Эмоциональное развитие ребенка средствами фольклора
Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста.
Фольклор – означает народная мудрость, народное творчество, поэзия и культура народов. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка
Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.
Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.
Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.
Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это зык эмоционального общения.
Это то, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.
Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников осваивают их и все что с ними связано (считалки, скороговорки ит.д.), а потом уже включаются в творческий процесс создания простейших попевок для игр,, считалок, дразнилок и т.д.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Что же относится к детскому фольклору? Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.
Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает…
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша
и осознания себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора – потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам.
Пестушки – старинное народное творчество – оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не прогрессе, а теплоте и ласке. Так вот с помощью пестушек осуществляются те эмоционально – тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям!!!
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Специально подобранные потешки помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, можно использовать такие потешки как, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка – пригожий
Наша деточка в дому
Что оладышек в меду
Красно яблочко в саду.
Ласковые и успокаивающие потешки способствуют тому, что дети уже сами с большой охотой идут в группу, просят прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.
Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях ласковой потешкой можно успокоить тех, кто плачет или шумит:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки,
Для Маминой потешке.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).
Используя фольклор в своем общении с детьми, он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Фольклор окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекает внимание детей, оживляет повседневную жизнь ребенка.
Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик?»
Из колодца принесла
Курочка водицы,
И ребята всей гурьбой
Побежали мыться.
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Чистая водичка умоет
Саше личико
Анечке — ладошки,
пальчики — Антошке.
Дети охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.
Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию, ловкость.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Занятия с детьми представляют открытую систему, которая не предлагается им раз и навсегда в определенном, неизменном виде. Каждое занятие развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом. На любом занятии создаются условии для стимулировании чувств удивления, симпатии, сопереживания, ответственности. Под потешки дети выполяют движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте.
При организации игр фольклор незаменим. Игровые потешки в группе и на прогулке используют очень часто. Вызывают у детей интерес к народным произведениям, в которых имеются звукоподражания голосами животных и птиц. Дети ясельной группы> к экологическим проблемам, получают знания о животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаются гуманным отношением к ним, благодаря произведениям устного народного творчества. Они узнают что о животных надо заботится и что их > зависит от людей.
>
>
>
>
А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать о них как можно больше.И опять на помощь нам приходит народный фольклор:
>
>
>
>
Дидактические игры, например: >, >, >, > и другие, помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, движений, словами.
Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:
- эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
- происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;
- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают
симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда; - включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их
протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.
Источник
МБДОУ «Детский сад № 21»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Педагогический проект
«Развитие эмоциональной сферы у младших дошкольников посредством малых фольклорных жанров»
Воспитатель:Софронова Елена
Александровна
г. Чистополь
Содержание:
Пояснительная записка …………………………………………………………3
Актуальность ……………………………………………………………………4
Проблема …………………………………………………………………………4
Гипотеза …………………………………………………………………………5
Цель ………………………………………………………………………………5
Задачи …………………………………………………………………………….5
Этапы проекта …………………………………………………………………..6
Необходимые условия реализации проекта …………………………………..6
Предполагаемый результат …………………………………………………….7
Работа с родителями ……………………………………………………………8
Выводы ………………………………………………………………………….9
Литература ……………………………………………………………………..10
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.
ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,
НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»
“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.”
Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, тетральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Актуальность:
Одним из средств эмоционального развития ребенка является устное народное творчество.Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии эмоций и речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент эмоционального и психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Проблема:
Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Поэтому необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений. Интонация и знаковая система фольклорных произведений, наиболее близка детям младшего дошкольного возраста и воспринимается ребёнком на уровне чувств и эмоций. А устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаёт уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами фольклора.
Гипотеза проекта:Если целенаправленно и систематически использовать материалы культурного и духовного наследия народа (устное народное творчество), можно заложить фундамент эмоционального и психофизического благополучия ребенка, определяющего успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цельпроекта:
1.Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе повседневного использования педагогом малых фольклорных жанров.
2. Учить вступать в эмоциональное общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий.
3. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.
3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
4.Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.
Участники проекта: дети первой младшей группы 2-3 лет, воспитатели, родители.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный .
1) подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;
2) собственно – исследовательский(основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
3) завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов
Сроки реализации проекта: с сентября 2018г. по май 2019 года.
Способы диагностики:наблюдение.
Необходимые условия реализации проекта:
1) наличие предметно-пространственной развивающей среды в группе;
2) наличие необходимых методических разработок;
3) заинтересованность всех участников проекта (дети, педагоги, родители) в выполнении поставленных задач.
Методы работы: Познавательно-игровые и обучающие занятия, музыкальные занятия, беседы, игровая деятельность, наблюдения, праздники, развлечения, мониторинг, консультативная работа с родителями.
Формы работы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность
( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).
Предполагаемый результат:
у детей повысить интерес к устному народному творчеству ; Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
– Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
– Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
у детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей;
у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
Финансовое обеспечение: для реализации проекта были использованы средства, имеющиеся в дошкольном учреждении. А также спонсорская помощь родителей.
Работа с родителями:
– помощь в изготовлении театра;
– консультация для родителей.
– помощь в приобретении книг.
Консультация «Пальчиковые игры в эмоциональном развитии детей».
Оформление папки-передвижки «Потешки во время еды».
Январь
Консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…» (Как укладывать ребенка спать?).
Оформление папки-передвижки «Потешки при укладывании спать».
Февраль
Пополнение уголка ряженья.
Оформление папки-передвижки «Потешки при одевании и раздевании».
Март
Создание в группе теневого театра.
Апрель
Консультации для родителей «Весёлые потешки для…родителей»
Май
Совместное развлечение родителей с детьми «Веснянка».
Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании».
Выводы: Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности влияет на эмоциональное развитие ребенка, развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
Литература
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. – Народная педагогика в воспитании дошкольника: – М., 1995г.
2.Даль В.И. – Пословицы и поговорки русского народа:- М., 2009г.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д.- Приобщение детей к истокам русской культуры:- Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008г.
5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Источник