Эльконин периодизация психического развития ребенка таблицы
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину — это совокупность установленных принципов и критериев развития ребёнка от момента его рождения до достижения возраста 17 лет. В советской и российской детской психологии научные труды Эльконина используются для прогнозирования личностного поведения детей, а также анализирования периодов развития ребёнка.
Определение и сущность
Возрастная периодизация по доктору Эльконину изучает разные периоды психологического развития детей, охватывая 3 основные эпохи их жизни. В систему возрастных критериев Эльконина включены теории возрастной периодизации, которые принадлежат таким учёным как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович.
В процессе создания собственных критериев возрастной периодизации доктор рассматривал период развития ребёнка в рамках его постоянного контакта с объектами окружающей среды.
Согласно теории Эльконина, структура психологического возраста ребёнка, включает в себя неотъемлемый элемент ведущей деятельности. Во время основной занятости происходит зарождение интереса к другим направлениям в социальной и психологической сфере.
В сознании ребёнка происходят необратимые изменения, которые возникают на определённой стадии взросления. Это психофизиологический процесс, включающий в себя построение личности человека, а также формирование морально-этических критериев.
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя раннее детство, детство и подростничество. Систематизация психологического развития ребёнка ограничена граничным возрастом. Учёный считал, что после достижения детьми 17 лет спрогнозировать его дальнейшее социальное и психологическое поведение невозможно.
Перед ребёнком данного возраста открывается большое количество возможностей и жизненных путей, которые представляют собой огромное разнообразие вариантов взаимодействия с окружающим миром. Основным последователем доктора считается его ученица К.Н. Поливанова, которая является российским психологом и специалистом в области детского развития.
Критерии и принципы
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя следующие критерии, которые являются базовыми в анализе психофизиологического развития детей младшей, средней и старшей возрастной группы:
- на протяжении всех эпох своего взросления дети находятся в условиях беспрерывного взаимодействия с одушевлёнными и неодушевлёнными объектами окружающей среды;
- взрослые люди, находящиеся в ближайшем окружении ребёнка, оказывают непосредственное влияние на формирование его личности и процесс построения сознания;
- ведущая деятельность всех детей основывается на 2 основных сферах взаимодействия, которые включают в себя социальную связь «ребёнок — общественный предмет» или «ребёнок — общественный взрослый»;
- во время познания окружающего мира дети не могут получить исчерпывающую информацию о физических свойствах предмета без непосредственного участия взрослых людей;
- объекты окружающей среды выступают только в роли социально-бытовых ориентиров;
- приобретение навыков и социализация ребёнка осуществляется только во время одновременного контакта с предметами ближайшего окружения и взрослыми людьми;
- в период приобретения опыта социальных, бытовых и психоэмоциональных контактов у детей происходит всестороннее развитие интеллекта, а также приходит понимание того, что они являются частью общества;
- взрослый человек выступает для ребёнка в качестве носителя конкретных видов бытовой или социальной деятельности, подчиняющийся общественным нормам;
- все эпохи и этапы развития детей подчиняются операционно-технической и мотивационно-потребностной линии, которые запускают механизм формирования личности ребёнка.
Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя вышеперечисленные критерии, которые применяются в процессе описания особенностей социального, бытового и психологического развития ребёнка, находящегося на определённом этапе своего развития.
В таблице ниже подробно описаны основные принципы возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным:
Название принципов | Описание базовых принципов |
Исторический | Руководство данным принципом позволяет провести эффективный анализ и аналогию детского развития в разные временные эпохи. При этом учитываются социальные, бытовые и психологические условия жизни ребёнка, проживавшего в конкретный исторический период. |
Биогенетический | Этот принцип предусматривает изучение проблем и особенностей детского развития с учётом влияния ряда факторов, присутствующих на определённом отрезке взросления ребёнка. Биогенетический принцип включает в себя изучение условий, в которых он произрастал, объектов окружающей среды, межличностных отношений внутри семьи. Определение движущих сил, являющихся частью психологического развития детей, является обязательным условием составления правильной возрастной периодизации. |
Аналитический | Данный принцип включает в себя глубокий анализ формирования базовых аспектов жизни, эмоциональной и волевой сферы ребёнка. Также тщательному изучению подлежит уровень интеллекта и поведенческие особенности, характерные для детей конкретного возрастного периода. Полученные результаты исследования систематизируются на основании общих критериев. |
Сравнение факторов | В процессе взросления психика ребёнка подвергается влиянию различных факторов, присутствующих в общеобразовательных учреждениях, семье, на улице. Во время составления возрастной периодизации данные аспекты не могут быть оставлены без надлежащего внимания. |
Стабильность развития | Период взросления ребёнка и формирование его личности предусматривает наличие определённого отрезка времени, в течение которого он познает мир, знакомится с объектами окружающей среды, взрослыми людьми, являющимися носителями поведенческих норм и жизненных задач. В этот период у детей не возникает социальных конфликтов и потребности в переходе на новый уровень развития. |
Критические периоды взросления | По мере психологического взросления ребёнка его сознание переходит на более новый уровень взросления. Дети нуждаются в получении новой информации, изучении большого количества объектов окружающей среды, знакомстве и общении с другими людьми, которые не являются частью их привычного общества. Возникновение возрастных кризисов является предвестником начала нового периода жизни и развития личности ребёнка. |
Возрастная периодизация по Эльконину предусматривает физическое и психологическое взросление детей. Переходы на новый этап развития сопровождаются резким изменением внешних данных и личностных характеристик.
