Эмоциональное развитие ребенка в период дошкольного детства шпаргалка
Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
С самого рождения
Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.
Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.
С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.
Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.
Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.
Для чего нужно развивать эмоции ребенка?
Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.
Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.
В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.
Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.
Особенности детских эмоций
Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.
В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.
- Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
- Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
- Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
- Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.
Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.
- До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
- С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).
Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.
Что влияет на развитие детских эмоций?
Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.
Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:
- интерес к окружающему миру;
- интерес к игре;
- сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
- самоутверждение, самолюбие и др.
Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.
В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.
Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.
Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.
Что помогает развивать эмоциональную сферу?
Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.
Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.
Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.
Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.
Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.
Полезные игры
Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.
- Художник.
Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.
- Кто куда?
Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.
- Крошка Енот.
Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.
Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.
Источник
От автора: Дошкольный возраст – это возраст, когда малыш начинает понимать и осознавать себя, когда он подбирает способ эмоционального реагирования, от которого отталкивается при выборе поведения. Это могут быть как добрые чувства, связанные с нравственностью и чувством долга, так и эгоизм, корысть. Дети этого возраста не так наивны и неопытны, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, у дошкольников невелик опыт, однако его эмоции обгоняют сознание. При всем этом, ребенок уже занял конкретную позицию по отношению к старшим, к осознанию того, как надо себя вести и чем руководствоваться. Его отношение к окружающему, в первую очередь зависит от взрослых, его воспитывающих.
Эмоциональная сфера имеет важное значение в жизни человека. Её изучению и описанию посвящено огромное количество исследований отечественных и зарубежных психологов.
В последнее время проблема эмоций и чувств человека, как базис его душевной жизни стали предметом серьезных теоретических обсуждений педагогов и психологов, однако, до настоящего времени эмоции, как психические процессы, понимаются по-разному, существуют некоторые расхождения и даже противоречия в определениях. Это объясняется тем, что с одной стороны, эмоции всегда протекают как неотделимая органичная часть более сложных психологических состояний, включающих в себя другие эмоциональные процессы – чувства и настроения. С другой стороны, все эмоциональные процессы глубоко личностны и субъективны, в связи с чем процесс объективного изучения этих явлений существенно затруднён.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников. Умение понимать свои эмоции и управлять ими выступает весомым моментом в становлении личности ребенка.
На протяжении дошкольного детства происходит развитие эмоций – они со временем делаются максимально фундаментальными, и наиболее крепкими, и наиболее рациональными.
Выготский говорил о том, что ребенок познает мир, в первую очередь в образах. Данные образы весьма ярки, многие свойства предметов, которые нам, взрослым, давно стали обычными, на детей производят неожиданное, незабываемое впечатление. Краски, звуки, формы заполняют детское сознание значительно полнее, нежели наше.
Постигая что-то незнакомое, ребенок опираться на те образы, какие у него ранее уже сформировались. Абстрактные вербальные размышления старших, дошкольник понимает с большим трудом, а то и совершенно не понимает. Однако в случае если эти же знания ему изобразить наглядно, он освоит их с легкостью.
В играх детей предметы претерпевают метаморфозы, и сам ребенок проявляет возможности трансформации ролевых статусов, демонстрируя «превращение» то в “отважного солдатика”, то в “человека-ракету”, или “врача”. Со временем становятся возможными игры, которые полностью совершаются в фантазиях детей.
Эмоции ребенка не так осознанны, как переживания взрослого, они как быстро вспыхивают, так же быстро и гаснут. Переход от одного эмоционального состояния к другому зачастую мгновенен, от только что бурного веселья ребенок может одноминутно перейти к слезам. Контролировать все свои чувства и переживания малыш не способен и вследствие этого оказывается заложником охвативших его эмоций.
Источник самых сильных переживаний ребенка принадлежит к его контактам со взрослыми и детьми. Если окружающие люди показывают ему внимание, понимают и принимают его, то он испытывает чувство комфорта и защищенности, уверенности; и тогда ребенок пребывает в жизнерадостном и бодром эмоциональном состоянии. Положительные эмоции способствуют благополучному развитию ребенка, благодаря ним у малыша вырабатываются позитивное отношение к детям и взрослым.
У ребенка, поведение окружающих его людей, постоянно вызывает всевозможные эмоции, от чувства радости до горя и обиды. За этим следует и обратный эффект эмоциональной отдачи в зависимости от того была ли ему причинена обида, несправедливость или ласки и одобрение.
Дети дошкольного возраста проявляют чувства любви и нежности, к людям, которые о них заботятся, это, как правило, родители и близкие родственники, те, кто всегда рядом и испытывает любовь и сочувствие к ребенку.
