Эмоциональное взаимодействие и психическое развитие ребенка
Фирсанова Е.Ю. , Павлова Н.В.
Роль эмоционального общения в психическом развитии
детей раннего возраста
В педагогической и психологической литературе подчеркивается большая роль общения для гармонического развития ребенка. Так, Л. И. Божович[1] указывает на то, что важным фактором формирования личности ребенка в дошкольном возрасте является взаимоотношения с взрослым. Общение с взрослым важно для установления правильных связей ребенка с окружающим миром и для его эмоционального благополучия.
Взаимосвязь общения, личности и психического развития ребенка показана в работах М.И. Лисиной[3]. Так, в раннем возрасте появляется ситуативно-деловое общение. Оно вплетается в ведущую деятельность ребенка раннего возраста – предметно-манипулятивную. Главным мотивом контактов выступает практическое сотрудничество. Ребенку интересно как правильно действовать с конкретными предметами. Однако, несмотря на то, что данное общение носит деловой характер, роль эмоций в нем нельзя недооценивать. В трудах М.И. Лисиной описаны эксперименты, которые показали, что ребенку недостаточно только того, чтобы взрослый просто имел отношение к его деятельности. Ему важно доброжелательное внимание взрослого, его эмоциональные реакции. Ситуативно-деловое общение важно для развития предметной деятельности и речи.
Филиппова Г.Г, подчеркивает, что эмоциональное развитие детей раннего возраста является залогом эмоционального комфорта и условием успешного развития их [7]. В условиях эмоциональной депривации формируются устойчивые эмоционально-личностные нарушения, которые приводят к нарушению психического развития ребенка.
О. Коннер [4]выделил родительские позиции: 1)принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требовательность; 4) чрезмерная опека. Рассмотрим влияние типов родительских отношений на развитие ребенка:
1. Принятие и любовь. Ребенка принимают такого, какой он есть. Главная задача родителей сделать его счастливым. В общении взрослый опирается на чувства, настроение, увлечения ребенка. Такое общение доверительно, эмоционально окрашено, что позволяется сформироваться базовому доверию к миру. Ребенок вовлечен в общение и все действия он эмоционально переживает, что способствует полноценному формированию личности и развитию ребенка.
2. Явное отвержение. Родители не принимают ребенка, они холодны к его переживаниям. Наблюдается жестокое и безразличное отношение к детям. Впоследствии отмечается агрессивное поведение у детей, проблемы в освоении социального и культурного опыта. При наличии каких-либо нарушений развития отмечается усугубление, имеющихся проблем.
3. Излишняя требовательность. Родители недовольны любыми достижениями детей. Отмечается их постоянная критика. Такие дети вырастают неуверенными в себе, с недоверием к миру. При излишней критике они отказываются проявлять свои способности. Так, если родители постоянно критикуют речь ребенка, он может отказаться от общения, заучивания стихотворений и пр.
4. Чрезмерная опека. Данный тип отношения проявляется в чрезмерной опеке и ограничениях. Ребенок настолько опекаем, что не проявляет активности и инициативы, что сказывается на его личностном и психическом развитии.
Так, при явном отвержении дети страдают от материнской депривации, что приводит к задержке формирования речи или усугублению имеющихся проблем.
При излишней требовательности дети чувствуют неуверенность в себе, боятся показать свои достижения, любыми способами уходят от тех заданий, которые критикуются родителями. В результате ребенок тяжело идет на контакт даже со специалистом и отказывается от сложной для него деятельности.
Чрезмерная опека приводит к тому, что ребенку родитель дает все, что надо, стоит только попросить. В результате ребенок манипулирует взрослым. Ему не нужно осваивать сложные виды деятельности. То есть, у детей при данном типе родительских отношений нет мотива к преодолению трудностей, что сказывается на формировании личности и приводит к трудностям организации коррекционной работы.
Ранний возраст является гиперсинзетивным периодом для развития речи ребенка [5]. По достижении трех лет дети должны пользоваться развернутой фразовой речью, все компоненты ее должны быть сформированы и развиваться дальше только качественно.
Проведенные наблюдения и исследования показали, что речевые нарушения проявляются или усугубляются у детей в семьях, которых наблюдаются последние три типа родительских позиций.
Л.Ф. Спировой было проведено исследование в ходе, которого автор выявил, что тяжелые речевые нарушения, отмечаются у детей с более поздним появлением речи[6]. Людмила Федоровна подчеркивает, что время появления речи влияет на уровень ее развития. Также автор отмечает, что эта связь не является однозначной и нужно учитывать структуру дефекта и этиологию.
