Эмоциональное развитие ребенка до рождения

Эмоциональное развитие ребенка до рождения thumbnail

Эмоциональное развитие ребенка до рожденияНезримая эмоциональная связь между мамой и её ребенком не заканчивается после его рождения, а наоборот, усиливается! Еще во время беременности женщина становится более чувствительной и у нее развивается интуиция. Всё это помогает ей лучше чувствовать и понимать эмоциональные и физические потребности своего новорожденного малыша.

 

Для ребенка очень важны первые впечатления от воссоединения сразу после родов. Кроха нуждается в успокоении, мамином тепле и её защите. Для этого маме достаточно взять малыша на руки, прижать к себе, нежно погладить, посмотреть ему в глаза, приложить к груди, прошептать ласковые слова. И тогда выражение его лица станет довольным и умиротворенным, а не потерянным и неудовлетворенным.

 

Формирование и укрепление такой тесной привязанности мамы и малыша сложно переоценить. Появившись на свет, малыш еще ничего не знает об окружающем его мире и о том, что ждет его в этом мире. Он только начинает приспосабливаться к жизни вне мамы и познавать мир через свои ощущения. Если кроха часто испытывает страдания – боль, голод, холод, одиночество – каким ему покажется мир?

Скорее всего – равнодушным, неприятным, враждебным и опасным. А вот у крохи, который знает, что он любим и что он лучший, который ощущает поддержку и защищенность – наоборот, формируется базовое доверие к миру. Малыш становится спокойнее и увереннее, гармонично развивается, активно воспринимает и познает мир, у него формируются положительные эмоции и качества личности.

 

Период младенчества – время, когда ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Для нормального развития ребенка наряду с питанием, теплом, сном, чистотой и опрятностью, не менее важен его эмоциональный, телесный и социальный контакт с родителями, который будет давать стимулы для развития эмоций, интеллектуальной и физической сферы, а так же центральной нервной системы.

 

На первых порах у новорожденного малыша отсутствует ответная реакция на общение с мамой, плач ребенка обращен в никуда – это пока лишь рефлекторная реакция на дискомфорт. Но, несмотря на это, взрослым необходимо обращаться с ребенком так, будто он уже готов включиться с ними в общение и ответить нам улыбкой.

Именно благодаря нашей заинтересованности, разговорам, улыбкам и нежным прикосновениям, малыш к концу первого месяца уже начнет пытаться отвечать нам. Вскоре вы увидите ответные действия вашего малыша: поднимание бровок, сморщивание носика, движения ручками и ножками, первые улыбки, разные звуки и т.п. Всему этому малыш, конечно же, научится у вас.

 

Со второго месяца младенец начинает испытывать потребность в общении, теперь он уже проявляет активность и осознанно использует плач – как сигнал «сос» и попытку воздействовать на маму. Когда же мама склоняется над малышом и начинает с ним разговаривать – он отвечает ей улыбкой.

 

Чуть позже, к 3-м месяцам, малыш начинает бурно демонстрировать свою радость от общения с мамой и другими взрослыми – он подолгу смотрит в глаза, улыбается, смеется, радостно гулит, размахивает ручками, перебирает ножками, выгибается всем тельцем. С помощью так называемого «комплекса оживления» малыш привлекает к себе ваше внимание. Чем больше мама будет «провоцировать» «комплекс оживления», тем больше такая эмоциональная основа будет способствовать развитию двигательной, познавательной и голосовой активности малыша.

 

В 4 месяца малыш ищет взглядом взрослого и для привлечения его внимания издает призывные крики, между которыми останавливается, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. А когда к нему подходят и начинают разговаривать – перестает плакать, улыбается, оживляется, проявляет бурную радость, громко смеется и кричит, «поет», тянется ручками, пытается дотронуться, двигает ножками. Появляется привязанность к близким людям, особенно к маме. Малыш может сильно огорчиться, если мама вдруг прервет общение с ним и выйдет из комнаты.

 

К 5ти месяцам кроха научается узнавать знакомых и незнакомых ему людей. С малознакомыми людьми он насторожен, напряжен и даже может расплакаться. В связи с этим появляется очень сильная потребность в постоянной близости мамы – защитницы.

 

Шестимесячный малыш может ясно выразить свое желание – он будет радоваться, визжать, громко смеяться, тянуться руками и всем телом, а при не желании что-либо делать (одеваться, умываться) – будет отворачиваться, плакать, отталкивать ваши руки. Кроха хорошо различает настроение взрослых, реагирует на выражения лиц, повышенные тона и ссоры, даже если они обращены не к нему.

