Эмоциональный контакт как развитие ребенка

Эмоциональный контакт как развитие ребенка thumbnail

Сразу после рождения новорожденный малыш нуждается в тесном контакте с мамой и папой. Эмоциональная близость сильно влияет на развитие малыша, поэтому нужно держать его на ручках как можно чаще и дольше. На сближение влияет не только контакт при грудном вскармливании, но и «кожа к коже». Рассмотрим в рамках данной публикации все о контакте новорожденного с родителями.

Больше интересного на сайте mommysjoy.ru

Как эмоциональная привязанность мамы и малыша влияет на развитие ребенка

Если между мамой и ребенком есть контакт, привязанность, это очень много значит. Даря малышу любовь, вы учите его относиться к самому себе с достоинством, он будет знать, что достоин любви.

Если есть контакт, то малыш станет с уважением относиться и к своей матери, в будущем возникнет меньше проблем с воспитанием. Чадо вырастет послушным и покладистым в отношении родителей.

Малыш, у которого установлен контакт с родителями, меньше капризничает и плачет. А это значит, что в подростковом возрасте будет меньше проблем: с переходным возрастом, психикой.

А еще такие детки имеют более высокий интеллект. Они проще и лучше учатся, реализуют себя в будущем, достигают большего.

Когда между мамой и младенцем зарождается эмоциональная связь

Мамочка ощущает связь со своим ребенком еще до его рождения. Она разговаривает с ней или с ним, подбирает имя, интересуясь, нравится ли оно малышу. Женщина понимает волшебство моментов, пока в ее чреве зарождается новая жизнь. Она читает ребенку сказки, ставит детские песни, рассказывает о чем-то.

Но, вопреки мнению многих людей, у малыша во время утробного развития еще нет эмоционального контакта и связи с мамой. Она зарождается с момента рождения — с первого прикосновения, улыбки и взгляда.

Рождение малыша создает связь, когда мамочка и ее кроха не могут друг без друга, ощущают друг друга, а при телесном прикосновении успокаиваются.

Общение с новорожденным сразу после рождения

В ряде стран проводили исследования, при которых выявляли необходимость контакта мамы и ее ребенка сразу же после родов. В ходе эксперимента одних малышей уносили сразу для проведения процедур, других же укладывали на мамин животик. И вот какой была реакция женщин и малышей:

  • Те, которых сразу приложили на живот, начинали активно двигаться, искать грудь, высовывать язычок. При прикладывании к груди они начинали сосать молоко. У мамочек же резко повышался уровень гормона окситоцина, который отвечает за удовольствие и привязанность. В свою очередь, данный гормон помогает выработке другого — пролактина, который отвечает за выработку молока.
  • Малыши, которых сразу после родов унесли, при прикладывании к маме вели себя настороженно. Они мало двигались, не хотели брать грудь, плохо сосали молоко. У женщин же окситоцина вырабатывалось в разы меньше, чем у тех, чьи ляльки после рождения оказались рядом сразу.

Зачем после родов нужен контакт мамы и новорожденного

  • Малыш становится более спокойным в последствии, не капризничает и меньше плачет.
  • Температура крохи устанавливается на нормальном уровне, так как идет обмен теплом с мамой.
  • Происходит первый зрительный контакт, он отвечает за эмоциональную привязанность.
  • Поисковый рефлекс зарождается быстрей, новорожденный ищет грудь самостоятельно, быстрее учится правильно сосать.
  • Недоношенные ляльки показывают улучшение всех показателей здоровья.
  • Повышается вероятность продолжительного вскармливания грудным молоком, так как больше вырабатывается гормона пролактина.
  • У ребенка сразу же возникает защитная микрофлора на коже, передаваемая от мамочки при контакте «кожа к коже».

Как наладить контакт мамочки и младенца после рождения

Чтобы установить контакт, и знакомство мамочки с малышом прошло успешно, нужно придерживаться следующих правил:

  • Выбирайте роддом, где практикую совместное нахождение в единой палате мамы и новорожденного.
  • Попросите акушера, чтобы после окончания родов он приложил малыша к животу.
  • Когда ляльку уложили на животик, погладьте ее, посмотрите в глазки, дайте рассмотреть себя.
  • Не давайте грудь самостоятельно, пусть малыш ее найдет сам.
  • Находиться рядом с новорожденным нужно до выписки. Даже если по состоянию здоровья его перевели в ПИТ, постарайтесь быть с крохой как можно дольше (пока врачи не выгонят).
  • С самого момента рождения учитесь ухаживать за своим ребенком самостоятельно, не отдавая его на попечение нянечек. Пеленайте, кормите, убаюкивайте, подмывайте.

