Эмоциональное развитие ребенка первого года жизни

Эмоциональное развитие ребенка первого года жизни thumbnail


О развитии эмоциональной сферы младенцаговорить довольно сложно. Первичным ярким проявлением эмоциональности, направленным на взрослого, является «комплекс оживления». Но дело в том, что эта реакция первоначально не дифференцирована: она адресуется всем и даже уродливой маске.

Появление улыбки и смеха обычно тесно связано с изменениями в когнитивном развитии. Однако частота улыбок, адресованных другим, зависит и от внешних обстоятельств.

С первого года жизни на лице ребенка отражаются страх, удивление, страдание, удовольствие. Первоначально они связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей (например, в еде), но к концу года распространяются на более широкий круг явлений (например, на общение со взрослыми) и на собственную деятельность ребенка.

С самых первых дней в поведении младенца наблюдаются заметные различия. Одни дети много кричат, плачут, другие ведут себя спокойно; некоторые спят в определенные часы, другие спят и бодрствуют вне всякого расписания; одни подвижны, постоянно ворочаются, передвигаются, другие способны подолгу сидеть и лежать тихо.

Такие различия, помимо того, что они вызываются окружающей обстановкой и поведением взрослых, связаны с различиями в темпераменте. Известны исследования американских психологов Томаса и Чесса (1977), которые анализировали темпераменты младенцев по следующим показателям: уровень активности, ритмичность (регулярность сна и еды), капризность, настороженность, устойчивость внимания, возбудимость, порог реакции, готовность приспосабливаться к новым условиям.

Классифицируя детей по этим показателям, исследователи выделили 3 группы детей: спокойные, трудные и заторможенные.

Характеризуя эмоциональную жизнь младенца в целом, отметим следующее. В течение первых 3—4 мес, кроме «комплекса оживления», появляется ряд реакций, выражающих различные эмоциональные состояния. Одна из них характеризуется торможением двигательной активности и снижением сердечного ритма в ответ на неожиданное явление. Психологи называют такое состояние «удивлением в ответ на неожиданность»: младенец замирает, а потом пятится назад.

Для другой комбинации изменений характерны усиление двигательной активности, закрывание глаз, повышение сердечного ритма и плач. Эти изменения возникают в ответ на боль, холод и голод. Психологи называют такую реакцию «тревожным состоянием в ответ на физический дискомфорт».

Третья комбинация включает снижение мышечного тонуса и закрывание глаз, наблюдаемые после кормления, и ее называют «расслаблением в ответ на удовлетворение потребности».

Четвертая комбинация включает двигательную активность, улыбку, радостный лепет при виде знакомого явления или при общении. Психологи называют эту комплексную реакцию «комплексом оживления» или «возбуждение при восприятии знакомого явления».

У 10-месячных младенцев появляются новые эмоциональные реакции. Одна из них — страх при встрече с незнакомым человеком или явлением. Другую эмоцию, наблюдаемую также в возрасте около 8 мес, психологи назвали «гневом, вызванным разочарованием».

В первый год жизни младенцы реагируют также на проявление гнева или радости у других людей. Годовалые малыши, видя, что кто-то сердится, расстраиваются, а замечая проявления нежности между другими людьми, становились нежными или обнаруживали ревность.

Источник

Социально – эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.

            Первый год жизни является важнейшим этапом в развитии ребенка      Интенсивно развивается интеллект, психика, эмоциональная  физические возможности малыша. Эмоциональная сфера так же претерпевает изменения. Возникают чувства, присущие исключительно людям.  Чувство удовлетворенности, надежда, грусть, радость от общения начинает развиваться с рождения и часто зависит от того как ребенок накормлен и ухожен. Но взрослым необходимо обеспечить и удовлетворение социальных  потребностей, которые дают ребенку ощущение защиты, уверенности в своих силах.

      В этой связи, важное  значение  имеет  знание того, как изменяются эмоции в детской деятельности  и как они формируются. Если  малыш много плачет, такое состояние вызывает тревогу у взрослых.  Немедленно выясняется и устраняется причина беспокойства. Спокойное  поведение ребенка считается нормальным. Именно в спокойном состоянии  ребенок играет, совершенствуя свои умения и навыки.    Положительное эмоциональное состояние наступает после окончательной адаптации к условиям внешней среды.