 

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка инвалида для школы

Со второго полугодия общение ребенка с взрослыми строится на основе предметной и игровой Эмоциональное развитие ребенка до рождениядеятельности. На первый план выходит познавательный интерес. Кроха с удовольствием наблюдает и пытается повторять за действиями взрослого: как греметь погремушкой, как стучать ложками, как включать свет, как вынимать из ящика игрушки и т.п. Такими манипуляциями малыш может заниматься длительное время.

 

В 7 месяцев малыш уже четко различает знакомых и незнакомых людей. При виде чужих – хмурится и молчит, но в то же время они ему очень интересны. С близкими ему людьми – малыш спокоен и дружелюбен. Не следует в этот период заставлять кроху общаться с малознакомыми людьми – дайте ему время внимательно рассмотреть «чужака» и попривыкнуть к нему, сидя на ваших руках.

Семимесячный малыш очень требователен в своих желаниях и уже с этого момента можно заняться его воспитанием.

 

Восьмимесячный малыш учится общаться и познает себя в общении. Он подражает действиям взрослых, радуется и громко смеется, понимает смысл простых игр «ку-ку», «догню-догоню», всем интересуется, по ситуации понимает, что сейчас будем кушать, мыться или пойдем гулять. Комплекс таких положительных эмоций помогает в развитии у малыша общих движений и речи. Кроха открыто показывает свою привязанность к маме и старается её удержать подле себя. Другие дети пока не очень занимают малыша, он их скорее воспринимает как «игрушки», чем как товарищей по играм.

 

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций: малыш бурно протестует, ревнует, гневается, расстраивается, капризничает. Понимает, что его хвалят, и очень любит это дело. У малыша возникает робость и стеснительность. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, малыш не разрешает им до себя дотрагиваться. Однако налаживание отношений все же может удаться благодаря любопытству крохи.

 

Десятимесячный малыш с удовольствием воспринимает заигрывания взрослых, подражает им, играет в «ладушки», «сорока-белобока», «ку-ку» и др. В общении использует позы, жесты, мимику, интонацию, лепет. Понимает, когда его хвалят или ругают.

 

В 11 месяцев малыш проявляет свои симпатии и предпочтения. Например, очень радуется приходу определенных знакомых людей и огорчается их уходу. В гневе может начать плакать, кричать, пинаться и даже бить того, кто держит его на руках или находится поблизости. Маленький человечек проводит всё время рядом с взрослыми, действует с ними или рядом с ними.

 

Ближе к году эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется: усиливается чувство любви к маме, появляются дружеские отношения с другими людьми. Кроха очень радуется, когда удается завладеть какой-нибудь запретной «штучкой» – папиным телефоном, бабушкиными очками или маминым кремом. С удовольствием протягивает и отдает игрушки маме, если та попросит. Отчетливо видны темпераментные проявления.

Как можно помочь малышу в развитии и утончении его чувств и эмоций

•    С самого рождения окружите своего кроху вниманием, лаской, нежностью и заботой.

 

•    Берите его на руки столько, сколько вам хочется, прижимайте к себе. Смотрите друг другу в глаза и разговаривайте по душам.

 

•    Малыш то и дело будет подавать вам сигналы. Следите за выражением лица ребенка, за его движениями, хотя он и маленький, но у него уже есть своё мнение – хочу – не хочу, нравится – не нравится.

 

•    Вносите в вашу жизнь побольше позитива, заряжайте малыша положительными эмоциями и старайтесь вызвать обратную радостную реакцию малыша – почаще улыбайтесь, смейтесь, веселитесь, шутите, играйте.

 

•    Закрепляйте хорошее настроение малыша – улыбайтесь ему, когда он улыбается и смейтесь, когда он смеется.

 

•    Поддерживайте и хвалите маленького человека в его начинаниях. Будьте позитивны, иногда намного действеннее сказать «как хорошо ты умеешь уже собирать пирамидку», чем «посмотри, как неаккуратно ты собрал пирамидку».

 

•    Когда ребенок повторяет за вами – поощряйте его и показывайте, что вам это нравится.

 

•    Помните, что вы для ребенка – образец для подражания. Малыш перенимает ваши эмоции и поведение, так что работайте над своими словесными выражениями и привычками, будьте последовательны и постоянны.

 

Читайте также:  Развитие речи ребенка младшего возраста

•    Объясняйте малышу его и ваши чувства, а так же чувства других людей: «Ты расстроился, потому что тебе не дали поупражняться в разбивании тарелок…»

 

•    Не заостряйте внимание на расстройствах малыша, но и не игнорируйте их. Если кроха, например, ударился, пожалейте его «тебе больно», погладьте, и тут же переключите на что-то другое или покажите, как преодолеть препятствие.

