Эмоциональное развитие ребенка в два года

Эмоциональное развитие ребенка в два года thumbnail

Особенности эмоционального развития детей 2 – 3 лет

Эмоциональное развитие ребенка в два годаМаленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др. Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей:

  1. Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами), ребенок еще не умеет их скрывать и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно.
  2. Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события.
  3. Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.
  4. Ребенку пока очень сложно обозначать словами свои переживания.
  5. Эмоции маленького ребенка ярки и часто противоречивы. Особенно это проявляется в ситуации выбора: из двух игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1—2 минуты уже жаждет играть с другой. Сделать выбор ребенку в этом возрасте еще чрезвычайно трудно.
  6. Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если малыш хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент ребенку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребенком входят в автобус, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок от неожиданности резко прекращает «показательные выступления».
  7. Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций — общение со сверстниками. В 2 года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать и пр. 
  8. Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может еще проявлять сопереживание и сочувствие. Этому его могут научить только взрослые. Например, ребенок бросает куклу, привлекая внимание мамы своим поведением. «Ей плохо, она плачет», — мать берет на руки игрушку, гладит, жалеет ее. И ребенок переживает те эмоции, которые демонстрирует ему мать (с помощью мимики и интонаций).
  9. Ребенок учится эмоционально реагировать на различные ситуации на примере родителей. Если при малейшей неприятности мать впадает в панику, начинает излишне нервничать, то и ребенок в аналогичных ситуациях будет поступать так же.
  10. Ранний возраст — это время формирования первых привязанностей, симпатий и антипатий. С одним человеком ребенок будет скован и боязлив, с другим — весел и подвижен.
  11. Эмоции в раннем возрасте — показатель не только физического, но и психического здоровья. Депрессивный, печальный либо слишком агрессивный ребенок — тревожный признак для родителей.
  12. Уже в раннем возрасте дети сильно отличаются друг от друга по эмоциональной впечатлительности. Одни более чувствительны к ситуации, другие могут проявлять «эмоциональную тупость». Одни легко выражают свои как отрицательные, так и положительные эмоции в поведении, другие испытывают напряжение, сдерживают свои порывы. Эти индивидуальные особенности связаны с темпераментом ребенка.

«Не хочу спать, а хочу играть»

«Хочу», «не хочу» — в этих словах кроется весь спектр эмоциональных переживаний ребенка. Эмоции определяют и его поведение, причем «здесь и сейчас», без воспоминаний и прогнозов. Вот почему отдельные сюжеты повторяются ежедневно.

Почему же ребенок не желает идти спать? Прежде всего потому, что он эмоционально (но не физиологически) к этому не готов. Данная ситуация воспринимается им как навязанная извне взрослым, как правило в приказном порядке. Ребенок делает вывод: от меня хотят быстрее избавиться. Также маленькие дети, ложась спать, не в состоянии справиться с тем потоком эмоциональных впечатлений, которые накопились за день. Чем впечатлительнее ребенок, тем труднее его уложить спать.

Правила поведения родителей в данной ситуации

  1. Дайте ребенку возможность закончить игру, предупредив его об укладывании спать.
  2. Настройте ребенка на сон заранее с помощью приятных для него ритуалов (чтение любимых сказок, пение колыбельных или их прослушивание, укладывание игрушечных друзей спать и пр.).
  3. Придерживайтесь режима, укладывая ребенка спать примерно в одно время.
  4. Позвольте ребенку самостоятельно совершить подготовительные ко сну действия (постелить постель, принести новую пижаму и пр.).
  5. Общение перед сном должно быть особенно спокойным и доброжелательным, без спешки.
  6. Прислушивайтесь к просьбам ребенка (оставить свет, любимую игрушку в кровати, открыть дверь и пр.).
  7. Если ребенок без вас не засыпает, побудьте с ним какое-то время, это успокоит его и сократит время засыпания. Постепенно он научится засыпать без взрослых.

«Мама, ты меня обязательно-обязательно забери»

Обычные слова детей утром в детском саду. Переживания ребенка связаны со страхом разлуки, страхом потерять мать. Специалисты говорят, что биологическая связь ребенка с матерью сохраняется до 9 лет с момента его рождения, а психологическая связь может не прерываться всю жизнь. Чем тревожнее мать, тем сильнее страх разлуки у ребенка.

Облегчить ситуацию поможет следующее поведение матери.

  1. Постарайтесь заранее поиграть в «разлуку». Пусть любимая игрушка будет ребенком, а ребенок — ее мамой. На этой модели можно проиграть все сложные моменты адаптации ребенка к детскому саду. Пусть ситуации будут разные, но заканчиваться они обязаны  хорошо.
  2. Не показывайте своих страхов и опасений по поводу пребывания ребенка в детском саду. Помните: чем спокойнее вы при разлуке, тем здоровее будет ребенок.
  3. Придерживайтесь   каких-либо   выработанных   совместно с ребенком правил (идти в детский сад с любимой игрушкой, посидеть 5 минут, обнявшись в раздевалке и пр.).
  4. Держите свое слово: если обещали забрать ребенка до обеда,  не  нарушайте  обещание, в  противном случае ребенок перестанет вам доверять и его страхи усугубятся.
  5. Обсудите  с  ребенком, чем  будете  заниматься, когда вернетесь за ним, — приятные ожидания улучшают эмоционально тяжелое состояние ребенка.

Ложечка за маму, ложечка за папу

Плохой аппетит может иметь психологические причины, которые следует искать еще в периоде грудного вскармливания малыша. Кормление грудью, как известно, — это не только удовлетворение потребности ребенка в пище, но и способ установления тесного эмоционального контакта матери с ребенком. Если ребенок желанен и любим, проблем с кормлением не возникает. Известны случаи, когда малыш отказывался от груди потому, что мать не ждала его появления.

Любые стрессы могут негативно повлиять на пищевое поведение ребенка. Развод родителей, разлука с матерью в раннем возрасте (ясли) и др. нередко приводят к резкому снижению у него аппетита. Нежелание ребенка есть может быть вызвано и хроническим стрессом.

Читайте также:  Образ матери в психическом развитии ребенка

И наконец, основная причина нарушения аппетита в раннем возрасте — насильственное кормление. Когда родители заставляют ребенка есть, в его организме не вырабатываются необходимые ферменты, и пища не усваивается должным образом. Таким образом, кормление по принципу «Ложечка за маму, ложечка за папу» наносит непоправимый вред не только психологическому состоянию ребенка, но и его соматическому здоровью.

Есть категория детей, которые принципиально отказываются от еды, впервые попав в дошкольное учреждение. Это типичная невротическая реакция ребенка на разлуку с матерью.

Правила для родителей при снижении аппетита у ребенка

  1. Не заостряйте на данной проблеме внимание, перестаньте ее обсуждать с родственниками и знакомыми при ребенке.
  2. Никогда не заставляйте ребенка есть.
  3. Старайтесь готовить те блюда, которые ребенку нравятся.
  4. Исключите из ежедневного рациона весь пищевой «мусор»: чипсы, кока-кола, чупа-чупсы и пр.
  5. Старайтесь придерживаться определенного режима питания (примерно в одно и то же время).
  6. Пытайтесь создать привлекательную обстановку во время приема пищи (красивая сервировка, наличие новых столовых приборов и пр.).
  7. Исключите спешку и суету во время еды, не торопите ребенка.
  8. Не бойтесь экспериментировать: практически любое блюдо можно разнообразить, добавив в него новые ингредиенты.
  9. И конечно, если причина плохого аппетита у ребенка кроется в неблагоприятной эмоциональной обстановке, то постарайтесь либо устранить ее, либо смягчить.

«Я боюсь…»

Страх — базовая эмоция человека. Она позволяет мобилизоваться в трудных жизненных ситуациях, учит быть осторожным и избегать опасностей. Например, страх перед собаками способствует более адекватному, уважительному отношению к животным; страх перед разлукой с родителями учит ценить заботу, управлять своими эмоциями, сопереживать. Однако нередко страх становится таким огромным, что начинает подавлять все другие эмоции человека. Становясь всеобъемлющим, он сковывает, не дает развиваться и двигаться вперед.

Многие детские страхи вытесняются в бессознательное, охраняя хрупкую психику ребенка от информационных перегрузок. Детям в 2—3 года еще очень сложно отличить реальное от воображаемого. Эта способность ребенка принимать все «за чистую монету» и порождает порой у него множество страхов. Если страх чего-либо беспокоит ребенка от нескольких дней до нескольких недель, не надо особо тревожиться. Если же страх владеет малышом более месяца и, главное, ухудшает его эмоциональное самочувствие, следует обеспокоиться.

Для начала нужно разобраться, чего и в каком возрасте боится маленький ребенок.
От 1 до 2 лет — громких звуков, разлуки с родителями, незнакомых людей, засыпания, травмы.
От 2 до 2,5 лет — отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, изменений в окружающей обстановке.
От 2 до 3 лет — больших, угрожающих на вид объектов, незнакомых сверстников, сказочных персонажей, одиночества и темноты.

Как следует себя вести родителям, если страхи преследуют ребенка

  1. Нельзя игнорировать или высмеивать страхи ребенка, к переживаниям малыша надо отнестись внимательно (если, засыпая, ребенок чувствует себя спокойнее в присутствии мамы, не оставляйте его одного и пр.).
  2. Постарайтесь сами не демонстрировать ребенку свои страхи или явный испуг (дети моментально считывают с лиц взрослых эмоции, которыми тут же и заражаются).
  3. Если ребенок боится чего-то (кого-то) конкретного, можете помочь ему эмоционально отреагировать свой страх вовне и тем самым избавиться от него. Страх можно нарисовать, потом сжечь или смять и выбросить. Можно поиграть в персонажей, которых боится ребенок. Если роль страшного персонажа выполняет взрослый, то обязательно ему следует быть добрым (волк, Баба Яга и др.). Психологи единодушно считают игровой метод самым эффективным.
  4. Старайтесь не провоцировать ситуации, вызывающие страхи у ребенка, но если малыш смог преодолеть свой страх, обязательно похвалите его.
  5. Не перегружайте ребенка новыми впечатлениями — поход в гости, зоопарк и театр в один день планировать не надо.
  6. Будьте готовы спокойно и доброжелательно обсуждать все то, чего боится ребенок, избегайте недосказанности. Как известно, отрицательные эмоции могут возникнуть при дефиците информации.
  7. Приобретите какую-либо «храбрую» игрушку. Пусть малыш знает, что храбрый мишка всегда рядом. Чем чаще ребенок видит образцы смелости, тем увереннее в себе он становится.
  8. Не надо чрезмерно опекать ребенка, все время подчеркивая его беспомощность. Это только способствует возникновению страхов.
  9. Непоследовательность и ложь родителей — плохой союзник в борьбе с детскими страхами.

«Мама, почему он дерется?»

Слово «агрессия» (от лат. aggression — нападение) — это разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. Агрессивность — черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье. 

Агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и пр.) имеет и положительные стороны: независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и др. К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Маленький ребенок бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками. Жесткая, авторитарная мать, чрезмерно критичная и требовательная и нередко использующая в процессе воспитания телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного. 

Родители, которые уделяют очень мало внимания активному неугомонному ребенку, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности. Во время агрессивных вспышек на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее учить его выплескивать агрессию социально приемлемым способом.

Как можно помочь агрессивному малышу

  1. Прежде всего, такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.
  2. Важно поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка, ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет агрессивности.
  3. Необходимо предложить ребенку приемлемые способы выражения гнева и раздражения: поиграть в игру — кто громче кричит; поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной, стреляя в корабли противника из рогатки и пр.
  4. Чаще рассказывайте ребенку о вашем детстве и трудных ситуациях, как вы справлялись с ними, что переживали, о победах и поражениях.
  5. Говорите ребенку о своих чувствах, желаниях: «Мне неприятно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить», «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе» и пр.
  6. Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой личности ребенка.
  7. Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.
  8. Поскольку агрессивные дети часто страдают мышечными зажимами, напряжены, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые позволяют сбросить мышечное напряжение.
  9. Купите ребенку краски, которыми безвредно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.

Помните, что нельзя загонять гневные чувства внутрь. Ругая ребенка, сдерживая его враждебное поведение, вы ухудшаете его нервно-психическое и соматическое  состояние. Эмоции, загнанные  внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят к неврозу.

Читайте также:  Хорн шесть этапов развития ребенка

Источник

По достижении вашим малышом 2-летнего возраста вы будете приятно удивлены наступлением периода относительного спокойствия в его поведении. Если раньше он часто расстраивался, когда что-то не получалось, становясь плаксой и даже нытиком, то теперь он стал более спокойным и благожелательным.

Жизнь, похоже, не приносит ему больше огорчений, и он уже не так резко выражает свои эмоции, как это было всего несколько месяцев назад. Наряду с этой новой эмоциональной стабильностью он может начать выражать свою глубокую любовь к родителям (как словами, так и ласками, объятиями и горячими поцелуями).

Как проходит эмоциональное развитие ребенка в 2 года?

Первые полгода 2-летнего возраста – это лишь затишье перед бурей. У всех детишек через каждые 6 месяцев начинается новый этап в развитии, поэтому эмоциональное развитие ребенка в 2 года на окружающий мир может полностью измениться в противоположную сторону и стать совершенно непредсказуемыми.

В один момент он может взорваться в гневе и раздражении, а уже через секунду разразиться хихиканьем. Он может с нежностью забраться к вам на колени в поисках ласки, а через несколько минут со злобой оттолкнуть вас от себя. И если такое поведение у взрослого человека будет расцениваться по меньшей мере как странное, для 2-летнего малыша это нормально и свидетельствует о наступлении нового скачка в развитии.

Ваш ребенок совершает огромные шаги не только в совершенствовании осознания собственной индивидуальности и в развитии речи – он начинает развивать и свой эмоциональный арсенал. Ранее он учился говорить: «Я люблю тебя». Теперь он так же учится говорить: «Я ненавижу тебя».

Когда он был младше, способность выражать свои чувства была ограничена не только недостатком речевых навыков, но и узким набором эмоциональных проявлений. Плач был главным способом выражения его самочувствия. Он плакал, если чувствовал голод или усталость, если не хотел прерывать игру и отправляться спать, если ему не давали игрушку. Не добившись нужных результатов, он начинал кричать и метаться.

Как меняется эмоциональное состояние у ребенка?

Полный спектр эмоций – от грусти до ликования, от храбрости до испуга – наблюдался и в годовалом возрасте, однако сейчас эмоции вашего малыша стали более утонченными и несколько менее экстремальными. Он может быть слегка испуган, но не объят страхом. Он может испытывать по отношению к другому человеку приятельские чувства, а не трепетную любовь. И его прогрессирующие речевые навыки позволяют ему выражать свое понимание эмоций словами «люблю тебя», «мне это не нравится», «мне весело», «боюсь».

В этот период ребенок будет также выражать свои чувства с помощью символического поведения. Он может проявить нежность, наложив повязку на плюшевого медвежонка, чтобы вылечить его ранку. Он может продемонстрировать гнев, взяв грузовик и с разгону ударив его о стену. Он может выразить свою грусть, пытаясь подбодрить любимую куклу.

Он может также прибегать к символическим жестам, которые по своей сути не кажутся связанными с его эмоциями. Например, мальчик 2,5 лет, у которого умерла любимая черепаха, может воспринять эту новость с удивительным спокойствием. Может даже показаться, что он не понимает, что вы ему сказали, но позже он может свалить в кучу на полу корм черепахи и все, что имело к ней отношение: книжки или плюшевые игрушки. Такое проявление печали может выглядеть странным, но оно не намного отличается от поведения взрослого человека, который рвет и выбрасывает вещи изменившей ему любимой.

Источник

Эмоциональная сфера тесно связана с психическим и физическим развитием. Она влияет на жизнь, характер, отношения с окружающими. С самого рождения кроха погружается в мир неизведанных эмоций. Эмоциональное развитие в 2 – 3 года набирает обороты: малыш еще не умеет распознавать и контролировать эмоции, но вынужден проживать каждую из них. Если он чего-то хочет, то это нужно ему здесь и сейчас, если расстраивается или пугается – он будет рыдать, если сердится – будет проявлять агрессию. Ребенком правят не мысли, а чувства, которые находятся в «лимбической системе» или «внутреннем» мозге.
Лимбическая система – термин, введенный Полом Д. Маклином в 1952 году.
Психолог Людмила Петрановская в своей книге «Если с ребенком трудно» называет лимбическую систему «эмоциональным мозгом». Именно он отвечает за чувства, отношения и все-все, что происходит в душе у человека. В нем хранится в том числе и привязанность.
Детские чувства не поддаются логике, иногда они иррациональны. Например, бесполезно взывать к логике и здравому смыслу, если ребенок боится Бабайку.

Эмоциональное развитие детей от года до трех

Эмоции детей – яркие, сильные, бурные, неустойчивые, кратковременные. Взрослый человек не всегда может совладать с собой – что уж говорить о крохе. Он поддается эмоциям и полностью в них погружается. Одни эмоции приходят на смену другим, причем происходит это моментально: только что малыш горько плакал, и вот он уже заливисто смеется.
Давайте проследим, как протекает эмоциональное развитие от 1 года до 3 лет.

Эмоции детей до года

Для самых маленьких деток характерно эмоциональное возбуждение, впечатлительность. Они реагируют на внешнюю среду, на какой-то дискомфорт. Они не умеют словесно выражать свои эмоции, поэтому плач – единственный доступный «инструмент».
Эмоции основаны на подражании взрослому (улыбка маме в ответ на нежное обращение, радостное гуление в ответ на «козу-козу»).

Важно!
• Взаимодействовать с малышом, уделять ему внимание, быть позитивным, доброжелательным, ласковым, снисходительным и терпеливым.
• Обеспечить максимальный комфорт (правильное укладывание, кормление, аккуратное переодевание, минимум резких движений).
• Развивать эмоциональную сферу: играть в пальчиковые игры, тактильные/массажные игры, читать стишки, прибаутки, потешки, петь песенки.
• Показывать разнообразные эмоции при помощи мимики.

Эмоции детей 1-2 лет

В этом возрасте во главе угла – предметная деятельность, двигательная активность. Интерес ребенка к окружающему миру велик, но способности ограничены. Он реагирует не только на предмет, но и на результаты взаимодействия с ним, проявляет эмоциональную заинтересованность. Малыш переживает и нервничает, когда у него что-то не получается (например, бросает игрушки), проявляет такие эмоции, как огорчение, раздражение, негодование. Успех вызывает положительные эмоции (радость, смех, восторг).
Крохе важно получить одобрение родителей. Одобрение – это не просто слова, это еще жесты, мимика, интонация, определенные действия. Сначала ребенок реагирует именно на них, но со временем он начинает понимать суть сказанного. Постепенно растет потребность в похвале и положительной оценке. Именно родители своими оценками формируют чувства гордости, стыда. Любые реакции родителей влияют на поведение их чада. Видя реальный испуг в глазах мамы кроха понимает, что нельзя трогать розетку. Если мама ругается нарочито сердито, малыш может специально делать то, что нельзя (например, лезть в мусорное ведро) и демонстрировать при этом бурную радость. Паника мамы заставляет его нервничать. Например, безобидное падение ребенка может привести к длительному плачу, если мама слишком эмоционально на него среагировала.
Кроха может нервничать и беспокоиться в присутствии других взрослых и детей, поскольку незнакомые люди вызывают чувство опасения.
Если потребности малыша (двигательная, познавательная) удовлетворены, он весел и доволен.

Читайте также:  Образовательный маршрут развития ребенка в доу

Важно!
• Помогать крохе, когда он в этом нуждается.
• Поощрять самостоятельность, показывать свое одобрение.
• Не стыдить ребенка по мелочам (описанные штанишки, пролитый компот).
• Играть в сюжетные игры, обеспечивать двигательную активность.
• Озвучивать свои эмоции относительно действий ребенка («Ты отлично справился! Я очень рада!»).
• Сохранять спокойствие, быть последовательным.

Эмоции детей в 2-3 года

В 2 года начинает зарождаться самосознание. Кроха показывает на себя пальчиком в зеркале, узнает, улыбается отражению. Сначала он обращается к себе в 3 лице (по имени), а потом при помощи местоимения «Я». В этом возрасте появляется желание безусловного принятия («я хороший»), зарождается потребность в активном сотрудничестве, в эмоциональном общении. Малыш ходит за взрослым хвостиком и требует стопроцентного к себе внимания, он хочет, чтобы с ним играли, хочет совместно решать важные для него задачи. При этом одно желание может сменять другое. Неполучение желаемого приводит к капризам. Происходит это не из-за вредности, а из-за отсутствия самоконтроля (ребенок не умеет сдерживать свои эмоциональные порывы). Плюс ко всему чадо проверяет границы дозволенного, смотрит на реакцию взрослого.


Важно!

• Не игнорировать ребенка, уделять ему внимание, играть в сюжетные игры.
• Делать что-то вместе, давать посильные поручения, хвалить.
• Переключать внимание ребенка с одной деятельности на другую, если он капризничает.
• Мягко устанавливать границы дозволенного. Спокойно проговаривать, что делать можно, а что нельзя.

К 3 годам сюжетные игры выходят на первый план. Кроха эмоционально реагирует на игру, на происходящее в ней, может пожалеть лялю, погрозить пальчиком злодею, поделиться игрушкой.
Совместные игры детей кратковременны. В основном они вместе бегают, прыгают, визжат. Это тоже важно, ведь ребенок видит эмоции других детей, «ловит» нужную эмоциональную волну. В 2-3 года имеет место агрессия по отношению к другим детям, ярко проявляется чувство собственничества. Малышом движут его собственные интересы, желания. Проявляются такие эмоции, как ревность, зависть, соперничество, обида, симпатия. Жажда родительского внимания достигает своего пика. Привязанность, любовь становятся более глубокими, осмысленными. Учащаются эмоциональные всплески, когда что-то не получается. Ребенок остро нуждается в помощи взрослого. Порой, он не может разобраться в своих чувствах и желаниях – отсюда истерики.
К трем годам формируются эстетические чувства, чувство прекрасного (малышу нравится определенная музыка, одежда, игрушки, запахи).
Кризис 3 лет
В три года наступает период, когда кроха начинает осознавать себя и стремиться к самостоятельности («Я сам»), появляется завышенная самооценка, уверенность в своих силах. Ребенок в это период учится понимать свои эмоции, хотя еще не умеет их контролировать.

Важно!
• Анализировать ситуации, комментировать все, что происходит между детьми, учить разрешать конфликты мирным путем.
• Адекватно реагировать на истерики, не применять физическую силу.
• Озвучивать эмоции: «Я вижу, что ты устал». «Ты рассердился, я тебя понимаю».
• Проявлять эмпатию (внимание к чужим чувствам). Эмпатия порождает эмпатию. Видя пример родителей, кроха учится понимать чувства других людей, сопереживать им (делиться игрушками, утешать и пр.)

То, что ребенок проявляет отрицательные эмоции: хнычет, капризничает, злится – это нормально, однако если такое поведение постоянно, стоит задуматься? Все ли хорошо в семье? Благоприятные ли условия для малыша? Возможно, имеет место перенапряжение.
Иди же кроха привлекает к себе внимание таким образом, потому что недополучает внимания мамы

Не бывает удобных детей. Все дети периодами капризничают, плохо себя ведут. Концентрируйтесь на позитивных моментах, на хорошем поведении. Хвалите ребенка почаще.


Что нужно для гармоничного развития эмоциональной сферы?

  • Доброжелательная обстановка в семье. Если члены семьи поддерживают друг друга, терпимо и с пониманием относятся к эмоциям друг друга, то и ребенок учится тому же.
  • Отсутствие запрета на эмоции. Многие представители старшего поколения твердили, что «мальчики не плачут». Подобные установки давно неактуальны. Если мы хотим вырастить цельную, уверенную в себе личность, мы не должны обесценивать ее. Малыш имеет право прожить каждую свою эмоцию, осознать ее, и только потом уже учиться контролировать.
  • Эмоциональная стабильность родителей. Взрослые на то и взрослые, чтобы уметь контролировать свои эмоции. Если мама кричит, а через минуту бросается обнимать ребенка, то и он может демонстрировать подобные «эмоциональные качели». Мама должна быть предсказуемой для малыша. И, конечно же, он не должен ее бояться.
  • Правильный режим дня. Соблюдение режима – важный момент в жизни дошколят. Если режим «скачет», то это отражается и на поведении, приводит к эмоциональным срывам. Дети очень возбудимы. Любые поездки, внеплановые события влияют на их настроение и поведение.
  • Система ритуалов. Ритуалы помогают малышу ощущать спокойствие, стабильность. Дети с опаской относятся к переменам, могут нервничать, капризничать, поэтому важно иметь ритуалы, которые приносят крохе радость.
  • Единый подход к воспитанию со стороны родителей. Если мама с папой не могут прийти к единому мнению относительно воспитания ребенка и демонстрируют это ему, это отражается на его эмоциональном состоянии. Важно выстроить единую гармоничную систему ценностей, правил семьи.
  • Условия для самостоятельной деятельности, игры. Ребенку важно иметь возможность познавать мир, удовлетворять свои потребности. Часто мамы нервничают, когда малыш лезет «не туда» или нарушает установленный порядок. Разумная свобода для исследования мира необходима маленькому человеку.
  • Демонстрация различных моделей поведения. Взрослый должен научить свое чадо взаимодействовать с людьми: договариваться, просить, сотрудничать, благодарить, обмениваться игрушками и пр.
  • Социализация. Общение со сверстниками помогает эмоциональному развитию.
  • Творческая деятельность. Некоторые дети выплескивают свои эмоции в творчестве. Предлагайте своему чаду почаще бумагу, краски, карандаши, тесто и предоставляйте ему свободу творчества – это расслабляет и дарит положительные эмоции.
  • Правильная похвала. Правильная похвала формирует не самолюбование, а адекватную самооценку.

      Как не надо говорить: «Ты – молодец! Ты лучше всех!» (это может привести к постоянной потребности в похвале). Как надо говорить: «Ты отлично справился! У тебя здорово получилось».

Эмоциональное развитие играет огромную роль в становлении маленькой личности. Эмоциональное благополучие, стабильность помогут сформировать самоконтроль, наладить отношения с окружающими, будут ориентировать кроху на успех.

Источник