Эмоциональное развитие ребенка школьного возраста
насретдинова надежда
Консультация «Эмоциональное развитие ребенка школьника»
Автореферат (материал для защиты реферата)
Выполнила учитель начальных классов Насретдинова Н. Г.
ПЕДАГОГИКА Ш.АМОНАШВИЛИ:
“Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя”. (На доске)
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Однако, как справедливо указывал, Л. С. Выготский, только согласованное функционирование двух систем (интеллекта и эмоций, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
В последнее время, время Интернета и телевизора, дети на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень важна.
Существует и другая важная проблема: в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания.
Эмоциональное развитие так же важно, как физическое, умственное, нравственное, социальное и языковое, и требует от взрослых не меньшей чуткости и поддержки.
Эмоциональное развитие ребенка-школьника помогает гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Вот поэтому мною была взята для исследования проблема развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.
Во-первых, я поработала с самим понятием «эмоции». Мы нередко считаем, что эмоции и чувства – это одно и то же. Эмоции, в строгом значении слова, – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». Существуют различные классификации эмоций. Я остановилась на классификации учёного-психолога К. Е. Изарда. В своих исследованиях К. Е. Изард выделил следующие основные, или, как он их называл, «фундаментальные», эмоции: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. В первой главе реферата дана характеристика каждой из эмоций и особенности эмоций у детей младшего школьного возраста.
Первым в названной выше классификации идёт Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта. Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Важно не забывать, что ребенок считает хорошим то, что ему интересно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему, несмотря на все предупреждения, они дали увести себя незнакомым людям,они объясняли: «С ними было интересно!».
В таком же плане рассматривается каждая из эмоций, а затем обобщённая характеристика эмоциональной сферы младших школьников
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности, склонностью к кратковременным и бурным аффектам.
5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.
В ГЛАВЕ 2 рассматривается роль эмоций в педагогическом процессе.
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Опираясь на многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы (очень много материала об этом у Ш. А. Амонашвили, можно сделать вывод, что именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.
Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.
На этом этапе очень важно следить за развитием эмоционального состояния ребёнка. Начнем с потребности в признании. Но не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех обычно приводит к значительному снижению самооценки детей. «Я нехороший. Я не могу стать хорошим, потому что не умею решать задачи».
Систематические ситуации неуспеха приводят к появлению у детей тревожности, агрессивности, трудностям в общении со взрослыми и сверстниками, формированию других негативных личностных новообразований. Ребенку очень важно хотя бы в чем-то, в каких-то учебных действиях быть одним из лучших, знать, что он что-то может делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях, учёба вызывает положительные эмоции.
В ГЛАВЕ 3 содержится ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ из опыта работы: что я делаю для создания положительного эмоционального фона на уроках.
В учебной деятельности учащихся большую роль играют эмоции.
Эмоциональное воздействие – один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении учителя передаются учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость преподавателя предметом неотразимо действует на учеников.
Об одном из таких учителей рассказал А. С. Макаренко в очерке «Преподаватель словесности»:
«…В его мимике было столько эмоций и правды, столько ума, то восхищенного, то осуждающего, то сомневающегося, столько сдерживаемой силы души, что мы не способны были оторваться от его лица.
Читал он просто, без приёмов декламаторских, но он умел незаметно вложить в каждое слово столь чувства, такую убеждённость, что древнее слово неожиданно хватало за сердце…»
Конечно, наибольшими возможностями обладает художественная литература. Другие учебные предметы не содержат такого эмоционального заряда, и учитель, который хочет взволновать детей, должен искать для этого особые пути.
«Ботанике… необходим восторг»,- писал Тарас Шевченко. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»,- утверждал А. С. Пушкин.
Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока и существует на всем его протяжении. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Пример создания положительного эмоционального фона на уроках русского языка в 1-м классе по теме «Написание заглавной буквы С».
Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех – переживание состояния радости, удовлетворения учащегося и учителя от результата своей деятельности. Приемы создания ситуации успеха на отдельных этапах урока.
1)С целью создания положительного настроения на работу урок начинается с картинки-заставки «Звонок»
2)Перед основной работы выбираем настроение –«мордашки»: «унылый», «Обида, недовольство», «Удивление», «радость», «Скука»,
«злость», «восторг»…
3)Снятие страха. Интересно работать в парах.Работать вместе с товарищами не страшно: обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.
4)Заключительная оценка
Успех без признания приводит к разочарованию. Эта мысль определяет такую форму педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей.
Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Использую готовую печатную продукцию (карточки с картинками):
«Умница!», «Старался!», «Молодец!», «Отлично!»,
«Ты сегодня отличился!» и т. д.
