Эмоциональное развитие ребенок 3 года

Эмоциональное развитие ребенок 3 года thumbnail

Ксения Лященко
Консультация «Эмоции в жизни ребенка 3-х лет»

Эмоции в жизни ребенка – важная часть жизни каждого человека. Дети, с первых лет жизни, должны правильно различать и реагировать на эмоции окружающих людей, также самим научиться выражать свои эмоции и, в дальнейшем, учиться ими управлять. Все это является гарантией максимально успешного общения и поможет в этом грамотное развитие эмоций и чувств у детей.

Малыш, каким бы взрослым он не был, обязательно должен научиться делиться своими эмоциями, а также распознавать их максимально эффективно. По этой причине качественное развитие общей эмоциональной сферы у малыша является достаточно серьезным аспектом, чем обычное психическое или физическое развитие.

Если ребенок растет, а также развивается в атмосфере доброжелательности и любви, он всегда будет активным и жизнерадостным.

Самое ранее детство является достаточно насыщенным периодом общего эмоционального развития малыша. В течение самых первых трех лет его жизни, малыш переживает два основных моментов. В первую очередь это особый аффективный кризис, а также кризис трехлетнего возраста. Несмотря на это каждый карапуз все продолжает достаточно стремительно строить и познавать прочные отношения со всем окружающим огромным для него миром.

Родители должны знать, что малыши свои негативные эмоции без повода не показывают. Говоря иными словами, если ребенок плачет, то это исключительно по причине определенного дискомфорта – нарушение режима, питания, а также это может быть простой недостаток в общении.

Для детей трех лет жизни характерны переживания, что обычно связаны с той или иной сюжетной стороной его игр. Определенная эмоциональная реакция малыша показывает взрослым то, насколько общий сюжет его игры становится развитым. Для самого ребенка это имеет достаточно большое значение. Как правило, именно с этого возраста у малыша обычно начинается определенное чувство настоящей эстетики. Это проявляется в том, что маленький человек начинает оценивать одежду, ему нравится все привлекательное и яркое, а также вызывающее, что передает некоторое чувство восторга. Именно в три года становится тем самым «почемучкой», в нем просыпается любознательность.

В три года процесс развития эмоций у малышей обычно характеризуется тем, что появляется потребность все больше заниматься утешением своего самолюбия. Таким образом обычно зарождается определенное чувство собственного достоинства у малыша

Ребенок в данном возрасте часто начинает испытывать острую необходимость, желание получать исключительно положительные эмоции, а также похвалу от родителей и иных представителей взрослого мира. Именно это является определенным свидетельством того, что появляются первые зачатки гордости в его жизни.

Есть определенные расстройства и сбои в настроении, которые в обязательном порядке должны насторожить взрослых:

Излишняя эйфория, то есть резкое и постоянно повышенно радужное настроение, причин для которого не отмечается. Малыш в подобном состоянии очень часто нетерпелив, стремится постоянно брать лидирующие позиции, а также отличается импульсивностью.

Если у малыша отмечается такое явление, как дисфория, у него обычно доминирует тоскливое, злобное и угрюмое настроение, которое очень часто сопровождается агрессивностью и некоторым недовольством.

Депрессивное состояние малыша можно заподозрить строго по пассивному поведению, а также по угнетенному эмоциональному фону. Ребенок обычно выглядит сильно подавленным, грустным, то есть несчастливым.

Наличие тревожного симптоматики. По сути, это определенное состояние, которое может проявляться в непрерывном беспокойстве, ребенок совершенно без причины переживает, а также присутствует ярко выраженная непоседливость малыша.

Всем малышам требуется в обязательном порядке нужно научиться отлично понимать все свои эмоции, а также важно эффективно научиться владеть своими чувствами. Достигнуть этого можно посредством простых игр.

Родители могут просто создать уникальную эмоциональную энциклопедию. Достаточно просто найти разные картинки, которые будут иллюстрировать самые разнообразные эмоции. Они вклеиваются в альбом, тем самым создается книга. По сути, это идеальная энциклопедия, посредством которой можно будет познакомить малыша с самыми разными эмоциональными состояниями и настроениями людей. При помощи книги можно не просто рассказывать все, но также наглядные приводить примеры.

Еще одним вариантом игры является предложение актеру, то есть карапузу тренироваться самостоятельно изображать те или иные эмоции. Например, можно попросить ребенка немного нахмуриться, показывая, что он немного расстроен. Стоит рекомендовать ему улыбнуться, как это для него делает солнышко каждое утро. Важно научить малыша злиться, как будто у него забрали его конфету или обожаемую игрушку.

