Эмоции как особая сфера развития ребенка

1.1 Эмоции, как особая сфера развития ребенка

Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом.

Формирование детской личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. А это, в свою очередь, определяется социальным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми.

Эмоция – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции — непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. В теории деятельности они определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если неуспешна – отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы.[1]

В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоции – так называемый эмоциональный тон ощущений – непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты.

Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта – в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым воздействиям, вызывающим эмоции, что позволяет заблаговременно к ним подготовиться.

Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, необходимый для осуществляемых эмоциями функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурами головного мозга, представляющими собой центральный нервный субстрат эмоции. При переживании эмоций происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желёз внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры.

Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение:

1) к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности — например, страх, гнев;

2) к конкретным достижениям в ней — радость, огорчение;

3) к сложившимся или возможным ситуациям.

Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено: 1) в их качественных характеристиках, к которым относятся: а) знак — положительный, отрицательный;. б) модальность — удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т.п.; 2) в динамике протекания самих эмоций — длительность, интенсивность и пр.; 3) в динамике внешнего выражения эмоций — эмоциональной экспрессии — в мимике, речи, пантомимике.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается:

1) в дифференциации качеств эмоций;

2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;

3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.

Эмоции имеют двойную обусловленность: с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта. Органическая взаимосвязь двух основных компонентов эмоции позволяет реализовать их вероятностно-прогностические функции в регуляции поведения человека.

Джемс и Г.Н. Ланге предполдагали, что существо эмоций исчерпывают только физиологические изменения в организме. Теоретические положения П.К.Анохина подчеркивают стабилизирующую функцию эмоций и ее глубинную связь с процессами предсказания ситуации на базе следов памяти. П.В.Симонов предложил концепцию, согласно которой эмоции представляют собой аппарат, включающийся при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения. У Лазаруса эмоция рассматривается как обобщенная оценка ситуации. [2]

Таким образом, эмоции – особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха и т.д. Благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение. Эмоции имеют и специальную функцию – выступают средством общения.

Высший продукт развития эмоций человека – устойчивые чувства.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности (социальным и природным).

Чувство может реализоваться в различных эмоциях. Например, чувство любви к другому человеку включает эмоции радости, ревности, гнева, отчаяния.

Различают: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические чувства.

Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом.

Эстетические чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения эстетических ценностей.

Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направлено приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни.

Практические чувства испытывает человек, включенный в ту или иную практическую деятельность. [3]

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики I и II классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Причиной глубоких эмоциональных переживаний у учащихся III и даже II классов могут быть и такие обстоятельства. Если ребенок считает, что его недооценивают, что он не занимает в классе положение, которое он, по его мнению, заслуживает, то он порой озлобляется. В таких случаях дети могут становиться недисциплинированными, несговорчивыми, обидчивыми, упрямыми, недоброжелательными. Чуткое отношение воспитателей, правильная организация деятельности ребенка и его взаимоотношений с товарищами помогают вывести ребенка из этого состояния.[4]

Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, не менее важно не задавить положительные, ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

Таким образом, эмоции являются особой сферой развития ребенка. В младшем школьном возрасте, когда закрепляется мотив достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека, особенно необходима доброжелательная эмоциональная обстановка.

Раздел: Музыка
Количество знаков с пробелами: 102495
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0

… оказала большое влияние на нравственную воспитанность детей младшего школьного возраста. Заключение Таким образом, наше исследование состоит из двух разделов. В первом разделе мы рассмотрели сказку как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, выяснили сущность понятия нравственное воспитание, определили влияние сказки на развитие личности, рассмотрели взгляды …

… , а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.     2 Игра как средство развития творческого начала учащихся начальных классов 2.1 Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития …

… мы исходили из того, что изучение развития творческих способностей должно проводится в русле сопоставления «Что было и к чему пришли». После года подготовки и работы по развитию творческих способностей детей, после их участия в ролевой игре мы провели контрольное тестирование по тому же тесту, что и в первый раз, только с другими аналогами. Результат тестирования приведен в таблице: Высокий …

… , его личных установок. Глава II. Экспериментальные исследования механизмов достижения младшими школьниками катарсиса в музыке. II.1 Цель и методика констатирующего эксперимента. Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Для реализации данной цели были подобраны следующие методики: 1. «Открой себя …

Источник

Оксана Юсупова, детский и подростковый психолог

Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ — это для их здоровья.

