Эмоциональное благополучие ребенка с особенностями в развитии

      Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

      По мнению американского врача-психотерапевта Элизабет Кюблер-Росс, здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

     Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем  физический.

     Известен тот факт, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности.       Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. В то же время, эмоциональное перенапряжение у ребенка, чрезмерные переживания, стрессы, а также многие другие факторы могут привести к появлению невроза у ребенка.

     Нужно помнить, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности.

     Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость.

      Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт, 

        Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

         Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

         Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

  1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
  2. Общий эмоциональный тонус.
  3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  4. Уровень  сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

     Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:

– желание вступать в общение,

– взаимодействовать длительное время;

– успешное участие в коллективных делах;

– успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;

– умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

– заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.

Средний уровень эмоционального благополучия:

– недостаточная инициативность при общении;

– предпочтение исключительно пассивных ролей;

– неумение улаживать конфликты;

– принятие помощи и при возможности ее оказание.

Низкий уровень эмоционального благополучия:

– нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

– отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия;

– отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

– исключительная ориентация на собственные действия;

– непризнание правил и норм общения, деятельности

– отсутствие понятий «хорошо» – «плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

– конфликтность, агрессивность.

     Общим заключением, является констатация факта потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь – матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

Анкета для родителей

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

  • родители любят детей;
  • родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
  • родители уважают мнение детей, их переживания;
  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • нравственная атмосфера семьи;
  • наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);
  • наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);
  • наличие обязанностей по дому;

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

  • благополучно;
  • иногда бывают конфликты;
  • обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
  • неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

  • настаиваю на своей точке зрения;
  • ищу компромисс;
  • «иду на поводу у ребенка»;
  • обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

  • уравновешенный;
  • терпеливый;
  • уступчивый;
  • приветливый;
  • вспыльчивый;
  • склонный командовать;
  • свой вариант ________________________________________________________

    5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

  • прямого влияния не оказывают;
  • благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
  • сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление

признаков психического напряжения. Автор: А.И. Захаров

     Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1.            Легко расстраивается, много переживает.

2.            Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3.            Капризничает и раздражается по пустякам.

4.            Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5.            Бывают припадки злости.

6.            Заикается.

7.            Грызёт ногти.

8.            Сосёт палец.

9.            Имеет плохой аппетит.

10.         Разборчив в еде.

11.         Засыпает с трудом.

12.         Спит беспокойно.

Читайте также:  Книга для заполнения развития ребенка

13.         Неохотно встаёт.

14.         Часто моргает.

15.         Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16.         Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17.          Старается быть тихим.

18.         Боится темноты.

19.         Боится одиночества.

20.         Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21.         Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Анкета для воспитателя

«Анализ эмоционального благополучия детей в группе»

 Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2. Чем это вызвано?

3. Какие дети часто ссорятся между собой?

4. Почему это происходит?

5. Каких детей часто обижают?

6. Почему это происходит?

Источник

Консультация педагога-психолога

Памятка для родителей

Эмоциональное благополучие ребенка

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

  • наличие чувства доверия к миру;
  • способности проявлять гуманные чувства;
  • способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
  • наличие положительных эмоций и чувства юмора;
  • способности и потребности в телесном контакте;
  • наличие чувства удивления;
  • вариативности поведения;
  • способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
  • способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
  • способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

биологические – врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т. д.;

психосоциальные – особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

  • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
  • создание в семье атмосферы положительных эмоций;
  • создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
  • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка – эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
  • в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
  • включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей

От четырех до шести лет

  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

Симптомы эмоциональных проблем 

От трех до шести лет

  • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
  • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
  • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
  • общая неспособность следовать правилам и указаниям;
  • нежелание разговаривать и договариваться;
  • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
  • постоянная меланхолия.

Сказав так

подумайте о последствиях

и   исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…»

Замкнутость, отчужденность, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!»

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье ты моё, радость моя!»

«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»

     Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

«Поплачь, будет легче…»

«Вот дурашка, всё готов раздать…»

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в обращении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими!»

«Не твоего ума дело!» 

     Низкая самооценка, задержки в психологическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. 

«А ты как думаешь?»

«Ты совсем, как твой папа (мама)…»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

«Папа у нас замечательный человек!»;  «Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижениям.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!»

     Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя посмотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Противная девчонка, все они капризули!»
(мальчику о девочке)
«Негодник, все мальчик забияки и драчуны!»
 (девочке о мальчике)

Осложнения в меж половом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку!»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!»

     Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать трудности, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!»

«Никогда не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

    Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками.

«Держи себя в руках, уважай людей!»

Источник

Татьяна Епифанова
Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья

Читайте также:  Развитие ребенка когда ходить говорить

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Одним из показателей здоровья детей является эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие человека — уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи — во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми.

Эмоции и чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. По-этому эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении.

Жизнь человека немыслима без эмоций как положительных так и отрицательных, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.

Тревогу вызывает позиция,которой придерживаются многие: единственное направление эмоционального развития детей – воспитание способности контролировать свои чувства.Отсюда вытекает и со-ответствующая воспитательная позиция: жестко подавлять любые проявления эмоций. К чему это может привести? Как правило, к формированию личности, неспособной понимать не только чужие чувства, но и свои, не владеющей так называемым словарем эмоций, т. е. не умеющей выражать (или сдерживать) свои эмоции. Как следствие – психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями. [1]

А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, эмоционально – комфортное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную и эмоционально-волевую сферу, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. [4]

Как и любое интегральное понятие, эмоциональное благополучие зависит от многих причин. А. Д.Кошелева особо среди них выделяет: [3]

• состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;

• особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;

• особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;

эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом;

• обстановка в семье ребенка.

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребенка и развивается заболевание.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания. [2]

Г. Г. Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья и безопасности.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния,проявляющиеся:

• в трудностях засыпания и беспокойном сне;

• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла;

• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

• в рассеянности, невнимательности, в беспокойстве и непоседливости;

• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;

• в проявлении упрямства;

• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников;

• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук, в повышенной тревожности;

Читайте также:  Теория развития ребенка пиаже и валлона

• в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

• в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось и т. д. [5]

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Возникает вопрос как же выявить то или иное эмоциональное состояние ребенка. Существует множество методик по выявлению эмоционального состояния, но наиболее комфортными для детей дошкольного возраста являются методики связанные с изобразительной деятельностью. Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив, то в его работах присутствует позитивный, радостный фон, если же ребенок находится под влиянием негативных эмоций, работы зачастую неаккуратны, в них прослеживается и подавленность, и агрессивность, и негативный настрой к окружающему.

Как же справиться с проявлениями эмоционального неблагополучия у ребенка и какие существуют профилактические меры? В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую различные здоровьсберегающие технологии направленные на улучшение как физического так и психическогосостояния воспитанников:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

•Ритмопластика:

Время проведения в режиме дня: Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

Особенности методики проведения: Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.

•Динамические паузы:

Время проведения в режиме дня: Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Особенности методики проведения: Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

•Релаксация:

Время проведения в режиме дня: В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.

Особенности методики проведения: Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы

•Гимнастика бодрящая:

Время проведения в режиме дня: Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Особенности методики проведения:Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

•Гимнастика корригирующая:

Время проведения в режиме дня: В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Особенности методики проведения: Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

• Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия):

Время проведения в режиме дня: В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач.

Особенности методики проведения: Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

•Коммуникативные игры:

Время проведения в режиме дня: 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Особенности методики проведения: Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

•Самомассаж:

Время проведения в режиме дня: В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Особенности методики проведения: Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

•Сказкотерапия:

Время проведения в режиме дня: 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Особенности методики проведения: Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

•Технологии воздействия цветом:

Время проведения в режиме дня: В течение всего дня.

Особенности методики проведения: Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Психогимнастика:

Время проведения в режиме дня: 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Особенности методики проведения: Занятия проводятся по специальным методикам.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

В свою очередь педагоги, с которыми ребенок общается на протяжении большей части дня, также должны способствовать эмоциональному благополучию детей:

• необходимо привлекать детей к различным играм и поручениям, в которых ребенок может самореализовываться.

Следует отметить, что только совместные действия родителей и педагогов могут принести, положительный результат и внести в душу ребенка мир и гармонию, а используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Список литературы:

1. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание -2007. № 12.- С. 12-17

2. Кошелева, А. Д. Мелодия душевной жизни ребенка/. А. Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 2003.- № 8. С. 91-96.

3. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников/ А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева– М.: Академия, 2003.- 176с.

Источник