Эмоциональное развитие ребенка средней группы

ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Задача:  Толерантное отношение к детям и взрослым, уважение к их увлечениям, интересам каждого.

Игра «Ладошки».

Материал: цветные карандаши, лист бумаги.

Обведите ладошки всех членов своей  дружной семьи, в том числе маленькой сестры и брата. Дорисуйте контуры ладошек, украсьте их. Впишите пожелания друг другу. Наклейте полученные рисунки на большой лист бумаги. Озаглавьте плакат, например, «Это – наш мир, и мы в нем». Дорисовывайте общую газету, каждый раз добавляя что-нибудь интересное.

Рекомендация: использование для воспитания добрых чувств  к  близким, укрепления неразрывных связей со своей семьей.

Игра «Друзья».

Материал: фотографии друзей (взрослых и животных).

Воспитатель предлагает поиграть в игру. Назовите по имени своих друзей. Дети выбирают тех, кого считают своими друзьями. Называют их по имени, гладя по голове, жмут руку. И так, по кругу, проходят все играющие дети. Каждый ребенок выбирает своего друга и делает тоже самое.

Рекомендация: использование для формирования социального доверия, создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.

Игра «Говорящее зеркало».

Материал: зеркало.

Ребенок, глядя в зеркало, описывает свою внешность, говоря от имени зеркала.

Рекомендация: научить принимать себя таким, какое есть. Помочь увидеть свое отличие от других людей.

Игра «Узнай, про кого я расскажу».

Материал: большое зеркало размером 40 см  на 60 см.

Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают о ком идет речь.

 Рекомендация: помочь детям ближе познакомиться друг с другом, создание обстановки эмоционального комфорта.

Игра «Водяной».

Материал: стихотворение «Водяной», шарфик для завязывания глаз.

Дети встают в круг, ребенку, который исполняет роль водяного, завязывают глаза. Затем дети говорят ему:

                  Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой?

                  Водяной, Водяной, утащи меня с собой!

Ведущий должен схватить одного ребенка, на ощупь определить, кто это и назвать имя.

Рекомендация: помочь детям ближе познакомиться друг с другом, создание обстановки эмоционального комфорта.

Игра «Что между нами общего».

Материал: общая фотография детей группы, карточки с графическим изображением отдельных деталей внешности.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает общую фотографию с детьми группы. Задает вопросы:

– Кто это с большим бантом на платье?

– Как вы узнали, кто это?

– Чем ты похож на других детей, а чем не похож?

– Что есть особенного в твоей внешности?

– Во внешности других?

– Что между вами похожего?

Затем выделяют детей темноволосых, светловолосых, с короткими волосами. После этого из предложенного большого количества карточек с графическим изображением отдельных деталей внешности каждый ребенок выбирает те, которые соответствуют его внешности (прическа, цвет глаз и т.д.).

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

Игра «Садовник».

Материал: лейка маленькая, искусственный цветок роза, сундучок, платочки по количеству детей для завязывания глаз, медленная музыка.

Каждый ребенок выбирает себе название цветка, а один становится ведущим – садовник. Он ухаживает за цветами. Затем садовник закрывает глаза, старается на ощупь узнать ребенка и назвать соответствующий цветок.

Рекомендация: внимательность друг к другу, через голос передавать эмоциональное настроение. Обучение общению.

Музыкальная игра «Кто поет».

Не видя поющего ребенка, дети должны узнать его по голосу.

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

.

Игра «Потерянные вещи».

Материал: вещи детей.

Детям предлагается угадать, кому из них принадлежат туфля, шарф, варежки и т.д.

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

Игра «Чьи глаза».

Материал: фотографии детей группы.

Воспитатель закрывает на фотографии нижнюю часть лица ребенка из группы. Дети стараются догадаться, кто это? Объясняют, как это удалось сделать?

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

Игра «Радио».

Один из детей «диктор», описывает внешность «потерявшегося» ребенка. А остальные угадывают, о ком из присутствующих идет речь.

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

Игра «Комплименты».

        Сидя  в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Предупреждение.

  1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо  помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед,  скажите комплимент сами.

Рекомендация: преодоление барьера в общении, развитие  выразительности жестов детей. Обучение общению.

Задача:  Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым и смелым. Испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Игра «Корабль смелых».

Материал: большое одеяло, атрибуты морской одежды.

