Эмоции движение и речь в развитии ребенка раннего возраста
Консультация для воспитателей
«ЭМОЦИИ, ДВИЖЕНИЕ И РЕЧЬ – ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Подготовила:
Старший воспитатель
СПДС №6 «Солнышко»
Тимофеева Т.В.
Взрослые по-разному смотрят на детей. Одни любят их общество, другие видят ребят в нереально розовом свете, третьих чарует младенец, но возмущают растущие независимость и своеволие малыша.
Для детей взрослые – это источник и хорошего, и плохого влияния на их юную жизнь. Те, кто любит детей и заботится о них, постепенно открывая для себя мир ребенка и постоянно делая поправки на присутствие малыша, могут сделать его детство счастливым, а развитие полноценным.
Для ребенка очень важно, считают ли себя взрослые активными участниками его жизни или же пассивными наблюдателями. Активное участие – не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый проявляет себя чутким и готовым приспособиться к миру ребенка человеком. Это означает, что иногда родители и педагоги должны приходить к выводу, что им, а не их подопечному следует перемениться, да еще в большей мере. Когда-то нужно выждать, иной раз – спешить на помощь. Это также означает, что в ребенке следует видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием окружающего. К тому же для ребенка старший – неисчерпаемый источник знаний. Как же эти знания донести до малыша, чтобы заинтересовать его, по будить стать соучастником процесса обучения?
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти не помощь другу.
В наше время особенно значима проблема здоровья детей, и решать ее надо начиная с младенческого возраста. Поэтому в работе с малышами самое серьезное внимание необходимо уделять развитию двигательной активности воспитанников. Ведь давно известно, что движение – залог умственного и физического развития.
Однако своими задачами необходимо считать не только охрану здоровья, воспитание и обучение ребенка, но и приложить максимум усилий, чтобы обеспечить условия для бодрого настроения и уравновешенного поведения детей.
Что же для этого нужно? Думаю, что в равной степени существенны и соблюдение режима дня, и тщательный гигиенический уход, и создание благоприятной обстановки для разнообразной детской деятельности, в том числе и двигательной.
Движения приносят радость малышам, следовательно, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие, на ориентировку в окружающем мире. Благодаря движениям руки, пальцев, ребенок познает свойства предметов. 3рительные, слуховые, тактильные раздражители побуждают его к тому или иному движению.
Очень важно в физическом воспитании детей раннего возраста не задерживаться на том, что уже усвоено ребенком, и постепенно повышать требования к нему, пользуясь присущим этому возрасту интересом к новому и стремлением (хотя и неосознанным) овладевать более сложными движениями и нормами взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми.
Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой. Ему совершенно необходимо общение со взрослым, которое способствует формированию мышления и речи малыша, проявлению его познавательной активности. Однако не стоит ставить знак равенства между умением говорить и умственными возможностями ребенка, хотя речь имеет самое прямое отношение к мышлению.
Источник
«Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребёнка раннего возраста»
Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. В чём же его необычность?
Ребёнок интенсивно овладевает речью, мышлением, культурой человеческого общения. Причём умственное развитие тесно связано с воспитанием ребёнка и происходит исключительно благодаря взаимодействию с социальным окружением. Можно сказать, что мы, окружающие, воспитывающие, «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким его сделает социальное окружение.
В этот период для становления человека важен не только год, но даже месяц, неделя, день. Самое печальное, что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека. А это значит, что потенциальные возможности к развитию, заложенные природой, остаются нереализованными.
Как часто, любуясь красивой, ловкой работой человека, мы о нём говорим: «Всё в руках горит». А о нескладном, ленивом человеке говорим: «Руки словно крюки». А истоки, корни ручной умелости закладываются в раннем детстве, когда у малыша развиваются элементарные действия с предметами. Не разжалась вовремя ладошка у малыша, не позаботились мы, взрослые, о том, чтобы ребёнок мог действовать с предметами, – не разовьётся кисть руки в полной мере. Это скажется в последующем на любой практической деятельности.
Раннее и своевременное развитие кисти пальцев руки существенным образом влияет на развитие речи, мышления ребёнка, а значит, и коммуникативности, лёгкости вхождения в сообщество детей и взрослых.
С года до трёх лет доминирующий интерес ребёнка перемещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. В этом возрасте постепенно развивается новая деятельность – предметная. Но без нас, взрослых, малыш беспомощен, поэтому и предметная деятельность – это деятельность, совместная со взрослым, и она немыслима без общения ребёнка и взрослого. Общение как бы оформляет предметную деятельность.
Ребёнок нуждается в активном взрослом и предпочитает в качестве партнёра того взрослого, который с ним часто и интересно играет.