Последствия разлуки новорожденного малыша с мамочкой после родов следующие:

  • короткий сон, частый плач;
  • плохое сосание груди;
  • отсутствие лактации у мамочки;
  • стресс у новорожденного и матери;
  • в крови пониженное содержание глюкозы;
  • пониженная температура новорожденного;
  • сильные потери веса малыша.

Как при искусственном вскармливании установить контакт

Во время кормления грудью мама и ее сыночек или дочка проводят в тесном контакте не менее получаса. Малыш и женщина ощущают сердцебиение друг друга, обмениваются теплом и улыбками, взглядами. Грудное вскармливание — это больше, чем обычное удовлетворение физиологических нужд ребенка, это установка связи между мамой и чадом на долгие годы.

Но как быть тем мамочкам, которые не могут кормить своим молочком? Ведь из бутылочки кроха потребляет смесь в течение 10 минут, а для контакта это мало. Более того, женщина может покормить младенца в кроватке, доверить процедуру папе или няне, бабушке.

Чтобы при искусственном вскармливании устанавливать контакт между мамой и новорожденным, следуйте рекомендациям:

  • Кормите ребенка только на руках, тесно прижав к своей коже голым животиком.
  • Не пеленайте, пусть ручки будут свободными, так малыш сможет дотрагиваться до вас.
  • Смотрите при кормлении в глаза, улыбайтесь и поглаживайте его.
  • После кормления не спешите укладывать кроху, посидите с ним, носите на руках по комнате. В это время тихо говорите с ребенком, спойте песню.

Привязанность между мамой и ребенком очень важна. В будущем она поможет улаживать конфликты, понимать друг друга.

Как папе установить контакт с новорожденным

Привязанность между отцом и ребенком не менее важна. Папа дарит совершенно иную любовь, чем мама, он защитник, кормилец, глава семьи, и малыш это должен воспринимать. Осуществить контакт между новорожденным и папой проще, если муж присутствовал при рождении, поддерживал супругу, видел первый вздох малыша, и малыш сразу видел его. Но не каждый мужчина решится пойти на такой шаг, да и не в каждом роддоме имеется таковая возможность.

Читайте также:  Игра на развитие эмоционального мира ребенка

Как установить связь и тесный контакт между папой и новорожденным:

  • Папа должен заботиться о малыше так же, как имама. Пусть он кормит ребенка из бутылочки, переодевает, купает, убаюкивает, читает сказки, выводит на прогулку.
  • Нужно поддерживать тактильный контакт. папа должен держать малыша на руках, поглаживать его своей большой рукой, давать поспать у себя на руках или животе.
  • Оставляйте малыша с папой наедине, когда никто не будет мешать их общению.

Почему отсутствует материнский инстинкт

Не каждая женщина после родов буквально влюбляется в свое творение. Бывает так, что мамочка даже подойти к крохе не может, не хочет оставаться с ним наедине, не то, чтобы взять на ручки и покормить грудью. Причины этому могут быть в послеродовой депрессии, когда гормоны устраивают в организме настоящую войну. Нельзя перебарывать себя, давить эмоционально. Материнский инстинкт со временем проснется, а пока не делайте хуже себе, через силу направляясь к кроватке. Что делать?

Пусть в это время, пока мамочка отходит от родов и переживает внутреннюю войну, за ребенком ухаживает папа и бабушки. Скорее всего лактация пропадет, потому что женщина будет находиться в депрессии, пролактин не вырабатывается в данном случае. Можно стимулировать выработку молока, используя молокоотсос, организм поймет, что нужно кормить ребенка, и начнет производить молочко.

Если молока так и не появилось, придется кормить ребенка смесями. Но это не так страшно, как могут наговорить бабушки. В современных питательных смесях для новорожденных имеется все необходимое для жизнедеятельности, здоровья и развития ребенка. По статистике, более 30% малышей вскармливаю именно искусственно, и они не отличаются от тех, что кушают грудное молоко матери.

Читайте также по теме: Как наладить грудное вскармливание и повысить лактацию

Источник

Как укрепить эмоциональную связь с ребенком   

Рейтинг
19

Эмоциональная связь детей с родителями – залог их способности строить здоровые отношения в будущем

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Эмоциональная связь между родителями и ребенком – ключ к доверительным и любящим взаимоотношениям. Привязанность ребенка к родителям – это не данность, а длительный процесс. Поэтому однократное проявление любви к ребенку и заботы о нем еще не означает, что ребенок будет привязан к вам. Точно так же и отдельные конфликты с ребенком не означают, что теперь эмоциональная связь с ним нарушена.

Если ребенок сможет сформировать безопасную привязанность к вам, это будет во многом ему полезно. Дети, у которых есть сильная эмоциональная связь с родителями, имеют более высокую самооценку и успеваемость в школе, лучше ладят с людьми и управляют стрессом, чем их сверстники.

Родители могут помочь ребенку развить безопасную привязанность. Для этого нужно придерживаться следующих правил.

Будьте надежной опорой для ребенка

Рядом с вами ребенок должен чувствовать себя в безопасности. Окружите его заботой и дайте почувствовать себя комфортно, когда он болеет или расстроен. Как можно чаще будьте рядом с ребенком, когда ему это необходимо. Чувствуя себя в безопасности, ребенок может самостоятельно исследовать окружающий мир: он знает, что в любой момент вернется к вам и опять почувствует себя под защитой. Поощряйте ребенка пробовать что-то новое. Показывайте, что вы верите в то, что ему по силам справиться с новыми заданиями самостоятельно. Но в то же время будьте рядом, если ребенок почувствует себя некомфортно.

Будьте внимательны к ребенку

Уделяйте время ребенку и взаимодействуйте с ним один на один. Найдите игры и занятия, которыми вы можете заниматься вдвоем с ребенком, испытывая от этого удовольствие. Находите время на то, чтобы выслушать ребенка и поговорить с ним о том, что ему интересно. Дайте ребенку возможность самому выбирать занятия в соответствии с его интересами, не навязывайте при этом свое мнение. Важно не то, сколько времени уделять взаимодействию, – важно показывать свою привязанность к ребенку и уделять ему внимание. Визуальный и тактильный контакт, дружелюбие и улыбка помогут вам укрепить эмоциональную связь с ребенком.

Будьте предсказуемы

Детям нужен распорядок дня, чтобы он чувствовал себя уверенно и безопасно. Привычный распорядок приема пищи, сна и других ежедневных занятий помогает ребенку развить навыки дисциплины и почувствовать себя в безопасности. Когда ребенок знает, что будет происходить дальше, это помогает ему самостоятельно переходить от одного занятия к другому.

Будьте чуткими по отношению к ребенку

Спрашивайте себя: «Что сейчас чувствует ребенок?» или «Как это выглядит в глазах ребенка?». Не думайте, что ребенок видит события так же, как и вы. Не спешите делать за него выводы. Наблюдайте за ребенком – и вы сможете увидеть происходящее его глазами.

Будьте эмоционально открыты

Ребенок должен иметь возможность видеть, как вы выражаете различные эмоции. Когда вы видите его, выражайте радость и улыбайтесь. Когда вы чем-то опечалены, не прячьте от него слез. Ваша эмоциональная открытость поможет ребенку понимать и выражать свои эмоции. Если у него будут возникать различные чувства, он не будет их прятать или притворяться.

Не принимайте поведение ребенка на свой счет

Многим родителям становится больно, когда ребенок отталкивает их, убегает или отказывается обняться. Когда ребенок учится словесно выражать свои эмоции, вы можете услышать от него: «Ты злая!», «Я тебя ненавижу!» или даже «Ты мне больше не мама!». Не воспринимайте эти слова буквально: так ребенок выражает свой страх, злость, разочарование и другие отрицательные эмоции. Он еще не умеет делать это правильно.