Но также они проявляют чувства ревности к тем, кто как им кажется, пользуется, большей любовью и вниманием, этом может и быть и другой ребенок или брат, или сестра. Такие же чувства дошкольники испытывают и к персонажам мультфильмов и сказок; они могут сочувствовать персонажу сказки иногда даже сильнее чем реальному событию. И сколько раз бы ребенок не пересматривал полюбившейся ему мультфильм, эмоции, испытываемые им, нисколько не ослабевают, а порой даже усиливаются, поскольку дошкольник все больше и больше начинает вживаться в сюжет мультфильма и все действующие герои становятся ему ближе и понятнее. Он начинает воспринимать их как своих знакомых и даже идентифицируется с некоторыми из них.
Как бы ни возмущались дети проделками отрицательных героев и не желали защитить любимого персонажа, тем ни менее они все же проявляют сочувствие к злодею, если тому приходится уж слишком плохо. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший, однако разумеется никак не единственный источник эмоций дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, изумление, ярость и другие волнения могут появляться у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, объектам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими поступками и переживаниями, ребенок склонен присваивать их и предметам. Он сострадает сломанной игрушке, сердится на поранившую его ветку.
Особую роль из числа детских эмоций занимает яркое чувство страха. Возникновение боязни происходит нередко вследствие неверного воспитания и неразумного поведения взрослых. Характерными считаются случаи, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу. Согласно их взглядам, ребенку постоянно угрожает опасность. Подобные действия поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряжения, беспокойства и страха.
При встрече детей с необыкновенными, новыми объектами или ситуациями у него помимо удивления и любопытства, может возникнуть беспокойство и острое тревожное состояние.
Старший дошкольный возраст характеризуется своеобразной формой протекания эмпатийного реагирования. Это сопряжено с переустройством эмоциональной сферы детей с прямого эмоционального реагирования к опосредованной высоконравственными аспектами и взаимоотношениями в форме эмпатийного переживания.
Значительно меняются в старшем дошкольном возрасте и внешние проявления эмоций детей. Ребенок учится контролировать внезапные вспышки проявления эмоций, он развивает способности сдерживать смех или плачь, не показывать страх, он овладевает навыком распознавать язык жестов, мимики, оттенки речи. В дальнейшем он сознательно в случаях необходимости способен управлять своими эмоциями, чтобы донести нужную информацию до окружающих.
Мотивы поведения детей значительно меняются в течение дошкольного возраста под действием эмоциональных реакций. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины можно выделить несколько видов мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на эмоциональную окраску поведения детей. Это, прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые.
Иная группа мотивов, каждый день проявляющихся в поведении ребят, это мотивы игровые, связанные с вниманием к самому процессу игры. Эти мотивы бывают замечены в ходе овладения игровой работой и переплетаются в ней со влечением работать как зрелый человек. Большущий смысл в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и хранения позитивных отношений со взрослыми и другими ребятами. В отличие от 3-х летнего малыша, который имеет возможность стимулировать преднамеренно конфликтную обстановку, для того чтобы, например, взглянуть на итог, для него это также собственного эксперимент, малыш возраста 5 – 7 лет, постарается избежать конфликтных обстановок.
Доброжелательное отношение, окрашенное в положительные эмоции, со стороны находящихся вокруг него людей очень нужно ребенку. Дошкольнику принципиально немаловажно не только осознавать, испытывать, собственно, что к нему отлично относятся, но и слышать это, и осознавать, что он не только хорошо поступает, но и сам является положительной личностью.
Влечение к позитивным отношениям со старшими вынуждает детей считаться с их воззрениями и оценками, исполнять констатируемые ими критерии поведения. По мере формирования контактов с ровесниками для детей становится наиболее значимо их отношение к нему. И чем больше им нравятся их сверстники, чем большей популярностью они пользуются, тем сильнее ребенок стремится завоевать их симпатию, расположение. Так же в дошкольном возрасте у ребенка формируются мотивы себялюбия и самоутверждения, и малыш начинает требовать, чтобы его уважали, уважали его мнение, выполняли его требования.
К старшему дошкольному возрасту дети как правило могут неплохо взаимодействовать с находящимися вокруг их взрослыми и детьми, подчиняясь общепризнанным правилам и нормам. Некоторый уровень социализации дает им возможность справляться с агрессивностью, они уже более осмотрительны и внимательны, и готовы к сотрудничеству.
Огромный смысл в усвоении стандартов и правил эмоционального реагирования и поведения содержит становление у ребят ощущения гордости и ощущения позора, которые принуждают малыша сообразовывать собственные действия с оценками и ожиданиями взрослых.
Основной путь воздействия взрослых на становление личности ребенка – это организация освоения нравственных общепризнанных правил, регулирующих поведение людей в обществе. Эти общепризнанные правила усваиваются ребенком под воздействием образцов и правил поведения. Эталонами поведения для ребят становятся сами взрослые: их действия, отношения, поступки. При этом, естественно, важной составляющей воздействия взрослого на малыша служит его личная система психологических реакций, оценок, характеристик.
Источник