       К  двум месяцам ребенок начинает выделять людей из окружающей среды и реагировать  улыбкой на общение с ними. Любящий взрослый должен как можно раньше установить с ребенком двухсторонний контакт. Эмоциональное  общение между взрослым и ребенком не появится, пока взрослый сам не начнет организовывать его, то есть вести себя как любящая, заботливая мама. Ухаживая за ребенком, общаться с ним так, как будто он уже что-то понимает, относится к нему, как к личности, как к партнеру по общению. Взрослый внимательно смотрит в глазки ребенка, улыбается, зовет по имени нежно гладя и лаская тельце малыша. Разговаривая с ребенком, взрослый  окружает его теплом и заботой, прививает ему вкус к ласке, рождая потребность в доброжелательном внимании.     Привязанность ребенка к матери или другому близкому человеку к двум – трем месяцам становится  основным проявлением эмоций.    

      Первые признаки доброжелательности – это интерес ребенка к взрослому и ответная улыбка. Улыбка – самый выразительный  коммуникативный жест, выражающий положительное отношение к партнеру. Основная задача на этом этапе – развитие «комплекса  оживления»  Вступая с ребенком в эмоциональный контакт, нужно стремиться  удовлетворить его потребности  в общении. Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребенком, напевно проговаривает:  

Ой, не знаю, как мы жили,

Как мы жили без Танюшки?

Без Танюшки – лопотушки,

Без Танюшки – топотушки,

Без Танюшки – потягушки.  (Н.Пикулева).

    Несколько позже кроме улыбки  появятся и другие элементы  «комплекса оживления» – замирание, сосредоточение, улыбка, гуление.  К трем  месяцам  все эти элементы объединяются в единый «комплекс оживления»: радуясь, ребенок не только улыбается, но и интенсивно двигает руками,  выпрямляет их, издает радостные звуки.

    В дальнейшем радостное состояние  становится  более ярким и возникает при виде игрушки, звучании музыки.  Необходимо знать, что физические прикосновения также играют большую роль в развитии эмоций маленького ребенка.   Поглаживайте малыша, легонько похлопывайте, перебирайте пальчики, выполняйте его руками и ногами движения типа пассивной гимнастики. Движения сопровождаются разговором с ласковой интонацией, с называнием малыша по имени. На руках у близкого человека ребенок чувствует себя счастливым и  в безопасности.   М.Н.Мельников писал: «Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать здорового, жизнерадостного  и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования положительные  эмоции. На первых порах, пока ещё ребенок не  понимает смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов, в чем-то напоминающих физзарядку…

Этот своеобразный массаж помогает восстановить  кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста…

 Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в голову разумок.

Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных. Содержание его конкретно и касается только тех действий, которые производятся…»

Воспроизводите звуки  из « репертуара» малыша.

Если ребенок издает звуки, очень важно  «поддержать» его. Когда взрослые включают в свою речь, обращенную к ребенку, те звуки, которые он произносит: «гы», «агу»- он оживляется, радуется. Повторяйте (имитируйте) звуки, добавляйте к ним свои. Подчеркнуто произнося звуки, слова, ребенок обращает на них внимание и связывает их с тем, что происходит.

 Кто гулит со мной,

Агу да агу?

Говорит, а я  – понять не могу!

Говори, мой говорун, говори,

Подари словечко мне, подари! (Н.Пикулева).

Во время подобной игры с ребенком очень важно создать такие условия, чтобы он слышал и себя и взрослого. Взрослый, выдержав паузу в 1-2 секунды, повторяет звуки  снова.  Ребенок должен   видеть лицо разговаривающего с ним взрослого.

    По мере роста ребенка параллельно развиваются зрительные, слуховые двигательные и речевые реакции. Как только ребенок овладевает первыми действиями (повороты, протягивание и захват игрушки и др.), изменяется и его эмоциональное состояние: нарастает двигательная активность, формируются положительные эмоции.     В этот период важно эмоционально «подпитывать»  ориентировочно исследовательские действия малыша, направленные на запоминание и узнавание знакомых и незнакомых объектов  (людей, игрушек).

      Гигиенические процедуры, кормление, игры  и др. осуществлять  на фоне эмоционально положительного  состояния ребенка. Например, перед купанием, раздевая малыша, ласково проговариваем:

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится?

Это мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой,

Хорошенько моет ушки?

Это мы! Это Мы!  (А.Ануфриева)

      После шести месяцев ребенок вступает в новую фазу развития. Ведущим  видом деятельности является предметная деятельность. Это начало «делового» общения.

Взрослый  привлекает внимание не только к яркому предмету, но и к умению выполнять с ним различные манипуляции. Сообщая малышу свои намерения: « Сейчас будем строить башенку! Вот какие у меня красивые кубики! Поставим один кубик, а сверху другой! Вот какая башенка получилась!»

Если ребенок при осуществлении намеченной цели  встречает препятствие, у него возникают отрицательные эмоции. Ребенку надо подсказать, показать, как  добиться результата.

 Но при успешном решении  действия у ребенка ярко проявляются положительные эмоции  и он радостно улыбается, всплескивает ручками, смеется.

     В возрасте семи-девяти месяцев у многих детей возникают переживания от расставания с близкими людьми. Ребенок плачет,  боится посторонних людей, когда они заговаривают с ним. Надо дать понять ребенку, что уходя, мама (или другой близкий человек) всегда возвращается. Машите ребенку при  прощании, посылайте воздушный поцелуй и добивайтесь, чтобы  ребенок помахал в ответ. Показывайте  добрые намерения других людей, чтобы ребенок их не боялся. Радость,  веселый смех вызывает игра в «Прятки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока» и другие народные игры. Слушая веселую музыку, ребенок «приплясывает», колыбельную: «качает лялю».

     Эмоциональные реакции не только сопровождают деятельность ребенка, но и зависят от того, насколько прочно он владеет каким-то видом деятельности.

К концу первого года жизни у ребенка уже есть опыт: он пытается сам кушать, сам действует с предметами, сам передвигается в пространстве. Понимает запреты  «нельзя»,  « нет», понимает, когда его хвалят. Проявляет дружелюбность к сверстникам: протягивает и отдает игрушку, сопровождая действия смехом и лепетом.

 Теперь активность  ребенка протекает чаще  в спокойно-сосредоточенном состоянии. Постепенно овладевая способами действия в разных видах деятельности, он приобретает новые умения, которые не вызывают трудностей, а следовательно и отрицательных эмоций.

     Создание  оптимальных условий для социального и  эмоционального развития  и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям одна из главных  задач раннего обучения ребенка.        

                                                        Литература: К.И. Камышанова «Ребенок от рождения до года»

                      Р.Р.Фьюэлл « Обучение через игру»

                       Е. Волосова «Развитие эмоций»

                       Л.Н.Павлова «Энциклопедия раннего развития»

Источник

Эмоциональное развитие ребенка первого года жизни

Как родители вы задавались вопросом: какие эмоции испытывает малыш до года? Или как большинство — считаете, что слишком мал, чтобы придавать значения его чувствам?

           Когда малыш рождается, его мимика может передавать впечатление полученное при родах — раздражение, обида; т.е отрицательные эмоции, чаще связанные с физиологическими причинами, выраженными в виде плача и крика. Бывает, что малыши рождаются с легкой улыбкой на лице — если во время беременности в семье царила гармония, ребенок желанный и роды прошли мягко. Это говорит о том,что с рождения младенец наделен базовыми(врожденными) эмоциями.

           Родители беспокоятся, когда малыш часто плачет и кричит, особенное если это первый ребенок в семье. Бояться этого не надо:отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и помогают малышу обозначить свое беспокойство: голод, усталость, неудобство и пр.

         Начиная с 3-й недели жизни у малыша формируется отношение к внешнему миру, в виде мамы, т.е. социальная реакция. Он начинает чувствовать ее эмоциональные изменения, отвечать улыбкой на ласковый голос и прикосновения, во время бодрствования.

         В 1,5 мес., при эмоциональном контакте, к улыбке добавляются движения ручек и ножек. Начинает проявлять интерес ко всему окружающему; показывает обиду – сжимая и опуская уголки губ.

         С трех месяцев проявляет больший интерес при общении с родными — улыбается, ловит взгляд, привлекает внимание к себе: телодвижениями,улыбкой, плачем.

        В возрасте 4 месяцев начинает узнавать родных, проявлять позитивные эмоции. Анализирует свои действия и старается привлечь внимание близких, так чтобы выполнилась его потребность. Например: громко и требовательно кричит, извивается в кроватке, чтобы мама взяла на руки.

         У малышей целый арсенал улыбок. Для мамы и близких — широкая. Именно такая улыбка способствует развитию творческих способностей, интуиции и образному мышлению. Т.к. за нее отвечает правое полушарие мозга и задействовано большое количество мышц. Для незнакомых людей улыбка сдержанная.При этом развивается логика и аналитическое мышление. В этом случае задействовано левое полушарие и меньше лицевых мышц. Такое развитие обеспечивает в будущем успехи в математике.      

Ближе к 5 месяцам ребенок начинает смеяться в голос, особенно, когда взрослые играют с ним. Например в прятки, закрывая ладонями лицо или легонько покачивают приближая-удаляя от себя. Такие реакции говорят о благоприятном протекании физиологических процессов, содействует сенсорному и двигательному развитию, повышают общую активность.

       В своей практике, я наблюдаю значительную разницу в поведении малышей, условно разделим их на две группы. Одна группа — воспитывающиеся эмоционально-сухими, отстраненными матерями.  Мама сдержанная или часто находящаяся в состоянии тревоги не дает ребенку опыта изучения разных и ярких эмоций. Вторые, чьи мамы проявляют чуткость, доброжелательное внимание и сильные положительные реакции.Конечно варианты утрированы. Но дети — растущие в семье с эмоционально-сдержанными родителями, впоследствии хуже оценивают свои эмоции и эмоции других людей.