Из всего сказанного следует вывод: если мы хотим видеть успешного ученика, необходимо, чтобы весь комплекс школьной жизни: требования учителя, воспитательные беседы, положительное влияние детского коллектива, умелое руководство со стороны школы, воспитание в семье, положительно влиял на эмоциональную сферу младшего школьника.
Методом наблюдений было выявлено, что в 1-м, во 2-м классе общий эмоциональный тонус 81% учащихся характеризуется жизнерадостностью, бодростью, оживлением. К третьему и четвертому классу эта цифра снижается на 23%. 42% учащихся испытывают страх, тревожность и неуверенность в своих силах. К третьему и четвертому классу эта цифра снижается на 20%.
Одна из важнейших задач школы и учителя – воспитание положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими эмоциями, подчинять их разуму и воле.
P.S.( post scriptum)
Думается, что успех в решении любой педагогической задачи возможен только при соблюдении замечательных «Педагогических заповедей» Шалвы Александровича Амонашвили.
О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАПОВЕДЯХ
“Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.
“Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом”.
“Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики”.
“Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам”.
“Если ребенку трудно учиться и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, – это дать ему возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая “искра Божия”.
У Амонашвили, конечно же, педагога от Бога, есть замечательная притча о педагогике.
Педагогика джунглей
Шёл Мудрец через деревню на Восток. Люди окружили его.
– Скажи, правильно ли мы воспитываем наших детей?
Тогда он ответил им:
– Послушайте притчу.
Царь джунглей Великий Лев объявил конкурс на лучший учебник по воспитанию детей, чтобы заменить им старый. Конкурсанты прибежали сразу.Сказал им Царь:
– Мне нужно знать об основной идее, о цели и о методах воспитания, которые вы утверждаете в ваших учебниках.
Первым предстал Осёл. Он привёз свой учебник воспитания во вьюке;бросил его у ног Царя и уверенно прокричал:
–Главная идея: «Безропотно таскай груз своего повелителя, но крепко стой на своём, если даже попадёшь ему в пасть». Цель воспитания личности ослёнка – упрямство. Методы воспитания – ослиные крики, прутья, испытания в выносливости, многократное, до отупения, повторение одного и того же.
Сделала шаг вперёд Обезьяна. Она держала свой учебник подмышкой.Бросила его у ног Царя и произнесла праздно и с кривляньем:
–Основа моего учебника: «Смеши своего повелителя, подразнивая его, чтобы тот забыл, какие у него были намерения по отношению к тебе». Цель воспитания личности маленькой обезьянки – искусное гримасничанье, а методы – жеманство, кривлянье, подсказки, зубрёжки.
Выступила Лиса. Она держала свой учебник в зубах. Бросила его у ног Царя и, прищурив глаза и изображая наивность,пропела:
–Вот идея моего учебника по воспитанию: «Хитростью и ловкостью, – чтобы всегда выходить из воды сухим, – присваивай чужое, и львиную долю своей добычи преподноси своему повелителю и всячески ему угождай». Цель воспитания личности лисёнка – это коварство, а методы – притворство, надувательство, тесты, проверки, экзамены.
Предстал козёл. Его учебник был написан на двух листах виноградной лозы, нанизанных на рога. Козёл бросил два листа у ног Царя и замекал:
–Вот какая у меня идея: «Живи как попало и не горюй ни о чём, если даже угодишь в пасть своего повелителя». Цель воспитания личности козлёнка – беспечность, а методы – меканье, боданье, технологии глупостей.
Царь джунглей внимательно выслушал всех участников конкурса и грустно произнёс: «Мдаа!» Потом, недолго думая,объявил:
– Оставляю в силе старый учебник по воспитанию, написанный Человеком, ибо в нём лучше, чем в ваших, обобщаются все педагогические идеи джунглей.
Мудрец умолк.
Люди осмыслили притчу и ужаснулись: в педагогике джунглей они узнали свой опыт воспитания детей.
Божественная Педагогика
Люди опять обратились к Мудрецу:
– Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике.
Сказал Мудрец:
– Послушайте тогда другую притчу.
Объявил Царь царей конкурс на божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох.Сказал им Царь царей:
– Достопочтенные мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о главной цели и о главных методах воспитания.
Сказал Марк Фабий Квинтилиан:
– О, Царь царей!Вот моя главная идея воспитания: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды». Цель же – развитие души, ибо она у нас небесного происхождения.Методами я провозглашаю: заботу, естественность, игру.
Удивился Царь царей мудрости Квинтилиана:
– Истинно, это есть Божественная Педагогика!
Предстал перед ним Ян Амос Коменский.
– О, Царь царей!Основополагающую идею моей педагогики я извлекаю из сердца: «Ребёнок, пойми, что ты есть микрокосмос, способный объять макрокосмос». Цель воспитания Ребёнка – воспитание в нём разума. Методы же – природосообразность и мудрость.
