Эмоциональное развитие ребенка в программе

Эмоциональное развитие ребенка в программе thumbnail

Юлия Тимофеева
Программа эмоционального развития детей 5–7 лет «Мои чувства»

Актуальность программы

В последние годы происходит активное развитиесистемы дошкольного воспитания:

растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые учебные

программы, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, формируется и способность понимать эмоциональное состояние других людей. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Адресат программы

Программа адресована детям 4-6 лет, не имеющим медицинских противопоказаний для групповой работы.

Ожидаемые результаты:

– различение и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

– широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина

переживания, умение выражать свои чувства словесно;

– адекватное поведение в различных жизненных ситуациях;

– адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Структура программы, цели и задачи

Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей 4-6 лет.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, интерес, грусть, гнев, страх, стыд, спокойствие.

2. Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и пр.).

3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

5. Способствовать открытому проявлению чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.)

6. Отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр., препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Занятия проводятся регулярно, один раз в неделю. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности.

Методические приемы:

1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.

2. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

3. Рисование эмоций.

4. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств

Данный блок представлен в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг – это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой (например, знакомство с одной эмоцией). Количество занятий в каждом шаге определяет взрослый (психолог, педагог, ориентируясь на возраст детей, скорость освоения ими нового материала, стремление более глубокого или общего ознакомления с эмоциями.

Учебно-тематическое планирование занятий

В программе выделено 19 тем (22 академических часа)

Знакомство с эмоцией радости

Знакомство с эмоциями интереса и удивления

Знакомство с эмоциями горя, обиды

Знакомство с эмоцией страха

Знакомство с эмоцией гнева

«Загадки Бабы Яги»

Знакомство с чувством гордости

«Я умею, я люблю»

Знакомство с чувством спокойствия

«Радость и горе»

«Радость и гнев»

«Гнев, удивление»

«Радость, горе, страх»

«Радость, горе, удивление»

«Азбука настроения»

«Дружные гномики»

Распознавание и произвольное проявление чувств

«Добрая и злая волшебницы»

Итоговое занятие «Пиктограммы»

* продолжительность академического часа определяется в зависимости от возраста детей

Замечание: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей 4-5 лет понятием «настроение».

Содержание занятий

№ п/п Тема занятия Краткое содержание занятия

1,2 Знакомство с

эмоцией радости

(2 занятия)

1. Радостное приветствие.

2. Игра «Мои ощущения».

3. Чтение эпизода из сказки «А просто так».

4. Интервью «Радость – это когда …»

5. Рисунок на тему «Радость».

6. Круговая поддержка друг друга.

7. Создание аппликации «Мама радуется,

когда…»

3,4 Знакомство с

эмоциями интереса

и удивления

(2 занятия) 1. Игра «Любопытная лисичка».

2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

3. Рисунок «Я удивился, когда …»

4. Рассматривание гномиков в разных колпачках.

5. Танец «Буги – вуги».

6. «Мы – солнечные лучики».

7. Чтение «Сказки о Царе Салтане» А. С. Пушкина.

8. Создание коллажа «Письмо к Царю Салтану».

5 Знакомство с

эмоциями горя,

обиды 1. Игра «Море волнуется» (волны эмоций).

2. Чтение отрывков из произведений

К. Чуковского «Краденое солнце»,

«Тараканище», «Федорино горе».

3. Рассматривание фотографий грустных людей.

Обсуждение.

4. Интервью «Мне грустно, когда …»

6 Знакомство с

эмоцией страха 1. Игра «Связующая нить».

2. Пересказ сказки А. Муур

«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Обсуждение сказки.

3. Обращение к личному опыту детей.

4. Рисование «Чего я боялся раньше».

5. Песня в хороводе с показом движений.

7 Знакомство с

эмоцией гнева 1. Игра с платочком.

2. Игра «Гуси-лебеди летят».

3. Игра «Прилет Бабы Яги».

4. Обсуждение злых героев сказок.

5. Рассказ о том, как разозлился мальчик Мэтт.

6. Обсуждение чувства гнева.

7. Интервью «Если ребенок сделал плохое, то

можно. .», «Когда я вырасту и мои дети

будут плохо вести себя, я …»

8. Медитация «Мое тело».