В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах. В современном технотезированном обществе часть родительских обязанностей перекладывается на образовательные учреждения, педагогов, медицинских работников. Общение часто ребенку заменяют современные технические средства, что приводит к эмоциональной депривации и сказывается на развитии ребенка, особенно речевом. В компьютерных играх важнее визуальное восприятие, нежели речевое, что приводит к замедленному или нарушенному развитию последнего. В речевом онтогенезе первыми появляются существительные и глаголы. У детей, которые больше времени проводят в интерактивных играх, есть существительные, меньше глаголов и почти отсутствуют прилагательные и наречия. Следовательно, задерживается формирование фразовой речи. Таким образом, недостаточность речевого контакта ребенка и взрослого приводит к существенной задержке речевого развития или усугублению имеющихся проблем. Данный пример характерен для родительской позиции, называемой явное отвержение.
Стараясь, соответствовать определенным стандартам общества, некоторые родители постоянно сравнивают достижения детей с некими эталонами, не учитывая их индивидуальные возможности. В такой ситуации ребенок чувствуют, что родители переживают не за него, а за его успехи, и «любовь» к нему проявляется в зависимости от полученных достижений. При чрезмерных родительских требованиях у ребенка не формируется чувство доверия к миру и защищенности, появляется неуверенность в себе, скованность, отказывается от сложных заданий, в том числе речевых. Ребенок отказывается повторять слова, называть картинки и предметы, учить стихи.
Также, отрицательно на развитие речи оказывает влияние излишняя речевая активность родителей. Такой родитель не оставляет места для инициативы самого ребенка[2]. Необходимость в овладении активной речью у ребенка отпадает. Это свойственно для позиции чрезмерная опека.
Таким образом, эмоциональное общение является важным условием для психического развития детей. Этот факт нужно учитывать в педагогической и коррекционно-развивающей работе. То есть, необходимо консультировать родителей и оказывать им помощь в воспитании и развитии детей. Эти данные необходимо учитывать и педагогам при организации педагогического процесса.
Литература:
- Божович л.И. Проблемы формирования личности. Москва- Воронеж, 2001.
- Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только … – М., 2002.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж, 1997.
- Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М., 2006.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./Под ред. Ю.Ф. Гаркуши./ Москва – Воронеж, 2001.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2004.
- Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002.
Источник
Многие личностные особенности определяются тем, какое Место в жизни родителей занимает ребенок, насколько велика заинтересованность в нем, сколько внимания ему уделяется. Губительным для детского развития является как отсутствие, так и чрезмерность заинтересованности и внимания к ребенку. Не получая достаточного внимания, ребенок испытывает беспокойно, так как не чувствует себя в безопасности. Он не может рассчитывать на то, что родитель в нужный момент придет ему на помощь, предотвратит опасность. Такая ситуация определяет характер привязанности ребенка к матери — потребности в постоянном, близком общении с ней как своего рода результат неосознанного признания ребенком той важной роли, которую выполняют близкие взрослые в его жизни [189]. Наблюдаются существенные различия в степени выраженности указанной потребности у детей. Ненадежная привязанность, постоянное стремление к близости с родителем, не находящее своего удовлетворения, приводит к эмоциональной неустойчивости, неуверенности в себе. Результатом такой неуверенности может стать замкнутость ребенка, затрудняющая его общение со сверстниками, нерешительность, определяемая позицией «как бы чего не вышло». Такие дети встречаются с серьезными сложностями в конфликтной ситуации, медленнее реагируют на неожиданное разворачивание ситуации. Другими словами, в результате низкой интенсивности межличностных взаимодействий наблюдается усиление тревожности ребенка и понижение его адаптивности к новым, стрессогенным ситуациям [134]. Таким образом, можно сказать, что внимательное, заинтересованное родительское отношение придает ребенку спокойствие и уверенность, выполняя роль эмоциональной поддержки. Однако нередки случаи и чрезмерной эмоциональной концентрации на ребенке. Такие родители, не знающие меры в своем стремлении оберегать ребенка, готовности в любой момент прийти на помощь и разрешить все проблемы, реально недооценивают его способности и возможности практической деятельности. Результатом такой чрезмерной опеки становится инфантилизм и неспособность к самостоятельности, некритичное отношение к себе, также затрудняющее общение [154; 155].
