Эндогенные и экзогенные факторы влияющие на развитие ребенка

Ученые выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:
1) эндогенные, то есть внутренние (генетические);
2) экзогенные, то есть внешние (факторы среды).
К эндогенным причинам относят следующие причины:
1) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом, их изменением:
– транслокация, т.е перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары;
– полиплоидия, т.е. увеличение хромосомного набора в несколько раз;
– дупликация, т.е. удвоение отдельных участков хромосомы;
– моносамия, т.е. уменьшение хромосом в паре на одну;
– инверсия, т.е. уменьшение расположения участков хромосомы и т.д.;
2) различные наследственные заболевания:
– миопатия, т.е. нарушение обмена веществ в мышечной ткани, что приводит к мышечной слабости;
– аплазия, т.е. недоразвитие внутреннего уха, вследствие чего ребенок остается глухим;
– микрофтальм, т.е. структурное изменение глаза, приводящее к понижению остроты зрения и т.п.
Ярким примером изменения в хромосомах является синдром Дауна череп. У всех больных синдромом Дауна отмечается олигофрения. Продолжительность жизни до 40 – 50 лет. Излечению больные не подлежат.
К экзогенным причинам относят следующие причины:
1) в пренатальный период:
– хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери;
– недостаток питания матери во время беременности;
– резус-конфликт родителей (у родителей разные резус-факторы крови);
– травмы;
2) в натальный период:
– родовые травмы;
– инфицирование плода;
– удушье плода;
3) в постнатальный период:
– различные инфекционные болезни;
– черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т.п.;
– отравления (алкогольные, наркотические, никотиновые, от таблеток).
При нарушениях психического характера к экзогенным причинам можно отнести неблагоприятные условия социальной среды, которые травмируют психику детей, что отражается на их поведении. Обусловленным экзогенными причинами является ДЦП.
Экзогенными факторами, вызывающими ДЦП, являются:
– сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;
– токсикозы беременности;
– физические травмы, ушибы плода;
– психические травмы матери и т.д.
№4. Понятие об инклюзивном образовании
Термин “инклюзия” в переводе с английского языка означает “включенность”. Инклюзивное образование (фр. Inclusif -включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю).
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования
Основные понятия коррекционной педагогики: коррекция, компенсация, реабилитация, абилитация, дезадаптация и др.
Современная коррекционная педагогика как отрасль педагогической науки имеет своей основой дефектологию, но при этом ее объект и предмет несколько шире, чем у дефектологии.
Коррекционная педагогика – это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.
Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Предметом коррекционной педагогики – служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.
Коррекция (от лат. correctio – исправление) – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями.
Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.
Абилитация (от лат. abilitas – оборудовать умением, способностью) – комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка.
Интеграция (от лат. integratio-восстановление, соединение) – в контексте коррекционной педагогики, это включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса.
Социальная реабилитация (от лат. re – вновь, habilitas -восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium – общество) – в международной практике – это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности.
Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Адаптация школьная (лат. adaptio – приспосабливать) – это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
Превентивный (лат. praevento – опережаю) – предупреждающий, предохранительный.
Промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация (от лат. de(s) – прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия) – процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.
№6. Понятия “умственная отсталость”, “олигофрения”, “деменция”
Умственная отсталость – стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом. Для данного состояния характерно недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.
Олигофрения- это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения центральной нервной системы (в первую очередь коры головного мозга) в: пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах), постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периодах. Для олигофрении характерны такие особенности нервно-психического недоразвития, как тотальность и иерархичность. Тотальность заключается в том, что при олигофрении недоразвитыми оказываются все нервно-психические функции, имеет место несформированность сенсорной и моторной сферы, эмоций, недоразвитие высших психических функций, особенно таких, как мышление и речь. Иерархичность означает, что различные функции при олигофрении страдают неравномерно. Наиболее сильно страдают высшие психические функции, в меньшей степени – базальные. Так интеллект нарушается в большей мере, чем речь. В свою очередь, речь страдает больше, чем восприятие, память, моторная сфера.
Деменция является формой умственной отсталости. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных и других психических функций, то есть прогрессирующий распад интеллекта. Интеллектуальный дефект, как правило, носит необратимый характер. Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта.