Следите, чтобы ваши слова не расходились с действиями

Например, когда вы утром заходите в комнату ребенка, скажите ему: «Доброе утро! Как тебе спалось? Я скучала по тебе, пока ты спал! Ты – самый лучший ребенок во всем мире. Вставай, и давай прогуляемся». Ребенку необходимо установить четкую связь между вашими действиями и вашим голосом.

Читайте также:  Правила развития мозга вашего ребенка торрент

Покажите ребенку свои ожидания от его поведения

Ведите себя с ребенком так, как будто он поступает именно в соответствии с вашими ожиданиями. Когда вы приходите забирать ребенка из детского сада, а он просто поворачивает голову в вашу сторону, представьте, что он тянется к вам с распростертыми объятиями и улыбается. Улыбнитесь ребенку, протяните к нему руки и скажите: «Привет! Я ждала тебя! Иди ко мне, я тебя обниму!».

Позвольте ребенку проявлять инициативу

Маленькие дети часто чувствуют себя центром Вселенной. На определенном этапе развития ребенка это нормально, более того – ребенку важно прожить этот этап. Это помогает ему развить чувство собственного достоинства и лучше понять себя. Если родители поддерживают ребенка на этом жизненном этапе, они помогают ему стать более самостоятельным. Позволяйте ребенку брать инициативу (а вместе с ней – и ответственность) на себя. Можно даже подыграть ребенку и на некоторое время поменяться ролями: он будет родителем, а вы – ребенком.

Устанавливайте зрительный контакт

Если ребенок не поддерживает зрительный контакт – продолжайте с ним над этим работать, но не принуждайте к этому ребенка. С маленькими детьми можно играть, закрывая глаза ладонями, а затем открывая их. Игры расслабляют ребенка, и от этого он легче привыкает к зрительному контакту с вами.

Относитесь с терпением к капризам и истерикам ребенка

Во время таких проявлений плохого поведения не кричите на ребенка и не уходите от него. Ребенок хочет, чтобы вы были рядом с ним. Его поведение изменится, когда он научится лучше понимать и выражать свои чувства. Реагируйте на его поведение позитивно. Говорите с ребенком: «Мне кажется, ты хочешь к папе», «Хочешь, чтобы я не уходила, а осталась с тобой?». Если вы будете отстраняться от ребенка в такие моменты, вы только усугубите ситуацию. Вместо этого можно мягко установить для ребенка границы: «Я бы хотела, чтобы ты посидел у меня на коленях, но мне нужно тебя видеть, поэтому я буду сидеть рядом». Оставайтесь рядом с ребенком и разговаривайте с ним, пока он не успокоится. Это не означает, что вы идете на поводу у ребенка и поддаетесь на его провокации, – разумеется, за исключением того, что цель ребенка в том, чтобы быть рядом с вами.

Иногда вам действительно нужно будет уйти (например, когда в семье есть младший ребенок и вам нужно присматривать за ним). Ваш старший ребенок со временем поймет это.

Будьте особенно внимательны, если ребенок никогда не впадает в истерики и не демонстрирует плохого поведения. Возможно, он не умеет говорить о своих потребностях и нуждается в вашей помощи, чтобы научиться выражать свои чувства.

Показывайте привязанность к ребенку, даже если не можете всегда быть рядом с ним

Если вы не можете всегда быть рядом с ребенком (например, если вы с супругом разведены и ребенок не живет с вами), это не должно влиять на ваши с ним отношения. Ребенок может быть привязан и к своей новой семье, и к вам. Придумайте особый ритуал, когда вы прощаетесь с ребенком до следующей встречи. Это придаст ребенку уверенности. Он понимает, что вы можете быть расстроены тем, что вам приходится расставаться. Но, если вы покажете, что вы не расстроены, он тоже сохранит спокойствие. По возможности приучайте ребенка проводить больше времени без вас, постепенно увеличивая время между вашими встречами. Однако первое время после развода или переезда проводите много времени с ребенком – это поможет ему привыкнуть к жизненным изменениям. Некоторым детям хорошо помогает, если рядом с ними всегда будут любимая игрушка или предмет, к которому они привыкли.

Вы не сможете своей любовью испортить ребенка

Чем больше ребенок будет чувствовать себя в безопасности, тем более самостоятельным он станет в будущем. Чем больше заботы и внимания вы проявляете по отношению к ребенку, тем меньше он будет прибегать к плохому поведению, чтобы привлечь ваше внимание. Ваше общение с ребенком станет глубже, а эмоциональная связь между вами – крепче.

