Эльконин психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу

Эльконин психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу thumbnail

План

1. Значение первых шести лет жизни ребенка для дальнейшего развития личности.

2. Общая характеристика первых шести лет жизни ребенка.

3. Развитие познавательной сферы ребенка к поступлению в школу.

4. Развитие речи. Особенности общения ребенка первых шести лет жизни с ровесниками и старшими.

5. развития моторики и деятельности ребенка к поступлению в школу.

6. Становление личности ребенка первых лет жизни.

Основные понятия

Пищевое, слуховое и зрительное сосредоточение, конвергенция глаз, комплекс оживления, акт хватания, предметные действия, лепет, манипулирование предметами, наглядно-действенное мышление, мотивирующие представления, речевое общение, эмоциональное общение, акт ориентации в предметах, кризис трех лет, ролевая игра, сенсорные эталоны, наглядно-образное мышление, подчиненные мотивы поведения и деятельности, внутренние этические инстанции.

Рекомендуемая литература

1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989. – С. 56-89.

2. Богданова Т. Диагностика познавательной сферы ребёнка. -К., 1996. – 68 с.

3. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч .: В 6 т. – М., 1984. -Т.4. – С. 244-269, 318-340.

4. Выготский Л.С. Кризис трёх лет / / Там же. – С. 367-376.

5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М., 1991. – С. 29-84.

6. Заброцький М.М. Возрастная психология – М., 1998. – С. 27-41.

7. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991. – 221 с.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. -С. 75-103.

9. Манова-Тома В. Психологическая диагностика раннего возраста. -К., 1978. – 165 с.

10. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1986. – С. 73-261.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). – М., 1960. – С. 93-293.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – С. 151-168,

138-293.

1

Период от рождения до поступления в школу является важным потому, что от него зависит будущее развитие человека. Этот период характеризуется исключительно интенсивным развитием детского организма и особенно быстрым развитием мозга. Мозг новорожденного ребенка весит примерно 350 г, что в четыре раза меньше, чем мозг взрослого человека. Но до 7 месяцев вес мозга удваивается, а к 2-3 годам – утраивается. Во время усиленного роста формируется очень сложная и тонкая внутренняя конструкция мозга, его нервных центров, а также клеточных полей коры полушарий головного мозга и нервных путей. Это период усиленного созревания высших отделений нервной системы. Известно, что самое благоприятное время для влияния на формирование психики и для воспитания наступает именно тогда, когда соответствующие функции находятся в процессе созревания. Некоторые периоды развития особенно чувствительными к определенным воздействиям среды (сензитивными). Период от рождения до поступления в школу – это оптимальное время для развития процесса хождения, начального овладения процессом речи, начального эмоционального предпочтения. Именно в этот период закладываются основы всех психических свойств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

В это время доминирующая роль принадлежит восприятию. Через восприятие ребенок получает богатый и разнообразный материал для начальной умственной деятельности. Богатая информация, которую ребенок накапливает в этом возрасте, является прочной основой для дальнейшего развития. Различные детские ощущения, переживания очень важны и влияют на другие периоды жизни человека.

2

Возрастной период

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Основные новообразования

Противоречия возраста

Созревание нервной системы

1

2

3

4

5

6

0 – 2,5 месяца (фаза новорожденного)

Ребенок психологически слита с матерью. Единство: “Взрослый Ребенок”

Эмоциональное общение

Развивается акт восприятия, появляется подражания и акт узнавания, зрительные и слуховые сосредоточения, активный интерес к окружающему, комплекс

оживление (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери)

Ребенок психологически слита с матерью, но нет средств для общения со взрослыми

Нервные волокна покрываются миелиновою оболочкой

1

2

3

4

5

6

2,5мис. – 1 год (новорожденные)

Жизнь зависит от взрослого, но ребенок становится активным, связанной с предметным миром. “Взрослый -Ребенок” Отношение к предмету и человека еще не разведены, зависимость отношения к предмету от общего переживания ситуации с другим человеком.

