Эмоциональное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте
Эмоциональная жизнь старшего дошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами его жизни. Ребенок полностью отдается во власть возникших эмоций, но по ситуации может быть и сдержанным, поэтому в целом для данного возраста характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои побуждения осознанным целям. Ребенок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.
Особенностью чувств 6-7 летнего ребенка является то, что в этом возрасте он также не защищен от всего многообразия переживаний, возникающих от всего, к чему ребенок прикасается и что имеет для него интерес и значение. Однако он учится управлять своими эмоциями и чувствами, что является важным моментом в становлении его личности.
Наиболее сильным и важным источником переживаний старшего дошкольника являются его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми, а также те ситуации, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Поэтому, чем больше впечатлений получает ребенок, тем более дифференцированными становятся его эмоциональные переживания.
Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и другие. Дошкольник остро переживает как ласку, похвалу, так и причиненное ему огорчение или проявленную к нему несправедливость. Поэтому, одной из ведущих потребностей ребенка-дошкольника является потребность в эмоциональном благополучии – в ласке, в защите, во внимании и уважении, в признании его прав и потребностей. Удовлетворение потребности в положительных эмоциях вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности, способствует полноценному развитию, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к людям. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, что влияет на успешность дальнейшего развития ребенка.
Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха, которое чаще всего происходит вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Однако, тревожное состояние может возникнуть у ребенка и при встрече с необычным и при переживании за тех, кого любит, что является особой формой сочувствия, развивающейся способностью к сопереживанию.
К 6-7 годам усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, происходит «воспитание чувств», которые становятся более осознанными, глубокими, устойчивыми, разумными, формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические), а эмоциональная сфера обогащается новыми устойчивыми переживаниями.
На фоне возникновения общественных мотивов интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства, которые становятся более глубокими по смыслу. Познавая окружающий мир, ребенок знакомится с последствиями своих поступков, разбирается в том, что «хорошо» и что «плохо». Усвоенные дошкольником нормы нравственного поведения становятся мотивами его поступков. Чувства гордости и самоуважения становятся мотивами поведения ребенка. Чувство долга проявляется, когда ребенок осознает необходимость и обязательность выполнения правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки.
С накоплением жизненного опыта становятся более устойчивыми эмпатические переживания. Выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят переживания, в которых ребенок эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого. Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями за себя. В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине проявляются оба вида эмпатии.
В старшем дошкольном возрасте начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации, когда в процессе общения ребенок начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других. На этой основе развиваются следующие сложные формы эмпатии: сопереживание – воспроизведение переживаний другого, ситуативное разделение переживаний с ним; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека; содействие (соучастие) – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. На основе развития сочувствия и сопереживания у детей формируются более сложные моральные чувства взаимопомощи и товарищества.
Эмоциональные реакции ребенка формируются, преломляясь через призму общения в ситуации непосредственного взаимоотношения с другим человеком. Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что дети уже могут нормально взаимодействовать с окружающими и одновременно оценивать и реагировать на них. Благодаря речи, эмоциональная жизнь получается осознанной и направленной. Уровень пройденной социализации позволяет им регулировать свое поведение, предвидеть последствия своих поступков.
Важное место в формировании общего эмоционального фона психической жизни ребёнка занимают эстетические чувства дошкольника. Появляются более сложные чувства – чувство прекрасного, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Старший дошкольник начинает улавливать красоту в ритмичности, в гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца, которые ребенок пытается выразить словами и объяснить. Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства.
Одним из главных направлений развития чувств старших дошкольников является увеличение их интеллектуальности, «разумности», связанное с их умственным развитием. Наиболее яркие из интеллектуальных чувств – чувство удивления и любознательности. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, являются необходимой составной частью мыслительной деятельности ребёнка.
Успех в деятельности у дошкольников вызывает яркие положительные переживания, а неуспех вызывает резкое проявление неудовлетворенности, поэтому следует направлять эмоции ребенка в познавательное русло, с целью дальнейшего влияния на развитие самооценки, мотивов действий и поступков.