№7. Нарушения развития
№ 8. Становление и развитие коррекционной педагогики и практики
Коррекционно-педагогическая практика имеет богатый исторический опыт. За годы изучения аномальных детей, выявления природы и сущности их отклонений, организации коррекционной работы с ними сформировалась стройная система научных знаний об аномальных детях и истории развития специальных образовательных учреждений для детей с недостатками в развитии и поведении. Опыт изучения теории и практики коррекционной работы охватывает не только отрасли специальных дефектологических знаний в области сурдопедагогики (Н.М. Назарова) или истории изучения, воспитания и обучения умственно отсталых детей (Х.С. Замский), но и историю становления и развития воспитания трудновоспитуемых детей (А.В. Гаврилин), подготовку педагогических кадров к работе с девиантными подростками в образовательных учреждениях (С.А. Зазражин).
Важными задачами курса коррекционной педагогики является изучение истории становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками с отклонениями в развитии и девиациями в поведении, выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении ребенка. Наиболее содержательно и обоснованно решение их осуществлено в курсе «История олигофренопедагогики» (Х.С. Замский), где автор предлагает уникальный по широте охвата и глубине анализа материал по истории изучения, воспитания и обучения детей с недостатками интеллекта. Поскольку любой дефект, наличие различных отклонений в поведении так или иначе сказываются на интеллектуальном развитии ребенка, мы считаем целесообразным провести небольшой экскурс по данной работе.
В дефектологической науке, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонения в развитии и поведении, имеется четыре самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных аспекта: медико-клинический, психологический, педагогический и социологический, которые в истории дефектологии то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему.
Особенно наглядно это видно на истории становления и развития олигофренопедагогики.
Медико-клинический аспект раскрывает вопросы этиологии умственного дефекта, его анатомо-физиологические нарушения и симптомы, исследует способы клинического диагностирования дефекта, подходы к его классификации.
Психологический аспект устанавливает картину психических аномалий, раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы у детей с разнообразными психическими отклонениями, определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта.
Педагогический аспект рассматривает проблемы умственной отсталости, например, с точки зрения обучаемости и необучаемости ребенка в обычной и специальной школе, определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта.
Социологический аспект анализирует проблему с точки зрения социальной оценки существующего явления, зависимости ее от социально-экономических условий, социально-педагогических причин, влияния на нее характера и условий развития общества. Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития и поведения в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны. Если физические недостатки человека, увечья или другие аномалии были зримо различимы, то интеллектуальная недостаточность, отклонения в умственном развитии проявлялись на более поздних этапах жизнедеятельности человека. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел дефект в развитии и поведении. Причем палитра отношений располагалась от нетерпимости к дефекту, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток.
№9. Понятие «норма-аномалия » в психическом развитии
Аномалия — отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы.
Норма — установленная мера, средняя величина чего-либо. Существуют критерии разграничения понятий «норма» — «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлагают в основу критериев класть различные признаки. Наиболее подробно выделил критерии нормы — аномалии английский психиатр М. Раттер.
1.Учет возрастных особенностей и половой принадлежности ребенка. Некоторые особенности в поведении свойственны только для детей определенного возраста. Так, болезненное переживание разлуки с родителями свойственно малышам, для остальных возрастов — сигнал для беспокойства. Наличие яр ких особенностей женского поведения у мальчиков, а мужского — у девочек является аномалией, симптомом того, что с возрастом у них могут появиться сексуальные нарушения в поведении, а именно гомо сексуализм.
2. Учет длительности сохранения расстройства. Все дети всегда находятся в определенном состоянии, как- то: подавленность, радость, нежелание идти в школу, боязнь чего-либо или кого-либо, тяга к чему- либо или к кому-либо. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или лет, — это признак аномалии в развитии.
3. Учет жизненных обстоятельств. Жизненные обстоятельства могут влиять на поведение и эмоциональное состояние детей: например, появление в семье младшего ребенка, смерть близких, смена школы или класса, переезд и т. д.