Эмоциональное общение

Эмоционально окрашенное самоощущение, автономное речи, поведение по представлению, первичное осознание психологической общности, осознание “мы”, развивается представление о собственном теле, физическая эмансипация

Потребность в

познании

предметного

мира и

отсутствие

средств

познания.

Эмоционального

общение

для этого

недостаточно

Легко формируется динамический стереотип, вес мозга увеличивается в два раза

1г. – 3р.

(раннее детство)

Ребенок психологически начинает осознавать себя. “Ребенок познает с помощью взрослого предмет”, “Ребенок Ребенок”

Предметная игра

Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс “Я сам” (негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство)

Противоречия между интересом ребенка к предметам, которые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным количеством средств общения, между стремлением к самостоятельности и витсутнистю физических и психических возможностей быть самостоятельным

Вес мозга -1100 г

1

2

+1 1 марта

1 Апреля

5

6

3р. – 6р.

(дошкольник)

“Ребенок взрослому, как образец для подражания”, “Ребенок -Ребенок”

Сюжетно-ролевая игра

Подчинения ность мотивов, децентрация мышления, появление самооценки, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические инстанции, возникает осознание и обобщение своих переживаний

Стремление к познанию и невозможность его удовлетворить с помощью игры

Вес мозга -1250-1300г

3

Младенцы. Относительно познавательного развития младенцев, то прежде всего следует рассмотреть особенности развития восприятия. Зрительные сосредоточения, которые появляются в фазе новорожденного, совершенствуются, и до 3 месяцев их продолжительность достигает 7-8 мин. На втором месяце жизни у ребенка появляется способность различать простые цвета, отделять людей от окружающих предметов, что приводит к появлению комплекса оживления. После 3-4 месяцев ребенок способен узнавать лица и голос матери в любое время. Ребенок реагирует на цвет, развивается восприятие формы и величины предметов, а также после 8 месяцев дети начинают бояться и избегать высоты, свидетельствует о развитии пространственного восприятия. Считают, что младенец в этот период имеет целостную картину мира. Сенсорные процессы, которые включены в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

У однолетних младенцев выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развивается познавательная активность. Они выделяют предметы, начинается их активный поиск, формируется ассоциативная память. Первое полугодие ребенок способен узнавать предметы, а во втором полугодии она может воспроизводить образ предмета по памяти. В конце первого года жизни появляются признаки наличия мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Возникает тесная связь между восприятием и действием.

Раннее детство. В период раннего детства среди всех психических процессов доминирует восприятие. Ребенок не может действовать без опоры на восприятие. С этим связано отсутствие у детей творческого воображения. Важной характеристикой восприятия является эмоциональная аффективность. Аффективное характер приводит к сен-сомоторнои единства. Ребенок видит предмет. Он ее привлекает и соответственно ребенок начинает действовать. От года до двух ребенок пользуется различными вариантами исполнения одной и той же действия.

Мышление в этот период называют наглядно-действенным. От полутора до двух лет у ребенка появляется способность решать задачи не только методом проб и ошибок, но и путем догадки. К концу раннего детства состоит способность к обобщению, переноса опыта в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами путем экспериментирования. Основную роль при этом играет восприятия. В течение раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления, действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Начало формирования наглядно-образного мышления совпадает со становлением элементарной самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

Дошкольный период. В дошкольный период восприятия теряет свой аффективное характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, выделяются произвольные действия (наблюдение, поиск). Непроизвольное внимание и память преобладает на протяжении всего дошкольного детства. Но уже в этот период дошкольники впервые начинают управлять своим вниманием, а память начинает включаться в процесс становления личности. Именно 3-4 года жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механическое воспроизведение полученных данных. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение превращается в творческую. Воображение ребенка формируется в игре. Преобразование действительности возникает не только путем комбинирования, но и посредством предоставления предметам новых свойств.

Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие мышления. Основными линиями развития мышления в дошкольный период являются:

– Улучшение и совершенствование наглядно-образного мышления на основе воображения, произвольной и опосредованной памяти.

– Начало формирования словесно-логического мышления путем использования языка. Сначала ребенок усваивает значение слова, учится его использовать. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия, появляется тенденция к установлению связей. Затем ребенок познает систему понятий, которые отражают отношения между людьми.

