Эмоциональное развитие ребенка старшего дошкольного возраста
Эмоциональная жизнь старшего дошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами его жизни. Ребенок полностью отдается во власть возникших эмоций, но по ситуации может быть и сдержанным, поэтому в целом для данного возраста характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои побуждения осознанным целям. Ребенок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.
Особенностью чувств 6-7 летнего ребенка является то, что в этом возрасте он также не защищен от всего многообразия переживаний, возникающих от всего, к чему ребенок прикасается и что имеет для него интерес и значение. Однако он учится управлять своими эмоциями и чувствами, что является важным моментом в становлении его личности.
Наиболее сильным и важным источником переживаний старшего дошкольника являются его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми, а также те ситуации, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Поэтому, чем больше впечатлений получает ребенок, тем более дифференцированными становятся его эмоциональные переживания.
Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и другие. Дошкольник остро переживает как ласку, похвалу, так и причиненное ему огорчение или проявленную к нему несправедливость. Поэтому, одной из ведущих потребностей ребенка-дошкольника является потребность в эмоциональном благополучии – в ласке, в защите, во внимании и уважении, в признании его прав и потребностей. Удовлетворение потребности в положительных эмоциях вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности, способствует полноценному развитию, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к людям. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, что влияет на успешность дальнейшего развития ребенка.
Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха, которое чаще всего происходит вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Однако, тревожное состояние может возникнуть у ребенка и при встрече с необычным и при переживании за тех, кого любит, что является особой формой сочувствия, развивающейся способностью к сопереживанию.
К 6-7 годам усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, происходит «воспитание чувств», которые становятся более осознанными, глубокими, устойчивыми, разумными, формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические), а эмоциональная сфера обогащается новыми устойчивыми переживаниями.
На фоне возникновения общественных мотивов интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства, которые становятся более глубокими по смыслу. Познавая окружающий мир, ребенок знакомится с последствиями своих поступков, разбирается в том, что «хорошо» и что «плохо». Усвоенные дошкольником нормы нравственного поведения становятся мотивами его поступков. Чувства гордости и самоуважения становятся мотивами поведения ребенка. Чувство долга проявляется, когда ребенок осознает необходимость и обязательность выполнения правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки.
С накоплением жизненного опыта становятся более устойчивыми эмпатические переживания. Выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят переживания, в которых ребенок эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого. Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями за себя. В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине проявляются оба вида эмпатии.
В старшем дошкольном возрасте начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации, когда в процессе общения ребенок начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других. На этой основе развиваются следующие сложные формы эмпатии: сопереживание – воспроизведение переживаний другого, ситуативное разделение переживаний с ним; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека; содействие (соучастие) – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. На основе развития сочувствия и сопереживания у детей формируются более сложные моральные чувства взаимопомощи и товарищества.
Эмоциональные реакции ребенка формируются, преломляясь через призму общения в ситуации непосредственного взаимоотношения с другим человеком. Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что дети уже могут нормально взаимодействовать с окружающими и одновременно оценивать и реагировать на них. Благодаря речи, эмоциональная жизнь получается осознанной и направленной. Уровень пройденной социализации позволяет им регулировать свое поведение, предвидеть последствия своих поступков.
Важное место в формировании общего эмоционального фона психической жизни ребёнка занимают эстетические чувства дошкольника. Появляются более сложные чувства – чувство прекрасного, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Старший дошкольник начинает улавливать красоту в ритмичности, в гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца, которые ребенок пытается выразить словами и объяснить. Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства.
Одним из главных направлений развития чувств старших дошкольников является увеличение их интеллектуальности, «разумности», связанное с их умственным развитием. Наиболее яркие из интеллектуальных чувств – чувство удивления и любознательности. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, являются необходимой составной частью мыслительной деятельности ребёнка.
Успех в деятельности у дошкольников вызывает яркие положительные переживания, а неуспех вызывает резкое проявление неудовлетворенности, поэтому следует направлять эмоции ребенка в познавательное русло, с целью дальнейшего влияния на развитие самооценки, мотивов действий и поступков.