Необходимо большое одеяло – это корабль, красивый парусник. Участники игры – матросы. Один ребенок – капитан. Дети, взявшись за края одеяла, опускают и поднимают его, имитируя качку. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задачи капитана – быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен напомнить матросам: «Мы самые смелые моряки!» и дать команду бросить якорь.

Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Игра-инсценировка «Курица и цыплята».

Материал: маски цыплят, курицы, петушка, пса.

                                      Стихотворение:

       Скорлупа яиц трещит…  Это кто же там пищит?

Это славные ребятки,  желторотые цыплятки.

      -С днем рождения, мои детки!

       А цыплята в тот же миг  из скорлупок в травку – прыг!

       В небе солнышко сияет,  мама с детками гуляет,

       Учит их траву щипать, червячков в траве искать.

       Мимо пес большой бежал, он залаял, зарычал.

       А цыплята испугались и по саду разбежались.

       Прибежал тут петушок, пса большого клюнул в бок,

      -Ку-ка-ре-ку! – закричал. Струсил пес и убежал.

       Смотрит мама-курица: что – то небо хмурится.

       Позвала она детей:

      -Ко-ко-ко, домой скорей!

       Самый смелый из цыплят  дождику и тучке рад.

Читайте также:  Упражнения по развитию произвольного внимания у ребенка

       Но когда ударил гром, даже он помчался в дом.

       Вот идут по улице  детки с мамой курицей.

       Ах, как весело опять после дождика гулять!

                                                                    (Ирина Солнышко)

Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления  детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Игра – драматизация «Волшебный сундучок».

Материал: маски диких и домашних животных, снежинки с героями из сказок.

Воспитатель просит детей надеть на лицо маски и изобразить позу данной маски. Затем просит снять маску и изобразить эмоциональное состояние героя маски. Затем обращать внимание на снежинки. Затем выносят волшебный сундучок, он помогает отправиться детям в путешествие по сказкам. Воспитатель под музыку открывает сундучок и достает иллюстрации с героями сказки «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и т.д., где главный герой – лиса.

–  Чем эти сказки похожи?

–  В этих сказках лиса – главный герой. За что она наказана?

–  За свои поступки.

Так разбирается каждая сказка.

В конце игры детям предлагают взять из сундучка сердечки и показать движение и эмоции лисы.

В конце исполняется песня «Пусть всегда будет солнце»,  музыка Островского.

Рекомендация: формирование у детей представления о добре и зле.  Показать красоту добрых поступков и некрасивость злых. Дать понять, что каждому дана свобода выбора: выбрать добро или зло.

Игра «Спина к спине».

Двое детей садятся спиной друг к другу.  Их задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. Тему для разговора придумывают сами дети, и взрослый может им помочь. После игры дети обмениваются впечатлениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы.

–  Было ли вам удобно разговаривать?

–  Не хотелось ли что-нибудь изменить?

Рекомендация:  развитие умения договариваться друг с другом. Формирование социального доверия. Обучение общению.

Игра «Мои друзья».

Материал: цветные карандаши или фломастеры, бумага.

Ребенку предлагается нарисовать на листке бумаги его друзей. Можно изобразить их в виде людей, а можно в виде зверей, деревьев и т.д. Необходимо обсудить с ребенком, что он нарисовал. Кого хотел изобразить? Почему именно хотел изобразить это?

Рисунок может дать важную информацию об особенностях взаимоотношения ребенка со сверстниками. Посмотрите, кого он нарисовал ближе к себе, каковы размеры фигуры, какого цвета фигура? Такой рисунок может стать хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.

Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Игра «Проигрывание ситуаций».

Материал: наглядное пособие «Хорошо и плохо».

Можно предложить для разыгрывания  такие ситуации.

  • Ты поссорился с другом, а теперь хочется помириться с ним.
  • Ты пришел на детский праздник, где ты никого не знаешь. Надо познакомиться с другими детьми.
  • Твой друг принес в детский сад игрушку, тебе очень хочется поиграть с ней. Попроси мальчика об этом.

При разыгрывании ситуаций следует обратить особое внимание на взаимодействие детей, помочь им правильно выйти из затруднительной ситуации.

Рекомендация: создание положительного эмоционального настроения, развитие умения договариваться друг с другом. Формирование социального доверия. Обучение общению.

Литература:

1.  О.Л. Князева. «Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников.

2.  Ю.В. Филиппова «Общение детей до 5 лет.

3.  Р.А. Жукова.  «Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет».