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяются воображение, мышление и речь. Внутренняя речь функционирует как средство мышления.

4

В течение первого года жизни у ребенка развивается фонематический сторону речи. Осуществляется переход от громких реакций в словосочетаний, а от них к словоутворень. В частности, наблюдается такая последовательность: 2-й месяц – ребенок слушает звуки, возникает спонтанная вокализация; 3-й месяц – ребенок узнает голос, использует звуки в “разговоре” с взрослым, появляется гуление; 7-8-й месяц – возникает реакция на слово, лепет, вокализация при манипуляциях, формируется интонационное и фонематическое поле мозга, понимание языковой ситуации, отдельных слов; 1012-й месяц – устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, появляются первые слоги.

В этот период развитие речи осуществляется через включение ребенка в общение со взрослым. Сначала возникает внимание к его речи, а потом ребенок подражает взрослому.

Второй год. Устанавливается связь фонетической (звуковой) и смысловой стороны речи. Наблюдается самостоятельность речи. Ребенок может говорить, произносить слова, не придавая им определенного содержания, или же повторять слова, которые сама не понимает.

Слова часто опережают мышления. Речь имеет сильный эмоциональный заряд. Здесь больше развивается пассивный словарь ребенка. Большинство детей говорит простыми предложениями.

Третий год. Формируется элементарная грамматика. Развитие речи обусловливается не только общением со взрослым, но и включением ребенка в практическую деятельность. Формируется регулирующая функция речи (ребенок подчиняется инструкции взрослого), умение слушать и понимать литературные произведения.

В дошкольный период речь становится средством общения, мышления ребенка и сознательного изучения. Развивается звуковой и грамматический сторону речи. В игре в процессе общения со сверстниками развивается диалогическая речь. Формируется интеллектуальная функция речи. Оно регулирует практические действия ребенка.

Растет активный словарь, позволяющий дошкольнику перейти от ситуативного к контекстному речи. Речь превращается в универсальное средство общения. Ребенок может рассказать сказку, передать свои впечатления. В этот период ребенок не только активно овладевает языком, а и самостоятельно создает новые слова.

Развитие общения ребенка первых семи лет жизни с взрослым

(М. Лисина)

Возраст

Период

Форма общения

Потребность ребенка, удовлетворяется в общении

1

2

3

4

До 6

месяцев

Младенцы

Ситуативно-личностное общение (общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств; функцию общения выполняет комплекс оживления)

Потребность в положительном отношении и внимании

6 мес. –

3 года

Раннее детство

Ситуативно-деловое общение (разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий; экспрессивно-мимические средства дополняются предметными)

Потребность в сотрудничестве

3-5

лет

Младший и средний дошкольный возраст

Внеситуативно-познавательное общение (совместная с взрослым познавательная деятельность, основной мотив общения – познавательный, сотрудничество носит теоретический характер, об-

Потребность в уважении взрослого

1

2

3

4

ковки со взрослым – путь к пониманию важных проблем)

4 – 6 лет

Средний и старший дошкольный возраст

Внеситуативно-личностное общение (взрослый -конкретные член общества, ребенок сосредоточена на свете людей, а не предметов, она усваивает моральные нормы, правила социального взаимодействия)

Потребность во взаимопонимании и сопереживании

Источник

В одной культуре, детство длится долго (чаще всего, в развитых культурах). В других – детства практически нет

6 периодов развития ребенка

Эту периодизацию разработал Даниил Борисович Эльконин. Эльконин разработал периодизацию детского развития еще когда был Советский Союз и подавляющее большинство детей в нее вписывались. Ключевое в периодизации – ведущая деятельность. Критерий отличия ведущий деятельности от не ведущей – не количественный. Ведущая деятельность ведет за собой развитие и является самой важной для развития. На каждом этапе – своя ведущая деятельность.

ВД обеспечивает прежде всего формирование новых образований в психике ребенка. Изменение в личностных моментах развития ребенка. И наконец, ВД на каждом этапе, внутри себя формирует новые формы деятельности, которые возможно потом, на следующем этапе станут ведущими. ВД – очень продуктивная реальность.