Понятно, что все эмоции человеку дарованы самой природой, он имеет с ними дело с самого рождения. Как правило, уже на первом году своей жизни малыш может ту или иную информацию донести до взрослого именно посредством эмоций, рассказать ему о своем общем настроении и состоянии. Обо всем этом он говорит не словами, но именно эмоциями. Не требуется обращать внимание на ту сторону развития ребенка, которая является отражением личности.

Консультация «Эмоции в жизни ребенка 3-х лет»Эмоциональное развитие ребенок 3 годаЭмоциональное развитие ребенок 3 года

Источник

Эмоциональная сфера тесно связана с психическим и физическим развитием. Она влияет на жизнь, характер, отношения с окружающими. С самого рождения кроха погружается в мир неизведанных эмоций. Эмоциональное развитие в 2 – 3 года набирает обороты: малыш еще не умеет распознавать и контролировать эмоции, но вынужден проживать каждую из них. Если он чего-то хочет, то это нужно ему здесь и сейчас, если расстраивается или пугается – он будет рыдать, если сердится – будет проявлять агрессию. Ребенком правят не мысли, а чувства, которые находятся в «лимбической системе» или «внутреннем» мозге.
Лимбическая система – термин, введенный Полом Д. Маклином в 1952 году.
Психолог Людмила Петрановская в своей книге «Если с ребенком трудно» называет лимбическую систему «эмоциональным мозгом». Именно он отвечает за чувства, отношения и все-все, что происходит в душе у человека. В нем хранится в том числе и привязанность.
Детские чувства не поддаются логике, иногда они иррациональны. Например, бесполезно взывать к логике и здравому смыслу, если ребенок боится Бабайку.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 8 месяцев не разговаривает

Эмоциональное развитие детей от года до трех

Эмоции детей – яркие, сильные, бурные, неустойчивые, кратковременные. Взрослый человек не всегда может совладать с собой – что уж говорить о крохе. Он поддается эмоциям и полностью в них погружается. Одни эмоции приходят на смену другим, причем происходит это моментально: только что малыш горько плакал, и вот он уже заливисто смеется.
Давайте проследим, как протекает эмоциональное развитие от 1 года до 3 лет.

Эмоции детей до года

Для самых маленьких деток характерно эмоциональное возбуждение, впечатлительность. Они реагируют на внешнюю среду, на какой-то дискомфорт. Они не умеют словесно выражать свои эмоции, поэтому плач – единственный доступный «инструмент».
Эмоции основаны на подражании взрослому (улыбка маме в ответ на нежное обращение, радостное гуление в ответ на «козу-козу»).

Важно!
• Взаимодействовать с малышом, уделять ему внимание, быть позитивным, доброжелательным, ласковым, снисходительным и терпеливым.
• Обеспечить максимальный комфорт (правильное укладывание, кормление, аккуратное переодевание, минимум резких движений).
• Развивать эмоциональную сферу: играть в пальчиковые игры, тактильные/массажные игры, читать стишки, прибаутки, потешки, петь песенки.
• Показывать разнообразные эмоции при помощи мимики.

Эмоции детей 1-2 лет

В этом возрасте во главе угла – предметная деятельность, двигательная активность. Интерес ребенка к окружающему миру велик, но способности ограничены. Он реагирует не только на предмет, но и на результаты взаимодействия с ним, проявляет эмоциональную заинтересованность. Малыш переживает и нервничает, когда у него что-то не получается (например, бросает игрушки), проявляет такие эмоции, как огорчение, раздражение, негодование. Успех вызывает положительные эмоции (радость, смех, восторг).
Крохе важно получить одобрение родителей. Одобрение – это не просто слова, это еще жесты, мимика, интонация, определенные действия. Сначала ребенок реагирует именно на них, но со временем он начинает понимать суть сказанного. Постепенно растет потребность в похвале и положительной оценке. Именно родители своими оценками формируют чувства гордости, стыда. Любые реакции родителей влияют на поведение их чада. Видя реальный испуг в глазах мамы кроха понимает, что нельзя трогать розетку. Если мама ругается нарочито сердито, малыш может специально делать то, что нельзя (например, лезть в мусорное ведро) и демонстрировать при этом бурную радость. Паника мамы заставляет его нервничать. Например, безобидное падение ребенка может привести к длительному плачу, если мама слишком эмоционально на него среагировала.
Кроха может нервничать и беспокоиться в присутствии других взрослых и детей, поскольку незнакомые люди вызывают чувство опасения.
Если потребности малыша (двигательная, познавательная) удовлетворены, он весел и доволен.