4.  Л.Б. Фесюкова «Я и другие».

5.  Л.Б. Фесюкова «Чувства. Эмоции». Наглядное пособие.

6.  Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет».

Источник

Юля Ережова
Особенности эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

Особенности эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев,-это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Общую тенденцию развития эмоциональной сферы точно выразил Г.Мюнсберг: «В начале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения.

Прежде чем рассматривать вопрос о развитии и эмоциональной сферы ребенка, необходимо остановиться на тех психологических механизмах, котрые лежат в основе формирования эмоций.

В психологии выделяют три способа появления новой эмоции: эмоциональное заражение, эмоциональное опосредование, эмоциональное обуславливание. Механизм эмоционального заражения не требует значительного времени. Ребенок после однократного предъявления присваивает продемонстрированную ему эмоцию в том случае, если она затронула его эмоциональную сферу. Механизм эмоционального опосредования связан с необходимостью повторения ситуации, в которой происходит ассоциирование, поэтому он требует большого количества времени. Также стоит отметить, что при недостаточном подкреплении зарождающаяся мотивация может ослабиться. Наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обуславливание. Данный механизм предполагает «создание связи между нейтральными и значимыми объектами в идеальном плане. В воображении возникает переживание, которое постепенно распространяется на реальную действительность». Особую роль при эмоциональном обуславливании имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта. Это игра, театра, кино и др. Идентификация с ролевыми образцами в игре, переживаниями персонажей расширяет эмоциональный опыт ребенка.

На протяжении среднего дошкольного возраста происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением.

Основными особенностями развития ребенка всреднем дошкольном возрасте является В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в среднем дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский полагал, развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр., а изменением отношения между отдельными функциями. Важнейшей особенностью детей среднего дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что складывается новая система психических функций.

возникновение фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщенного внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.

А. Н. Бернштейн утверждал, что «психика формируется в движении». Главным новообразованием во всех сферах жизни и деятельности ребенка является превращение его поведения, оно становится «волевым». Формирование произвольности сопряжено с появлением направленности ребенка на собственное внешнее или внутренние действия, на способ их организации, в результате чего рождается способность управлять собой (А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 года калуга

Итак, у детей среднего дошкольного возраста проявляются особенности формирования эмоциональной сферы:

-более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия.

эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями : желание- представление –действие- эмоция.

эмоциональные процессы более управляемые.

развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценкавзрослыми).

– аффект- первое звено в цепочке реакций.

– происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата.

– самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха.

– появляется способность оценивать свое поведение.

Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День ребенка настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

В среднем дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Источник

Эмоциональное развитие детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения

      «Раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками или дефектности эмоционального общения с окружающими создает опасность нарушения последующего формирования личности», – эти слова известного детского психолога А.В.Запорожца заставляют задуматься о роли эмоций в структуре личности ребенка раннего и дошкольного возраста, о влиянии на развитие социальных эмоций.

    Как показывают многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов эмоциональная сфера с первых дней пребывания ребенка в социальном мире берет на себя ведущую роль в развитии. Через эмоции ребенок принимает или не принимает взрослых, а позже и детей, через эмоции он усваивает первые моральные установки, по эмоциональным реакциям взрослого на его поступки он начинает накапливать опыт «правильного» и «неправильного» поведения. Ребенок подражает взрослым в формах выражения положительных и негативных реакций и берет их в свой социальный опыт.

  По мере взросления  у ребенка появляется потребность в разных формах выражения эмоций. И здесь уже без помощи взрослых ребенку трудно обойтись. Механизм подражания продолжает действовать, но в тоже время развивающееся мышление стимулирует ребенка к анализу своих и чужих поступков, он стремится делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Ответственность взрослых безмерно возрастает: что видит ребенок, как оценивает поведение, поступки  взрослый – всё это закрепляет  определенные  формы поведения и реакции ребенка.

  Ребенок в 3-4, а особенно в 4-5 лет  уже способен различать эмоциональное состояние окружающих людей и учится адекватно оценивать свое поведение: пожалеть, поддержать или  высказать свое недовольство  по поводу эмоционального состояния взрослого или ребенка.

  Перед взрослым встает задача обогащать социальный опыт ребенка и обучать его формам выражения эмоций и умению «считывать» эмоции у других людей, выстраивая собственное  соответствующее поведение.

