проявлениями болезней или психол.проблем, но эта работа потом отражается на психике – т.е. на всей ЦНС.
Если вам интересно, как “работают” качание на качелях, катание на роликовой доске или купание в пластмассовых шариках, то эта книга для вас.
Особенно она полезна родителям, т.к. книга очень тонко рассказывает о понимании сенсорных механизмов определенных поведенческих и эмоциональных проблем у детей.

(рецензий 6 / оценок +95)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+7

Эта книга адресована родителям и педагогам, работающим с детьми, имеющими проблемы в развитии, поведении и обучении. Здесь объясняются причины этих проблем. Когда я прочитала эту книгу, то начала относиться к своему ребёнку по-другому, изменила тактику общения с ним, и получила неплохие результаты.

Источник

Автор Э. Джин Айрес

Издание осуществлено в рамках совместных проектов РБОО «Центр лечебной педагогики» с

филиалом благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания)в Российской Федерациии

представительствомДетского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации

Э. Джин Айрес

при участии ДжеффаРоббинса

РЕБЁНОК И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

ПОНИМАНИЕ СКРЫТЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ

с практическими рекомендациями для родителей и специалистов

Теревинф 2009

Айрес, Э. Дж.

Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с

англ. Юлии Даре]. – М. :Теревинф, 2009. – 272 с. ISBN 978-5-901599-90-7

Классический труд Э. Джин Айрес – одного из самых известных и уважаемых в западном

научном мире специалистов по детскому развитию – впервые публикуется на русском языке.

Разработанная автором теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к

функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с

поведением и обучением ребенка, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и

многое другое – в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные

проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий. Методам преодоления такого

рода проблем посвящена значительная часть книги.

Книга предназначена как самым разным специалистам (неврологам, психологам, педагогам, специалистам по физической и социальной реабилитации, эрготерапевтам), так и родителям, которые

смогут по-новому взглянуть на проблемы и трудности своих детей и выработать стратегию их

поддержки, используя рекомендации автора.

Copyright © 2005 by Western Psychological Services. Translated and reprinted by permission of the publisher, Western Psychological Services. Not to be reproduced in any form without written permission of Western Psychological Services. 12031 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California 90025, U.S.A.

. All rights reserved.

© Western Psychological Services, 2005. Книгапереведенаиизданасразрешения Western Psychological Services.

Воспроизведение в любой форме без письменного согласия

WesternPsychologicalServices запрещено. 12031 Wilshire Boulevard, Los Angeles, California 90025, U.S.A.

Всеправазащищены.

Copyright © 2005 photos by Shay McAtee

ISBN 978-087424-437-3 (англ.)ISBN 978-5-901599-90-7 (рус.)

© Перевод на русский язык, оформление. -Теревинф», 2009

Предисловие научного редактора

Готовить к изданию книгу Э. Джин Айрес – огромная честь и удовольствие. Во-первых, потому, что впервые на русском языке выходит книга, пожалуй, самого известного в мире детского

эрготерапевта. А во-вторых, потому, что, как я искренне надеюсь, знакомство с подходом автора к

анализу проблем и терапии поможет специалистам и родителям по-новому взглянуть на трудности

детей с нарушениями сенсорной интеграции и помочь таким детям.

Э. Дж. Айрес начала работу над принципами терапии, основанной на сенсорной интеграции

(сенсорно-интегративной терапии), в 50-х годах прошлого века. Это быловремя всплеска научной

мысли, когда самые разные специалисты активно искали пути помощи детям и взрослым с

нарушениями развития, а также с неврологическими проблемами. Именно оттуда берут свое начало

Бобат-терапия и другие нейроразвивающие методики, Войта-терапия и кондуктивная педагогика А.

Петё. Специалисты по физической реабилитации (физические терапевты), эрготерапевты, педагоги и

психологи пытались выявить связи между представлениями о работе центральной нервной системы

(ЦНС), патологией, симптомами нарушений.которые они наблюдали, и полученными ими

эмпирическими данными об эффективных и неэффективных приемах помощи пациентам. Это было

удивительное время: уже тогда специалисты высказывали идеи о работе мозга, которые много позже

нашли экспериментальное подтверждение и были сформулированы как новые теории организации

нервной системы. Множество разработанных ими подходов к помощи остаются актуальными и сейчас.