Всего Эльконин выделяет 6 периодов и 6 ВД. Но Эльконин настаивал на том, что это не для всех народов и не для всех времен.

В одной культуре, детство длится долго (чаще всего, в развитых культурах). В других – детства практически нет (вспомним, стихотворение Некрасова «Однажды, в студеную, зимнюю пору…»). 

Этапы психического развития ребенка по Эльконину

© Magdalena Berny

Если мы возьмем европейски ориентированную культуру, не все дети от 0 до 18-ти лет не вписываются уже в ту периодизацию, о которой мы сейчас будем говорить.

Мы будем говорить о нас и наших детях. Об отдельных детях, которые пока еще вписываются в нашу периодизацию.

Младенчество (от 0 до 1 года)

Ведущая деятельность здесь это непосредственное эмоциональное общение со взрослым (по Эльконину). В рамках культурно-деятельностной психологии были и другие мнения (например, игра), но Эльконин доказал, что это именно общение, но не просто общение, а эмоциональное общение. И не просто со взрослыми, а с близкими взрослыми. Эльконин имеет в виду непосредственное эмоциональное общение помимо ухода.

Понятно, что значения слов ребенок не понимает.

Но интонации. Разнообразная речевая масса. Эльконин не просто так говорит, что такой именно тип общение в наибольшей степени развивает. Сама жизнь поставила эксперименты над детьми.

Эффект госпитализма: если дети помещены в детский дом и за ними хорошо ухаживают, но нет этого непосредственного общения. Эти дети отставали не только в своем психическом, но и в своем физическом развитии. 

Эрик Эриксон (у него своя периодизация, но у него была периодизация пригодная для всех времен и народов) говорил о том, что именно формируется у младенца, когда взрослые окружают его таким общением: у ребенка возникает базовое доверие к миру, ощущение защищенности, того, что все закономерно в этом мире и чуть что – добрый взрослый придет на помощь.

Дальше между этапами происходит то, что у возрастных психологов называется словом «кризис». Не стоит рассматривать это как негативный момент. Например, кризис после первого периода – вполне себе легкий.

Раннее детство (от года до 3-х лет)

Ребенку становятся интересны манипуляции с предметами. Следующей ВД становится предметно-манипулятивная деятельность. И взрослый у ребенка оказывается уже на заднем плане. 

Действительно, мелкая моторика влияет на интеллектуальную деятельность ребенка. 

Второй кризис (свойственный именно для нашей культуры): ребенок вырастает, научился пользоваться ложкой и тп. И вот, возникает кризис трех лет. Ребенок говорил о себе до этого в третьем лице («Маша пойдет гулять», «Петя бежит»). И вот, в один прекрасный день, ребенок, называя себя в первом лице, говорит то, что мама не ожидала услышать:

«А я – не хочу гулять!». Этот кризис называется по-разному: кризис упрямства, негативизма. Здесь только-только начинается присвоение ребенком социальных норм. Он обнаруживает, что есть какие-то правила. И поэтому, присвоение социальных норм начинается, как ни парадоксально, с их отрицания.

Этапы психического развития ребенка по Эльконину
© Magdalena Berny
 

Дошкольный возраст (от 3-х лет до школы)

Этот кризис рано или поздно кончается, потому что ребенка помещают на хранение в детский сад. Наступает золотое время и для ребенка и для взрослых. ВД в этой деятельности становится сюжетно-ролевая игра. Эта игра имеет некий сюжет, предполагающий участие нескольких людей. И игры очень хорошо отражают те ценности, которые господствуют в данное время, в данной культуре.

Раньше играли в партизанов. Потом – в бригаду и мафиозные структуры. Игры очень хорошо отражают некие ценности, которые в семье происходят. И поэтому даже есть такой прием, когда возрастной психолог предлагает играть Маше в маму, а маме – в Машу. 

У игры есть три важные функции:

Первая – игра помогает ребенку войти в мир взрослых ценностей и взрослых смыслов. Так незаметно, играючи, ребенок присваивает человеческие ценности, он моделирует их в игре. Он понимает смысл деятельности шофера, например, или врача.