Основные задачи воспитателя в общении с малышом в этот период:
– эмоционально стимулировать познавательную активность;
– эмоционально привлекать малыша к предметам и демонстрировать образцы действия с ними;
– эмоционально подкреплять познавательную активность (одобрять);
– управлять активностью ребёнка;
– способствует развитию умения общаться со взрослыми, формировать коммуникативную позицию.
Следствие такой коммуникации – опережающее развитие памяти, внимания, речи.
Общение включено во все виды деятельности и, в частности, в совместную предметно-орудийную деятельность.
Развитие предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи. Содержание предметной деятельности обогащает пассивный и активный словарь ребёнка названиями предметов, их качеств, свойств, но при условии, что мы, взрослые, при общении с малышом их называем и побуждаем ребёнка к повторению.
Эмоциональная жизнь маленького ребёнка – его чувства, первые радости и огорчения – стали предметом пристального внимания с нашей стороны. В раннем возрасте дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, гнев. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребёнка. Наша задача взрослых – научить понимать малыша сначала своё эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно поощряется взрослыми. Мы стараемся быть внимательными к тому, что делает малыш, к его действиям, к любым даже самым маленьким достижениям, поддерживаем ребёнка, хвалим, помогаем при неудачах: «Ты хороший …», «Молодец, убрал игрушку на место, на полочку …», «Правильно надел колготы …», «Умница, как громко стишок рассказал…».
Эмоциональные вспышки часто возникают при трудностях, когда при этом нет помогающего взрослого. Ребёнок не может в этом возрасте учитывать интерес другого, играть в коллективе, а наоборот, может отобрать игрушку, как это делают детки, но при всей эгоцентричности малыша общение со сверстниками ему полезно и необходимо.
Каковы причины отклонений в эмоциональном развитии? Это в первую очередь дефицит общения;
– неполноценное общение (взрослый равнодушен, не эмоционален, не сотрудничает с ребёнком в деятельности;
– вседозволенность, недостаток требовательности, исключительное положение ребёнка в семье;
– завышенные к нему требования.
В работе с малышами мы самое серьёзное внимание уделяем развитию двигательной активности наших детей. Ведь давно известно, что движение – залог умственного и физического развития. Движения приносят малышам радость, следовательно, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие, на ориентировку в окружающем мире. Благодаря движениям руки, пальцев, ребёнок познаёт свойства предметов. Зрительные, слуховые, тактильные раздражители побуждают его к тому или иному движению.
Мы постоянно работаем над тем, чтобы в физическом развитии детей не задерживаться на том, что уже усвоено ребёнком, а постоянно повышать требования к нему, пользуясь присущим этому возрасту интересом к новому и стремлением (хотя и неосознанным) овладевать более сложными движениями и нормами взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми.
Мы всячески поддерживаем ребёнка в его стремлении двигаться, быть активным. Для этого в группе есть физкультурный уголок с необходимым спортивным оборудованием: мячи, лесенка для лазания, гантели, флажки, дорожки для ходьбы; движущиеся игрушки – машинки, коляски. Во всё это очень любят играть наши дети, а мы постоянно включаемся в игру с ними.
Девочки играют в куклы. Готовят, кормят, стирают, гладят, но вот что-то эта игра надоела. Замечаем: «Что это у тебя Настя кукла невесёлая? Не заболела ли?» И начинается новая игра.
Наши дети много двигаются, а мы стараемся удовлетворить их потребности в движении, но следим, чтобы ребёнок не устал и не вспотел. Для этого меняем виды деятельности: например, предлагаем отыскать пропавшую собачку – дети бегают, ползают, поднимаются на носочки, а после этого предлагаем показать движения различных животных. И опять выполняем все движения совместно с детьми, хвалим, даже если они не очень хорошо справились с заданием.
Рекомендуем родителям чаще играть с детьми, чтобы ребёнок не был замкнутым, лучше развивался. Играя с ребёнком, родители получают огромное удовольствие.
Взрослый помогает малышу открыть окружающий мир природы. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребёнка к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нём. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Постоянное общение ребёнка с природой даёт заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряжённость, стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Мы используем наблюдения за растениями, животными, объектами живой и неживой природы в сочетании с играми, простейшими практическими и поисковыми действиями (песок, в который любят играть дети, сухой, не лепится, что надо сделать? Давайте слепим пирожки из сухого и сырого песочка. Из какого лепится лучше?)
Процесс приобщения малыша к природе осуществляется эмоционально, вызывает радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов.
В нашей группе есть уголок природы. Вместе с детьми ухаживаем за комнатными растениями – поливаем в присутствии детей, объясняем, зачем это нужно, как правильно делать, радуемся ярким, цветущим растениям.
Наши дети любят смотреть в окно, и перед ними открывается удивительный мир, притягательный и интересный. Наблюдаем вместе с детьми за солнцем, небом, ветром, снегом, дождём. Мы удивляемся, радуемся картине природы, чётко, коротко и эмоционально поясняем наблюдаемое явление, а вместе с нами эмоционально переживают и дети.
Занятия проводим в игровой форме, так как у ребёнка не развито произвольное внимание и ему трудно заставить себя заставить делать то, что не вызывает у него интереса. Поэтому важно пробудить этот интерес к занятию и в дальнейшем, поддерживать его. С этой целью используем сюрпризные моменты: яркие, привлекательные игрушки, театр, наша речь должна быть эмоциональной.
Мы меняем интонацию, чтобы заинтересовать малыша, выделяем главное, что он должен усвоить, говорим короткими фразами, чётко произносим их. Стараемся, чтобы занятие было насыщено разнообразными действиями ребёнка.
При знакомстве ребёнка с цветом, предложила Миле прокатить красный шарик по красной дорожке, а синий по синей, затем собрали шарики в разные по цвету коробки. Или при знакомстве с величиной – большая и маленькая матрёшки сначала поочерёдно гуляют по дорожкам, потом ходят в гости: большая по широкой дорожке к мишутке, маленькая – по узкой к зайчику.
Никогда не заставляем ребёнка заниматься насильно. Мы воспитываем положительное отношение к процессу познания, что даёт положительные результаты – дети охотно занимаются, особенно рисованием, лепкой, музыкальным и физкультурным занятиями.
Родители по-разному смотрят на своих детей. Одни любят их общество, другие видят ребят в нереально розовом свете, третьих чарует младенец, но возмущают растущие независимость и своеволие малыша. Дети, как и взрослые, очень разные в своих склонностях и неприязнях в отношении к новым или трудным ситуациям, своих способностях и восприимчивости.
Для детей взрослые – это источник и хорошего и плохого влияния на их юную жизнь. Организация различных физических упражнений и природных, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти на помощь другу.
Таким образом, ведущая роль в жизнедеятельности ребёнка раннего возраста принадлежит взрослому. От него во многом зависит физическое, умственное и психическое развитие малыша, его благополучие. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение, любовь взрослого у ребёнка очень рано возникает потребность в общении с ним.
Отсюда следует, что любая совместная деятельность с детьми должна быть эмоционально окрашенной, увлекательной, развивающей.
Источник
Ирина Давыдова
Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста
Доклад для воспитателей на педагогическом совете
Тема: «Эмоции, движения и речь –
их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста»
Дошкольное детство — важный период развития человека.
Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно- значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.
В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо».
Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами.
Развитие мышления тесно связано с речью.
Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.
Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь – основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Речь тесно связана со всеми психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т. д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития дошкольников.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей и подростков принимает глобальный характер. В последние годы привлекает большое внимание исследователей вопрос психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.
Дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т. д. Речь малышей нередко бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные и причастия; слабо развита связная речь, умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.
Развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые – родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.
Итак, установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.
Физкультминутка.
(воспитатели,как оказалось, сами с удовольствием участвуют в физкультминутках)
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.
Поэтому с раннего возраста необходимо использовать в педагогической работе пальчиковую гимнастику, игры, направленные на развитие мелкой моторики руки, графические упражнения.
Пальчиковая игра «Паучок»
(любая на ваш выбор)
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти не помощь другу. Установлено, что наиболее сильное влияние на развитие положительного эмоционального фона у детей оказывает физическая активность под музыку.
Мне хотелось бы отметить, что очень важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играет и культура речи педагога, задавая детям образцы правильной литературной речи. Речь педагога должна быть грамотной, эмоционально насыщенной и сейчас я предлагаю вам проверить свою речь.
Упражнение «Словесная карусель»
Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.
Синонимы:
Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный.
Большой – огромный, колоссальный, громадный.
Дискуссия – спор, диспут, прения.
Грусть – тоска, печаль, кручина.
Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.
Антонимы:
Маленький – большой.
Сладкий – горький.
Легкий – тяжелый.
Узкий – широкий.
Высокий – низкий.
Темный – светлый.
Твердый – мягкий.
Теплый – холодный.
Быстрый – медленный.
Громкий – тихий.
Юмористическая пауза. Упражнение “Шушаника Минична”
Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например “Шушаника Минична”. В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева “представьтесь, пожалуйста” и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Примеры имён:
Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна
Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична
Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна
Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна
Антигона Маевна Препидигна Аристидовна
Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна
Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна
Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна
Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична
Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна
Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к организованной деятельности и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути становления речевых навыков, а, значит и правильного своевременного умственного и психического развития ребенка дошкольного возраста.
Спасибо за внимание.
Источник