Прежде всего, это Бобат-терапия и сенсорная интеграция Э. Дж …

Источник

Слайд 1

Семинар-практикум Сенсорная интеграция – понимание скрытых проблем развития

Слайд 2

1. Связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка Сенсор (от лат. sensus , « восприятие » ) Интеграция – это вид организации чего-либо. Интегрировать – значит собрать или организовать разные части в единое целое. Тогда части работают слаженно, как одна система. Сенсорная интеграция – это упорядочивание ощущений. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Сенсорная интеграция собирает в мозгу цельную «мозаику» из кусочков. Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют мозгу знания, необходимые для управления телом и мышлением. Однако, если сенсорные процессы не упорядочены, переварить ощущения и напитать мозг невозможно.

Слайд 3

Ощущения представляют собой потоки электрических импульсов. Химические реакции, идущие в нашей нервной системе, тоже участвуют в образовании импульсов. Чтобы импульсы сыграли определенную роль в системе, они должны быть интегрированы. Именно интеграция позволяет нам воспринимать ощущения. Мы воспринимаем наше тело, других людей и предметы благодаря тому, что мозг интегрирует сенсорные импульсы в значимые формы (имеющие смысл).

Слайд 4

Ребенок, который научился упорядочивать свою игру и приобретать навыки с её помощью, вероятнее всего, научится также планировать свою учебу и справляться с трудностями. Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции начинают позже ползать, переворачиваться, сидеть, стоять позднее своих сверстников. Возможно, им труднее будет завязывать шнурки или кататься на двухколесном велосипеде. Они могут неловко двигаться, часто падать и спотыкаться. У такого ребенка мышцы и нервы работают хорошо, однако мозг не в состоянии собрать из кусочков цельную картину. У таких детей плохо развиты игровые навыки.

Слайд 5

Ребенок с нарушением сенсорной интеграции гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения. Одна из распространенных проблем – задержка речевого развития – может уже в раннем детстве сигнализировать о нарушении работы мозга. Хотя со слухом все в порядке: они слушают речь, но слова как будто теряются где-то, проходя сквозь мозг. Другие знают, что сказать, но не справляются с артикуляцией. Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности .

Слайд 6

Гиперактивный ребенок Гиперактивный ребенок двигается не потому что ему так хочется, а потому что мозг его выходит из-под контроля. Дезорганизация работы мозга не дает ему сконцентрироваться и удерживать внимание . Если кто-нибудь гиперактивного ребенка толкнет или ударит, такой ребенок сразу дает ответ на удар – ударом. Это не связано с эмоциями или личными отношениями: это спонтанные реакции на ощущения, невыносимые для ребенка. Мозговые процессы бессознательны и контролю не подлежат. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательным.

Слайд 7

2.Симптомы, причины нарушения сенсорной интеграции. Для мозга нарушение или дисфункция сенсорной интеграции – все равно, что нарушение пищеварения для кишечника. Мозг работает неэффективно и в нем нарушено естественное течение процессов. В результате ребенок не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается на поведении и обучении. Отстает эмоциональное развитие. Установка, что ребенок перерастет свои нарушения, непродуктивна, ибо чревата задержкой в оказании профессиональной помощи, а возраст, наиболее подходящий для терапии, будет упущен.

Слайд 8

Краткий обзор признаков появления нарушений Гиперактивность или повышенная отвлекаемость – нередко является первым признаком сенсорной дисфункции. Ребенок постоянно находится в движении, бегает вместо того, чтобы ходить, и большая часть его действий выглядит бесцельной. Спокойно сидеть и концентрировать внимание для него почти невозможно. Отвлекаемость может стать главной проблемой в школе: ребенок не в состоянии «отгородиться «от шума и света, окружающие люди занятые множеством дел, приводят его в замешательство, и потому он не способен работать в полную силу. Когда такие дети совсем малы, они занимают собой все пространство. Становясь старше, они могут подавлять свою физическую активность, но из-за чрезмерной нервной возбудимости не способны поддерживать порядок в комнате, выполнять домашнее задание или собрать портфель к школе, ничего не забыв. Если мозг не может организовать сенсорные сигналы и двигательную активность, он также не может помочь разобраться в шкафу, полном одежды, или портфеле с книгами. Проигрыш в какой-нибудь игре оборачивается угрозой расстроить игру. Ему трудно делиться игрушками или едой.