8 «Загадки Бабы Яги»

1. Вход в сказку.

2. Поход за волшебным клубочком.

3. Сказочные домики.

4. Встреча и разговор с Бабой Ягой.

5. Загадки Бабы Яги.

6. Рисование портрета доброй Бабушки Яги.

7. Выпекание пряничной куколки.

9 Знакомство с

чувством гордости

1. Игра «Волны эмоций».

2. Чтение рассказа Сутеева «Гусь».

3. Обращение к опыту детей.

4. Рисование на тему «Я умею».

5. Обсуждение рисунков.

10 «Я умею, я люблю» 1. Приветствие.

2. «Ставим ручку к ручке…»

3. Как можно поздороваться без слов?

4. Как здороваются мальчики? Девочки?

Мужчины? Женщины? Воспитатель? Учитель?

5. Пантомимы «Девочки любят…умеют…», «Мальчики любят…умеют…» (дети отгадывают)

6. Рисунки детей «Я умею».

7. Составление коллажа «Я люблю»

11 Знакомство с

чувством

спокойствия 1. Игра «Тропинка».

2. Прослушивание стихотворения «Снежинки».

3. Танец под музыку со снежинками,

подбрасывание снежинок из салфеток,

наблюдение за тем,как они опускаются.

4. Рассматривание картины «Снежный покой».

Обсуждение чувства cпокойствия.

5. Рисунок «спокойных» лиц на снежинках.

12 «Радость и горе» 1. Знакомство с гномами – радостным и

грустным.

2. Игра «Литературные загадки» (отгадать

настроение литературного отрывка).

3. Рисование гномов.

4. Хоровод вместе с гномами.

13 «Радость и гнев»

1. Беседа с детьми по русским народным сказкам

«Лиса и Журавль», «Мужик и Медведь».

2. Рассматривание картины «Медвежья семья».

3. Игра «Медведи и пчелы».

4. Кукольный спектакль «Капризка»,

сокращенный вариант.

14 «Гнев, удивление» 1 Чтение отрывка из стихотворения Н. Екимовой

«Облака».

2. Рисование облаков.

3. Выставка рисунков. Обсуждение.

4. Игра «Облака».

5. «Произнеси фразу».

15 «Радость, горе, страх» 1. Прослушивание отрывков из произведений

К. Чуковского, изображение соответствующих

эмоций. Обсуждение.

2. Игра «Гномики.

3. Рассказы детей о веселых, грустных и страшных

случаях из своей жизни.

4. Просмотр диафильма по сказке В. Ливанова

«Самый, самый, самый».

16 «Радость, горе, удивление»

1. Этюд «Хорошая погода», выбор пиктограммы.

2. Этюд «Плохая погода», выбор пиктограммы.

3. Этюд «Погода изменилась», изображение

соответствующих эмоций.

4. Рисование эмоций с помощью цветовых

пятен. Рассматривание «Листов эмоций».

17 «Азбука настроения» 1. Упражнение «Шаг навстречу»

(контакт глаз).

2. Игра «Азбука настроения».

3. Игра «Отгадай, какое прикосновение».

4. Игра «Выбери девочку».

5. Интервью «Я чувствую, когда».

18 «Дружные гномики 1. Приветствие.

2. Разминка «Море волнуется»

3. «Угадай, в какой мы сказке».

4. Настроения гномиков.

5. «Кто в каком домике живет?»

6. Разминка «Охота на льва».

7. Расслабление.

8. Рисунок «Дружные гномики».

19,20 Распознавание и произвольное проявление чувств

(2 занятия)

1. Рассматривание шариков, повторение

изученных эмоций.

2. Игра «Волны эмоций».

3. Рассматривание изображений людей,

испытывающих то или иное чувство.

4. Игра «Театр» (показ чувства с помощью

мимики и пантомимики).

5. Игра «Шурум – бурум» (показ чувства с

помощью интонации).

6. Игра «Фоторобот»

. Расслабление «Сон на берегу моря».

21 «Добрая и злая волшебницы» 1. Игра «Раздувайся, пузырь».