Важное направление в эмоциональном развитии дошкольников является изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств. Ребенок овладевает умением распознавать и до известной степени контролировать и регулировать внешние проявления собственных чувств (сдерживать слезы, смех, крик, скрывать страхи) и овладевает умением анализировать вызвавшие их причины, что связано с произвольностью эмоциональных процессов. В дальнейшем ребенок научается «читать» эмоциональное состояние других людей и управлять своими эмоциями: подавлять их в случае надобности и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, тем самым воздействуя на них. Он учится усваивать «язык чувств» (принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний) и произвольно и опосредовано выражать эмоции при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Ребенок учится объяснять собственное состояние словами, хотя понятия, обозначающие эмоциональные состояния, находятся еще на стадии формирования. У него увеличивается активный и пассивный словарь обозначений эмоционального состояния людей. Постепенно эмоциональное состояние ребенка начинает отделяться от чувственного содержания его образа и становится своеобразным объектом познания.
Уровень понимания детьми эмоционального состояния зависит от ряда условий: а) от знака модальности эмоций (положительные эмоции распознаются детьми легче, чем отрицательные); б) от возраста и накопленного в процессе жизни и общения опыта распознавания эмоционального состояния в различных жизненных ситуациях; в) от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций; г) от умения ребенка выделять экспрессию и дифференцировать ее элементы, что предполагает сформированность эталонов выражений состояний (главным признаком, обеспечивающим понимание ребенком состояния, является выразительность лица).
Таким образом, умение распознавать, владеть и передавать собственные эмоции и понимать эмоциональные состояния других людей, является важным моментом в становлении личности старшего дошкольника, свидетельствующем об его определенном эмоциональном интеллекте.
Эмоциональный интеллект включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и самомотивацию.
Таким образом, особенности эмоционального развития старших дошкольников заключаются в том, что: 1) ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; 2) изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; 3) благодаря речевому развитию чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируется система мотивов, которая составляет основу произвольности психических процессов и поведения в целом; 4) формируются «высшие чувства» – нравственные, интеллектуальные, эстетические; 5) происходит развитие воображения, образного мышления и произвольной памяти; 6) эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
И.П. Стрелкова разработала следующие параметры эмоционального развития дошкольника:
· умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;
· умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других;
· многообразие способов эмоционального реагирования; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций; интенсивность и глубина переживания;
· уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; терминологическая оснащенность языка.
Эмоции (чувства) не развиваются сами по себе, поэтому основной путь влияния взрослых на эмоциональное развитие детей – это организация воспитания чувств через эмоциональное воздействие. Основная задача педагога заключается в том, чтобы направлять ребенка, организуя его деятельность.
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что к концу дошкольного возраста эмоциональное развитие ребенка усложняется, дифференцируется, связано с появлением у него новых интересов, мотивов, потребностей. Формируются и совершенствуются значимые для ребенка социально-перцептивные способности, которые проявляются в особенностях развития эмоционального реагирования, восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, в умении выражать и объяснять свои эмоции. Важным средством, способным эффективно влиять на эмоциональное развитие дошкольников являются правильно подобранные сказки.
Источник
Светлана Колесникова
Эмоциональное развитие старших дошкольников
Поделись улыбкою своей,
И она еще не раз к тебевернется…
М. Пляцковский.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
К старшему дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется, сердится, восторгается, удивляется, грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств- принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций.
Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между 2-6 годами, сопровождаются сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.
На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у дошкольников возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо он выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.
Для старших дошкольников характерно более адекватное проявление эмоций и управление ими. Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития. В структуру эмоциональных процессов к 6-7 годам входят сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание – без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.
В формировании эмоциональности в дошкольномвозрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми. Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта приобретенного в раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит и успешность его социального развития.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми- взрослыми и детьми, так как эмоции и чувства формируются в процессе общения.
У дошкольников сохраняется эмоциональная зависимость от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброты с людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.
Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть агрессию на сверстников.Негативное отношение взрослого вызывает типичную реакцию: ребенок стремится установить контакт со взрослыми, или замыкается и избегает общения. Поэтому во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.
Эмоции и чувства формируются и в процессе общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений, на занятиях, на прогулке.
Отличительная особенность общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В общении со сверстниками наблюдается намного больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающие самые разные эмоциональные состояния- от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой своей задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.
По мере развития личности у дошкольника повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желание и возможности.
Источник
Оксана Сафонова
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна, так как современные дети не всегда могут контролировать свои эмоции, что приводит к конфликтам, непониманию со стороны взрослых, «так занятых своими делами», и что самое страшное, к трагедиям (интернет-игры, доводящие детей до суицида, агрессивное поведение со сверстниками и педагогами с использованием оружия и т. д.)
Эмоциональное развитие дошкольника, переступившего порог детского сада, в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает в коллективе, вне дома. Эмоции старшего дошкольника большей частью связаны с событиями в саду, семье и группе сверстников. В этом возрасте начинает формироваться способность к сопереживанию, навык дифференцирования собственных эмоций и эмоций других людей. Эмоциональная сфера старших дошкольников характеризуется быстрой реакцией на происходящие события и непосредственностью выражения.
В старшем дошкольном возрасте изменяется эмоциональная сфера ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у младших дошкольников, у старших дошкольников уже не действуют. Хотя старший дошкольник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции.
Именно поэтому считается целесообразным проведение со старшими дошкольниками специальных игр и упражнений по развитию эмоциональной сферы. Так же прослеживается тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Специально организованные занятия могут способствовать наиболее успешному развитию эмоциональной сферы детей этого возраста.
Для того чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка, взрослому (педагогу, родителю) необходимо в первую очередь знать какие эмоции и по какому поводу испытывает маленький человек, это поможет правильно понять его поведение.
Для раскрытия эмоционально-личностных особенностей детей старшего дошкольного возрастамы в своей работе используем следующие психодиагностические методики:
• методику цветовых ассоциаций Л. А. Ясюковой.
• графическую методику «Кактус» М. А. Пономаревой;
Методика цветовых ассоциаций Л. А. Ясюковой позволяет изучить эмоционально-оценочное отношение детей к различным сторонам дошкольной жизни, может использоваться в старшем дошкольном возрасте.
Для проведения тестирования необходимы цветовые карточки теста Люшера
Хорошее эмоциональное состояние отмечается при выборе ребенком синего, зеленого, красного и фиолетового цветов. Отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошённость, ощущение ненужности при выборе серого цвета. Отрицательная установка, негативизм, резкое неприятие, преобладание плохого настроения – чёрный цвет. Инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение позиции «ребёнка»отмечается при выборе фиолетового цвета только для ситуаций: самочувствие дома, общая установка к школе, отношение к педагогу. Напряжение, тревога, беспокойство, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает, отмечается при выборе коричневого цвета.
Графическая методика «Кактус». Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие тревожности, агрессивности, а так же определить ее направления и сферы.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам,а именно:
1) пространственное положение;
2) размер рисунка;
3) характеристики линий;
4) сила нажима на карандаш.
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы,ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки?
Для коррекции эмоциональных состояний дошкольников можно использовать следующие игры и упражнения.
Игра «Назови эмоции»
Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. А ведь человек и одевается в соответствии с настроением.
Настроение – это жизненный тонус человека, это его отношение к жизни. Настроение связано с тем, как человек себя чувствует на работе, в школе, дома, в гостях. Если люди занимаются неинтересным для них делом, приспосабливаются, то впадают в подавленное состояние, которое называется депрессией. А это сказывается на их настроении и здоровье. Человек же, который занимается любимым делом, ощущает бодрость и радость.
Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей. Посмотрите на слайд (Рис. 2) и скажите, какое чувство испытывают эти дети? (СТРАХ)
Посмотрите, у меня на доске висят схемы лиц. Какая из них отражает их состояние?
– Как назовем схему?
Дети: «Страх»
– По каким чертам лица вы определили, что это страх? (широко открыты глаза)
Педагог показывает слайд, на котором изображены дети, которые грустят.