Восхитился Царь царей:
– Истинно, тоже Божественная Педагогика!
Преклонил свою голову перед Царём царей Иоганн Генрих Песталоцци:
– Послушай, о, Царь,главную идею моей педагогики: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, ноги – ходить, а руки – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Цель же в том, чтобы развить в Ребёнке ум, сердце и руки в их единстве.Методами я предлагаю: природосообразность, доверие, сострадание.
Царь царей зааплодировал:
– Поистине, ты тоже даришь нам Божественную Педагогику!
Поклонился Царю царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнёс:
–В основе моей педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра». Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека. Методы мои – народность, общественное воспитание, жизнь и устремленность.
Царь царей торжественно произнёс:
– Признаю твою Педагогику Божественной!
Перед Царём царей преклонил свою голову Януш Корчак и грустно произнёс:
–Вот вам моя вера: «Нет детей — есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Цель моя – воспитание радостного человека.Методы мои идут от сердца моего: романтика воспитания, непосредственность, преданность и самопожертвование.
Царь царей преклонился перед Янушем Корчаком:
– Свою Божественную Педагогику ты защитил своей жизнью!
Перед Царём царей предстал Василий Александрович Сухомлинский. Он приложил руку к сердцу и произнёс:
–Основание моей педагогики есть моя вера: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере Ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира». Цель, к которой я стремлюсь – это воспитание гражданина, духовно и нравственно чистого.Методами воспитания я признаю: любовь, воспитание сердцем, творчество и радость.
Царь царей пожал руку Сухомлинскому. Выслушав всех,он провозгласил:
– О достопочтенные мужи, каждая Педагогика, преподнесённая вами, Божественная. Дадим их народам нашего царства, пусть люди сами выберут, по какой Божественной Педагогике хотят воспитывать своих детей!
Мудрец умолк.
Молчание людей затянулось.
Смотрел Мудрец на них и с грустью думал: «О, человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в Ребёнке. Пока ты полагаешь, что сам уже воспитан, Ребёнок твой много раз пострадает от твоих воспитательных оплошностей».
Притча Ш. А. Амонашвили
Источник
Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста как путь формирования положительной мотивации к обучению
(выступление на методическом объединении учителей)
В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что в обучении и воспитании идет недостаточная опора на потребности и интересы самих детей. Интерес – это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому необходимо с первых дней пребывания в школе заинтересовать ребёнка, показать всё хорошее, стараясь избежать неприятных моментов.
Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения.
Между тем, в школьной практике роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко закладывается мало пищи для положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции – скука, страх и т.п.
Все стороны учебного труда школьников сопровождаются теми или иными эмоциями. Психологами выделяются особенности эмоционального климата, необходимые для создания и поддержания положительного отношения к учебной деятельности:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней. Они являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка.
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.
К этим эмоциям относятся, например, эмоции престижности, возникающие при новом типе отношений учителя и школьников, складывающиеся в ходе применения учителем современных методов проблемного обучения, при наличии взаимоотношений их как коллег в совместном поиске нового знания.
Велика также роль эмоций сопереживания, возникающих у школьников в общении с учениками и сверстниками. Обучение культуре чувств включает глубокое понимание душевного состояния другого человека, умение поставить себя на его место, если он переживает печаль или тревогу, желание понять и принять интересы другого человека как свои собственные.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.
Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, удовлетворения от справедливо поставленной отметки.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом. Здесь психологи выделяют ряд стадий – “реакций” на новизну материала: от эмоций любопытства и любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующему увлечённость учащихся этим предметом. Учителю нельзя пренебрегать первыми проявлениями положительного отношения к обучению, наблюдающимися при столкновении школьников с новым, неожиданным учебным материалом, его эффектным оформлением, с развлекательно поданными занятиями.
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний; новыми способами усовершенствования своей учебной работы, самообразования. Большую радость у школьников обычно вызывает их самостоятельность в учебной деятельности, в частности, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, например – умение без помощи учителя перейти от формирования учебной задачи (проблемы) к определению учебных действий (путей разрешения проблемы), затем к приёмам проверки выбранного пути решения.
Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. В особой мере учителю надо заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившееся негативное отношение к учителю или даже к школе, конфликт с товарищами, тревожность. Однако, учителю важно помнить, что эмоциональное благополучие, захваливание учеников, преобладание удовлетворённости собой у школьников в крайних случаях может приводить к застою в учебной работе и прекращению роста учащихся.
Поэтому в процессе обучения должны присутствовать и эмоции с отрицательной модальностью. Например, такая отрицательная эмоция, как неудовлетворённость, является источником поиска новых способов работы, самовоспитания и самоусовершенствования.
Наряду с этим должно присутствовать чувство преодоления трудностей. Ребёнок всегда должен осознавать оценку как результат своих умственных усилий. Если отметка балует ученика, то у него складывается легкомысленное отношение к обучению. Нельзя лишать ученика эмоций от самостоятельного преодоления трудностей.
Не надо бояться также таких отрицательных эмоций, как сопереживание школьника своему товарищу при неудачном ответе, товарищу в случае их болезни.
Таким образом, нет прямой однозначной связи между отрицательными эмоциями и отрицательным отношением школьников к обучению. Однако, эмоции, связанные с преодолением различных трудностей в учебной работе, не должны переходить в эмоциональную напряжённость и тем более эмоциональные стрессы, приводящие к дезорганизации учебной деятельности.
Следовательно, отрицательные эмоции должны включаться в процесс обучения, но они должны непременно сменяться положительными эмоциями. Если этого не произойдёт, то длительное чувство неудовлетворённости в учебной работе делает ученика пассивным, неуверенным в своих силах.
В целом мотивационная сфера обучения определяется такими моментами:
– характером самой учебной деятельности школьников, развёрнутостью и зрелостью её структуры, сформированностью её компонентов, взаимодействием в ходе обучения с другим человеком;
– смыслом обучения для каждого школьника (ценностными ориентациями ученика);
– характером мотивов обучения;
– зрелостью целей;
– особенностью эмоций, сопереживающих процесс обучения.
Соотношение всех этих сторон мотивационной сферы обнаруживается для учителя в виде интересов школьников. Интерес поэтому выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к обучению.
Каждый ребёнок включается в новый детский коллектив с индивидуальным, до школы освоенным опытом общения и отношения к людям. Прежний опыт ребёнка влияет на установление новых контактов. На взаимоотношения детей сильное влияние оказывает учитель, его мнения, оценочные суждения в адрес того или иного ребёнка. Дети начинают относиться друг к другу так, как относится к ним учитель.
Для развития личностных качеств эмоциональной сферы, повышения самооценки, гармонизацию внутреннего мира ребёнка, снятие барьера общения, развития опыта общения со сверстниками применяют психотехнические упражнения и игры. Они развивают у младших школьников способность правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, эффективно управлять собой, достигать успеха.
1) Упражнения и игры на развитие эмоциональной сферы детей, их эмпатических способностей. Их цель: раскрепощать детей, формировать у них навыки свободного доброжелательного общения, умения искренне говорить добрые слова, пожелания, переживать вместе со всеми позитивные эмоции.
2) Этическая беседа-практикум “Мир наших эмоций”. Цель данного занятия: сформировать у детей представление об эмоциях, их разнообразии; показать значимость эмоций в общении, деятельности, формировать у детей навыки эмоциональной саморегуляции; воспитывать эмоциональную отзывчивость, развивать эмпатичность.
3) Ролевые игры. Игра даёт средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. “В свободной игре ребёнок может выразить то, что ему хочется сделать…” Чувства и установки, которые ребёнок, возможно, боится выразить открыто, можно ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку, вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах.
4) Так же проводить занятия по определению выражения лица по картинкам-схемам и иллюстрациям живых людей. Целью этого занятия было не только определить выражение лица, доказать это, но и попробовать изобразить данное выражение.
5) На занятиях, которые дети не очень любят или совсем не любят, постоянно использовать разнообразные виды работ, занимательный материал, игровые моменты, яркую наглядность и сказочные персонажи.
Подводя итог, можно сделать выводы, что на формирование положительного отношения к учебной деятельности влияют не только чувства и эмоции каждого отдельного ребёнка. Своё влияние оказывают:
– эмоционально-психологическая атмосфера в детском коллективе;
– адаптированность детей;
– активность учащихся на уроках;
– учебная мотивация;
– успеваемость учащихся;
– роль учителя в образовательно-воспитательном процессе.
Выводы:
1) Учителю необходимо знать особенности психики младшего школьника, понимать почему так или иначе реагирует ребёнок в учебных ситуациях.
2) Формирование эмоциональной жизни ребёнка по мере его развития заключается в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире. Они становятся не только тем, в чём выражается живой отклик ребёнка на все воздействия жизни и поступки людей, но превращаются в русло для выявления основных его интересов, устремлений, убеждений.
3) В учебный процесс должны включаться отрицательные эмоции, которые должны непременно сменяться положительными эмоциями – это обеспечивает нужный мотивационный тонус школьника в обучении.
4) Для развития личностных качеств эмоциональной сферы, повышения самооценки, гармонизацию внутреннего мира ребёнка, снятие барьера общения, развития опыта общения со сверстниками применяют психотехнические упражнения и игры.
Источник