Этапы и эпохи
Согласно научной теории Эльконина, весь период детства можно условно разделить на 3 основные эпохи, переход между которыми обусловлен возникновением внутреннего кризиса. Ребёнок начинает ощущать противоречие между приобретёнными операционно-техническими навыками и мотивационной сферой, которая присутствует в настоящее время. Каждая эпоха взросления включает в себя 2 периода развития.
Возрастная периодизация по Эльконину
В зависимости от социально-бытовых и психологических условий, в которых взрослел ребёнок, можно выделить промежуточные фазы взросления. В состав возрастной периодизации по Эльконину не включают пренатальное развитие, так как в данном случае действуют совсем другие механизмы органического созревания. Ниже перечислены основные эпохи и периоды взросления детей всех возрастных групп.
I Эпоха. Ранее детство
Эта возрастная эпоха длится от момента рождения ребёнка и заканчивается после достижения возраста 3 лет. Её началом принято считать наступление кризиса новорожденности, когда происходит противоречие между абсолютной беспомощностью младенца и его полной зависимости от взрослых людей, находящихся в ближайшем окружении.
При этом у новорожденного отсутствуют готовые формы и навыки к самостоятельному общению. Разрешение социального и психологического кризиса происходит на 2 мес. жизни младенца.
Период младенчества
Этот возрастной период начинается после достижения ребёнком 2 мес. и продолжается до 1 года. Социальный аспект развития характеризуется полной связанностью с матерью.
Все виды социальной активности ребёнка проявляются в отношении взрослого человека, который осуществляет уход, проводит с ним наибольшее количество личного времени. В детской психологии данную взаимосвязь именуют термином «Пра-Мы».
Ведущей деятельностью ребёнка является мотивационный аспект в постоянном желании общения с взрослыми людьми. На данном периоде взросления ребёнок приобретает эмоционально-заряженные представления, выделяет себя среди остальной массы людей, различает своё отражение в зеркале, приобретает навыки самостоятельной ходьбы.
Выделяют позднее и раннее младенчество. В последнем случае происходит развитие ситуативно-личностного восприятия. В позднем младенчестве происходит формирование навыков ситуативно-делового общения с развитием моторных функций. Следующий этап возрастного кризиса наступает по достижению 1 года.
Период раннего детства
В возрастной периодизации данный период длится с 1 года до достижения ребёнком 3 лет. Социальное развитие характеризуется появлением относительной самостоятельности, автономностью в передвижении по дому, а также в других условиях окружающей среды.
У ребёнка нарастает повышенный интерес к предметам, что в конечном итоге вызывает необходимость в изменении привычной формы общения. В глазах детей данного возраста взрослые люди воспринимаются в качестве основных помощников, а не в качестве посредников между ними и объектами окружающего мира.
В период раннего детства основной ведущей деятельностью ребёнка является налаживание контактов с окружающими предметами, которые выполняют функцию социального орудия. У детей начинают активно развиваться речевые способности, а также стремление к выполнению задач, которыми заняты взрослые.
У ребёнка появляется собственное «Я», и он чувствует себя полноценным субъектом общества. После похвалы или успешного выполнения поставленных задач у детей данного возраста уже появляется чувство гордости и успешности.
Завершение периода раннего детства также связано с нарастающим кризисом социального развития. По мере взросления ребёнка происходит изменение формата общения со взрослыми, которые находятся в его окружении. Дети требуют большей автономии.
Возрастной кризис перехода на новый этап развития сопровождается яркой симптоматикой в виде следующих психоэмоциональных реакций:
- обесценивание роли взрослых;
- стремление к насилию и деспотизму;
- строптивость;
- выраженное упрямство;
- своеволие.
