Эмоциональное развитие ребенка на музыкальных занятиях
Галина Нацаренус
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкального воспитания
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается такое понятие как эмоциональная сфера, какие факторы будут способствовать успешному развитию эмоциональной сферы дошкольников, а так же даны рекомендации музыкальным руководителям ДОУ для более успешного развития эмоциональной сферы дошкольников.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, музыкальность, музыкальное воспитание музыкальная деятельность.
В настоящее время, проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность во всём мире. В процессе обучения, воспитания и развития ребёнка, многие педагоги делают акцент на физическом и познавательном развитии, зачастую забывая о важности эмоционально-личностного развития, которое в свою очередь связано с психологическим и социальным развитием ребёнка.
Дошкольное детство самое благоприятное время для развития ребёнка. Именно в дошкольном возрасте развиваются все психические процессы, появляется первый багаж знаний, умений, навыков у ребёнка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве.
Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регулировании его высших психических функций и поведения в целом. По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Только полноценное формирование личности ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С. Выготский). [2].
Эмоциональное развитие дошкольников процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Ребенок дошкольник впечатлителен, стремиться к признанию себя среди других людей.
У ребенка дошкольного возраста ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов двух наиболее важных сфер его психического развития.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, так как, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку от рождения. Они приобретаются в процессе воспитания, обучения, развития.
Дошкольный период I cтупень начального образования, где закладываются знания ребёнка об окружающем мире, воспитываются социально-коммуникативные качества, познавательный интерес, развивается речь, мышление, и конечно же эмоциональная сфера.
Ребёнок в раннем дошкольном возрасте ещё не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.
Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками в разных видах деятельности и общения, постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.
Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка. «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие». [5].
Развитие эмоциональной сферы дошкольников происходит в процессе воспитания и развития во всех образовательных областях, и в течение всего дошкольного периода, но более всего эмоциональное развитие проявляется на музыкальных занятиях в детском саду. Художественно-эстетическая область направлена на формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, восприятия музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности, в процессе которой у ребёнка появляются первые эмоции, отклик на восприятие музыки.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, формирует вкусы и воспитывает чувства человека. Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего поколения, особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Ведь в дошкольном возрасте формируется все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития и становления личности.
Музыка, из всех видов искусств занимает особое место, благодаря ее эмоциональному воздействию на человека. Многовековой опыт педагогов музыкантов, и специальные исследования доказывают влияние музыки на психику, физиологию человека. [1].
Именно поэтому, в разных видах деятельности с детьми, утверждается тезис о важности музыкального воспитания, который будет способствовать формированию духовно – богатой, эстетически и музыкально развитой личности чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой как интеллектуально, так и физически.
Музыка отражает отношение ребёнка ко всему, что происходит вокруг, это позволяет ему понять себя, и найти своё место в обществе.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. [5].
Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании. Ну и наконец, музыка развивает эмоциональную сферу. [1].
Эмоциональная отзывчивость на музыку одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» «языком чувств, моделью человеческих эмоций» она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. [6].
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, раскрытие творческого потенциала, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку. [3].
Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В. М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи буквально с первых дней жизни. [1].
Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является эмоциональная отзывчивость на музыку.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О. П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа. [4].
Музыкальный руководитель в детском саду, должен учитывать психологические особенности и возможности ребёнка, и подбирать такой репертуар для слушания, который не будет противоречить природе ребёнка, и вызовет эмоциональный отклик в душе каждого дошкольника.
Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О. П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа [3].
Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания, ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.
Для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста целесообразно знакомить их с разнообразным репертуаром; обогащать слуховой опыт ребенка; развивать умение формировать оценочные суждения о музыке в целом; умение эмоционально реагировать на музыку, уметь передать музыкальный образ в движении и танце. Помимо слушания и восприятия музыки, ребенок должен принимать активное участие в непосредственно самой музыкальной деятельности, например занятие танцами, пение, освоение ритмических упражнений, участие в театрализации и т. д. [7].
Достаточно личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Высокая эмоциональность дошкольников является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками. Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально, отзываться на услышанные им музыкальные произведения. Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что развитие эмоциональной сферы дошкольника это важный этап, который играет главную роль для общего гармоничного развития ребенка.
И в связи с этим, предъявляются огромные требования к специалистам дошкольного учреждения. Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку.
А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, любовь и дружба, умение сочувствовать другому человеку. Все эти составляющие и будут способствовать становлению гармонично развитой личности.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1981, 228 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под редакцией В. В Давыдова М.: Педагогика, 1991, 168 с.
3. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982, 336 с.
4. Музыкальное воспитание в детском саду. / Сост. О. П. Радынова и др. – М.: 1994, 276 с.
5. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. Ч. 1. М.: 1997, 154 с.
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. // Избр.труды: в 2т. М.: 1985. Т. 1.
7. Эмоциональное развитие дошкольников. / Под редакцией А. Д. Кошелевой. – М.: 1985. 174с.
Источник
Елена Козлова
Консультация «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
Развитие эмоций у детей на музыкальных занятиях
«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…»
Д. Шостакович
Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д. Кабалевский, ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… .любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.» Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека, воспитывает такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность. Основным критерием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, например, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан – значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым – значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей, влияют на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и педагогов вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме этого, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции являются производными.
Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица, пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).
Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С. Л.Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь,формирует его: так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».
Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым нет еще и года (В. М. Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребенка.
С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Интерес к музыкотерапии врачей и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыкотерапии, постоянно растет. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. «Конвейерный» принцип отдельных упражнений представляет собой прием втягивания в общее дело трудных, негативистически настроенных детей. Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей внимание, память, внутреннюю собранность.
С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т. е. социализация ребенка через игру.
Слушание музыки на психогимнастике может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение. Музыка может быть фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей.
Многие педагоги, воспитатели и музыкальные руководители, в том числе используют на занятиях элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, навыков саморасслабления.
Толчком к работе в этом направлении стала практика, которая показала, что дошколята, читая или рассказывая, либо вообще не используют такие специфические для устной речи средства выразительности, как жесты и мимика, либо используют их неумело. Например, рассказывают о веселом, но с «каменным», равнодушным выражением лица или, наоборот, о грустном, печальном – с усмешкой на лице.
Совместная работа в контакте с воспитателем подтверждает необходимость специального обучения детей дошкольного возраста умелому и уместному использованию жестов и мимике во всех сферах жизни. Основная цель – это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятия психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
На занятиях с элементами психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. Проводя тематическое занятие «Весело – грустно», используют такой дидактический материал, как пиктограммы,в состав которых входят различные геометрические фигуры: «Лицо» – овал и круг, на котором нарисован нос, «глаза» – круги и овалы, «брови» – треугольнички, «рот» – овалы, полумесяцы.Все части лица имеют определенный цвет: глаза – голубые; брови – коричневые или черные; рот – алый или розовый. Прослушав музыку,ребенок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения. Дети играют в музыкально– дидактические игры: «Кто сегодня пришел в гости?», «Поссорились – помирились», «Разные настроения», «Забавный гномик», «Ой, ой, живот болит» и другие,которые учат их различать разнообразные чувства и настроения: радость, горе, печаль, испуг, страх, обиду, негодование.
Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность в себе, честность, смелость, доброта и т. д., изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения).
Так как ускоренный темп жизни коснулся не только взрослых, но и детей, многие дошкольные психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада. На своих занятиях мы используем такие элементы аутотренинга, как «Плавные руки», «Заборчик», «Качели», «Спящий котенок», «До свидания», «На берегу моря» и др.
Например, упражнение «На берегу моря».
Дети играют на берегу моря, плещутся в воде. Накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый песок. Закрывают глаза от яркого солнца. Лениво раскидывают руки и ноги. Этот вид аутотренинга проводится под соответствующую музыку в конце таких комплексных занятий как «Прогулка в лес», «На прогулке» «Мы – путешественники». Аутотренинг дает возможность детям восстановить хорошее эмоциональное состояние.
Другая дидактическая игра «Цвет – настроение» позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере.
Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связываются с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) – с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно – коричневый, темно – синий) – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) – с решительным, торжественным. Детям даются две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняется, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат решительную музыку (это слово новое для детей, а темно – коричневую – если услышат тревожную музыку. Дети проговаривают новые для них слова.Незнакомые слова разъясняются: решительная – смелая, тревожная – беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, проходит очень быстро.
В заключение хочу посоветовать своим коллегам обратиться к следующей литературе: Чистякова М. И. «Психогимнастика», Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников», Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
Источник