Важное направление в эмоциональном развитии дошкольников является изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств. Ребенок овладевает умением распознавать и до известной степени контролировать и регулировать внешние проявления собственных чувств (сдерживать слезы, смех, крик, скрывать страхи) и овладевает умением анализировать вызвавшие их причины, что связано с произвольностью эмоциональных процессов. В дальнейшем ребенок научается «читать» эмоциональное состояние других людей и управлять своими эмоциями: подавлять их в случае надобности и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, тем самым воздействуя на них. Он учится усваивать «язык чувств» (принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний) и произвольно и опосредовано выражать эмоции при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Ребенок учится объяснять собственное состояние словами, хотя понятия, обозначающие эмоциональные состояния, находятся еще на стадии формирования. У него увеличивается активный и пассивный словарь обозначений эмоционального состояния людей. Постепенно эмоциональное состояние ребенка начинает отделяться от чувственного содержания его образа и становится своеобразным объектом познания.
Уровень понимания детьми эмоционального состояния зависит от ряда условий: а) от знака модальности эмоций (положительные эмоции распознаются детьми легче, чем отрицательные); б) от возраста и накопленного в процессе жизни и общения опыта распознавания эмоционального состояния в различных жизненных ситуациях; в) от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций; г) от умения ребенка выделять экспрессию и дифференцировать ее элементы, что предполагает сформированность эталонов выражений состояний (главным признаком, обеспечивающим понимание ребенком состояния, является выразительность лица).
Таким образом, умение распознавать, владеть и передавать собственные эмоции и понимать эмоциональные состояния других людей, является важным моментом в становлении личности старшего дошкольника, свидетельствующем об его определенном эмоциональном интеллекте.
Эмоциональный интеллект включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и самомотивацию.
Таким образом, особенности эмоционального развития старших дошкольников заключаются в том, что: 1) ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; 2) изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; 3) благодаря речевому развитию чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируется система мотивов, которая составляет основу произвольности психических процессов и поведения в целом; 4) формируются «высшие чувства» – нравственные, интеллектуальные, эстетические; 5) происходит развитие воображения, образного мышления и произвольной памяти; 6) эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
И.П. Стрелкова разработала следующие параметры эмоционального развития дошкольника:
· умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;
· умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других;
· многообразие способов эмоционального реагирования; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций; интенсивность и глубина переживания;
· уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; терминологическая оснащенность языка.
Эмоции (чувства) не развиваются сами по себе, поэтому основной путь влияния взрослых на эмоциональное развитие детей – это организация воспитания чувств через эмоциональное воздействие. Основная задача педагога заключается в том, чтобы направлять ребенка, организуя его деятельность.
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что к концу дошкольного возраста эмоциональное развитие ребенка усложняется, дифференцируется, связано с появлением у него новых интересов, мотивов, потребностей. Формируются и совершенствуются значимые для ребенка социально-перцептивные способности, которые проявляются в особенностях развития эмоционального реагирования, восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, в умении выражать и объяснять свои эмоции. Важным средством, способным эффективно влиять на эмоциональное развитие дошкольников являются правильно подобранные сказки.
Источник
Светлана Колесникова
Эмоциональное развитие старших дошкольников
Поделись улыбкою своей,
И она еще не раз к тебевернется…
М. Пляцковский.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
К старшему дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется, сердится, восторгается, удивляется, грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств- принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций.
Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между 2-6 годами, сопровождаются сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.
На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у дошкольников возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо он выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.
Для старших дошкольников характерно более адекватное проявление эмоций и управление ими. Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития. В структуру эмоциональных процессов к 6-7 годам входят сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание – без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.
В формировании эмоциональности в дошкольномвозрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми. Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта приобретенного в раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит и успешность его социального развития.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми- взрослыми и детьми, так как эмоции и чувства формируются в процессе общения.
У дошкольников сохраняется эмоциональная зависимость от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброты с людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.
Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть агрессию на сверстников.Негативное отношение взрослого вызывает типичную реакцию: ребенок стремится установить контакт со взрослыми, или замыкается и избегает общения. Поэтому во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.
Эмоции и чувства формируются и в процессе общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений, на занятиях, на прогулке.
Отличительная особенность общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В общении со сверстниками наблюдается намного больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающие самые разные эмоциональные состояния- от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой своей задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.
По мере развития личности у дошкольника повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желание и возможности.