Такая работа происходит постоянно в повседневной жизни. Но каждый раз воспитатель должен помнить, что ребенок-дошкольник может еще не знать  значения многих слов, которые нам кажутся вполне понятными. Например, что такое пожалеть? Как это пожалеть? Что конкретно нужно делать?

Один мальчик очень уверенно ответил на вопрос «Что такое сочувствие?»: «Это когда я сижу в своей комнате, а мама на кухне пироги печет и я чувствую их запах». Ребенку 5 лет!

Значит, развитие эмоциональной сферы личности ребенка следует выстраивать в нескольких направлениях:

– учить детей замечать разные эмоции по выражению лица, позы, общему поведению человека, постепенно усваивать их словесное обозначение;

– учить отвечать на эмоции разными способами, приобретать  арсенал таких способов в процессе упражнений;

– учить понимать чувства другого человека и связывать их проявления с событиями, их породившими;

– учить предвосхищать возникновение разных эмоциональных реакций и выстраивать линию собственного поведения.

  Для каждого из названных этапов в педагогике и психологии разработаны свои методы, которые следует применять, учитывая возрастные возможности ребенка.

   Так, к примеру, первый этап начинается у ребенка очень рано, еще до осознания его:  ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку, плачет, когда видит, что плачет взрослый. Здесь действует процесс подражания. Ребенок уже считывает эмоции, выраженные на лице взрослого, и учится их проявлять. На этом  этапе ребенок пока не способен сопереживать другому человеку, он принимает на себя эмоции другого, всматривается в другого человека и по подражанию учится испытывать такие же эмоции. Уже здесь можно начинать учить ребенка  реагировать на состояние другого человека: пожалей маму, не надо бить маму,  маме больно, погладь ее по головке, поцелуй.

     Это умение замечать разные эмоции будет продолжаться всю последующую жизнь человека и, конечно же, весь дошкольный возраст.

Так постепенно, переходя с одного этапа на другой, ребенок развивается эмоционально и начинает ценить положительные эмоции и избегать отрицательные.

Основными показателями развития социальных эмоций детей дошкольного возраста являются: освоение ребенком социальных форм выражения чувств, изменение роли эмоций в деятельности ребенка, формирование эмоциональных предвосхищений, формирование и развитие нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Проанализировав практический опыт педагогов и психологов, можно выделить эффективные приемы и методы развития социальных эмоций детей дошкольного возраста: дидактические и сюжетные игры, сказкотерапия, музыкотерапия, арттерапия. Рассмотрим более подробно каждый прием, метод.

Прием игры. По мнению Г.А. Забудько, игра оказывает громадное влияние на чувства детей. Она привлекает детей, вызывает радость, восторг, волнение, удовольствие. В игре, ребенок,  выполняя определенные роли, самоутверждается в ней, испытывает чувство гордости, получает эмоциональное удовлетворение. Позитивный эмоциональный тонус, положительные эмоциональные переживания, которые испытывает дошкольник в игре, помогает ему легко находить общий язык со сверстниками и доверять друг другу [1].

Например, можно с ребенком поиграть в игру «Походка». Эта игра подходит, как для детей младшего дошкольного возраста, так и для детей более старшего возраста. В игре ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как клоун в цирке, как лев, как котенок и т.д. Затем ребенок загадывает какого-либо животного и походит его походкой, а другой ребенок по походке старается угадать, кого изображают. Данная игра формирует понимание людьми друг друга, толерантное отношение к другим, понимание, что нас много и все мы разные.

Читайте также:  Особенности психического развития леворукого ребенка

Метод сказкотерапии, по мнению А.Ю. Капской и Т.Л. Мирончика, является прекрасным средством совершенствования способов взаимодействия детей с окружающим миром. Сказки позволяют ребенку почувствовать состояние героев, сопереживать, испытывать положительные эмоции в ситуации сравнения себя с главными положительными героями сказок. При работе с детьми педагог использует «Часы сказок», литературные игры, викторины, драматизацию, разыгрывание сценок из сказки, музыкальное сопровождение (подбор более подходящей музыки к данной сказке), которые формируют у детей умения выражать свои мысли, эмоции и чувства в языке [2].

Для младших дошкольников больше подходят сказки про животных, о взаимоотношениях животных и людей. Дети в этом возрасте идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них. Например, сказка «Снегурочка». В сказке собачка Жучка помогает Снегурочке, спасает ее от диких зверей. Дети учатся помогать друг другу, не обижать других и не бросать друзей в беде.

Также, можно провести беседу по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят». Предложить вспомнить: «Когда герои этих сказок переживали горе? Как они справились с горем?»

Можно с детьми прочитать отрывок из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем – заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.

Метод музыкотерапии, по словам Е.А. Коссаковской, Т.Я. Дружинец, О.Н. Ситчихиной Г.М. Якименко, является одним из сильнейших орудий воспитания каждого человека. По их мнению, музыка, благодаря своим уникальным особенностям способна влиять на эмоциональное состояние ребенка, волновать, радовать, вызывать к себе интерес и обеспечивать глубокие эмоциональные переживания. На своих занятиях педагоги применяют элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в эмоциональном напряжении и расслаблении, учат детей распознавать эмоции, переданные композитором в музыкальном произведении (интерес, радость, грусть, гнев, страх и т.д.). Слушая музыкальные произведения, дети учатся выражать свои эмоции, чувства. Таким образом, музыка является прекрасным средством развития эмоциональной отзывчивости у детей [3].

Например: «Собери портрет – настроения». Данное музыкальное упражнение способствует закреплению знаний детей о частях лица и об эмоциях; снижению эмоционального напряжения; коррекции нежелательных черт характера. Детям предлагается прослушать отрывок музыкального произведения, где они пытаются определить его настроение. Затем на столе раскладывают части разных портретов. Дети должны обсудить и решить какую эмоцию вызвала у них музыка, потом подобрав нужные части: нос, глаза, рот, волосы, составить такой портрет, который соответствует выбранной эмоции. 

Можно детям предложить упражнение «Настроение». Данное музыкальное упражнение учит детей выражать эмоции под музыку, с помощью движений и передачи цветом. Из корзинки с разноцветными бумажными лепестками каждый ребенок выбирает лепесток, соответствующий его настроению, и все вместе составляют один цветок (в виде ромашки). Заканчивают упражнение спонтанным «танцем настроения»: каждый ребенок сочиняет свои движения.

Также, с детьми можно прослушать пьесу П.И. Чайковского «Новая кукла». После детям задаются вопросы:

О чем вы думали, когда слушали музыку?

Что чувствовали?

Что хочется делать под такую музыку?

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

Делать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

В последнее время, по словам Н.Я. Михайленко, в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста широко применяют арттерапию. По мнению педагогов-практиков, арттерапия помогает снять нервное напряжение, избавиться от негативных и отрицательных эмоций. Педагог Н.Я. Михайленко подчеркивает, что арт-терапия – один из самых «мягких» способов снятия эмоционального напряжения, поднятия эмоционального тонуса у детей, и является психологическим и коррекционным приемом для снятия психического напряжения, тревожности, страхов. На ее занятиях дети учатся выражать свои чувства, эмоции с помощью красок, глины, песка, которые создают благоприятные условия для повышения позитивных эмоций у детей [4].

Например, можно рисовать картины «Радость», «Грусть» (под музыку) Задачи: выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти. Познакомив детей с эмоцией радости (грусти), предлагать  им превратиться в художников и нарисовать картину на тему: «Радость» («Грусть»). Каждый рисует радость (грусть) так, как ему хочется, используя те цвета, которые считает нужными. Затем, рассматривая рисунки, обращать внимание детей на то, что желтый, оранжевый, красный цвета присутствуют на всех рисунках «Радости», а вот темные цвета: серый, черный, синий, фиолетовый помогают изобразить «Грусть». 

Провести беседу с детьми: «Что такое радость?».

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

– Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая.

– Радость – это когда праздник.

– Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.

– Радость – когда нет войны.

– У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

– Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

Е.О. Смирнова отмечает, что методы и приемы, используемые педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимая его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение [5].

Список литературы

  1. Забудько, Г.А.  Сюжетно-ролевая игра в становлении личности / Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. – 2012. – №7 – С. 24-27.
  2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников / А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. – СПб. : Речь, 2008. – 96 с.
  3. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Е.А. Коссаковская. – М.: Просвещение, 2000. – 62 с.
  4. Михайленко, Н.Я. «Игры с правилами в дошкольном возрасте»/ Н.Я. Михайленко. – М.: Академический Проект, 2001.- 160 с.
  5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду / Н.Я. Михайленко. – М.: Психологический Институт РАО, 2007.- 354 с.
  6. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 384 с.
  7. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2014. – №1. – С. 51-55

Источник