Важно!
• Помогать крохе, когда он в этом нуждается.
• Поощрять самостоятельность, показывать свое одобрение.
• Не стыдить ребенка по мелочам (описанные штанишки, пролитый компот).
• Играть в сюжетные игры, обеспечивать двигательную активность.
• Озвучивать свои эмоции относительно действий ребенка («Ты отлично справился! Я очень рада!»).
• Сохранять спокойствие, быть последовательным.

Эмоции детей в 2-3 года

В 2 года начинает зарождаться самосознание. Кроха показывает на себя пальчиком в зеркале, узнает, улыбается отражению. Сначала он обращается к себе в 3 лице (по имени), а потом при помощи местоимения «Я». В этом возрасте появляется желание безусловного принятия («я хороший»), зарождается потребность в активном сотрудничестве, в эмоциональном общении. Малыш ходит за взрослым хвостиком и требует стопроцентного к себе внимания, он хочет, чтобы с ним играли, хочет совместно решать важные для него задачи. При этом одно желание может сменять другое. Неполучение желаемого приводит к капризам. Происходит это не из-за вредности, а из-за отсутствия самоконтроля (ребенок не умеет сдерживать свои эмоциональные порывы). Плюс ко всему чадо проверяет границы дозволенного, смотрит на реакцию взрослого.


Важно!

• Не игнорировать ребенка, уделять ему внимание, играть в сюжетные игры.
• Делать что-то вместе, давать посильные поручения, хвалить.
• Переключать внимание ребенка с одной деятельности на другую, если он капризничает.
• Мягко устанавливать границы дозволенного. Спокойно проговаривать, что делать можно, а что нельзя.

К 3 годам сюжетные игры выходят на первый план. Кроха эмоционально реагирует на игру, на происходящее в ней, может пожалеть лялю, погрозить пальчиком злодею, поделиться игрушкой.
Совместные игры детей кратковременны. В основном они вместе бегают, прыгают, визжат. Это тоже важно, ведь ребенок видит эмоции других детей, «ловит» нужную эмоциональную волну. В 2-3 года имеет место агрессия по отношению к другим детям, ярко проявляется чувство собственничества. Малышом движут его собственные интересы, желания. Проявляются такие эмоции, как ревность, зависть, соперничество, обида, симпатия. Жажда родительского внимания достигает своего пика. Привязанность, любовь становятся более глубокими, осмысленными. Учащаются эмоциональные всплески, когда что-то не получается. Ребенок остро нуждается в помощи взрослого. Порой, он не может разобраться в своих чувствах и желаниях – отсюда истерики.
К трем годам формируются эстетические чувства, чувство прекрасного (малышу нравится определенная музыка, одежда, игрушки, запахи).
Кризис 3 лет
В три года наступает период, когда кроха начинает осознавать себя и стремиться к самостоятельности («Я сам»), появляется завышенная самооценка, уверенность в своих силах. Ребенок в это период учится понимать свои эмоции, хотя еще не умеет их контролировать.

Читайте также:  Влияние развития речи на формирование личности ребенка

Важно!
• Анализировать ситуации, комментировать все, что происходит между детьми, учить разрешать конфликты мирным путем.
• Адекватно реагировать на истерики, не применять физическую силу.
• Озвучивать эмоции: «Я вижу, что ты устал». «Ты рассердился, я тебя понимаю».
• Проявлять эмпатию (внимание к чужим чувствам). Эмпатия порождает эмпатию. Видя пример родителей, кроха учится понимать чувства других людей, сопереживать им (делиться игрушками, утешать и пр.)

То, что ребенок проявляет отрицательные эмоции: хнычет, капризничает, злится – это нормально, однако если такое поведение постоянно, стоит задуматься? Все ли хорошо в семье? Благоприятные ли условия для малыша? Возможно, имеет место перенапряжение.
Иди же кроха привлекает к себе внимание таким образом, потому что недополучает внимания мамы

Не бывает удобных детей. Все дети периодами капризничают, плохо себя ведут. Концентрируйтесь на позитивных моментах, на хорошем поведении. Хвалите ребенка почаще.


Что нужно для гармоничного развития эмоциональной сферы?