П. Как вы думаете, как чувство испытывают этот мальчик и эта девочка?
Д. Они грустят, расстроены.
П. Найдите схему, соответствующую их состоянию. Ребенок выходит к доске и показывает схему.
– Как вы определили? Что изменилось в чертах лица?
Изменились рот, глаза, брови.
П. Теперь посмотрите на следующий слайд и определите эмоциональное состояние мальчика. Выберите подходящую схему.
Ребенок выбирает схему.
– Как вы определили?
Д. У него нахмурены брови.
П. А что при этом появилось на лбу?
Д. Морщинки, складка между бровей.
П. Да, когда человек хмурится, у него появляются морщины. Как назвали схему?
Д. Гнев.
На следующем слайде изображены мальчики, которые удивляются.
Дети определяют состояние мальчиков и соотносят его со схемой.
П. Как вы определили состояние детей?
Д. Мальчики удивляются, у них приподняты брови и широко открыт рот, а на второй картинке у мальчика от испуга широко раскрыты глаза.
ПП. Как назовем схему?
Д. -“Удивление”
Как вы думаете, какое чувство испытывают эти дети? (РАДОСТЬ)
Выберите подходящую схему.
Ребенок выбирает схему.
– Как вы определили?
П. Рассматривая иллюстрации и схемы, мы обнаружили, что у них разное расположение бровей, глаз и рта при определенном состоянии.
Психологическая игра «Угадай эмоции»
Передача эмоций и чувств при помощи голоса и интонаций.
– А теперь, давайте поиграем в игру «Угадай эмоции».
Участники игры попытаются угадать какое чувство, эмоцию передал педагог.
• Ты не любишь мороженое? (Удивление).
• Зачем ты меня толкнул? (Обида).
• Как темно в лесу! (Страх).
• Какое теплое море! (Радость).
• Как прекрасна дорога, по которой я иду! (Радость).
• Вы все ужасны! (Злость).
• Я бедный! Никто меня не любит. (Обида).
• У меня сегодня получилось лучше всех! (Радость).
Упражнение «Котелок настроения»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Учитель предлагает детям «сварить» радость в котелке. «Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?» Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т. д.) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.
Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки.
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку.
Там у нас не варенье!
Там наше отличное настроенье!
Упражнение «Учимся улыбаться»
-Когда мы бываем радостными, смеемся, улыбаемся?
(Когда нам весело, хорошее настроение, когда происходит что-то хорошее)
-А вы любите улыбаться, смеяться? (Да)
Очень важно уметь улыбаться, это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение.
Ребята, но мы должны с вами уметь правильно улыбаться и смеяться.Вот какие правила улыбки пригодятся вам в жизни:
Правила улыбки:
1. Улыбка поможет в общении.
2. Старайся чаше улыбаться друзьям, родителям, учителю.
3. Смейся заразительно, но знай, где и как смеяться.
4. Умей смеяться над собой.
5. Не смейся над чужим горем или физическим недостатком.
Игра «Солнышко добра!»
Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно,народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам вам солнышки из бумаги. Когда я буду говорить о человеке хорошо, вы поднимаете солнышко вверх, а когда плохо – нет.
Аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.
Важно отметить, что в эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Старшего дошкольника радует, что педагог и родители хвалят его за успехи. Важно заботится о том, чтобы чувство радости возникало у дошкольников как можно чаще, чтобы дошкольник умел различать настроение окружающих и применял свои умения в общении.
В связи с этим работа по формированию эмоциональной сферы должна начинаться именно в этом возрасте и осуществляться систематически.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Базыма Б. А.Психология цвета: теория и практика – СПб, 2005.
2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
3. Вайнер М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития ребенка. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
4. Бреслав Г. М. Эмоциональныеособенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Просвещение, 1990.
5. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех – Спб., 2000.
6. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника. – М.:Просвещение, 1985.
7. Изард К. Эмоции человека. СПб.: Питер, 1999.
8. Капранова С. В.Путешествие с волшебной кисточкой: Программа развивающе – коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Ростов-на-Дону, 1997.
9. Крюкова С. В. Слабодняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Педагогика, 1999.
Источник