Слайд 9

Порочный круг из негативной самооценки, неприятного поведения и негативных реакций окружающих чреват постоянным унижением ребенка. Такие дети будут играть с ребятами гораздо младше себя, либо с более старшими, поскольку последние понимают и принимают их.

Слайд 10

3. Проблемы развития Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этих этапов обработки информации они обычно развиваются медленно. Мышечный тонус и нарушение координации. У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми или вялыми. Им требуются значительные усилия для того, чтобы просто удерживать голову и тело в вертикальном положении, потому они быстро устают. Если ребенок, работая за столом, не в состоянии спокойно сидеть и поддерживать тело в вертикальном положении, это может служить признаком плохой сенсорной интеграции.

Слайд 11

Проблемы с обучением в школе Нарушение сенсорной интеграции либо прямо влияет на протекающие в мозгу процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, связанного с учебой в школе. Основными преградами нередко оказываются чтение и письмо. Для детей с определенными видами сенсорных нарушений чтение всегда представляет трудность. Особенно трудно записывать услышанные слова: они не могут интегрировать звуковые ощущения с ощущениями в кисти и пальцах. Такие дети могут сказать: «Я знаю, чего вы хотите, но не могу это записать». Дети с нарушением сенсорной интеграции плохо ориентируются в окружающем их пространстве. Натыкаются на других детей или предметы, поскольку не в состоянии оценить их пространственное положение, а также положение собственного тела. Из-за этой особенности им трудно в школе переписывать в тетрадь написанное на доске: оценка расстояния между собой и доской и расположение букв на бумаге. Буквы выходят разного размера и кривыми. Нарушение интеграции либо прямо влияет на протекающий в мозгу процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, связанного с учебой в школе.

Слайд 12

Процесс интеграции – это способность к обучению, здоровая личность и целеустремленность – вот что делает наши действия успешными. Однако все это не падает с неба, а является результатом многолетнего развития и интеграции мозговых процессов.

Слайд 13

Нарушение работы вестибулярной системы (двигательные ощущения и их влияние на развитие навыков) Представьте, что вы наблюдаете за гуляющими детьми. Они выстроились гуськом и стараются пройти по узкому бордюру тротуара, не соскочив с него. Первый ребенок легко и весело пробегает туда – обратно несколько раз. Второй- с трудом сохраняет равновесие и постоянно соскакивает. Третий- не соскакивает, но и особой ловкости в его движениях нет, он оглядывается на взрослого, пытается что-то сказать, но не умеет говорить, издает лишь несколько звуков. Четвертый- боится упасть, но взрослый призывает его все-таки сделать попытку. Крепко держась за руку взрослого, он приходит по бордюру, не оступившись. У 2,3,4 – мозг недостаточно хорошо обрабатывает сенсорную информацию, поступающую через вестибулярную систему. Вестибулярная система взаимосвязана почти со всеми зонами мозга. Вестибулярные рецепторы наиболее чувствительны. Природа сделала их такими именно потому, что их информация чрезвычайно важна для адаптации человека. Вестибулярная активность формирует основу для развития зрения и слуха.

Слайд 14

Влияние на глазодвигательные мышцы и мышцы шеи В организации вестибулярной системы особую роль играют глазодвигательные мышцы и мышцы шеи. Эти мышцы, которые работают с самого раннего возраста, готовят почву для сенсомоторного развития других частей тела. Дети, имеющие нарушения, вызванные неадекватной обработкой вестибулярных сигналов, не могут следить за предметом, движущимся у них перед глазами, а также четко переводить взгляд из одной точки в другую. Движения глаз у них не плавные, либо отстает, либо дергается. Таким детям трудно играть в мяч, чертить мелком линию, читать. Проверка зрения может ничего не выявить, но ребенок, почему- то натыкается на мебель или падает с лестницы. Он видит шкаф или ступеньку, но не в состоянии оценить их положение относительно своего тела.

Слайд 15

Вестибулярная система обеспечивает устойчивость поля зрения, поэтому нам не кажется, что предметы дрожат, когда мы движемся. Вестибулярная система заставляет глазодвигательные мышцы и мышцы шеи компенсировать мелкие движения головы и тела. Итак, без адекватных вестибулярных механизмов, удерживающих глаза и голову в неподвижном положении, ребенку очень трудно писать на доске или списывать с неё текст.

Слайд 16

Влияние на мышцы и тело в целом Вестибулярные ядра посылают электрические сигналы в спинной мозг, который указывает, как и когда сокращаться мышцам. За движение также отвечает мозжечок. Ядра и мозжечок непрерывно обмениваются данными о сенсорных процессах. Задача мозжечка – обеспечить плавность. Итак, без пространственной перцепции, которая складывается из телесных и гравитационных ощущений, трудно зрительно оценивать пространство.

Слайд 17

Влияние на эмоциональное развитие и поведение Эксперименты показали, что при недостатке вестибулярной стимуляции, в период младенчества животные вырастают враждебно настроенными к миру, агрессивными, отчужденными. Вестибулярная система дает ощущение безопасности и уверенности из основных видов взаимоотношений – гравитационным полем Земли (взаимоотношение человека с миром). Гравитационная безопасность служит основанием для межличностных отношений – а значит, развивает эмоции ( лимбическую систему). Гравитационная безопасность важна для эмоционального здоровья ребенка.

Слайд 18

Успокаивая плачущего ребенка, родители его качают. Колыбель служит символом покоя и безмятежности. Качание в кресле-качалке или на качелях ослабевает тревогу и эмоциональное смятение. Дети обожают всякие гимнастические снаряды и аттракционы, потому что скольжение, качание, карабканье и катанье интенсивно стимулируют вестибулярную систему. Итак, если физическая связь ребенка с гравитационным полем Земли неустойчива, все остальные связи не могут развиться оптимально . Вестибулярная система – это главный организатор ощущений.

Слайд 19

Вестибулярно-языковые нарушения Языковая коммуникация – это конечный продукт сенсорной интеграции. Специалистами отмечено, что у детей с речевыми и языковыми нарушениями наряду с вестибулярными проблемами обычно есть проблемы с движением и двигательным планированием. Но не все языковые и речевые расстройства связаны с вестибулярной дисфункцией. Речь может быть нарушена из-за плохой работы речевых центров левого полушария.

Слайд 20

Заключение В последнее время выявляется все больше случаев когнитивных нарушений, сказывающихся на обучении и развитии детей, поэтому все больше специалистов пытаются разобраться в природе этих проблем и нащупать пути помощи таким детям. Первой была установлена связь между обучением, развитием и нарушением слуховой и зрительной перцепции. Потом ученые выяснили, что причиной некоторых слуховых и большинства зрительных проблем, возникающих у детей, является плохая интеграция ощущений, обеспечивающих нас информацией о прикосновениях, положении тела и движениях. Эта область развивается с 60-х годов XX века, и общество все глубже осознает необходимость такой работы.

Слайд 21

Многие другие дисциплины, включая физическую терапию, специальное образование, в том числе занятия, направленные на развитие языка и речи, психологию и некоторые ветви медицины, теперь все чаще включают в круг своих интересов идеи сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция как вид определенных занятий (терапия)целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить способствует организации различных мозговых функций. Вырастая, дети, прошедшие такие занятия, говорят о них так: «Теперь я могу действовать!»

Слайд 22

Важно помнить, что окружающая среда поставляет нам разного рода ощущения: звуковые, обонятельные, осязательные, гравитационные и тактильные. Двигаясь, мы получаем ощущения от мышц и суставов. Именно ощущения во всей их совокупности, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться.

Слайд 23

Текст подготовила педагог-психолог И.Н. Тягунова ГБОУ Детский сад комбинированного вида №809 г. Москва 2013 г.

Источник