  • Доброжелательная обстановка в семье. Если члены семьи поддерживают друг друга, терпимо и с пониманием относятся к эмоциям друг друга, то и ребенок учится тому же.
  • Отсутствие запрета на эмоции. Многие представители старшего поколения твердили, что «мальчики не плачут». Подобные установки давно неактуальны. Если мы хотим вырастить цельную, уверенную в себе личность, мы не должны обесценивать ее. Малыш имеет право прожить каждую свою эмоцию, осознать ее, и только потом уже учиться контролировать.
  • Эмоциональная стабильность родителей. Взрослые на то и взрослые, чтобы уметь контролировать свои эмоции. Если мама кричит, а через минуту бросается обнимать ребенка, то и он может демонстрировать подобные «эмоциональные качели». Мама должна быть предсказуемой для малыша. И, конечно же, он не должен ее бояться.
  • Правильный режим дня. Соблюдение режима – важный момент в жизни дошколят. Если режим «скачет», то это отражается и на поведении, приводит к эмоциональным срывам. Дети очень возбудимы. Любые поездки, внеплановые события влияют на их настроение и поведение.
  • Система ритуалов. Ритуалы помогают малышу ощущать спокойствие, стабильность. Дети с опаской относятся к переменам, могут нервничать, капризничать, поэтому важно иметь ритуалы, которые приносят крохе радость.
  • Единый подход к воспитанию со стороны родителей. Если мама с папой не могут прийти к единому мнению относительно воспитания ребенка и демонстрируют это ему, это отражается на его эмоциональном состоянии. Важно выстроить единую гармоничную систему ценностей, правил семьи.
  • Условия для самостоятельной деятельности, игры. Ребенку важно иметь возможность познавать мир, удовлетворять свои потребности. Часто мамы нервничают, когда малыш лезет «не туда» или нарушает установленный порядок. Разумная свобода для исследования мира необходима маленькому человеку.
  • Демонстрация различных моделей поведения. Взрослый должен научить свое чадо взаимодействовать с людьми: договариваться, просить, сотрудничать, благодарить, обмениваться игрушками и пр.
  • Социализация. Общение со сверстниками помогает эмоциональному развитию.
  • Творческая деятельность. Некоторые дети выплескивают свои эмоции в творчестве. Предлагайте своему чаду почаще бумагу, краски, карандаши, тесто и предоставляйте ему свободу творчества – это расслабляет и дарит положительные эмоции.
  • Правильная похвала. Правильная похвала формирует не самолюбование, а адекватную самооценку.

      Как не надо говорить: «Ты – молодец! Ты лучше всех!» (это может привести к постоянной потребности в похвале). Как надо говорить: «Ты отлично справился! У тебя здорово получилось».

Эмоциональное развитие играет огромную роль в становлении маленькой личности. Эмоциональное благополучие, стабильность помогут сформировать самоконтроль, наладить отношения с окружающими, будут ориентировать кроху на успех.

Источник

Развитие ребенка в 3 года, что должен уметь малыш? В три года дети очень подвижны и активны, развитие интеллекта позволяет им составлять логические предложения из трех-четырех слов.

Развитие ребенка в 3 года, что должен уметь

Физическое развитие ребенка в 3 года

Трехлетний ребенок любит двигаться. Он залезает на унитаз, на стол и стулья, заползает под кровать, чтобы уже через некоторое время загадочным образом оказаться внутри шкафа! Его можно найти везде. Малыш с удовольствием танцует и участвует во всех играх, в каких только можно. Он очень подвижен, и, несмотря на все увеличивающиеся порции пищи, малыш хотя и вырос примерно на 10-12 см, он почти не прибавил в объемах. К концу третьего года он весит примерно 14-15 кг, рост составляет около 98-100 см. Если масса тела заметно увеличилась в последнее время, убедитесь, что у вашего ребенка нет избыточного веса.

Советы для родителей:

  • Старайтесь ограничивать количество сладкого – как родитель вы должны знать всю правду о сладостях. Содержащийся в них сахар не только плохо влияет на состояние зубов, но и подавляет аппетит, нарушая режим правильного питания. Хорошим правилом является употреблять сладости только в один день недели – например, в субботу. Помните, что шоколад, хотя он и хуже усваивается, полезнее леденцов и сахарной ваты.
  • Обратитесь к врачу, если ваш трехлетний ребенок еще не умеет бросать мяч вперед, стоять на одной ноге хотя бы пару секунд и самостоятельно мыть руки. Отсутствие этих навыков может быть нормальным явлением, но стоит проконсультироваться со специалистом.
Читайте также:  Социализация как фактор влияющий на развитие ребенка

Рост и вес в 3 года

  • Мальчикив среднем имеют вес – 14-15 кг., рост – 98-100 см.
  • Девочки– в среднем имеют вес – 13,5-14,7 кг., рост – 96-98 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года

Ребенок в 3 года точно знает, что такое день рождения, и с энтузиазмом ждет его. В этом году стоит устроить настоящий праздник на день рождения малыша, который запомнит его на несколько месяцев. Он может сам составить список гостей. Скорее всего, именно в этот период наступит эра „головоногих”: трехлетние дети с энтузиазмом рисуют „рожицы”, то есть окружности с точками, а к ним дорисовывают две длинные черточки – „ножки”! Понаблюдайте, как меняются навыки рисования ребенка год за годом.

Рисунок 3 летнего ребенка

В возрасте трех лет малыш уже знает около 900 слов и составляет логические предложения из трех-четырех слов! Трехлетний ребенок уже способен сосредоточиться на первых играх – настольных и карточных, хотя для него правила „Монополии” или „Питера Пэна” являются достаточно сложными. Ему скорее нравятся более простые варианты типа „Войны”, где сначала ходит он, а потом его противник. Можно также играть в „Китайца” – такие игры любят целые поколения родителей, бабушек и дедушек, они отлично помогают обучению счету и прогнозированию событий.

Трехлетний ребенок может в течение нескольких минут заниматься одной игрой. В такие моменты он чаще всего рисует, собирает конструктор, занимается с куклами или ездит машинками по трассе.

Советы для родителей:

  • Составьте сценарий празднования дня рождения своего подрастающего ребенка. Шумный праздник может очень утомить малыша. Вместо того, чтобы планировать дюжину развлечений, лучше сосредоточиться на нескольких разноплановых вариантах – желательно, чтобы игры подвижные игры чередовались с рисованием или лепкой из пластилина. От того, как вы устроите празднование, зависит, найдет ли виновник торжества силы, чтобы развлекать гостей до конца мероприятия.
  • Хорошей идеей подарка на день рождения будут наборы кубиков, пазлы, интересные игры. Если вы ищете что-то оригинальное, можно выбрать модели из картона, дизайнерские или необычные игрушки.

организация дня рождения ребенку 3 года

Интеллектуальное развитие ребенка в 3 года

Наступает четвертый год жизни, и возникают реальные проблемы для родителей! Хотя ваш трехлетний малыш знает уже достаточно хорошо правила жизни в семье, он не до конца приспособлен к жизни в обществе. Нет, наверное, ребенка, который не захотел бы посягнуть хоть раз на чью-то собственность, не существует ребенка, родители которого не задумывались бы о большой ответственности за него или которых не смутила бы его игра „в доктора” со сверстниками. Это нормальные признаки развития, поэтому не стоит винить себя за плохие методы воспитания, смотрите на такое поведение с юмором.

Малыш к концу третьего года жизни испытывает полную гамму чувств – от стыда, ревности и страха, скуки и тоски до радости, сопереживания и сострадания. Вы можете использовать возможность, чтобы научить ребенка помогать другим.

Советы для родителей:

  • Даже если вся семья уже устала от слишком затянувшегося „бунта двухлетнего ребенка”, не реагируйте очень бурно на вспышки гнева вашего малыша. Здоровый ребенок должен проявлять эмоции. Излишняя покладистость – тревожный симптом, свидетельствующий об излишнем навязывании родительских представлений о дисциплинарной ответственности, давлении на личность малыша.

Третий год жизни ребенка – что может вас беспокоить?

У ребенка ночью болят ножки.

В конце третьего года жизни он может просыпаться посреди ночи с плачем и жаловаться на боль в ногах. Это, скорее всего, боли роста – такие симптомы являются нормальными для ребенка в возрасте между третьим и пятым годом жизни. Обычно они ощущаются в икре, коленке и бедре, но исключительно в ночное время и являются непродолжительными. Боли роста касаются 25-40% детей. Если ваш малыш жалуется на неприятные ощущения, стоит воздержаться от повышенной физической нагрузки – бега и прыжков.

Частые простуды.

Ребенок, особенно если он начал ходить в детский сад, может довольно часто страдать от насморка, потому что ему легко заразиться от других детей в группе, которые возвращаются в детский сад недолеченными после болезни. У некоторых малышей также проявляется аллергия, симптомом которой может быть насморк. Иногда это реакция на пыльцу.

Ребенок плачет в машине.

Раньше он вел себя спокойно, а с некоторого времени начинает капризничать во время езды, а затем громко плакать. Так может проявляться болезнь укачивания, которая иногда появляется у детей дошкольного возраста.

Ребенок 3 лет плачет в машине

Мальчик играет с куклами.

На третьем году жизни все дети хотят, чтобы у них были плюшевые мишки, зайки, куклы. Это свидетельствует о том, что малыш нуждается в нежности и хочет дарить свои чувства игрушкам.

Развитие ребенка в 3 года, что должен уметь – видео

Развитие ребенка в 3 года, что должен уметь

5 (100%) проголосовало 2


Источник