4. Учет непосредственной культурной среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Так, христианство и ислам по-разному воспитывают девочек в их отношениях к мужчинам. В христианстве женщина более равна мужчине, нежели в исламе. Поэтому страх перед мужчиной девочек из мусульманских семей нельзя рассматривать как аномалию.
5. Учет степени нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов. Поэтому особенно важно обращать внимание на множественные эмоциональные или поведенческие расстройства, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.
6. Учет тяжести и частоты симптомов. Для детей в основном характерны умеренные, изредка возникающие нарушения. Это норма. Аномалия — серьезные, часто повторяющиеся расстройства.
7. Учет черт, которые характерны для поведения и развития данного конкретного ребенка. Следует внимательно относиться к проявлениям нарушений, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития.
8. Учет ситуационной специфичности симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой наблюдается нарушение поведения. Решая вопрос о «норме — аномалии» в развитии ребенка, следует учитывать все критерии. Определение «ненормальность» нужно соотносить с тем, насколько отклонение от нормы замедляет развитие. Важно помнить, что определение «норма» — «аномалия» в каждом конкретном случае — это очень сложная работа, предполагающая установление характера нарушения развития конкретного ребенка.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Источник
Умственная отсталость: эндогенные и экзогенные причины нарушений интеллекта
Содержание
Введение
1. Причины возникновения умственной отсталости
1.1. Эндогенные причины
1.2.Экзогенные причины
Заключение
Список литературы
Введение
Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).
На сегодняшний день насчитывается более четырехсот причин возникновения умственной отсталости, среди которых выделяют:
1. Генетические причины: хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна),частичная делеция короткого плеча хромосомы 4,микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др. А так же дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом,синдром Ангельмана, синдром Прадера-Вилли. Дисфункция отдельных генов: число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000. В их число входят, например, ген NLGN4, находящийся на хромосоме Х, мутации в котором обнаружены у некоторых пациентов, страдающих аутизмом; ген FMR1, сцепленный с хромосомой Х, дерегуляция экспрессии которого вызывает синдром хрупкой Х-хромосомы; ген MECP2, также находящийся на хромосоме Х, мутации в котором вызывают синдром Ретта у девочек
.2.Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы. Так же значительная недоношенность,нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
3.Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы;
4.Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей;
5.Умственная отсталость неясной этиологии.
1.Причины возникновения умственной отсталости.
1.1.Эндогенные причины.
К причинам эндогенного происхождения относятся следующие группы причин.
1. Изменение наследственных структур (мутации) – наиболее частые причины умственной отсталости. Генные мутации – изменение внутренней структуры генов. Хромосомные мутации – изменения структуры хромосом.
Распространенность хромосомных болезней среди новорожденных составляет – 0,5%. У человека мутации возникают постоянно – это естественный процесс, происходящий в ходе жизнедеятельности. Кроме того, они происходят под влиянием физических воздействий (ионизирующая радиация: электромагнитные излучения, гаммаи рентгеновы лучи, корпускулярные излучения: быстрые нейтроны, альфа-частицы). Вредоносными могут стать химические вещества (инсектициды, фунгициды, гербициды, формальдегид, ароматические углеводороды, противоопухолевые средства). Помимо этого, для появления мутаций имеет значение возраст родителей и семейное предрасположение, что может быть связано с нарушением генетического управления делением клеток.
2. Эндокринные заболевания и метаболические дефекты. Диабет матери может быть причиной отставания в умственном развитии ее ребенка. Фенилаланиновая эмбриопатия возникает в том случае, если у матери имеет место фенилкетонурия, т. е. содержание фенилаланина в ее крови превышает 30 мг/л.
Многие клиницисты выделяют в отдельную группу следующие причины эндогенного происхождения.
3. Перезревание половых клеток. Это понятие включает комплекс изменений в яйцеклетках и сперматозоидах, происшедших от момента их полного созревания до момента образования зиготы. Эти изменения могут быть связаны, в частности, с увеличением срока между овуляцией и оплодотворением, гормональными расстройствами, не расхождением половых хромосом.