Вторая функция – он учится общению со сверстниками. Учатся говорить иначе, разрабатываются формы общения.

Третья функция – именно в игре ребенок научается управлять собой и регулировать свое поведение. Почему? Потому что игра это всегда игра по каким-то правилам и эти правила очень жесткие и их нужно соблюдать,

иначе игры не будет.

В книге «Психология игры» – приведен пример реальной игры в прятки. Папа Эльконин организовал эту игру в прятки с двумя своими маленькими дочерьми – Наташей и Галей. Одной шесть лет и она прекрасно понимает, что такое играть по правилам, а другой – три годика. И Эльконин честно ходит по этой комнате и восклицает: «А где же мои девочки?» И слышат, что в шкафу разыгрывается драма. Трехлетняя девочка все время норовит выскочить из шкафа, а шестилетняя – зажимает трехлетней рот. Но все равно трехлетняя выскакивает из шкафа. А шестилетняя обижается на нее. В три года ребенок еще не умеет владеть собой и играть по правилам.

Включите некое действие, которое ребенок не хочет выполнять в значимую для него деятельность, в игру. И все сразу изменится. (фильм «Джентельмены удачи» – «Возьмите в руки космические ложки и подкрепитесь основательно – ракета до обеда на землю не вернется…!»

Проводили исследование: одно и то же действие в одном случае проходит без сюжетно-ролевой игры, а в другом в контексте сюжетно-ролевой игры. Смысл действия – запомнить десять слов. В одном случае – просто запомнить. В другом – игра про сходить в магазин и принести десять предметов. В первом случае не обеспечена мотивация, а во втором – в игре – есть мотивация и есть смысл запомнить.

Еще одно исследование на проверку остроты зрения. Стоит ребенок в кабинете окулиста, мама где-то за дверью. Какой плакат показывают детям? Плакат с животными. Или кольца Ландольта (каждое кольцо имеет разрыв слева/справа, сверху/снизу). Вторая серия исследований – устраивается сюжетно-ролевая игра. Петя – директор автобазы. А доктор – диспетчер автобазы. И кольца это не кольца, а гаражи с воротами.

Ранний школьный возраст

Вообще-то, нормальный ребенок хочет идти в школу. Он не видит обязанностей, которые он будет выполнять, он видит кучу прав – портфель, идти куда-то наравне с мамой и папой. Ребенок, не осознавая своего подлинного мотива, выдает то, что говорили взрослые по поводу школы («в школе учатся» и тп). На самом деле, почему ребенок хочет идти в школу? Расширяются права и повышается социальный статус.

Скоро десять лет Сереже,
Диме
Нет еще шести,—
Дима
Все никак не может
До Сережи дорасти.

Бедный Дима,
Он моложе!
Он завидует
Сереже!

Брату все разрешено —
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.

У него в портфеле ножик,
На груди горят значки,
А теперь еще Сереже
Доктор выписал очки.

Кризис, возникающий у предыдущего возраста (дошкольного) связан с тем, что ребенок не готов к школе.

 По Эльконину, готовность к школе формируется в период сюжетно-ролевой игры и это умение подчинять социальным нормам. Вначале, в три года, ребенок обнаруживает эти социальные нормы и им не подчиняется, присвоение начинается с отрицания. А к школе готовность определяется тем, насколько ребенок может произвольно управлять своей деятельностью.

Средний школьный возраст

Когда начинается подростковый возраст? В отдельных культурах подростковых кризисов не существует и в помине. По идее, кризисом называется перелом от младшего школьного возраста к среднему. Здесь тоже возникают очень важные условия для второго рождения личности. Мучительный процесс и не только для взрослых, но и для самого ребенка. Почему это происходит и появляется какая-то новизна. Дело в том, что это ведущая деятельность – интимно-личное общение со сверстником. Петя Иванов открывает для себя Васю Сидорова как очень интересного человека. И сложность этого периода в том, что именно в этом возрасте начинаются мощные биохимические процессы, в связи с половым созреванием. Это тоже накладывает. Но кризис он не имеет источником эти биохимические и психологические проблемы. Почему считается, что это не источник кризиса, а дополнительная трудность?

Маргарет Мид обратила внимание, что в каком-то племени индейцев абсолютно нет тех проблем, которые у нас возникают в связи с общением с подростками. Никаких проблем отцов и детей. Потому что в 12 и 13 лет девочка и мальчик уже муж и жена и уже ведут отдельную производственную деятельность и у них нет проблем отцов и детей, так как они не живут вместе.

Что произошло? В процессе учебной деятельности Петя воспринимал Васю как некую помеху и в процессе учебной деятельности, интимно-личностное общение возникает. Иногда возникают кризисы мировоззрения, потому что какое-то мировоззрение уже сформировалось.

У ребенка, в процессе воспитания выстраивается определенная ценностная структура и иерархия мотивов. Но дело в том, что ребенок оказывается в ситуации, когда ему кажется, что так как он смотрит на мир, смотрят на мир все. И это явление называется словом эгоцентризм. Это не эгоизм. Эгоцентризм открыл Жан Пиаже. Жан Пиаже, ровесник Выготского, крупнейший специалист в области психологии развития интеллекта. Он ввел в психологию понятие эгоцентризм и обнаружил, что вообще-то говоря, ребенок исходно занимает эту эгоцентрическую позицию и смотрит на мир со своей точки зрения. В этом смысле ребенок, рождаясь, еще субъективный идеалист и мир для него существует постольку, поскольку он его видит.

Например, девочка пяти лет говорит маме: «Сейчас сделаю темно!» и закрывает глаза. И она на полном серьезе считает, что погрузила мир в темноту. 

Пиаже наблюдал собственных детей и обнаружил, что эгоцентризм это сложное образование. Существовать значит быть воспринимаемым и раз ребенок не видит предмет, значит его нет. Чуть позднее ребенка так не обманешь. Гальперин предложил назвать факты, которые наблюдал Пиаже – феноменами Пиаже.

У Пети может быть мотив: «Жить нужно честно». У Васи – другая ценность: «Не обманешь, не проживешь». Петя уверен, что все живут так, как он. Вася – также. И поэтому Петя очень удивляется, когда видит, что Вася живет не так, как он. Вася – соответственно.

Оба в последней эгоцентрической позиции и каждый думает, что все человечество так живет.

Контрольная работа. Петя делает все сам, много всего поправил. Вася – списал чистовой вариант. Петя, который писал сам, получает три «за грязь». Вася – пять. А у Пети возникает экзистенциальный вопрос, как дальше жить? Оказывается, что что-то не так. Вася и папа Васи и мама Васи живут на основании других вещей. Основное содержание кризиса – ребенок ищет собственный путь в этом осложнившемся мире. И это осложнение возникает в результате интимно-личностного общения со сверстниками.

Обычно ребенок, зная, что есть разные варианты, выбирает хотя и сам, но часто ту систему ценностей, которой придерживаются родители. Но родители не должны насиловать его. Он выбирает сам.

Старшие классы

Когда Эльконин делал свою периодизацию, только-только ввели систему среднего образования.

Кризис последнего перехода из детства. Перелом замечается родителями иногда позитивно, а иногда негативно.

Например, Маша. Не курила, не пила и не водила мальчиков. Маша – круглая отличница. И тут вдруг Маша съехала на тройки и четверки. Маша выбрала для себя дальше путь: у нее слишком мало сил, чтобы все одинаково хорошо делать. Она выбирает гуманитарный ВУЗ и зачем ей математика и физика? Маша находится в последней ведущей деятельности, под названием учебно-профессиональная деятельность. А бывает обратная картина. Петя все время ничего не делал. А тут, в последние классы взялся за ум и начал заниматься тем, чем раньше никогда не занимался. К концу подросткового периода ребенок выбирает профессию. И какую огромную роль играют в этом взрослые. Вообще-то говоря (и это идет от школы Выготского и Эльконина-Давыдова) огромную роль в учебно-профессиональной деятельности играет взрослый. Не обязательно близкий, может быть и авторитетный взрослый со стороны или литературный герой. опубликовано econet.ru

Автор: Елена Соколова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник