Эмоциональное развитие ребенка в семье

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.

Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие –  это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Конечно, можно выделить основные эмоции. Но задумайтесь, сколько будет оттенков у каждой из них!

Например, радость. А рядом с ней:

Восторг, воодушевление, гордость, благодарность, надежда, нежность, безмятежность, умиротворение, любовь, восхищение, симпатия, умиление, ликование, предвкушение…

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже – улыбки и смеха. 

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.

Почему важно развивать эмоции

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.

Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка. Что происходит с человеком, если его эмоций с детства не замечали?

Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.

Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

  • Стыд, вина, тревожность

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

  • Гиперпослушание (конформность)

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

  • Агрессивность

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание  ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

Читайте также:  Ребенок и 1 месяц развитие питание и сон

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.

Источник

Анна Ващилина
«Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка». Консультация для родителей

Среди глобальных проблем человечества наиболее остро заявляющих о себе в новом XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Постоянно сменяющиеся переживания, эмоции — без них невозможно представить жизнь детей. Психологи относят эмоциональность ребенка к природно заданной возрастной ценности.

Дети очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя среди других людей. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться в деятельности. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в детстве, является прочным и принимает характер установки. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления и события, волнующие и оставляющие неизгладимый след в душе, остаются незамеченными со стороны родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, общения сверстников. Все большее образовательное значение придается ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребенку эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей. Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать, радоваться другим.

Поэтому предлагаю консультацию для родителей Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка

Значительная роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и нравственные принципы, ценностные ориентации, отношение к окружающим людям, к самому себе, к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности, любви, уважения, доброты. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть ограниченным, односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно важными, например, развитием интеллекта, и при этом не уделяется существенного внимания другим сторонам личности, необходимых ребенку для нормального психического развития.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Огромную роль в развитии ребенка имеет психологический микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи. И в первую очередь родителей. При положительных взаимоотношениях существенную роль играет степень участия ребенка в общих делах, заботах семьи. Хорошо, если ребенок чувствует себя нужной и важной частью своей семьи, ощущает себя любимым и защищенным. Родители, которые любят и принимают своего ребенка таким какой он есть, активно живут жизнью ребенка, помогая справляться ему со своими детскими, но очень значимыми для него трудностями, не отмахиваются от него, пуская его в свою взрослую жизнь, способствуют формированию у ребенка положительной самооценки, уважения к себе и к окружающим людям.

Отношения, усвоенные в семье, ребенок переносит в окружающий социум. От этого зависит и то, как он будет общаться со взрослыми и сверстниками. Как правило, ребенок, воспитывающийся в эмоционально благополучной семье, имеет высокий уровень развития коммуникативных способностей, общение со сверстниками не вызывает затруднений.

Отрицательные взаимоотношения в семье (конфликты, ссоры) наносят огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношениям со сверстниками.

Жизнь маленького человека начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного его развития. Взрослые должны заботиться о здоровье малыша, о его физическом и психологическом благополучии, поддерживать позитивное настроение, воспитывать нравственные качества. В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу, о человеческих ценностях.

Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические и психологические знания родителей положительно влияют на развитие ребенка, его психологическое самочувствие, на формирование социальных и нравственных качеств ребенка. В то же время психологи и врачи отмечают, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов и игнорирование их, могут вызвать отрицательные переживания у детей и оказаться факторами, способствующими развитию неврозов, психосоматических заболеваний.

Семья с ее своеобразным, только ей присушим психологическим климатом, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, его интеллектуальное развитие, психическое состояние, от которого зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому. Кроме того, взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Читайте также:  Основные программные направления развития ребенка

В семьях, где привычными стали грубость, окрик, конфликты, преобладают сниженное настроение всех членов семьи, скука, недовольство и собой и всем на свете. Такая семья – источник угрозы и беспокойства для детей. В таких семьях чаще всего дети становятся агрессивными, конфликтными или тревожными, но и те, и другие имеют очень низкую самооценку. Вырастая, они несут по жизни конфликтность, раздражительность, пессимизм.

Семья, отношения в которой строятся на доверии, доброй воле, улыбке, взаимоуважении, дает ни с чем не сравнимую радость жизни, позволяет раскрываться индивидуальности каждого члена семьи, воспитывает любовью, которая, зародившись у родного порога, изливается не только на близких людей, но и на совсем незнакомых людей.