4. Возраст родителей. Частота рождений детей с трисомиями 13, 18 или 21 у женщин в возрасте 30-34 лет составляет один случай на 510, в возрасте 35-39 лет 1 на 185, в возрасте 40-44 лет 1 на 63, а старше 45 лет 1 на 24. Частота трисомий зависит и от возраста отцов. Основной причиной возрастного фактора является старение половых клеток, увеличение частоты мутаций (из-за снижения устойчивости хромосом к химическим воздействиям, падения активности ферментов, гормональных нарушений и др.).
1.2.Экзогенные причины.
Среди причин, вызывающих нарушение созревания плода, известно более 400 внешних факторов (Д.Н. Исаев). Так как во внутриутробном периоде центральная нервная система (ЦНС) плода особенно чувствительна, то ее повреждения встречаются часто и приводят в итоге к психическому недоразвитию (70-90%). Нарушение психического развития ребенка может оказаться следствием взаимодействия многих вредностей, действующих внутриутробно (перинатальный период), в течение родов (натальный период) и в раннем постнатальном периоде.
Влияние вредных факторов в перинатальный период.
Для возникновения умственной отсталости очень важно время поражения плода, степень благополучия его развития и наличие неповрежденных тканей, способных компенсировать повреждения или замедление развития, вызванные инфекционным агентом. Чем раньше действует вредность на плод (первый триместр), тем, скорее всего, произойдет выкидыш, замершая беременность или возникнут тяжелые пороки развития.
Среди наиболее распространенных причин психического недоразвития в перинатальном периоде выделяют следующие:
1. Высокий риск рождения умственно отсталых детей связан с гипоксией плода у матерей, страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями: сердечно – сосудистой недостаточностью, болезнями печени и почек, диабетом, болезнью щитовидной железы. Эти болезни способствуют также недоношенности и осложнениям во время родов.
2. Несовместимость по Rh-фактору и по факторам АВО. Примерно у одной из восьми женщин Rh-фактор в крови отсутствует. Дети этих женщин могут пострадать от Rh-несовместимости, если у мужей этот фактор имеется. Rh-позитивный плод, получивший этот фактор от отца, провоцирует выработку антител в крови матери. Эти антитела, проникая в кровоток ребенка, разрушают его эритроциты. Возникающий в результате эритробластоз приводит к нарушению ЦНС, что в дальнейшем может проявиться в умственной отсталости, нарушении слуха и других неврологических симптомах. Эритробластоз встречается у одного из 150-200 новорожденных.
Причиной умственной отсталости может стать также несовместимость и по факторам крови АВО.
3. Внутриутробные инфекции: многие инфекции передаются от матери плоду, однако лишь малая их часть вызывает умственную отсталость. Они становятся причиной поражения ЦНС плода в 4-5% случаев тяжелой – и 1 % легкой умственной отсталости. Среди микроорганизмов, вызывающих умственную отсталость, чаще всего встречаются вирусы, простейшие (протозоа) и спирохеты. У 5% беременных инфекционное поражение плода вызывают вирусы. Инфекция, попавшая в материнский организм, в ряде случаев не дает внешних признаков заболевания у беременной, но при этом может поражать плод. Вероятно, это связано с тем, что ЦНС плода из-за недостатка кислорода, нарушенного питания и незрелости гемато-энцефалического барьера – более благоприятная среда для микроорганизмов. Примером может быть вирус краснухи, который в разные сроки беременности действует по-разному. При этом предполагают, что основной механизм повреждения ЦНС плода – аноксия (недостаток кислорода), в результате чего останавливается клеточное деление, что приводит к возникновению уродств или ограничению роста органов. Вероятность поражения плода зависит также от плаценты, которая не пропускает к нему возбудителей многих острых инфекций. Однако эффективность этого плацентарного барьера различна. Возбудители сифилиса, токсоплазмоза и некоторых других микроорганизмов проникают через это препятствие, а также могут попадать из околоплодной жидкости. Плод защищается от инфекций антителами матери. Тем не менее, и этот механизм не всегда эффективен. Так, беременная, будучи иммунной, к определенному заболеванию, все же способна передать возбудитель эмбриону.
Вирус гриппа. Краснуха – если беременная заболевает ею в первые три месяца беременности, то риск умственной отсталости у ребенка составляет от 15% до 20%.