Эмоциональная связь ребенка с родителями приносит ему большую пользу по мере его роста и развития. Ваши забота, душевная теплота и предсказуемость в действиях вселят в ребенка уверенность и будут способствовать тому, чтобы он самостоятельно исследовал окружающий мир.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.75 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
19.03.2018

Источник

Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.

Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года)

Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.

Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:

  • грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
  • контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
  • носить на руках или в слинге;
  • практиковать совместный сон;
  • обнимать и целовать малыша;
  • делать массаж, напевая потешки;
  • улыбаться друг другу;
  • гладить свое лицо руками малыша;
  • повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
  • играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
  • танцевать и петь вместе;
  • рассматривать картинки, читать книги;
  • гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
  • рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.
Читайте также:  Эссе значение детского творчества для развития личности ребенка

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.

  • возьмите с собой в магазин, выбирайте продукты и предложите ребенку самому наполнить тележку, довезти ее до кассы и даже – оплатить банковской картой;
  • разрешайте нести маленький пакет из магазина, а может даже собственный рюкзачок, а после – достать продукты и сложить их в холодильник;
  • дайте возможность самостоятельно выбирать одежду, предлагайте составить Family look из похожих вещей и/или аксессуаров;
  • поиграйте в ролевые игры, проигрывая рабочий день мамы и папы;
  • мойте посуду, готовьте простые блюда и различные вкусняшки вместе – пусть это будет посильный труд, но сколько радости это принесет малышу;
  • дайте возможность наполнить и запустить стирку в стиральной машине (не забывая, что химические средства под запретом в его возрасте);
  • посадите огород на подоконнике, поливайте цветы и выращивайте мандарин из косточки;
  • стройте домики, шалаши и превращайтесь в семью животных, проигрывая семейные отношения;
  • собирайте мебель, научите пользоваться рулеткой, и пусть папа покажет мастер-класс по завинчиванию болтиков отверткой;
  • прибирайтесь вместе – это поможет вам и научит малыша чистоплотности;
  • придумывайте секретные знаки и шепчитесь на ушко;
  • передавайте поцелуи и обнимашки через ребенка;
  • использовать один крем для рук, рисуя на кистях милые значки;
  • вместе сделайте что-то страшное, а также – веселитесь и дурачьтесь вместе.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)

Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.

  • разрешайте злиться и выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
  • выделите индивидуальное время для каждого ребенка (если их несколько в вашей семье) – сходите в торговый центр, кафе, на маникюр, кино… выберите развлечения, которые будут интересны вам обоим;
  • если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
  • занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
  • научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
  • устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
  • валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
  • играйте, рисуйте, лепите, читайте и порой – следуйте его правилам;
  • совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
  • качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке;
  • разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:

  • проигрывайте страхи расставания через поисковые игры (прятки);
  • одевайте ребенка, если он просит этого;
  • кормите его с ложки при его просьбе и разрешит покормить вас, если он желает этого;
  • смейтесь вместе с ними, в особенности – над его шутками;
  • придумывайте сказки про страхи и научите переживать их продуктивно;
  • одобряйте друзей ребенка;
  • разговаривайте – много, ОЧЕНЬ МНОГО и обо всем на свете.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.

  • распечатывайте фотографии, делайте семейные фотоальбомы и рассматривайте их вместе;
  • рисуйте открытки родственникам, отправляйте их по почте и проверяйте почтовый ящик в ожидании ответа;
  • рассказывайте ребенку о том, как он был маленький и как вы ждали его появления;
  • звоните папе по видеочату на работу и пишите смс в течении рабочего дня вместе;
  • обнимайтесь всей семьей.

Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)

Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:

  • доверьте приготовление одного полноценного блюда для всей семьи;
  • не забывайте обнимать при любом удобном случае;
  • разделяйте его хобби и интересуйтесь личной жизнью;
  • читайте вслух, смотрите кино в кругу семьи.

Подростки, яркая юность – а что дальше?

Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.

  • применяйте на практике активное слушание;
  • пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
  • будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
  • совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
  • не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
  • интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
  • учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
  • запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).

Источник