Как дети начинают подавлять чувства?

Дети до 3 лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить в обратном их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.

А с появлением садиков, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а наоборот, притупляется. Т.е. дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.

Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.

Да, дети уже в 4-5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.

Представьте, вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.

Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять, в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.

Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.

Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть его эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.

Как учить детей чувствовать себя и других?

Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.

Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.

«Это собачка. Она лает. Гав-гав», «Это стол — он твердый», «Это снег — он холодный» и т.д.

Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущается, что его вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.

«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься / грустишь / злишься …»

Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности — можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.

Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не хорошо или плохо. А называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.

Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.

Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.

Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие / плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»

И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и ненужными родителям.

Какие эмоции отрицают дети?

У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это: ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.

Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…

Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально – это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения:

1. «Называть эмоции»

Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.

«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».

«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим.»

«Папа радуется», «Бабушка уставшая», «Пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.

Задавайте ему вопросы:

«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»

Уже через несколько дней, вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.

2. «Угадай эмоцию»

Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.

Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это.Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.

Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.

Еще больше полезных советов для родителей на портале «Психология эффективной жизни».

А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!

Источник

Наталия Рыбакова
Доклад «Эмоциональная сфера дошкольников»

Доклад Эмоциональная сфера дошкольников

Тема: Развитие эмоциональной сферы детей

Эмоциональная сфера это переживания ребенком, его отношения к предметам, к людям, явлениям, событиям.

В конце раннего возраста ребенок впервые выходит за рамки своего микромира и пытается устанавливать отношения с окружающей действительностью.

Полноценное развитие ребенка возможно лишь при взаимодействии, понимании, взаимооценивании друг друга. У детей не достаточно сформированы умения распознавать свои эмоции, а тем более описывать их. Дети, зачастую не владеют умением выражать свои эмоции социально- приемлемым способом, отсюда возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Возникают конфликты внутри социальной группы, появляются внутриличностные проблемы, которые проявляются в виде тревожности, замкнутости, застенчивасти, гиперактивности, агрессии, появляются страхи. Нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

Проблема развития эмоциональной сферы детей была и остается актуальной.

Задачи педагогов это формирование осознанного отношения ребенка к своим эмоциональным проявлениям и взаимодействию с другими людьми гармонизируя развития личности в целом.

Любая деятельность, а первую очередь игровая, помогает детям освоить приобрести определенный опыт взаимодействий с окружающими. Ребенок осваивает пространство, в котором происходят встречи, настраивается на дальнейшую совместную работу в группу, делает шаги к познанию собственных ощущений получаемых с помощью органов чувств.

С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.

Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит эффективность их применения.

Игра

Игра является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста.

Игра для ребенка такая форма деятельности, в которой,создавая специальную ситуацию, замещая одни предметы другими, воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности. Через игру ребенок, усваивает определенные формы отношений, которые в последствии реализует.

Смоделировать формы отношений и действовать внутри этой модели помогает сюжетно- ролевая игра. Кроме того, через ролевую игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся для него образцом [5].

Развитие эмоций и чувств у дошкольниковзависит от ряда условий:

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.

Воспитатель помогает ребенку и направляет его к установлению тесных эмоциональных контактов с другими детьми.

Семья это возможность испытывать целую гамму переживаний, и здесь очень важны доброжелательные взаимоотношения. Сложное,неправильное общение в семье может привести: к односторонней привязанности (матери, отцу или другим членам семьи).

При этом слабеет потребность в общении со сверстниками; к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Список литературы

1. А. В. Можейко Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников изд. Творческий центр М. 2010.

2.https://festival.1september.ru/articles/606560/

3. festival.1september.ru/articles/501221/

Источник