Цитомегалия (ЦМВ): вызывается вирусом слюнных желез, попадающим от матери к плоду, который приводит к воспалению мозга и его оболочек, что завершается смертью или тяжелым заболеванием эмбриона. От 1 % до 2% умерших младенцев обнаруживают цитомегалию.
Врожденный сифилис: сифилитическая спирохета передается плоду через плаценту матерью, зараженной во время беременности. Она не проникает в эмбрион до пятого месяца беременности. В сороковых годах XX века 4% умственной отсталости связывали с сифилисом. Применение антибиотиков для лечения сифилиса резко уменьшило поражение плода. Увеличение в десятки раз числа больных сифилисом в последние десятилетия привело к возрастанию риска появления врожденного сифилиса.
Листериоз: листерии, обладающие способностью проходить плацентарный барьер, поражают преимущественно нервные ткани плода. Это может приводить к его гибели или к септицемии и менингоэнцефалиту, оставляя грубые органические поражения ЦНС. После рождения в связи с этим возникает тяжелая умственная отсталость. Редко описываются случаи врожденного туберкулеза.
Токсоплазмоз: токсоплазма – одноклеточный паразит – передается от животных человеку предположительно через их мясо. Распространенность врожденного токсоплазмоза от 5-7 на 10 000 нормальных младенцев. Инфицируются младенцы до рождения и после родов. Примерно 10% зараженных младенцев умирает через один-два месяца. У многих из выживших детей имеются множественные пороки развития и умственная отсталость.
4. Химические вредности, приводящие к интеллектуальному дефекту, – свинец, алкоголь, лекарственные препараты. В период органогенеза с начала третьей и до конца десятой недели любой вредный фактор может привести к смерти эмбриона или появлению пороков развития. Яды могут повлиять на ЦНС и позже, не подвергая разрушению органы, завершившие свое развитие. Частота пороков , у умерших в перинатальном периоде развития, составляет от 21 до 42%.
К лекарственным веществам, имеющим тератогенное действие, относятся: -гормональные препараты половых желез, надпочечников, поджелудочной железы (инсулин);
– препараты, подавляющие обмен веществ; препараты, избирательно разрушающие раковые клетки;
-антибиотики; галлюциногены; и др.
Некоторые наркотические вещества (ЛСД), контрацептивные средства, чрезмерное курение также оказывают тератогенное действие. Кроме того, белково-калорийная недостаточность и голодание матери, а также дефицит поступления в ее организм некоторых витаминов (А, В, Е, фолиевой и пантотеновой кислоты) ставят под угрозу интеллектуальное развитие будущих детей.
Тератогенное действие разных веществ различно. Сульфонамиды, например, повреждают мозг, вызывая желтуху плода. Препараты, препятствующие свертыванию крови, могут привести к кровоизлияниям в мозге и к его стойким повреждениям. Повреждения плода зависят и от способа, и от времени действия вещества. Различные реакции на один и тот же агент у разных плодов могут быть связаны с их генетическим своеобразием.
5. Физические факторы: радиационные воздействия на беременных женщин при диагностических, терапевтических, профессиональных или случайных рентгеновских облучениях при катастрофах на атомных электростанциях могут вызвать тератогенный эффект и умственную отсталость. Это воздействие зависит не только от стадии развития зародыша, но и от дозы, вида и мощности ионизирующего облучения, а также от индивидуальной чувствительности. Возникновение пороков под влиянием ионизирующего облучения связано с прямым повреждением плода, а также с нарушением метаболизма и проницаемости клеточных мембран в организме будущей матери. Наиболее часто при этом наблюдаются пороки нервной системы, глаз и черепа.
Механические воздействия, вызывающие пороки: амниотические сращения, чрезмерное давление матки или опухоли на плод при маловодии или крупной миоме.
6. Острые или хронические эмоциональные стрессы в течение беременности могут оказаться причиной пороков развития, малой массы плода и умственной отсталости.
7. Влияние недоношенности (менее 1500 года) и перекошенности на психическое развитие ребенка определяется не только недостатком массы тела, но и продолжительностью беременности. Частота неврологических и психических нарушений у таких детей составляет не менее 20%.
Влияние вредных факторов в натальный период.
В 9% случаев умственной отсталости причиной поражения мозга становятся вредности, что связывают с гипоксией. Недостаток кислорода в процессе родов может быть обусловлен тяжелыми болезнями матери (сердечно-сосудистой недостаточностью, заболеваниями крови и т. д.). Асфиксия плода обычно сочетается с родовой травмой, чему способствуют быстрые или затяжные роды, узкий таз, лицевое предлежание, ягодичное предлежание плода, недоношенность и переношенность плода, несоответствие родовых путей женщины и размеров плода.
Влияние вредных факторов в постнатальный период.
В первые годы жизни наиболее частой причиной поражения ЦНС и умственной отсталости оказываются энцефалиты, тяжелые интоксикации, черепно-мозговые травмы, состояния клинической смерти. Заболевания, сопровождающиеся тяжелым истощением (токсическая дизентерия), сменяющие друг друга инфекции (от 5 до 25%) также могут оказаться причиной отставания в развитии особенно у недоношенных или детей, перенесших тяжелую родовую травму.
Социальные и культурные факторы.
Личный опыт, среда и особенно семейное окружение оказывают серьезное влияние на развитие интеллекта и личности ребенка. Условия, в которых ребенок воспитывается в раннем возрасте, во многом предопределяют его дальнейшую жизнь. Для оптимального психомоторного развития формирование навыков должно происходить в чувствительные (критические) периоды жизни. Обнаружено, что для освоения цвета, формы, звука и материала предметов наиболее подходящее время – от 2,5 до 6 лет. В то же время слишком раннее форсированное обучение навыкам чтения и счета, до того момента, когда ребенок способен их воспринять и получить удовлетворение от своих достижений, в дальнейшем может привести к нарушению способности обучаться или даже к ограничению интеллектуальных возможностей.
Препятствием развития ребенка могут стать условия депривации (сенсорной, когнитивной, социальной, эмоциональной), в которых он не сможет приобрести социальный опыт или этот опыт окажется недостаточным.
Наибольшее значение социальные и культурные, а также семейные и психологические факторы имеют для возникновения легкой степени умственной отсталости. Влияние частичной депривации может сказаться на тех детях, которые ослаблены врожденными вредностями или рано перенесенными болезнями, следующими одна за другой.
Изучение зависимости психического развития детей первого года жизни от отклонений в течение беременности и родов, а также от культурного уровня семьи (по образованию родителей) выявило зависимость психического развития детей от образования родителей и обратную – развития детей от выраженности перинатальной патологии , связь серьезного влияния семейно-психологических факторов на формирование психики детей раннего возраста, особенно в случае их сочетания с соматическими вредностями.
В происхождении тяжелой степени умственной отсталости участвует комплекс наследственных (хромосомные аберрации, гены большого действия) и серьезных внешних факторов (травмы, нейроинфекции). Эти факторы оказывают сильное негативное воздействие на формирование мозговых структур, а также на развитие плода в целом.
Дети, перенесшие травмы головного мозга (сотрясения, ушибы, и т.д.), отличаются повышенной истощаемостью при умственной нагрузке. Степень их умственной отсталости бывает чаще всего
не очень значительной. Однако из-за очень большой утомляемости,
которая приводит к неустойчивости внимания и забывчивости,
дети, несмотря на свою сообразительность, оказываются иногда не в состоянии справиться даже с выполнением
заданий.
Заключение.
Подход, разделяющий причины умственной отсталости на два вида, подчеркивает важные этиологические различия между органическими и культурно-семейными причинами умственной отсталости:
1. К виду органической умственной отсталости относятся генетические и конституциональные факторы, такие как хромосомные аномалии, моногенные аномалии и нейробиологическое влияние.
2. Предполагаемыми причинами культурно-семейной умственной отсталости являются неблагоприятное экономическое положение и генетическая наследуемость интеллекта.
3. Социальные и психологические причины умственной отсталости заключаются в разнообразных влияниях окружающей среды, а особенно в качестве физической и эмоциональной заботы о ребенке и стимулирования ребенка на стадии младенчества и раннего детства.
Список литературы.
1. Власова, Т.А., Певзнер, М.С.О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1973,175 с.
2. Кузнецова, Л. В., Пер