Эмоциональное развитие ребенка в младенчестве
Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н..Фигурина, М.П.Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей. Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заменить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.
После 3-й недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» – специфического поведения в отношении взрослого. В четырехмесячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Радостное состояние малыша говорит и о его хорошем самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.
Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, – это главное коммуникативное средство общения в довербальный период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.
На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого развиваются в трех направлениях. Во-первых, из «местной» реакции – улыбки – они становятся выражением «полной» радости, входящей в комплекс оживления. Во-вторых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого. Ребенок 4-5 мес. дифференцирует своих и чужих. После 8 мес. возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5- 2 года.
Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные – конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами – положительными эмоциями.
Во втором полугодии жизни младенец в связи с развитием ситуативно-деловой формы общения адресует взрослому и отрицательные эмоции – обиду, неудовольствие, гнев. И в то же время он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику и действия взрослых.
На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости младенца. Дети реагируют на эмоциональные состояния, переживания близких людей и как бы «заражаются» ими. Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время эмоции малыша очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость. На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает сформироваться любовь и симпатия к близким.
Симпатия – это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности (Ю.И. Лысенко). Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатия проявляется к людям, которые ухаживают за малышом, демонстрируя доброжелательность и любовь. Она проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. К концу первого года жизни ребенок проявляет простейшие формы сочувствия. Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то малыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание. Оно носит характер заражения эмоцией другого человека. В возрасте 3-4 мес. у малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослым, манипуляции, движения, прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувство радости становится ярче, закрепляется, сохраняется более длительное время. Уже в 4-5 мес. большую радость доставляют малышу действия с игрушкой. Ребенок, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается. На 5-м месяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое. Новым выступает открытое ребенком незнакомое свойство в предмете, когда меняется положение предмета при его рассматривании, приближении или удалении. Новизна побуждает младенца совершать повторные и цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая положительные эмоции.
В 5-6 мес. резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка испытывать положительные эмоции, он старается повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если не удается перевернуться на живот и он перестает видеть предмет, за которым следил.
Эмоциональные состояния, возникающие при выполнении действий, служат показателем активности младенца. После 6 мес. освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами, способствует проявлению внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций связано с тем, как младенец умеет действовать с предметами и получает ли он в результате действий желаемый эффект, будь то сосредоточение взора на игрушке или складывание шариков в коробку.
Овладение манипуляциями с предметами приводит к тому, что во втором полугодии первого года жизни младенец специально адресует отрицательные эмоции конкретному взрослому. Чтобы правильно выполнять действие, ребенок должен научиться правильно реагировать на порицание взрослого, уметь соотнести его действие со своим и перестроить свое поведение, чтобы избежать порицания.
Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца выступает появление к концу первого года чувства удивления.
Оно возникает при воздействии нового необычного раздражителя. Причем объект, который вызывает удивление, прямо не удовлетворяет биологические потребности. Ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности – познавательной.
Укажем особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:
- основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;
- социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми;
- в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения;
- в ситуативно-деловом общении у малыша проявляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии;
- складываются предпосылки высших чувств – любви и симпатии к близким, познавательных чувств.
Источник
Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте
Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.
Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. (Алёхина И.В., Психология человека 1999 г.)
Эмоциональное развитие в младенческом возрасте
Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это отрицательные переживания связанны с физиологией. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию и сигнализируют о неблагополучии малыша (голод, мокрые пелёнки, боль, хочет спать). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия младенцу.
Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии с взрослым, который наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.
После третей недели жизни у ребёнка развивается первая социальная реакция улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склонённое над малышом лицо. Улыбка возникает как врождённый рефлекс, но постепенно трансформируется в ходе взаимодействия с взрослым.
С четырёх месяцев ребёнок громко смеётся. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.
К девятому месяцу ребёнок проявляет такие эмоциональные состояния как: гнев, печаль, интерес, отвращение, страх. Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувство удивления. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности – познавательной.
Особенности эмоционального развития в младенчестве:
– основу развитий эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;
– в ситуативно – личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к нему, недовольство отсутствием общения.
– социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца и взрослого;
– в ситуативно – деловом общении у малыша появляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах, поощрениях, обида, гнев при порицании;
– складываются предпосылки высших чувств – любовь и симпатия к близким.
Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте
– эмоции также неустойчивы и изменчивы;
– являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность;
– начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
– особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств поступков.
Ребёнок раннего возраста ещё не умеет контролировать свои эмоции, сдерживать свои эмоциональные проявления им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Важно не поощрять его враждебные состояния и припадки гнева и истерик. В 1,5 – 2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства, начинает развиваться самооценка. Стимулирующим фактором похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо – плохо». К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость вызывает красивая одежда, красивые вещи, цветущие растения… Восторг у малыша вызывает все яркое, блестящее. На основе чувства удивления, которое наблюдаемое еще у младенцев, в раннем детстве возникает элементарная любознательность, начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, избирательное отношение в общении со сверстником, элементы зависти, ревности. Малыш стремиться узурпировать внимание взрослого, и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.
Что поможет в развитии эмоций?
Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения с взрослым и сверстниками. В общении с взрослым, а именно с воспитателями должны преобладать мотивы сотрудничества. Взрослые должны стремиться к установлению теплых эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник его чувств. Кроме любви от воспитателя дети ждут непосредственного участия во всех своих делах. Воспитатели, в свою очередь должны, скрывать свой негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого- либо). Ведь дети хорошо чувствуют наш эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение, они понимают, что происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Когда дочитана книга полезно обсудить с малышом сюжет и поступки героев. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, занятия танцами, музыкой и т.д. Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно.
Источник
От автора: При подготовке данной статьи были использованы материалы «Психология человека от рождения до смерти» / Под общей редакцией А.А. Реана. – Москва : Издательство АСТ, 2015. – 656 с. – (Психология. Высший курс).
Оригинал статьи будет выложен на странице: https://www.facebook.com/profdiag/
В продолжение темы прошлой заметки, где я затронул тему происхождения эмоций у человека, сегодня я хочу рассказать об особенностях аффективной сферы у детей в возрасте от 0 до 2-х лет.
По мере того как ребенок познает окружающую его действительность, у него формируется то или иное отношение к окружающим его объектам и событиям, зависящее от ряда обстоятельств. Это переживание своего отношения к окружающей действительности мы с вами и называем эмоциями.
Особенности эмоциональной сферы в младенчестве (от 0 до 2 лет).
Как было отмечено в прошлой заметке, К. Изард называет одной из причин возникновения эмоций является необходимость появления и поддержания особой связи между ребенком и лицом, заботящимся о нем (мать). Все то, что делает мать, исходя из потребности эмоциональной близости с ребенком и проявления заботы – держит на руках, играет, разговаривает, кормит, защищает, согревает и т.д., является жизненно необходимыми факторами для выживания самого ребенка.
Психоанализ и аналитическая психология говорят о том, что эмоциональное развитие ребёнка начинается еще до рождения. Несмотря на тот факт, что оба этих направления являются моими фаворитами среди остальных психологических школ, вопрос бессознательного развития эмоций ребенка в эмбриогенезе рассматривать сейчас мы не будем, т.к. сейчас актуальным является другой аспект эмоционального развития ребенка.
Для младенца, у которого эмоциональные проявления по отношению к удовлетворенности собственным состоянием (на уровне «плохо-хорошо») являются единственной формой связи с внешним миром, эмоции играют особенную роль. Являясь ведущим видом деятельности в данном возрасте, непосредственное эмоциональное общение с окружающими задает фон для формирования ориентировочных и сенсомоторно-манипулятивных действий.
Положительное отношение к другим людям, как и отрицательное, определяет появление важнейшего новообразования этого возраста – потребность в общении. Дефицит эмоционального общения может оказать негативное влияние на психическое развитие ребенка.
Примерно на 2-м месяце жизни ребенок начинает улыбаться, увидев лицо человека. Попытки ребенка рассмотреть лицо, сосредоточиться на нем, а также улыбка, вскидывание рук, перебирание ножками, появление голосовых реакций и т.д., получили название «комплекс оживления». Ребенок начинает эмоционально откликаться на действия взрослого, позднее отдавая явное предпочтение в своих реакция лицу матери.
Помимо этого, эмоциональное развитие в младенческом возрасте влияет и на физиологические процессы. Так, гуление играет не последнюю роль в развитии голосовых реакций, а затем и речи. Положительные эмоции повышают тонус организма младенца. При этом существует и обратная связь – если ребенку холодно, то он начнет хныкать или кричать, в зависимости от степени понижения температуры.
Уже в возрасте 1 месяца дети демонстрируют, что могут не только отзываться на эмоциональный контакт со взрослым, но и эмоционально общаться с ними. Например, на 1-м месяце жизни ребенок способен воспринять интонацию недовольства у взрослых и передать свое недовольство при помощи крика. Восприятие детьми эмоциональной окраски речевого сообщения формируется гораздо раньше, чем восприятие его смысла. Так, грубо сказанные, но добрые по смыслу слова будут восприняты ребенком негативно и вызовут у него отрицательные эмоции. Дальнейшее развитие эмоциональной сферы ребенка приводит к тому, что если в 1 месяц ребенку был важен именно физический контакт с матерью, то в возрасте 6-ти месяцев он демонстрирует такую же радость и положительный отклик всего лишь от голоса и ее зрительного образа. В возрасте 2-х лет у ребенка формируется реакция на похвалу, что является фундаментом для развития самооценки и положительного отношения к себе самому.
Первичные эмоциональные реакции, сходные с эмпатией (способность эмоционально отзываться на переживания других людей), обнаруживаются у детей в возрасте 2-3 месяцев и выражаются в виде плача, двигательной расторможенности, отказа от пищи и т.д. К концу 1-го года ребенок предпринимает попытки утешить расстроенную мать. В этом же возрасте ребенок легко «заражается» эмоциональным состоянием других людей (толпа плачущих детей, в которой начал плакать один ребенок, а остальные подхватили). В возрасте 2-х лет, когда большое место в эмоциональной жизни ребенка занимает общение с другими детьми, родителям крайне важно, показывая на своем примере, постепенно усложнять эмоциональное общение и развивать сложные, социально важные эмоции у ребенка.
Естественно, помимо радости и восторга, у детей в возрасте 2-х лет будут возникать и негативные эмоции. Например, если ребенок хочет чего-либо, но плохо развитая активная речь не дает ему возможности полноценно объяснить, чего же именно он так сильно хочет. Как следствие, ребенок будет не только кричать и плакать, но и драться, кусаться, топать ногами.
При изменении какого-либо привычного события или действия в жизни ребенка 2-х лет может возникать эмоция страха. В этот период ребенок боится всего необычного, непонятного, нового, т.к. не обладает большим жизненным опытом. Однако, видя спокойную реакцию и, самое главное, принятие со стороны взрослого, ребенок учится сам принимать подобные ситуации и не бояться их. Также, страх может возникать и при неправильных реакциях родителей на действия ребенка. Если ребенку, когда он не слушается, говорить, что «сейчас тебя заберет бабайка/милиционер/кто-нибудь», то ребенок будет испытывать страх уже только от того, что не знает, чему или кому доверять можно, а чего или кого следует опасаться.
Следует помнить, что для нормального эмоционального развития ребенка в возрасте от 0 до 2-х лет необходимы безусловное принятие, любовь и забота со стороны значимых взрослых.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник