Эмоционально волевое развитие ребенка младшего школьного возраста
В 6-7 лет ребенок поступает в школу, что влечет за собой ряд важнейших изменений в его психике и поведении. Вчерашний малыш входит в мир строго нормированных отношений, где от него требуется умение произвольно управлять своим поведением, подчиняться дисциплине, выполнять требования педагога. Все это приводит к повышению психической напряженности. Иногда у детей появляются различные отклонения (страхи, угнетенное состояние, пониженная волевая активность). Поэтому так важно наблюдать за эмоционально-волевой сферой младшего школьника.
Определение
Под эмоциями понимаются процессы, отражающие субъективную оценку различных ситуаций в жизни человека в форме переживания (радость, удивление, страх, гнев и др.). С чувствами тесно связана воля. Это свойство человека проявляется в умении осознанно управлять своим поведением и психическими проявлениями. Практически оно выражается в способности совершать определенные действия, несмотря на внутреннее сопротивление, или сдерживать эмоциональные порывы.
Воспитывая ребенка, педагоги и родители учат его управлять своими переживаниями, выражать их в социально приемлемой форме. Особенностью эмоционально-волевой сферы младших школьников является то, что чувства пока лидируют над волевыми проявлениями и становятся мотивами поступков.
Ребенок и его переживания
С I по IV класс дети меняются очень сильно, однако можно выделить некоторые общие тенденции. Характеристику эмоционально-волевой сферы младшего школьника мы начнем с описания чувств ребенка. В этом возрасте дети:
- Бурно реагируют на явления окружающей жизни, что выражается через движения и резкую смену настроений.
- Учатся сдержанности. Там, где дошкольник полезет в драку, школьник прибегнет к словесным формам (ругань, насмешка, грубость).
- Становятся более выразительными в демонстрации своих чувств (интонации, мимика).
- Начинают осознавать эмоции другого человека, сопереживать ему.
- Легко откликаются на все интересное, красочное, яркое.
- Под влиянием взрослых и школьного коллектива начинают испытывать моральные чувства (ответственность за дело, жалость к обиженному, преданность товарищам, негодование по отношению к драчуну) и учатся действовать в соответствии с ними.
Развитие волевых качеств
В классе учитель требует от детей произвольности действий. Ребенку приходится выполнять домашние задания, слушать объяснения педагога, даже если это не соответствует его желаниям. Особенностью развития эмоционально-волевой сферы младших школьников становится постепенное формирование следующих волевых качеств:
- Выдержка. Первоначально дети весьма импульсивны, особенно ярко это выражено у мальчиков. Однако они учатся подчиняться указаниям взрослых. К III классу многие дети самостоятельно делают уроки и выполняют домашние обязанности, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
- Уверенность. Успешность в учебе очень важна для становления адекватной самооценки ребенка. Повторяющиеся неудачи, слабые знания, новая обстановка приводят к повышенной тревожности и робости.
- Настойчивость. Дети учатся преодолевать трудности и добиваться успеха в учебе, труде. Это качество обычно формируется к III классу.
- Самостоятельность. Учащиеся I и II классов действуют по указанию взрослого либо подражают своему окружению. Принимать самостоятельные решения они учатся в III-IV классах, когда формируются нравственные мотивы поведения (коллективизм, долг, честность, патриотизм и т. д.).
Эмоциональные нарушения
Не всем детям удается успешно адаптироваться к ужесточившимся условиям. Формирование эмоционально-волевой сферы младшего школьника порой протекает с нарушениями, что приводит к ситуации неуспеха. Психологи выделяют три основные проблемы “трудных” детей:
- Агрессивность. Все ребятишки дерутся и ссорятся, но у некоторых склонность к насилию и жестокости проявлена очень ярко. Они постоянно провоцируют конфликты в коллективе, злятся на окружающих.
- Эмоциональная расторможенность. У таких детей ослаблен самоконтроль, поэтому они слишком бурно реагируют на любую ситуацию, возбуждаются по малейшему поводу.
- Застенчивость, обидчивость, тревожность. Такие ребятишки, наоборот, держат эмоции внутри себя, боятся привлечь внимание взрослых и сверстников, подавлены.
Оценка эмоционального состояния
Вовремя выявить возникшие проблемы поможет психологическое тестирование. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника проводится с использование различных методик. Оценить общее состояние ребенка призваны следующие способы:
- Восьмицветовой тест, разработанный Люшером. Дети выбирают сначала наиболее приятные цвета из предложенных, а затем – самые отталкивающее. На основе полученного ряда делаются выводы об эмоциональном состоянии.
- Методика “Кактус”. Ребенку предлагается самостоятельно нарисовать это растение. Его размер, расположение на листе бумаги, прорисовка линий и иголок, цветовая гамма рассказывают о психологических гранях личности. Тест выявляет повышенную агрессивность и напряженность.
Диагностика детской тревожности
Выявить страхи ребенка, а также характер его взаимоотношений со взрослыми и детьми помогут специальные методики. Диагностика эмоционально-волевой сферы младших школьников проводится с учетом возрастных особенностей. Широко применяются:
- Тест М. Дорки, В. Амена и Р. Тэммпла “Выбери лицо”. Ребенку показываются картинки, на которых изображены типичные жизненные ситуации. В зависимости от пола обследуемого, главным действующим героем может быть девочка или мальчик, лица которых не прорисованы. Школьник высказывает свое предположение о том, грустит ли или радуется персонаж.
- Тест тревожности, разработанный Филлипсом для учащихся младших и средних классов. Он состоит из 58 вопросов, на которые нужно дать однозначные ответ: “да” или “нет”. В итоге можно сделать вывод об общем эмоциональном состоянии ребенка и заметить тревожные симптомы.
Диагностика уровня саморегуляции
Успешное обучение невозможно, если ребенок не воспринимает задание учителя, часто отвлекается во время работы. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника включает в себя следующие тесты:
- Методику Ш. Чхартишвили, исследующую мобилизацию воли у ребятишек. При ее проведении используется альбом, на левой странице которого нарисованы кружки, а на правой – цветные иллюстрации. Школьник должен поочередно смотреть сначала на нижние, а потом на верхние кружки. Переводить взгляд на картинки запрещено. По количеству допущенных ошибок делается вывод о развитии волевой сферы.
- “Палочки-черточки” (Е. Ульенкова). На листочке в линейку ребенок должен воспроизвести узор (|—||—|||—|), не вылезая на поля, пропуская одну строчку при письме и не ошибаясь во время переноса знаков. Тест показывает степень развития саморегуляции у школьников.
Изучение самооценки
На развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников большое влияние оказывают детские представления о своей важности. Наиболее адекватными методиками для исследования самооценки в этой возрастной группе являются:
- “Лесенка” (автор В. Щур). На листочке рисуют 10 ступенек. Ребенку объясняют, что на вершине лестницы находятся самые лучшие дети, а внизу – самые плохие. Он должен найти свое место, а также предположить, куда его поставят окружающие люди. Тестирование проводится по нескольким параметрам (ум, доброта, здоровье, трудолюбие и т. д.)
- Шкалы самооценки Дембо – Рубинштейна, отредактированные А. Прихожан. На бланке чертятся 7 линий. Нужно пометить кружком уровень собственного развития (высокий, низкий, средний). Детям предлагаются оценить такие проявления своей личности, как характер, внешность, здоровье, умелые руки, авторитет в коллективе, ум, уверенность в себе. Затем крестиком помечается желаемый уровень, при достижении которого ребенок смог бы гордиться собой.
Профилактика нарушений
Без помощи взрослых ребятишки не способны решить свои психологические проблемы. Для работы со всем классом используется комплексная программа развития эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Обычно она содержит следующие блоки:
- Подготовительный. На этом этапе происходит знакомство детей и психолога, снимается эмоциональное напряжение. Для этого используются игры на взаимодействие (комплименты друг другу, поиск товарища с закрытыми глазами, объединение в группы по разным признакам). Дети рисуют свое настроение. Проводятся образные релаксации (например, воображаемое путешествие на облаке или купание в светящемся водопаде), психогимнастика.
- Основной. Школьников учат распознавать чувства на картинках, по интонации и голосу собеседника, по характеру музыки. Дети показывают пантомимы, рисуют и надевают на себя маски, передающие различные эмоции. Проводятся беседы о причинах возникновения чувств, их значении. Устраиваются ролевые игры, в ходе которых отрабатываются благоприятные способы поведения.
- Заключительный. Дети делятся на группы и каждая представляет свою эмоцию через рисунки, стихи, музыку, сценки и танцы.
Коррекционная работа
С детьми, имеющими психологические проблемы, специалист работает отдельно. Коррекция эмоционально-волевой сферы младших школьников может проводиться в небольших группах по 5-8 человек. Оптимальное количество занятий – 2 раза в неделю.
Выделяют следующие этапы работы:
- Установочный, во время которого проводится диагностика, формируется группа из детей со схожими проблемами и создается положительный настрой на совместную деятельность.
- Подготовительный. На этой стадии снимается эмоциональное напряжение, формируется теплый климат в группе. Используются элементы музыкотерапии, танцевальной терапии, психогимнастика, драматизация, рисование, упражнения на расслабление.
- Коррекционный. Детей учат адекватно реагировать на ситуацию через ее проигрывание, взятие на себя разных ролей. В то же время ведется работа со страхами.
- Закрепляющий. Психолог работает над переносом позитивного поведения в реальную жизнь детей через выполнение ими “домашних заданий”, формирует адекватную самооценку. Проводится повторная диагностика.
Индивидуальная работа с детьми
Иногда при обследовании эмоционально-волевой сферы младших школьников психолог выявляет глубокие нарушения. Они могут быть обусловлены высокой раздражительностью и тревожностью личности, психологической травмой или особенностями семейного воспитания. В таком случае применяется индивидуальная терапия, зачастую с привлечением родителей.
На занятиях педагог старается создать расслабляющую обстановку, выявить внутренние конфликты ребенка через рисование, свободный танец, спонтанную игру с куклами, разыгрывание ролей. Постепенно убираются психологические барьеры, психолог помогает школьнику выработать новый образ своего “Я”. Произвольное поведение закрепляется через ролевые игры, кукольный театр.
Основные методы коррекции
В работе психологов хорошо зарекомендовали себя следующие способы воздействия на эмоционально-волевую сферу младшего школьника:
- Игротерапия. Участвуя в ролевых играх, ребятишки проживают травмирующие их ситуации, учатся справляться со сложными чувствами.
- Арт-терапия. Через рисование или лепку дети дают выход своим переживаниям, корректируют отношение к травмирующим образам.
- Систематическая десенсибилизация. Психолог составляет иерархию детских страхов. Через игру ребенка учат расслаблению. В состоянии релаксации ему предлагается перевоплотиться в любимого героя и столкнуться со своими страхами, начиная со слабых. Постепенно обыгрываются более пугающие ситуации.
- Поведенческий тренинг. Детей обучают новому эффективному поведению, которое сначала отрабатывается в игре. Впоследствии воображаемые ситуации максимально приближаются к реальным.
Эмоционально-волевая сфера младших школьников активно развивается и требует особого внимания со стороны взрослых. Дети должны понимать переживания других людей и выражать свои эмоции приемлемым образом.
Источник
Эмоционально – волевые особенности младшего школьника.
Сообщение подготовлено учителем начальных классов Великородновой И.Б.
Положительные эмоции учащихся младшего школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребенка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестокое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.
Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Ситуации, которые служат причиной удивления, вызывают позитивно окрашенные чувства и выстраивают эмоциональную цепочку: удивление – радость – интерес, что приводит к включению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания. «Меня похвалили, меня увидели – значит, я могу, у меня получится». Каждый ребенок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, ребята переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.
Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мыслительной деятельности: радость имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, так как отсутствие ее, злоба, тормозит ее выполнение.
Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок, еще пару месяцев назад желавший учиться в школе, ищет любой способ, чтобы в школу не ходить. В психологии известно немало случаев, когда отрицательные эмоции становились причиной физического нездоровья ребенка.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознание мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножает силы и взрослого, и ребенка, облегчает выполнение решения. Решения, принятые в состоянии эмоционального направления, в страхе, могут быть невыполнимы, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его желаниям, его взглядам и нравственным принципам. Сегодня психологи говорят много о том, что способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с неразвитыми эмоциями ребенок не может проявить волю, совершить волевое усилие.
Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, и в том числе отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Для психологического здоровья любого человека, ребенка и взрослого, необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и научить их не бояться отрицательных эмоций, которые, безусловно, возникают в процессе любой деятельности. Младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.
Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, которые могут привести к отклонениям в развитии личности к нарушениям у ученика социальных контактов, к психологическим проблемам.
Классному руководителю младших школьников необходимо знать, что испытывает ребенок, переживающий отрицательные или негативные эмоции.
Ребенок с пониженным настроением – несчастный, удрученный, мрачный, печальный, огорченный, пессимистический.
Ребенок, испытывающий страх и тревогу – робкий, тихий, застенчивый, обеспокоенный, покорный, заторможенный, неуверенный, сомневающийся, скованный, замкнутый, одинокий, смущенный, нервозный, напряженный, испуганный.
Ребенок, переживающий эмоциональный подъем – смешливый, игривый, разговорчивый, импульсивный, стремящийся к доминированию, хвастливый, оживленный, радостный, восторженный, окрыленный, воодушевленный, увлеченный, азартный, нетерпеливый, радостный, переживающий чувство успеха, превосходства, гордости. Такому ребенку трудно сосредоточиться, у него нарушается поведение.
Ребенок, переживающий эмоциональный спад – угрюмый, злой, раздражительный, враждебный, досадующий, обиженный, недовольный, презирающий, негодующий, испытывающий отвращение, сердитый, резкий, неустойчивый.
Частое чередование положительных и отрицательных эмоций – эмоциональная лабильность – характерна для детей невротического склада характера.
Ребенок приходит в школу уже личностью, многое познавший, со своими горестями и страхами, своими ощущениями и стереотипами поведения в мире взрослых.
Среднестатистический ребенок слышит команду «нет» и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребенка, которые можно назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь.
«Я недостаточно хорош»
Ребенок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя некомфортно. Нередко самочувствие младших школьников связано со школьной дезадаптацией. Если взрослые люди, которые окружают ребенка, постоянно констатируют его неумение в чем – либо, это приводит к тому, что ярлык «я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребенка становятся обыденными слова: «Я не могу, я не умею, у меня ничего не получится». Это сопровождается всплеском эмоций, слезами, истериками. Очень часто сами родители и педагоги стимулируют неуверенность ребенка, принимая за него учебные решения: «Пиши так, делай так» и т.д. Это притупляет поисковую активность детей, гасит любопытство и любознательность. Боязнь сделать что – либо не так, не уложиться в рамки, начертанные взрослым, может привести к тяжелым психическим травмам.
«Я беспомощен или я бессилен»
Эта проблема тесно связана с подавлением поисковой активности учащихся. Природа этого явления связана с психотравматическими последствиями активности, т.е. активность ребенка явилась тем стимулом, который запускает систему торможения поведения. «Ты будешь делать, что скажут, ты не вправе принимать какие бы то ни было решения, у тебя не спрашивают», – это лишь неполный перечень эмоциональных реакций, которые приводят к эмоциональной беспомощности ребенка.
«Я – чужой»
Это эмоциональное отвержение ребенка. Такое часто испытывает ребенок, который в детстве был лишен длительного эмоционального контакта с матерью. Это лишает ребенка чувства безопасности. Ребенку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе. Это способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию эмоционально – волевой сферы, единству и сплоченности, сопротивляемости к стрессу.
Многие учащиеся, которые лишены эмоционального контакта с родителями, испытывают затруднение в общении с детьми, осторожно реагируют на любое эмоциональное проявление со стороны взрослого.
«Я – сверхответственный»
В отличие от обычной ответственности, которая возникает у ребенка в результате осознания своих обязательств перед взрослыми, сверхответственность – это болезненное явление. Такие дети испытывают постоянное чувство страха, вины, тревоги. Возникает сверхответственность в результате неправильного воздействия взрослого.
Ребенок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть его всегда активным, умным и наказывают ребенка не за проступок, а за то, что ребенок не совершал. Все это приводит к тому, что ребенок в подобной ситуации всегда испытывает чувство вины, и это становится его постоянным внутренним наказанием.
Иногда можно наблюдать, как родители или взрослые постоянно повторяют ребенку: «Ты должен, ты обязан». Ребенок слышит эти слова, но он их не осознает, они не превращаются в мотив деятельности. Предъявляемое подобным образом требование – это попытка вызвать в ребенке соответствующую реакцию на чувство вины, как на рефлекс. Поэтому в результате подобных манипуляций мы получаем ребят, которые постоянно живут в страхе, боятся проявить инициативу, высказать свое мнение, проявить себя, потому что это проявление может сказаться на результате.
Педагог должен знать эти эмоциональные проблемы, которые влияют на успешность учебной деятельности школьника и его социальную адаптацию.
Агрессивность
Педагоги начальной школы очень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности. Агрессивные дети даже в младшем школьном возрасте ведут себя вызывающе, не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, требуют от окружающих выполнения своих желаний, обвиняют других в своих проступках, невнимательны. Это дети, которым необходима индивидуальная помощь, выражающаяся, в первую очередь, в постоянстве требований, предъявлении заданий в урочной и внеурочной деятельности, развивающих силу и объем внимания. В индивидуальных беседах с таким ребенком необходимо определить приоритеты его интересов, его желаний и создать условия для их позитивного проявления.
Гиперактивность
Гиперактивные дети, это дети, которые могут делать одновременно несколько дел, за все хватаются и ничего не доводят до конца, у них часто меняется настроение, они эмоционально несдержанны.
Таким детям необходимы интересные и увлекательные задания, требующие от них сосредоточенности. Они нуждаются в эмоциональном поглаживании, поддержке и четкости предъявляемых требований. Учитель начальной школы, организуя воспитательную работу среди младших школьников, должен помнить о том, что дети видят их эмоциональные проявления, зависят от их мироощущения, волевой сферы.
Учитель может воспользоваться следующими правилами:
- Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.
- Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
- В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
- Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.
- Учите ребят радоваться своим успехам и успехам товарищей.
- Создавайте воспитательные ситуации, которые позволят учащимся чаще проявлять положительные эмоции.
При подготовке сообщения использована литература:
Наталья Ивановна Дереклеева «Азбука классного руководителя», Москва, 2008.
Работа с родителями. Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком.
Цель: вместе с родителями проанализировать особенности проявления ими эмоциональной чувствительности к значимым переживаниям ребенка накануне школы.
Каждый родитель получает опросный лист с 66 утверждениями. Прочитывая их не спеша, рядом с номером каждого утверждения он ставит цифру от 1 до 5, обозначающую степень согласия с ним. 5-бальная шкала помещается в правой стороне на листах опросника.
Уважаемые родители!
Оцените, используя 5-бальную шкалу, справедливы ли для вас следующие утверждения о воспитании ребенка.
5-абсолютно верно.
4-скорее всего, это так.
3-в некоторых случаях верно.
2-не совсем верно.
1-абсолютно неверно.
- Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
- Я не могу понять, по какой причине ребенок ожидается.
- Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
- Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
- Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
- Воспитание ребенка – сложная проблема для меня.
- Я редко повышаю голос.
- Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать и испортить характер.
- Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
- Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием непослушания.
- Я легко могу успокоить ребенка.
- Чувства моего ребенка для меня загадка.
- Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
- Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
- Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».
- Я многое хотел (а) бы изменить в своем ребенке.
- Мне нравится быть матерью (отцом).
- Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
- Я часто глажу моего ребенка по голове.
- Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
- Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить, что он не прав.
- Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
- Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
- Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.
- Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
- Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
- Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
- Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
- Мы с моим ребенком приятно проводим время.
- Я испытываю раздражение, когда ребенок «липнет» ко мне.
- Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.
- Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.
- У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
- Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
- Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
- Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
- Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
- Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.
- Я верю, что могу справиться с большинством проблемных ситуаций в воспитании моего ребенка.
- Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
- Мне часто хочется взять ребенка на руки.
- Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может его избаловать.
- Бесполезно требовать что – то от ребенка, когда он устал.
- Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
- Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
- Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.
- Я легко заражаюсь весельем ребенка.
- Я очень устаю от общения со своим ребенком.
- Я многое прощаю своему ребенку.
- Я нахожу, что хуже забочусь о ребенке, чем ожидала.
- У меня спокойные, теплые отношения с моим ребенком.
- Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
- Я часто хвалю своего ребенка.
- Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.
- Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.
- Мне тяжело понять желания моего ребенка.
- Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.
- Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по пустякам.
- Я получаю удовольствие от общения с ребенком.
- Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.
- Мне удается научить ребенка, что и как делать.
- Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
- Мой ребенок любит ко мне приживаться.
- Я часто бываю строгой со своим ребенком.
- Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок « не в духе».
- Когда ребенок расстроен, и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.
Укажите возраст ребенка ______, пол _______; подчеркните, каким ребенок является в семье по старшинству (младший, старший, единственный, средний из трех).
Обработка данных.
Утверждения направлены на выявление следующих характеристик эмоциональной стороны детско – родительских отношений.
Чувствительность (18 утверждений)
- Способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34,56)
- Понимание причин этого состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46)
- Способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58)
Эмоциональное принятие (24 утверждения)
- Чувства, возникающие у матери во взаимосвязи с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48)
- Безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60)
- Отношение к роли родителя (17, 39, 61, 6, 28, 50)
- Эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62)
Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия (24 утверждения)
- Стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52)
- Эмоциональная поддержка (9, 31, 53, 20, 42, 64)
- Ориентация на состояние ребенка (21, 43, 65, 10, 32, 54)
- Способность воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66)
Анализ результатов
В соответствии с выделенными блоками каждая характеристика измеряется с помощью шести утверждений. Первые три, из указанных в скобках, носят положительный характер. Три следующих утверждения отрицательные. Таким образом, родитель, заполняющий опросный лист, касающимся каждой из указанных характеристик взаимодействия.
В зависимости от ответов, подтверждающих высокую и низкую степень выраженности того или иного эмоционального компонента взаимодействия, специалист определяет проблемные темы для обсуждения с аудиторией родителей или индивидуально.
Использована литература:
Преемственные связи ДОУ, школы, и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие/Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова, Л.А.Ермакова;
Под ред. Е.П.Арнаутовой. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
Источник