Источник
Эмоции в жизни малыша старшего дошкольного возраста — это его способ воспринимать мир и реагировать на действительность. В старшем дошкольном возрасте чувства по-прежнему являются у малыша основными. Именно они окрашивают его жизнь в разные краски, делая ее более выразительной и интересной. Эмоции, которые в данный момент испытывает старший дошкольник, достаточно просто определить, если понаблюдать за выражением его лица и позами тела.
Особенности эмоционального мира старших дошкольников
У старших дошкольников эмоциональный мир расцветает. Помимо стандартных эмоций, в нем появляются дополнительные, среди которых досада, восторг, удивление и даже тоска. Дети в этом возрасте учатся проявлять эмоции по примеру взрослых, с помощью поз, взглядов, интонаций и мимики.
Изменения характера малыша старшего дошкольного возраста влияют на особенности эмоций, которые могут изменяться по силе и устойчивости. Помимо радости и грусти, возникающих в результате исполнения или неисполнения желаний, у старших дошкольников появляются чувства, связанные с оценкой своих действий.
В старшем возрасте дошкольникам проще контролировать эмоции. Умение регулировать процесс является неким итогом психосоциального развития ребенка. К окончанию периода старшего дошкольного возраста эмоциональные процессы дополняются сложными формами воображения и образного мышления. У детей возникают глубокие положительные и отрицательные эмоции, связанные как с настоящим, так и с будущим.
Дети старшего дошкольного возраста имеют широкий диапазон эмоций. Они уже умеют сопереживать окружающим людям, растениям и животным, благодаря чему впоследствии научатся осваивать сложные формы общения.
Эмоциональная сфера в этом возрасте напрямую связана с формированием плана представлений, которые у ребенка получают эмоциональный характер. Все, что он делает, теперь эмоционально окрашено, независимо от того, игра ли это, занятие в подготовительной школе или конструирование. Без эмоциональной окраски деятельность малыша быстро сводится на «нет» по одной простой причине: в этом возрасте он способен заниматься чем-либо с полной самоотдачей только в том случае, если это дело ему действительно интересно.
Факторы, влияющие на формирование эмоциональной сферы ребенка
Основные факторы, оказывающие влияние на эмоциональное развитие ребят старшего дошкольного возраста:
- личный опыт общения с близкими взрослыми;
- наследственность.
То, как ребенок выражает эмоции, во многом связано с тем, какой социальной опыт он получил в раннем детстве. От преобладающих у ребенка эмоций во многом будет зависеть его деятельность в будущем, успешность, умение строить отношения на работе и в личной жизни.
Самыми сильными эмоциями в этом возрасте являются те, что связаны с общением, причем как со взрослыми, так и с детьми.
О роли взрослых в процессе формирования эмоциональной сферы дошкольника
Дети старшего дошкольного возраста по-прежнему сильно зависят от мнения взрослых. Они наблюдают за их поведением, перенимают их настроение. Доказано, что позитивные эмоции малыши в этом возрасте будут испытывать только в том случае, если окружающие их взрослые будут выступать в роли поддерживающих, помогающих, сопереживающих, способных радоваться вместе с ними маленьким успехам. В таком случае дети эмоционально устойчивы и знают, что в случаях неудачи единственное правильное решение — это продолжать идти вперед, не оглядываясь.
Доброе и искреннее отношение к ребенку с признанием его прав, постоянное проявление внимания воспитают в нем чувство собственного достоинства, уверенности и ощущения защищенности. Такие дети вырастают добрыми, отзывчивыми, коммуникабельными и успешными благодаря тому, что их эмоциональное развитие проходило правильно.
А вот отсутствие должного внимания со стороны взрослых к действиям ребенка негативным образом скажется на его социальной активности. Малыш может закрыться в себе, скорее всего, потеряет веру в себя, будет агрессивным, плаксивым и обидчивым. Все негативные эмоции такой ребенок будет стараться выплеснуть на сверстников.
Негатив, исходящий от взрослого, вызовет ответную реакцию у ребенка. Он, скорее всего, постарается ограничить общение.И лишь в исключительных случаях продолжит попытки установить эмоциональный контакт. Именно поэтому так важно, чтобы в процессе общения с детьми взрослые правильно выбирали для себя формы эмоционального воздействия.