2. Игра «Выбери девочку» (по стихам А. Барто).

3. Хоровод сказочных героев.

4. Рассматривание изображений добрых и злых

героев. Обсуждение.

5. Рисунок по шаблону «Добрая и злая

волшебницы.

22 Итоговое занятие «Пиктограммы» 1. Приветствие, контакт глаз.

2. Игра «Азбука настроения»

3. Драматизация отрывков из произведений

К. Чуковского.

4. Игра «Покажи дневник маме».

5. Игра «Шурум – бурум».

6. Танец с лентами.

7. Рисунок с выбором пиктограммы

«Каким я бываю чаще всего».

Режим занятий

Программа включает 22 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 1 академический час.

Условия реализации

Групповую работу предваряет и ее завершает индивидуальная диагностика участников. Важнейшим условием успешной реализации программы является заинтересованность, активность, доброжелательность, творческий подход участников к решению проблем. Заметим, что в группу не следует зачислять тех детей, у кого есть медицинские противопоказания для групповой работы (например, эписиндром)

Оценка эффективности программы

производится посредством контрольного психологического обследования эмоциональной сферы детей с помощью заданий, разработанных В. М.Минаевой: изучение использования мимики и пантомимики, изучение выразительности речи, изучение восприятия графического изображения эмоции, изучение понимания эмоциональных состояний других людей (см. Приложение). Диагностика проводится индивидуально.

Литература для педагогов

1. Бардиер Г. «Я хочу» – СПб., Дорваль,1993

2. Калинина Р. Р. «В гостях у Золушки» – Псков,1997

3. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» – М., Аркти,1999

4. Зинкевич Т. Д. «Теория и практика сказкотерапии» – СПб., Гармония,1996

5. Фоппель К. «Психологические игры и упражнения» – М. ,1998

6. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» – М., Совершенство,1998

Литература для родителей

1. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» – М. ,2001

2. Сатир В. «Как строить себя и свою семью» – М. ,1992

3. Родничок. Книга для чтения детям 4-5 лет. – М. ,1993

4. Михалков С. Сказки, пьесы, стихи. В 3-х книгах. – СПб. ,1994

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 4-6 лет (в пределах обозначенных эмоций, а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания).

Наличие у детей во время выполнения заданий и последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения, гнева требует особого подхода и внимания к ним.

ЗАДАНИЕ 1.

Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком “+” в соответствующей графе таблицы 1.

Таблица 1

Ф. И. ребенка Веселый Печальный Испуганный Сердитый Удивленный

М П М П М П М П М П

М — мимика, П — пантомимика.

Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком “+” обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

М – мимики. П — пантомимика, Пр — персонаж.

Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 2.

Изучение выразительности речи. (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают произнести фразу “У меня есть собака” радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком “+” в соответствующей графе таблицы 3.

Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний

ЗАДАНИЕ 3.

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления.Предъявляют их по одной с вопросом: Какое это лицо?’

Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

ЗАДАНИЕ 4.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия.Ребенку предлагают ответить на вопросы:

— Когда бывает интересно?

— Когда человек удивляется?

— Когда человек получает удовольствие?

— Когда бывает стыдно?

— Когда бывает страшно?

— Когда человек злится? Когда бывает радостно?

— Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 5.

Таблица 5

ФИ. ребенка Ответы ребенка

Вторая серия.Ребенку предлагают ответить на вопросы :

– Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

— Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

– Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

— Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

— Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

– Что чувствует собака, когда другая собака утащила v нее кость?

— Что почувствует мальчик, если ему подарят “Денди”?

Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.

Ответы заносятся в таблицу 6.

Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 5.

Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две-три эмоции.)

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину

Источник

Программа написана на основе программы Академия Монсиков, дополнена и адаптирована к работе в детском саду (20 занятий).

Введение

Что такое эмоциональный интеллект?

Это способность распознавать свои и чужие эмоции, свои чувства и переживания. Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них – ключ к познанию окружающего мира.

Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.

С учётом актуальности развития эмоционального интеллекта как основы успешной жизни человека с ранних лет разработка и внедрение в практику различных методик развития эмоционального интеллекта представляются не просто желаемыми, а необходимым шагом. Для реализации этой задачи и была разработана методика развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

В процессе занятий, основанных на методике развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков», дети учатся:

  • Понимать себя, свои эмоции и потребности;
  • Называть и распознавать свои эмоции;
  • Правильно вести себя в различных ситуациях;
  • Понимать эмоции и потребности окружающих;
  • Доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими;
  • Эффективно воспринимать новую информацию, легко осваивать любой образовательный материал.

Также у детей развиваются:

  • Коммуникативные навыки;
  • Вербальные навыки;
  • Когнитивные навыки: память, внимание, логическое и абстрактное мышление;
  • Познавательные способности;
  • Навыки целеполагания и достижения целей;
  • Стрессоустойчивость;
  • Навыки адаптации к новым обстоятельствам;
  • Навыки разрешения конфликтов;

Монсики

Лучшая форма познания – игра. Помощниками в этой игре, наряду со взрослыми, и станут Монсики – сказочные персонажи, которые живут в прекрасной Долине и являются проводниками эмоций, чувств, знаний, умений и навыков. Они помогают взаимодействовать с ребёнком на понятном ему языке, соединяя реальный и волшебные миры.

Структура занятий

Занятия базового курса позволяют за пять шагов раскрыть для ребёнка всё богатство и все возможности эмоционального мира, где каждый шаг – это часть игрового образовательного процесса.

Первый шаг – «Я чувствую». У ребёнка появляется осознанность. Работаем с органами чувств. Коробочка Эмоций.

Второй шаг – «Я хочу». У ребёнка возникает мотивация. Учимся ставить цели, не бояться нового.

Третий шаг – «Я знаю». Развитие интеллекта. У ребёнка расширяется кругозор. Тренируем навыки.

Четвёртый шаг – «Я могу». У ребёнка формируется адекватная самооценка. Тренируем навыки.

Пятый шаг – «Я делаю». Ребёнок использует освоенный навык в жизни самостоятельно и с удовольствием.

Каждое занятие курса состоит из нескольких этапов.

Введение: погружение.

Содержание: приветственный ритуал, представление легенды Долины Монсиков по теме занятия, выполнение комплекса физических упражнений. Дети проходят Волшебный портал (пролезают через туннель).

Результат: формирование ощущения перехода в сказочный мир, активизация роботы всех внутренних систем организма ребёнка.

Этап 1. «Я чувствую» (развиваем осознанность).

Содержание: комплекс упражнений и игр, развивающих все пять органов чувств: слух, обоняние, вкус, зрение, осязание.

Результат: активизация сенсорных систем ребёнка, сознание необходимого эмоционального фона, создание своих эмоций.

Этап 2. «Я хочу» (создаём мотивацию).

Содержание: ролевые игры, диалог с ребёнком.

Результат: осознание ребёнком мотивации к действию, понимание эмоций окружающих. Мотивация позволяет ребёнку понять его желания, а желания помогают сформировать цель.

Этап 3. «Я знаю» (развиваем интеллект).

Содержание: изучение интересных фактов, решение логических задач.

Результат: получение ребёнком необходимых знаний, развитие внимания, памяти, логики.

Этап 4. «Я могу» (формируем самооценку).

Содержание: упражнения и игры с фиксацией успешного выполнения и достижения результатов.

Результат: развитие самооценки, осознание ребёнком своих сил, развитие навыка управления своими эмоциями.

Этап 5. «Я делаю» (самореализация).

Содержание: игры, поделки, квесты.

Результат: освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования эмоционального ресурса в достижении целей.

Завершение

Содержание: установление обратной связи с ребёнком, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни, прощание.

Результат: применение полученного опыта, знаний, умений и навыков в жизни.

В конце каждого занятия проводится упражнение «Ласковые ладошки». Дети благодарят друг друга за хорошую работу, встают в круг (смотрят в затылок впереди стоящего) и гладят ребёнка, стоящего впереди, расслабленными ладошками по спине, плечам, голове. Потом разворачиваются на 180 градусов и так же гладят ребёнка, оказавшегося впереди, ладошками по спине, плечам и голове.

Содержание программы

Приложение к занятиям

Источник