Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста презентация
Слайд 1
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Слайд 2
Каждый взрослый человек испытывает различные эмоциональные состояния – радости, грусти, удивления, сочувствия, восторга и т.д. Взрослый человек умело контролирует свои эмоции. А ребёнок? Он естественный. Он не способен контролировать и скрывать свои эмоции так, как взрослый. Он не умеет быть равнодушным к тем событиям, которые происходят вокруг него. Как сделать так, чтобы в каждом ребёнке вызвать искренность его эмоций?
Слайд 3
В отличие от интеллектуального развития, развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается – её необходимо формировать. Ребёнок – всегда дитя своего времени, законы его развития реализуются (или не реализуются) в конкретных условиях воспитания, связанных с установками и представлениями окружающих его взрослых.
Слайд 4
Проблема исследования особенностей развития современных дошкольников состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей. Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество. В современном ребёнке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Если раньше у ребёнка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослыми, то у современных детей преобладает рефлекс свободы .
Слайд 5
Формирование положительных эмоций должно рассматриваться, как одно из основных задач воспитания детей. Особенно это важно в дошкольный период – один из самых значимых этапов жизни детей. Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Психологически здоровый человек – это прежде всего творческий, жизнерадостный, весёлый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.
Слайд 6
Поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах общения.
Слайд 7
Эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребёнок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Эмоции являются «центральным звеном»психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру их жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик и многое другое – всё это проявление эмоций. Благодаря этому мы видим отношение детей к окружающему миру, событиям, людям, поскольку они привыкли не скрывать своих эмоций.
Слайд 8
1.Мои глаза слегка прищурены. Уголки рта слегка приподняты. Я смеюсь. Я … 4.Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице. Глаза очень широко раскрыты. Я восклицаю: «О -о-о!» или «Ах!» Я … 5.Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице. Глаза очень широко открыты. Я хочу защетиться , спрятаться, убежать. Я …. 2.Глаза слегка сужены. Уголки рта опущены. Я плачу. Я … 3.Мои брови нахмурены и сдвинуты. Зубы стиснуты. Губы плотно сжаты. Ноздри расширены и дрожат. Я хочу ударить. Я … 6.Когда мне интересно, я сосредотачиваюсь. Я смотрю внимательно на предмет. Мои брови слегка сведены. Я … 7.Я опускаю и отворачиваю голову в сторону. Я прячу глаза. У меня краснеет лицо и уши. Я испытываю … Чтобы повлиять на развитие эмоций детей, необходимо использовать игровые технологии. Игра «Угадай-ка!»
Слайд 9
«Светофор эмоций» Плохое настроение, грусть, печаль. Спокойное настроение, без эмоций. Хорошее настроение, весёлое, радостное.
Слайд 10
Положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят только пользу, как для физического, так и для психического развития Игра «Ролевая гимнастика» Цель: учить детей раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогает почувствовать чувства другого существа. Игра «Что случилось?» Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию . Игра «Создание рисунка по кругу» Цель: создание в группе благоприятного микроклимата.
Слайд 11
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
Слайд 12
1 серия фотопортретов
Слайд 13
Одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец, связана с ощущением опасности. Грань между нормальным и патологическим страхом нередко оказывается размытой, но в любом случае, страхи мешают ребёнку жить. Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышенно себялюбивые дети. Помочь ребёнку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые. Для коррекции индивидуальной и подгрупповой работы можно использовать различные техники, игры и упражнения.
Слайд 14
Упражнения, помогающие ребёнку преодолеть проявившиеся страхи: 1. Упражнение «Воспитай свой страх». 2. Упражнение «Чужие рисунки». 3. Упражнение «Дом ужасов». 4. Упражнение «Одень страшилку». Одно из преимуществ данных пособий является то, что для коррекции детских страхов можно использовать в комплексе несколько игровых психотерапевтических техник и упражнений: Техники художественной экспрессии, основанные на использовании различных изобразительных материалов и помогающие детям справиться с эмоциональными нарушениями; Фантазирование, предполагающее направленную визуализацию и активное воображение; Сочинение историй, способствующее, благодаря разнообразным приёмам, развитию вербальных навыков.
Слайд 15
2 серия фотопортретов
Слайд 16
Печаль и грусть – это отдельные эмоции, которые имеют своё специфическое выражение и свои уникальные феноменологические характеристики; её обычно относят к негативным переживаниям. Причины печали ребёнка: 1.Разочарование, вызванное крушением надежд и ожиданий. 2.Неудача в достижении поставленной цели. 3.Индивидуальная предрасположенность к печальным переживаниям. 4.Восприятие ребёнком своей социальной роли. 5.Потеря или поломка значимой, любимой вещи или предмета и т.д.
Слайд 17
В дошкольном возрасте у детей часто изменчиво настроение. Хотя негативные переживания непродолжительны они захватывают ребёнка полностью с чем бывает трудно справиться в одиночку. Выйти из этого состояния может помочь педагог. Для снятия эмоционального напряжения негативных эмоциональных переживаний укрепления дружеских взаимоотношений можно использовать такие пособия: – «настроение» – «Ромашка» – «Волшебный стул» Обычно от грустного настроения ребёнка после такого внимания окружающих к его самочувствию после совместной продуктивной деятельности со сверстниками значительно улучшается эмоциональное самочувствие.
Слайд 18
3 серия фотопортретов
Слайд 19
4 основных способа выражения гнева: 1. Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям. 2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или на предмете, который представляется разгневанному неопасным. 3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. 4. Задерживать негативную эмоцию до момента её наступления, не давая ей возможности развиваться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить её в кратчайший срок.
Слайд 20
Преодоление негативных эмоциональных состояний у детей возможно только в процессе целенаправленной, систематической, содержательной и организованной работы педагога с детьми. Используемые пособия в преодолении негативных эмоциональных состояний: – «Мешочек крика» – «Подушечка для битья» – «Коврик злости» – «Мусорное ведро»
Слайд 21
С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья. Улыбка на лице, как много это значит, Когда смеются все, когда никто не плачет . Чтобы научить ребёнка адекватно оценивать себя и свою деятельность, отстаивать собственное мнение, доверять себе и новым чувствам, терпимо относиться к другим людям, решающее значение имеют личностные качества воспитателя. Обычно говорят: «Какой воспитатель, такие и дети».
Слайд 22
Спасибо за внимание
Источник
Слайд 1
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Воспитатели: Кольб Н.А. 1 КК, Анохина Л.А. 1 КК.
Слайд 2
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они являются частью коммуникации, помогают человеку выражать свое отношение к происходящим вокруг событиям. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера играет очень важную роль. Всё общение строится на способности всех участников коммуникации считывать эмоциональное состояние друг друга Цели: Научить детей распознавать свои эмоции и потребности, понимать эмоции окружающих; доброжелательно и эффективно взаимодействовать в социуме; повысить уровень компетенции всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Слайд 3
Актуальность темы : Развитие эмоциональной сферы ребенка является актуальной на протяжении многих десятилетий, ведь развитие и становление эмоций у ребенка играет важную роль в жизни. Изменения, в последние десятилетия происшедшие в российском обществе, отразились и на жизни дошкольников: изменились игры и игрушки, появились новые рассказы и волшебные истории, дети проживают иные жизненные ситуации. Это не может не отразиться на развитии их эмоциональной сферы. Необходимость и важность изучения эмоций определяется той ролью, которую они играют в жизни человека, в процессе становления личности. Л.С.Выготский определял эмоции как «центральное звено» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Эмоции определяют, организуют, предвосхищают и оценивают деятельность субъекта.
Слайд 4
Современные условия общества, не стабильность в семейных отношениях. Недостаточное общение и внимание со стороны родителей, приводят к обострению чувствительности ребёнка, повышения уровня тревожности, осложнениям в общении, трудностям в выражении своих эмоций.
Слайд 5
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обобщает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Слайд 6
Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Слайд 7
Задачи: 1.Активно использовать разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения. 2.Организовать совместную работу с родителями воспитанников по обучению способам выражения эмоций и приемам саморегуляции . 3.Внедрить в программу курс «Эмоциональный интеллект», проекта « Монсики », создатель психолог Виктория Шиманская . 4.Повысить уровень профессиональной компетентности всех участников воспитательно -образовательного процесса (педагогов, воспитателей, логопедов, психолога, муз.руководителя ) по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Слайд 8
Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: • Игры: подвижные, дидактические, психологические • Психогимнастика • Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт • Коммуникативные упражнения • Мимические и пантомимические этюды • Театрализованная деятельность • Музыкотерапия • Рисование под музыку • Сказкопетерапия . • Физические занятия.
Слайд 9
Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно –ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики , техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечный тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию сферы ребенка. При работе с детьми в данном направлении мы делали акцент на развитие следующих умений: Умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, удивительно, страшно и т.д.) Умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные э моции и эмоции, которые испытывают окружающие.
Слайд 10
Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.
Слайд 11
Коммуникативные игры – игры направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечить другого вербальными и невербальными ощущениями.
Слайд 12
Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли» Игры направленные на развитие воображения: вербальные, невербальные игры, мыслительные картинки
Слайд 13
Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по своему выраженных для развития эмоциональной сферы ребёнка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
Слайд 14
Психогимнастика : психогимнастические , психофизические упражнения.
Слайд 15
Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции . Предметно-пространственная среда должна помогать в воспитательно -образовательном процессе.
Слайд 16
Формы сотрудничества с семьёй Общие родительские собрания Открытые занятия Консультация специалистов и педагогов ДОУ по вопросам воспитания и обучения детей. Анкетирование, тестирование, опросы Групповые родительские собрания Участие в подготовке и проведении детских праздников Доступная информация в сети интернет (сайт ДОУ, группы, странички педагогов, группа в вайбер / вайцап ) Совместные проекты, акции
Слайд 17
С овместная работа с родителями воспитанников по обучению способам выражения эмоций и приемам саморегуляции .
Слайд 18
Введение в образовательный процесс базового курса «Краски Эмоций », который знакомит детей с базовыми эмоциями, а также с ключевыми понятиями, необходимыми для социализации и самоорганизации.
Слайд 19
Знакомство с героями, Монсиками , проводниками в мире эмоций. Кто такие Монсики ? Каждый Монсик – это проводник одной из эмоций, он помогает ребенку познакомиться и подружиться с ней. Монсики рассказывают и показывают детям, как не унывать, как находить выход из сложной ситуации, как быть ответственным и внимательным, видеть красоту и преодолевать страхи. Эти качества позволяют ребенку стать уверенной и гармоничной личностью.
Слайд 20
Курс направлен на развитие эмоционального интеллекта. Создатель проекта по развитию эмоционального интеллекта детей « Монсики », психолог Виктория Шиманская . Эмоциональный интеллект ( emotional intelligence , EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.
Слайд 21
Курс направлен на развитие эмоциональной сферы ребенка через пять этапов игрового образовательного процесса. Эти этапы позволяют освоить соответствующие модели восприятия, осознания и взаимодействия с реальностью – осознанность («я чувствую»), мотивация («я хочу»), интеллект («я знаю»), самооценка («я могу»), самореализация (« я делаю»).
Слайд 22
Также занятия направлены на развитие внимания, наблюдательности, мелкой моторики рук и навыков письма, логического мышления, простых навыков коммуникации.
Слайд 23
Итоги проекта
Слайд 24
Взаимодействие с педагогическим коллективом Создание предметно-пространственной среды Знакомство с художественными произведениями; заучивание текста; драматизация сказок; прослушивание музыки Изготовление атрибутов, декораций, пригласительных билетов Экскурсии в театр. Ознакомительные беседы. Обсуждения спектаклей Техника речи: Работа над речевым дыханием; Над связанной речью; Грамматическим строем, темпом и ритмом речи; Над интонационной выразительностью Воспитатель Музыкальный руководитель Учитель-логопед Педагог-психолог Инструктор по физическому воспитанию Снятие психомышечного и психоэмоционального напряжения Использование в работе этюдов на развитие эмоционального состояния, на развитие мимики, раскрепощение; Психогимнастика Упржнение на снятие напряжения, на профилактику осанки Имитация действий персонажей в подвижных играх Упражнение на мелкую моторику рук
Источник
Слайд 1
Эмоциональное развитие дошкольников Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего – ребенка. (Л. Выготский )
Слайд 2
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. По форме протекания выделяют: чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. В зависимости от предметной сферы: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Слайд 3
Эмоциональное развитие в младенчестве Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу. После 3-й недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» – специфического поведения в отношении взрослого. В четырехмесячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица .
Слайд 4
Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, – это главное коммуникативное средство общения в довербальный период . На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости младенца. Дети реагируют на эмоциональные состояния, переживания близких людей и как бы «заражаются» ими. Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время эмоции малыша очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Эмоциональное развитие в младенчестве
Слайд 5
Направления в развитии эмоций младенца На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого развиваются в трех направлениях. Во-первых, из «местной» реакции – улыбки – они становятся выражением «полной» радости, ходящей в комплекс оживления. Во-вторых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого. Ребенок 4-5 мес. Дифференцирует своих и чужих. После 8 мес. возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5- 2 года.
Слайд 6
особенности эмоционального развития в младенческом возрасте основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами; социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми; в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения; в ситуативно-деловом общении у малыша проявляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии; складываются предпосылки высших чувств – любви и симпатии к близким, познавательных чувств.
Слайд 8
Эмоциональное развитие в раннем детстве Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него дошкольники становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть. В группе детей раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.
Слайд 9
Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления , укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания. Эмоциональное развитие в раннем детстве
Слайд 10
Особенности эмоционального развития в раннем возрасте – происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения; – развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие , чувство гордости и стыда; – включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.
Слайд 11
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов , мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в дошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии . Роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет , предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Слайд 12
В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические , познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность , внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение , настроение, желание. В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей , недовольство от своей плохой работы . Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Слайд 14
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте – ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; – изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; – чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными ; – формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Источник