Влияние общения со сверстниками на формирование эмоциональной сферы
Формирование эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста во многом связано и с их общением с такими же дошкольниками. Дети в этом возрасте испытывают острую потребность в общении, что выражается в желании совместной игровой деятельности, прогулок и даже занятий, стимулирующих эмоциональное развитие.
Если сравнивать общение со сверстниками с общением со взрослыми, то первое на порядок ярче и эмоционально насыщеннее. Общаясь друг с другом, дети проявляют огромную экспрессию, их эмоции сменяют друг друга с поразительной скоростью. Еще минуту назад самые лучшие и веселые друзья, дети могут отчаянно подраться, оскорбляя друг друга, а спустя еще несколько минут горячо обсуждать правила новой игры.
Итак, отметим, что эмоциональная сфера ребенка старшего дошкольного возраста формируется в процессе его общения как со взрослыми, так и с детьми. От взрослых дети ждут в первую очередь тепла и поддержки, но также заинтересованы в их личном участии в своих делах, независимо от их сложности. Именно в процессе совместной деятельности дети получают возможность открывать перед собой новые формы общения.
Эмоциональная сфера дошкольника с аномалиями развития
Эмоциональное развитие аномального ребенка имеет свои особенности и во многом зависит от типа нарушения, задерживающего процесс.
Дети с какими-либо дефектами развиваются по индивидуальному плану, который определяется типом аномалии, степенью тяжести, вариантами ее компенсации, а также особенностями общения с окружающими людьми.
Главная особенность малыша с аномальным развитием — это незрелое состояние его эмоционального мира. Нужно понимать, что именно эмоции выступают ключевым фактором в формировании личности.
У ребенка с аномалиями в эмоциональной сфере присутствуют грубые первичные изменения, которые стимулируют психопатологическое формирование характера с целым рядом отрицательных качеств, негативно влияющих на процесс корректировки дефекта. Именно поэтому так важно работать над изучением эмоционального мира такого ребенка.
Дети с олигофренией развиваются всю свою жизнь, как и здоровые дети. Не имеет значения, что у них диагностируют определенную степень умственной отсталости. Психика продолжит развиваться, хотя и не достигнет того уровня обычных детей. Наряду с этим будет происходить и эмоциональное развитие, главным отличием которого станет незрелость эмоциональной сферы.
Наиболее заметной незрелость личности становится в процессе игровой деятельности. Ребенок с отставанием в умственном развитии малоактивен в игре, так как она для него не является способом получить личный опыт. Это легко объяснить тем, что у таких детей слабо развита или отсутствует потребность в познавании нового. Деятельность детей с отклонениями умственного характера связана с внешними воздействиями.
Основными признаками незрелости эмоционального мира могут считаться:
- неусидчивость;
- повышенная возбудимость;
- отсутствие мотивации;
- беспокойство.
У дошкольника, отстающего в умственном развитии, не формируются социальные навыки.
Влияние изобразительной деятельности на формирование эмоциональной сферы старшего дошкольника
Стимулировать эмоциональное развитие старших дошкольников можно, приобщая их к изобразительной деятельности. Именно в процессе такой деятельности дети смогут изображать мир таким, каким они его воспринимают, передавая положительные и отрицательные эмоции на бумаге.
О роли рисования в воспитании детей положительно выражались философы и многие известные педагоги древности. Например, Аристотель был уверен в том, что музыка и рисование — это предметы, без которых невозможно постичь физическую красоту мира.
В ходе изобразительной деятельности дети старшего дошкольного возраста погружаются в условия, благоприятные для развития эмоционально-положительного восприятия мира, учатся проявлять эстетические чувства по отношению к реальности.
Образы, создаваемые детьми, оригинальны и неповторимы, поэтому позволяют узнавать об их отношении к миру и жизни в целом. Изучая детский рисунок, можно увидеть, насколько сильный интерес малыш испытывает ко всему, что его окружает. Большинство рисунков детей в старшем дошкольном возрасте отличаются жизнеутверждающим настроением, они наполнены яркими красками и такими же яркими эмоциями.
Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность должна быть направлена на отражение новых впечатлений и эмоций, которые они вызывают. В этом случае она действительно будет стимулировать эмоциональное развитие детей.
Как развивается эмоциональный мир у дошкольников с нарушениями зрения
У детей с нарушениями зрения эмоциональное состояние несколько отличается от состояния здорового ребенка.
Неспособность выражать чувства, стеснение, а часто и неадекватное поведение могут стать основной преградой в общении детей как со сверстниками, так и со взрослыми. Невозможность понять человека может вызывать у них страх, а также чувство враждебности.
Очень важно, чтобы человек умел чувствовать настроение окружающих его людей, умел слушать, а также понимал себя, знал, какие чувства и эмоции у него возникают в те или иные моменты. Эти умения не приходят с рождением, а приобретаются в процессе развития и социализации.
Взрослые, которые опекают детей, должны помочь им изучить «язык эмоций», показать, как определять по мимике, позам и жестам человека то, что он чувствует, как ловить в интонации особые нотки и читать по глазам.
В понятие «эмоциональный интеллект» можно включить следующие навыки:
- умение «читать» личные эмоции;
- умение контролировать эмоции;
- умение себя мотивировать;
- умение вести себя в коллективе.
Естественно, что все эти навыки могут быть приобретены только в ходе развития личности. А на формирование эмоционально богатой, способной контролировать чувства личности оказывает влияние своевременное приобщение ребенка к эмоциональной культуре.
В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими слабое зрение или нарушения речи, необходимо подбирать такие игры и упражнения, которые помогут развитию их эмоционального мира.
С помощью правильно подобранных игр можно будет научить детей старшего дошкольного возраста ориентироваться в мире эмоций, своих и чужих, пополнить их «эмоциональный словарь», а также поспособствовать развитию зрительного и слухового внимания. Ниже список наиболее интересных и эффективных игр, способных повлиять на эмоциональное развитие дошкольников.
Игры для развития эмоциональной сферы у детей со слабым зрением
Игра «Солнце, дождь, ветер». Применяется для развития у детей мимики, координации, пантомимики, а также двигательного, зрительного и слухового анализаторов. Суть игры заключается в том, чтобы дети совершали определенное действие при виде одной из трех картинок – с изображением солнца, дождя или ветра.
На картинке с солнцем малышам можно предложить хлопнуть в ладоши и засмеяться, на картинке с ветром — покачаться по сторонам со спокойным выражением лица, а на картинке с дождем — поднять плечи, обхватить себя руками и изобразить досаду по причине отсутствия зонта.
Игра «Яблочное настроение». Суть игры заключается в закреплении у детей умения называть эмоции по выражению лица, таким образом пополняя «эмоциональный словарь», переживая все новые и новые эмоции.
В ходе игры можно предложить детям рассмотреть яблоки не совсем обычного вида и завязать диалог о них. Можно спросить, какое настроение у фрукта, что он переживает, почему они его считают веселым или грустным и так далее.
Игра «Солнце, месяц, облака». Основная задача этой игры заключается в том, чтобы научить малышей узнавать эмоции по мимике на картинках. Опять же, по ходу игры дети научатся принимать новые эмоции.
Играть нужно будет, используя соответствующие тематические картинки. Например, можно показать детям темную ночь со звездами, которая сменяется утром, а затем и полуднем, освещенным солнышком. Нужно рассказать о том, как тепло и светло на земле, когда светит солнце, как его любят все живые существа, как вокруг солнца могут проплывать облака и какую пользу оказывают звезды и месяц, освещая путь ночью.
На основе этого можно придумывать разные сказки о том, как солнышко потерялось и не вышло вовремя, как облака его искали и советовались со звездами, как пошел дождь, намочил все вокруг, и растения, звери и люди мерзли, потому что не могли согреться без солнышка. Предложите детям громко позвать солнышко, подкрепляя призыв танцами и улыбками. Когда оно наконец-то появится, можно будет дружно похлопать и порадоваться вместе маленькому чуду.
После рассказа можно задавать детям старшего дошкольного возраста наводящие вопросы по картинкам, предлагая им найти счастливое солнышко, грустное облачко или растерянные звезды. Важно настоять на том, чтобы дети рассказали о настроении персонажей сказки, нашли среди них тех, у кого похожее настроение, нарисовали дорожки от злого дождика к доброму месяцу и пр.
Развитие эмоциональной регуляции у старших дошкольников в детском саду
Для развития саморегуляции у дошкольников старшего возраста воспитатели могут обучать их распознаванию эмоций и настроения по ряду внешних признаков,