Подробно обсуждается в психологической литературе вопрос влияния на детское развитие степени принятия ребенка родителями. Более всего обращает на себя внимание условность родительского принятия. Задолго до рождения ребенка у родителей складывается система ожиданий [34]. Часто реальное отношение к ребенку определяется тем, насколько он оправдывает эти ожидания. Родители стараются «подогнать» ребенка под созданный ими образец, не считаясь с его реальными индивидуальными особенностями. Несоответствие же каких-то определенных черт темперамента, характера, внешности ребенка, его личности в целом вызывает у родителя целую гамму негативных чувств — недовольство, раздражение, гнев. Чувства, испытываемые родителем в ситуации взаимодействия, являются индикатором безусловности эмоционального принятия. Ребенок бессознательно начинает ощущать, что его любят за «что-то» и он может в любую минуту потерять эту любовь. Эта ситуация условного принятия рождает, с одной стороны, неуверенность в ценности собственного я, низкое самоуважение, с другой стороны, постоянное стремление заслужить любовь другого человека, всеми силами удержать ее, т.е. зависимость от объекта привязанности [158]. Дети сначала стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо. Неудача заставляет их обращать на себя внимание другими доступными средствами — истерикой, грубостью, агрессией.
Существует мнение [64], что самым неблагоприятным для детского развития является не рассмотренное выше негативное отношение к ребенку, а вообще отсутствие какого бы то ни было отношения к нему. Эмоциональные контакты родителей с ребенком в этом случае уплощены, поверхностны. Безразличие родителей, эмоциональное отвержение способствует формированию у ребенка таких личностных черт, как сварливость, неспособность к настойчивости и сосредоточенности в учебе, у них нередки конфликты с родителями и школой. В то же время у детей наблюдаются пугливость, беспомощность, что затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие ребенка. Если родители уклоняются от общения со своим ребенком, эмоционально отвергают его, то он может вырасти человеком, не способным ориентироваться в социальной сфере и устанавливать многообразные отношения с окружающими людьми, прочные эмоциональные связи [92; 124]. Ребенку чрезвычайно трудно ориентироваться в чувствах других людей и их переживаниях, поставить себя на место другого и почувствовать чужую боль, обиду, радость [34]. Часто формируется безразличное отношение к своему внешнему виду (особенно у девочек), халатность неаккуратность.
Влияние детско-родительских отношений на интеллектуальное развитие ребенка определяется ролью общения со взрослым [37; 93]. Взрослый не только раскрывает ребенку содержание человеческой культуры, но и способствует процессу вхождения в нее, подкрепляя усилия ребенка, направляя, поддерживая и корректируя их. Особую роль здесь играет эмоциональная составляющая взаимодействия. «Безэмоциональный характер» общения имеет своим последствием интеллектуальное отставание [34; 83; 124]. Особенно важными оказываются внимание, чувствительность к Ребенку, эмоциональная поддержка. Характер взаимоотношений с родителем определяет эмоциональное состояние ребенка, через Которое преломляется восприятие им окружающего мира: родителей, дома, самого себя. Если окружающий мир представляется ребенку отталкивающим, враждебным по отношению к нему то возникает тревожность, беспокойство, угнетающее познавательную активность, коммуникативную потребность [62; 184]. Материнская «отзывчивость», определяемая как эмпатическое понимание матерью особенностей, потребностей ребенка в конкретной ситуации и адекватное им поведение, не только удовлетворяет его потребность в аффиляции и безопасности, но и является детерминантой познавательной и речевой активности [119]. Учет собственной активности ребенка и ориентация на нее во взаимодействии обеспечивает успешность развития его речи, интеллекта, самосознания. Матери, учитывающие личностные и поведенческие особенности ребенка, оказываются более эффективными в его обучении.
Источник
Многие личностные особенности определяются тем, какое место в жизни родителей занимает ребенок, насколько велика заинтересованность в нем, сколько внимания ему уделяется. Губительным для детского развития является как отсутствие, так и чрезмерность заинтересованности и внимания к ребенку. Не получая достаточного внимания, ребенок испытывает беспокойство, так как не чувствует себя в безопасности. Он не может рассчитывать на то, что родитель в нужный момент придет ему на помощь, предотвратит опасность. Такая ситуация определяет характер привязанности ребенка к матери — потребности в постоянном, близком общении с ней как своего рода результат неосознанного признания ребенком той важной роли, которую выполняют близкие взрослые в его жизни [189]. Наблюдаются существенные различия в степени выраженности указанной потребности у детей. Ненадежная привязанность, постоянное стремление к близости с родителем, не находящее своего удовлетворения, приводит к эмоциональной неустойчивости, неуверенности в себе. Результатом такой неуверенности может стать замкнутость ребенка, затрудняющая его общение со сверстниками, нерешительность, определяемая позицией «как бы чего не вышло». Такие дети встречаются с серьезными сложностями в конфликтной ситуации, медленнее реагируют на неожиданное разворачивание ситуации. Другими словами, в результате низкой интенсивности межличностных взаимодействий наблюдается усиление тревожности ребенка и понижение его адаптивности к новым, стрессогенным ситуациям [134]. Таким образом, можно сказать, что внимательное, заинтересованное родительское отношение придает ребенку спокойствие и уверенность, выполняя роль эмоциональной поддержки. Однако нередки случаи и чрезмерной эмоциональной концентрации на ребенке. Такие родители, не знающие меры в своем стремлении оберегать ребенка, готовности в любой момент прийти на помощь и разрешить все проблемы, реально недооценивают его способности и возможности практической деятельности. Результатом такой чрезмерной опеки становится инфантилизм и неспособность к самостоятельности, некритичное отношение к себе, также затрудняющее общение [154; 155].
Подробно обсуждается в психологической литературе вопрос влияния на детское развитие степени принятия ребенка родителями. Более всего обращает на себя внимание условность родительского принятия. Задолго до рождения ребенка у родителей складывается система ожиданий [34]. Часто реальное отношение к ребенку определяется тем, насколько он оправдывает эти ожидания. Родители стараются «подогнать» ребенка под созданный ими образец, не считаясь с его реальными индивидуальными особенностями. Несоответствие же каких-то определенных черт темперамента. характера, внешности ребенка, его личности в целом вызывает у родителя целую гамму негативных чувств—недовольство, раздражение, гнев. Чувства, испытываемые родителем в ситуации взаимодействия, являются индикатором безусловности эмоционального принятия.
Ребенок бессознательно начинает ощущать, что его любят за «что-то» и он может в любую минуту потерять эту любовь. Эта ситуация условного принятия рождает, с одной стороны, неуверенность в ценности собственного Я, низкое самоуважение, с другой стороны, постоянное стремление заслужить любовь другого человека, всеми силами удержать ее, т.е. зависимость от объекта привязанности [158]. Дети сначала стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо. Неудача заставляет их обращать на себя внимание другими доступными средствами — истерикой, грубостью, агрессией.
Существует мнение [64], что самым неблагоприятным для детского развития является не рассмотренное выше негативное отношение к ребенку, а вообще отсутствие какого бы то ни было отношения к нему. Эмоциональные контакты родителей с ребенком в этом случае уплощены, поверхностны. Безразличие родителей, эмоциональное отверженце способствует формированию у ребенка таких личностных черт, как сварливость, неспособность к настойчивости и сосредоточенности в учебе, у них нередки конфликты с родителями и школой. В то же время у детей наблюдаются пугливость, беспомощность, что затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие ребенка. Если родители уклоняются от общения со своим ребенком, эмоционально отвергают его, то он может вырасти человеком, не способным ориентироваться в социальной сфере и устанавливать многообразные отношения с окружающими людьми, прочные эмоциональные связи [92; 124]. Ребенку чрезвычайно трудно ориентироваться в чувствах других людей и их переживаниях, поставить себя на место другого и почувствовать чужую боль, обиду, радость [34]. Часто формируется безразличное отношение к своему внешнему виду (особенно у девочек), халатность, неаккуратность.
Влияние детско-родительских отношений на интеллектуальное развитие ребенка определяется ролью общения со взрослым [37; 93]. Взрослый не только раскрывает ребенку содержание человеческой культуры, но и способствует процессу вхождения в нее, подкрепляя усилия ребенка, направляя, поддерживая и корректируя их. Особую роль здесь играет эмоциональная составляющая взаимодействия. «Безэмоциональный характер» общения имеет своим последствием интеллектуальное отставание [34; 83; 124]. Особенно важными оказываются внимание, чувствительность к ребенку, эмоциональная поддержка. Характер взаимоотношений с родителем определяет эмоциональное состояние ребенка, через которое преломляется восприятие им окружающего мира: родителей, дома, самого себя. Если окружающий мир представляется ребенку отталкивающим, враждебным по отношению к нему, то возникает тревожность, беспокойство, угнетающее познавательную активность, коммуникативную потребность [62; 184]. Материнская «отзывчивость», определяемая как эмпатическое понимание матерью особенностей, потребностей ребенка в конкретной ситуации и адекватное им поведение, не только удовлетворяет его потребность в аффиляции и безопасности, но и является детерминантой познавательной и речевой активности [119]. Учет собственной активности ребенка и ориентация на нее во взаимодействии обеспечивает успешность развития его речи, интеллекта, самосознания. Матери, учитывающие личностные и поведенческие особенности ребенка, оказываются более эффективными в его обучении.
Источник