 

•    Для развития коммуникативных способностей малыша постарайтесь, чтобы у него был широкий круг общения.

•    Оставляя малыша на попечение близких ему людей – старайтесь не затягивать ваше с ним прощание.

Что нужно знать о развитии эмоций и формировании социального поведения малыша

 

18-20 дней   

На лице ребенка, чаще во сне, возникает скользящая улыбка.

Реагирует плачем и криком на внешние раздражители.

Использует плач для удовлетворения своих потребностей.

У младенца формируется отношение к миру, в зависимости от того, как с ним обращаются.   

1 мес.   

Появляется первая улыбка и радость в ответ на разговор взрослого.

Проявляет интерес к окружающему.

Способен выражать раздражение и обиду на несвоевременное выполнение его потребностей.     

2 мес.   

По выражению лица ребенка можно понять, доволен он или недоволен.

Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.

Улавливает настроение взрослых – хмурится, если взрослый сердится.

Длительно сосредотачивается на лице взрослого.   

3 мес.   

Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним или на показ игрушек.

Отыскивает глазами того, кто говорит.

Привлекает к себе внимание с помощью плача, громких звуков, хныканья, улыбок, жестов, беспокойных движений.

Начинает смеяться.

Становится спокойнее во время бодрствования.   

4 мес.   

«Комплекс оживления» возникает быстро и легко.

Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.

Ищет взглядом взрослого, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Сообщает о своих потребностях разными сигналами.   

 

5 мес.   

Сопротивляется нежелательным действиям (одеваниям, купаниям).

Эмоционально играет в игру «ку-ку».

Улавливает ласковое (улыбается) и строгое (хмурится) обращение к нему взрослого.

Радуется взрослому, тянется к нему, берет у него из рук игрушку.

Отличает близких ему людей от чужих и выражено на них реагирует – улыбается или плачет.   

 

6 мес.   

Улыбается знакомому человеку.

Эмоциональное развитие ребенка до рожденияУлыбается отражению в зеркале.

Стремится к контакту с окружающими – привлекает к себе внимание, производя звуки, улыбаясь, глядя в глаза или с помощью языка тела.

Ярко проявляет свои эмоции – кричит, издает радостные возгласы, смеется, хлопает в ладоши, хмурится, делает грустное лицо.   

 

7 мес.   

По-разному реагирует на членов семьи и посторонних (обнимается, прижимается, ласкается к

маме, а незнакомых людей долго изучает и присматривается к ним).

Знает своё имя и имена-названия других людей (мама, папа, имена братьев – сестер и т.п.)   

 

8 мес.

С интересом наблюдает за своим отражением в зеркале.

Смотрит за действиями взрослого и подражает его мимике, интонациям, действиям (смеется,

лепечет, стучит).

Выбирает игрушки, в которые хочет играть.

Просится на ручки.   



9 мес.   

Догоняет взрослого, ползет ему навстречу.

Подражает действиям и движениям взрослого.

онимает запрет, но не следует ему, а если настаивают – может заплакать (обижается и протестует).

Радуется веселым играм с взрослыми и «плясовым» движениям.

Злится, если что-то не получается.   

 

10 мес.

Действует рядом с взрослым или одной игрушкой с ним.

Понимает, «хорошо» и «плохо».

При затруднении – вопросительно смотрит на взрослого.   

11 мес.   

Радуется приходу близких людей.

Избирательно относится к знакомым людям.

Понимает, когда его хвалят.

Жалеет маму, гладит её по голове.   

12 мес.

Протягивает взрослому и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом.

Ищет спрятанную на его глазах игрушку.

Смеется забавным сценкам.

Проявляет сочувствие.   

Автор: Колдина Дарья

Источник

Эмоциональное развитие ребенка до рождения

Как родители вы задавались вопросом: какие эмоции испытывает малыш до года? Или как большинство — считаете, что слишком мал, чтобы придавать значения его чувствам?

           Когда малыш рождается, его мимика может передавать впечатление полученное при родах — раздражение, обида; т.е отрицательные эмоции, чаще связанные с физиологическими причинами, выраженными в виде плача и крика. Бывает, что малыши рождаются с легкой улыбкой на лице — если во время беременности в семье царила гармония, ребенок желанный и роды прошли мягко. Это говорит о том,что с рождения младенец наделен базовыми(врожденными) эмоциями.

Читайте также:  Причины аномалий в развитии ребенка

           Родители беспокоятся, когда малыш часто плачет и кричит, особенное если это первый ребенок в семье. Бояться этого не надо:отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и помогают малышу обозначить свое беспокойство: голод, усталость, неудобство и пр.

         Начиная с 3-й недели жизни у малыша формируется отношение к внешнему миру, в виде мамы, т.е. социальная реакция. Он начинает чувствовать ее эмоциональные изменения, отвечать улыбкой на ласковый голос и прикосновения, во время бодрствования.

         В 1,5 мес., при эмоциональном контакте, к улыбке добавляются движения ручек и ножек. Начинает проявлять интерес ко всему окружающему; показывает обиду – сжимая и опуская уголки губ.

         С трех месяцев проявляет больший интерес при общении с родными — улыбается, ловит взгляд, привлекает внимание к себе: телодвижениями,улыбкой, плачем.

        В возрасте 4 месяцев начинает узнавать родных, проявлять позитивные эмоции. Анализирует свои действия и старается привлечь внимание близких, так чтобы выполнилась его потребность. Например: громко и требовательно кричит, извивается в кроватке, чтобы мама взяла на руки.

         У малышей целый арсенал улыбок. Для мамы и близких — широкая. Именно такая улыбка способствует развитию творческих способностей, интуиции и образному мышлению. Т.к. за нее отвечает правое полушарие мозга и задействовано большое количество мышц. Для незнакомых людей улыбка сдержанная.При этом развивается логика и аналитическое мышление. В этом случае задействовано левое полушарие и меньше лицевых мышц. Такое развитие обеспечивает в будущем успехи в математике.      

Ближе к 5 месяцам ребенок начинает смеяться в голос, особенно, когда взрослые играют с ним. Например в прятки, закрывая ладонями лицо или легонько покачивают приближая-удаляя от себя. Такие реакции говорят о благоприятном протекании физиологических процессов, содействует сенсорному и двигательному развитию, повышают общую активность.

       В своей практике, я наблюдаю значительную разницу в поведении малышей, условно разделим их на две группы. Одна группа — воспитывающиеся эмоционально-сухими, отстраненными матерями.  Мама сдержанная или часто находящаяся в состоянии тревоги не дает ребенку опыта изучения разных и ярких эмоций. Вторые, чьи мамы проявляют чуткость, доброжелательное внимание и сильные положительные реакции.Конечно варианты утрированы. Но дети — растущие в семье с эмоционально-сдержанными родителями, впоследствии хуже оценивают свои эмоции и эмоции других людей.

        Когда мама чувствует и быстро откликается на потребность новорождённого — много времени проводит с ним: вместе спит, носит в слинге т.е ребенок всегда находится рядом. То устанавливается более тесный контакт – ребенок чувствует себя в безопасности и в дальнейшем с интересом изучает окружающий мир, для выражения желаний — активно использует эмоции, не боится пробовать новое, лучше адаптируются к различным эмоциональным ситуациям.

         Думаю у всех бывали моменты, когда от усталости, вы в резкой форме реагировали на капризы. Винить себя не надо, сложно бывает сдержаться — это нормально.Но ребенок начинает тревожиться и ваша задача, как родителей, успокоить малыша и спокойно, дружелюбно разъяснить, почему вы так реагируете — это поможет ему правильно сформировать свой эмоциональный механизм реагирования.
         На практических занятиях я использую игру под названием: “Эмоции”. Показываю карточки малышам и объясняю какая эмоция изображена на картинке. Важный момент — ребенок должен видеть реакции взрослых и слышать обозначение: как называется, проявляется эмоция, почему и чем вызвана. Постоянные разъяснения помогут ему связать между собой эмоции и ситуации.

         Применяйте эту игру в своей семье. Помогите закрепить позитивные эмоции. Например: малыш смог сделать что-то самостоятельно и радуется этому.Разделите с ним эту радость — похлопайте в ладоши, широко улыбнитесь, расскажите, что испытываете в данный момент. Это поможет закрепить чувство удовольствия и радости у малыша, от того что он сделал. Дети умело подражают эмоциям, которые транслируют взрослые.

       Если вы будете постоянно отмахиваться, игнорировать малыша, то у него наступит эмоциональный спад, он будет ограничен в возможности узнать о положительных эмоциях и станет пассивным.

       Поэтому, уважаемые родители, закладываете фундамент психологического благосостояния с первых дней после рождения вашего малыша, познакомьте его с широким спектром эмоций и чаще улыбайтесь.

Источник