Источник

Семинар-тренинг

«Эмоциональное развитие ребенка в семье»

Подготовила Петрова Лариса Владимировна

Воспитатель ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Умка»

Педагоги делятся на две команды.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада Вас видеть. В теплой, доброжелательной атмосфере сегодня поговорим о главном в жизни человека– о детях. А точнее об эмоциональном развитии ребенка в семье. Вы будете работать в группе. Для позитивного настроя работы в группе предлагаю выполнить упражнения «Пальчики»

  1. Приветствие. Упражнение «Пальчики».

Цель: создание позитивного настроения, актуализация принципа здесь и сейчас, настраивание на работу в группе.

Участники тренинга занимают свои места, тренер предлагает им поздороваться, но поздороваться необычно, указательными пальцами.

Настроились на работу, предлагаю преступать.

Повторюсь, сегодня мы поговорим об эмоциональном развитии ребенка в семье.

« … Семья – первичное лоно человеческой культуры… Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок  учится любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность.

   Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

     Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

-наличии чувства доверия к миру;

-способности проявлять гуманные чувства;

-способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

-наличии положительных эмоций и чувства юмора;

-способности и потребности в телесном контакте;

-чувстве удивления;

-вариативности поведения;

-способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта,          в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

-способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

-способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом

Т.е.-   родители, являются составляющей первую общественную среду ребенка, играют существеннейшую роль в его жизни.

    И если в первые годы любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все более выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

1.На особенности эмоционального развития ребёнка в семье влияет возраст ребёнка. Педагогический опыт свидетельствует о том, что маленький ребёнок получает эмоциональное принятие и любовь уже за то, что он существует. Чем старше становится ребёнок, тем больше под семейную цензуру попадают его эмоциональные реакции, черты характера, особенности поведения.

Следует учитывать, что непосредственность поведения и естественность проявления чувств больше свойственна детям раннего и дошкольного возраста. С годами особенности эмоционального поведения детей меняются: они маскируют реальные переживания, учатся владеть своим эмоциональным состоянием, подчинять проявление эмоций и чувств уму и воли.

2. Решающую роль в процессе эмоционального развития играет пол ребёнка. Так, К. Юнг утверждал, что различия в проявлении эмоций взрослыми мужчинами и женщинами обусловлены подходом к воспитанию детей в детстве: у мальчиков в процессе семейного воспитания чувства часто подавляются, тогда как у девочек они поддерживаются и доминируют. Родители требуют, чтобы мальчики контролировали свои эмоции, а девушки, наоборот, были более эмоционально открыты.

3. Большое значение в эмоциональном развитии ребёнка играет психологический климат семьи, который влияет на его самочувствие и особенности эмоционального поведения. Учёные отмечают, что гармоничное эмоциональное развитие ребёнка обеспечивают семьи с благоприятным психологическим климатом, которые характеризуются сплочённостью, доброжелательностью, уважением друг к другу, ответственностью, чувством защищённости и эмоциональной удовлетворённости в семье. И прежде всего – чувством любви, которую родители демонстрируют ребёнку различными способами: приветливым взглядом, ласковыми прикосновениями, словами, которые несут положительное эмоциональное значение ( «Я рада тебя видеть «,  «Мне хорошо, когда мы вместе «,  «Какой ты у меня хороший «). Семьи с неблагоприятным психологическим климатом, характеризующиеся напряжённостью, конфликтностью межличностных отношений, отрицательным отношением друг к другу, формируют у ребёнка чувство незащищённости, эмоционального дискомфорта от пребывания в семье.

Назовите черты эмоционально благополучного ребенка

(способность проявлять гуманные чувства; – умение сочувствовать и сопереживать; – наличие положительных эмоций и чувства юмора; – способность и потребность в телесном контакте; – чувство удивления; – вариативность поведения; – способность к позитивному подкреплению себя и своих действий; – уверенность в себе; – умение находить общий язык с другими людьми).

Пока судьи подводят результаты данного конкурса мы проведем опыт.

Практический опыт «Влияние слов на ребенка».

Нам необходимо:

-стакан с водой – ребенок (чистый, простой, наивный);

– соль – грубые, соленые слова;

– перец – жгучие, обидные слова;

– грудка земли – невнимательность, равнодушие.

Все это смешать – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько сболтать – и все поднимается на поверхность. А это опять – стресс, неврозы, гипперактивность и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка на водном стадионе

Результаты по конкурсу.

4. Ещё одним важным аспектом в изучении влияния семьи на эмоциональное развитие ребёнка является – эмоциональное отношение родителей к ребёнку. Можно выделить три группы родителей, которые отличаются типом эмоционального реагирования на переживания ребёнка:

• родители, которые оставляют чувства ребёнка без внимания. Как правило, такие родители проявляют безразличие к его эмоциональным переживаниям, их мало волнует, почему их ребёнок сейчас радуется или грустит, каковы причины этого эмоционального состояния, какие факторы повлияли на его эмоциональное самочувствие. Такая категория родителей видит своей основной задачей обеспечение физиологических потребностей ребёнка, в частности в еде, одежде, медикаментах, однако не находит необходимого времени для эмоционального общения с ребёнком. В основном родители объясняют такие особенности своего поведения по отношению к ребёнку профессиональной занятостью, бытовыми проблемами, плохим состоянием здоровья или самочувствием.

  • родители, которые эмоционально поддерживают ребёнка, проявляют к нему эмпатию, сопереживание. При этом родители учат ребёнка владеть своим эмоциональным состоянием, справляться с проявлением негативных эмоций, переживаний, возникающих в стрессовых ситуациях. Используя свои знания и убеждения относительно того, как, когда и какие именно эмоции необходимо переживать и выражать, демонстрируя на примерах собственного поведения, родители формируют у детей навыки эмоциональной саморегуляции;

• родители, которые наказывают ребёнка за проявление эмоций, особенно отрицательных переживаний. Если эмоциональное поведение ребёнка не соответствует, по мнению взрослых, принятым в обществе, в семье, моральным принципам и этическим нормам, родители выражают своё недовольство в форме запретов, санкций, физических наказаний за нарушение ребёнком поведения.

Самой распространённой ошибкой родителей является угнетение эмоциональных реакций ребёнка, оно вызывает возникновение безразличия, которое препятствует нормальному эмоциональному развитию ребёнка и проявлению эмпатии к другим людям.

Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение.

Упражнение «Собери карточки».

К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец – вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой.

Вы понимаете, что детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения.

Если ребенка часто критикуют… …он учится верить

Если ребенка часто высмеивать… …он учится осуждать

Если ребенок живет с чувством безопасности… …он учится уверенности

в себе

Если ребенка часто подбадривают…. он учится справедливости

Если ребенка часто одобряют… …он учится быть терпеливым

Если с ребенком обычно честны… … он учится хорошо к себе относится

Если к ребенку часто бывают снисходительны… …он учится быть робким

– А теперь давайте проверим себя:

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относится.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Жюри проверяет

5. Информационное сообщение «Стили воспитания».

В каждой семье свой своеобразный стиль общения.

Ученые определили три модели общения: демократичный, авторитарный, либеральный.

Родители с авторитарным стилем имеют тенденцию к карательно- насильной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, несдержанные к детским недостаткам. В результате чего у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, агрессия по отношению к слабым, сниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желание ребенка, идеализация его. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, завышенная самооценка.

Родители – поклонники демократического стиля воспитания – уважают личность ребенка, принимают его таким, каким он есть; дают понять, что его дела важны для них; доверяют, приветствуют самостоятельность, осуждают не ребенка, а его поступки, прислушиваются к мнению ребенка, проводят вместе свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, вырастают уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.

Сейчас вам предлагается решить проблемную ситуацию:

Ситуация

Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Обобщение:

Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

– Мы как педагоги всегда должны видеть эмоциональное состояние ребенка. И помочь нам в этом может Рисуночная методика “Моя семья”. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье.

Вам предлагается оценить рисунки детей и рассказать об эмоциональном восприятии ребенком своей семьи.

Наш семинар-тренинг подошел к концу.

Таким образом, главной задачей семейного воспитания является создание атмосферы эмоциональной защищённости, тепла, любви ребёнка. Родители должны позаботиться о благоприятных условиях для эмоционального развития ребёнка, его эмоциональной социализации, ведь модели поведения взрослого человека часто зависят от эмоционального опыта, который он приобрёл в детстве, от тех эмоциональных воспоминаний и чувств, которые он пережил на ранних этапах своей жизни.

Подведение итогов жюри. Вручение конфет.

Выдача памяток.

Упражнение «Аплодисменты».

Цель: снятие эмоционального напряжения, улучшение настроения.

Мы с вами хорошо поработали. И на последок я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не убежали от нас, их необходимо крепко накрепко объединить аплодисментами.

Спасибо.

Источник