        Когда мама чувствует и быстро откликается на потребность новорождённого — много времени проводит с ним: вместе спит, носит в слинге т.е ребенок всегда находится рядом. То устанавливается более тесный контакт – ребенок чувствует себя в безопасности и в дальнейшем с интересом изучает окружающий мир, для выражения желаний — активно использует эмоции, не боится пробовать новое, лучше адаптируются к различным эмоциональным ситуациям.

         Думаю у всех бывали моменты, когда от усталости, вы в резкой форме реагировали на капризы. Винить себя не надо, сложно бывает сдержаться — это нормально.Но ребенок начинает тревожиться и ваша задача, как родителей, успокоить малыша и спокойно, дружелюбно разъяснить, почему вы так реагируете — это поможет ему правильно сформировать свой эмоциональный механизм реагирования.
         На практических занятиях я использую игру под названием: “Эмоции”. Показываю карточки малышам и объясняю какая эмоция изображена на картинке. Важный момент — ребенок должен видеть реакции взрослых и слышать обозначение: как называется, проявляется эмоция, почему и чем вызвана. Постоянные разъяснения помогут ему связать между собой эмоции и ситуации.

         Применяйте эту игру в своей семье. Помогите закрепить позитивные эмоции. Например: малыш смог сделать что-то самостоятельно и радуется этому.Разделите с ним эту радость — похлопайте в ладоши, широко улыбнитесь, расскажите, что испытываете в данный момент. Это поможет закрепить чувство удовольствия и радости у малыша, от того что он сделал. Дети умело подражают эмоциям, которые транслируют взрослые.

       Если вы будете постоянно отмахиваться, игнорировать малыша, то у него наступит эмоциональный спад, он будет ограничен в возможности узнать о положительных эмоциях и станет пассивным.

       Поэтому, уважаемые родители, закладываете фундамент психологического благосостояния с первых дней после рождения вашего малыша, познакомьте его с широким спектром эмоций и чаще улыбайтесь.

Источник

Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте

Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. (Алёхина И.В., Психология человека 1999 г.)

Эмоциональное развитие в младенческом возрасте

Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это отрицательные переживания связанны с физиологией. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию и сигнализируют о неблагополучии малыша (голод, мокрые пелёнки, боль, хочет спать). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия младенцу.

Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии с взрослым, который наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После третей недели жизни у ребёнка развивается первая социальная реакция улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склонённое над малышом лицо. Улыбка возникает как врождённый рефлекс, но постепенно трансформируется в ходе взаимодействия с взрослым.

С четырёх месяцев ребёнок громко смеётся. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

К девятому месяцу ребёнок проявляет такие эмоциональные состояния как: гнев, печаль, интерес, отвращение, страх. Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувство удивления. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности – познавательной.

Особенности эмоционального развития в младенчестве:

– основу развитий эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

– в ситуативно – личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к нему, недовольство отсутствием общения.

– социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца и взрослого;

– в ситуативно – деловом общении у малыша появляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах, поощрениях, обида, гнев при порицании;

– складываются предпосылки высших чувств – любовь и симпатия к близким.

Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте

– эмоции также неустойчивы и изменчивы;

– являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность;

– начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

– особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств поступков.

Ребёнок раннего возраста ещё не умеет контролировать свои эмоции, сдерживать свои эмоциональные проявления им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Важно не поощрять его враждебные состояния и припадки гнева и истерик. В 1,5 – 2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства, начинает развиваться самооценка. Стимулирующим фактором похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо – плохо». К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость вызывает красивая одежда, красивые вещи, цветущие растения…  Восторг у малыша вызывает все яркое, блестящее. На основе чувства удивления, которое наблюдаемое еще у младенцев, в раннем детстве возникает элементарная любознательность, начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, избирательное отношение в общении со сверстником, элементы зависти, ревности. Малыш стремиться узурпировать внимание взрослого, и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Что поможет в развитии эмоций?

Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения с взрослым и сверстниками. В общении с взрослым, а именно с воспитателями должны преобладать мотивы сотрудничества. Взрослые должны стремиться к установлению теплых эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник его чувств. Кроме любви от воспитателя дети ждут непосредственного участия во всех своих делах. Воспитатели, в свою очередь должны, скрывать свой негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого- либо). Ведь дети хорошо чувствуют наш эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение, они понимают, что происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Когда дочитана книга полезно обсудить с малышом сюжет и поступки героев. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, занятия танцами, музыкой и т.д.   Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно.

Источник