Степень насыщенности вышеперечисленной симптоматики напрямую зависит от того, в каких условиях воспитывается ребёнок, а также от реакции взрослого окружения.
II Эпоха. Детство
Данная эпоха периодизации по Эльконину охватывает период взросления детей возрастом от 3 до 11 лет. В её состав интегрированы период дошкольного развития и годы учёбы в школе.
Период дошкольного детства
В периоде дошкольного детства находятся дети возрастом от 3 до 7 лет. Это очередная стадия взросления, когда у ребёнка происходит распад взаимосвязи совместной деятельности с людьми, находящимися в их ближайшем окружении.
Поведение взрослых воспринимается в качестве образца для подражания. Ребёнок начинает повторять выполнение тех же самых задач, которыми ранее были заняты окружающие его люди. Основным видом деятельности детей данного возраста являются сюжетно-ролевые игры.
В период дошкольного детства дети приобретают следующие навыки и способности, которые ранее им были недоступны:
- преодоление чувства эгоцентризма;
- понимание первых этических правил, а также осознание хороших и плохих поступков;
- способность к наглядно-образному мышлению;
- формирование мотивационной иерархии, когда ребёнок способен самостоятельно определять необходимость в реализации первичных и вторичных потребностей;
- ощущение своего собственного внутреннего мира;
- возникновение уверенной позиции будущего школьника, жажда обучения или отказ от посещения общеобразовательных заведений;
- мотивация к активному познанию окружающего мира.
Переход от периода дошкольного детства к следующему этапу взросления сопровождается очередным социальным кризисом, который наступает в возрасте 7 лет. Его появление связно с наличием внутренних переживаний, а также личным отношением детей к окружающему миру.
Основные признаки кризиса выглядят следующим образом:
- частое манерничество, когда ребёнок играет какую-либо роль, изображает из себя героя сказок, мультфильмов, животных;
- появляются первые секреты и обдумывание своих поступков;
- мотив обязательного соблюдения поведенческих норм становится важнее, чем желание получить конкретный предмет (игрушку, сладости, объекты окружающей среды).
По достижению возраста 7 лет дети чётко разграничивают добро и зло, а также могут не радоваться предметам, которые получили нечестным путём.
Период младшего школьного возраста
Этот возрастной период характерен для детей, возраст которых от 7 до 11 лет. Социальное развитие ребёнка характеризуется резким изменением формата жизни. В окружении детей появляются социальные взрослые, в качестве которых выступают учителя общеобразовательных учреждений.
Основной ведущей деятельностью ребёнка является учёба, направленная на овладение большим количеством знаний, в различных сферах жизни. Сознание детей поглощено операционно-технической сферой, наличие которой возможно только при условии регулярного посещения школы.
В период младшего школьного возраста ребёнок приобретает следующие навыки:
- произвольное течение психических процессов и развитие сознания;
- способность к долгосрочному планированию;
- теоретический тип мышления;
- рефлексия;
- формирование устойчивой воли и целеустремлённости в процессе реализации поставленных задач;
- интеллектуализация функций психики.
Вместе с наступлением очередного кризиса социального развития завершается целая эпоха детства. В среднем это происходит, когда детям исполняется 12 лет. В связи с началом фазы полового созревания у ребёнка появляется способность к рефлексии своих действий и чувств.
III Эпоха. Подростничество
Это финальная эпоха возрастной периодизации по Эльконину, которая касается детей возрастом от 12 до 17 лет, а также включает в себя 2 основных периода подростничества.
Период младшего подросткового возраста
Период развития детей младшего подросткового возраста начинается после того, как им исполнится 12 лет, а продолжается до достижения 15 лет. Эта стадия взросления ребёнка характеризуется расширением сферы его социальной активности.
Радикальным изменениям подвергается формат общения с родителями, сверстниками, преподавателями общеобразовательных учреждений. Переход в средние классы сопровождается увеличением большего количества учителей и расширением сферы интересов.
Отношения со сверстниками строятся не только на желании наладить дружеские социальные связи, но также содержат в себе элементы выраженной симпатии. Детям прививаются нравственные нормы, касающиеся регуляции межличностных отношений.
В данный период взросления ведущей деятельностью детей является познание другого человека, интимно-личностное общение со своими сверстниками, усвоение правил социального поведения.
Сознание ребёнка находится в условиях мотивационно-потребностной сферы. Приобретаются новые ощущения в виде чувства взрослости, открытие своего обновлённого «Я», которое строится на основе самосознания и личностной рефлексии. Очередной кризис социального развития наступает в возрасте 15 лет.
Дети чувствуют себя взрослыми, что вызывает у них желание получить новое место в социуме. Появляется жажда равноправных взаимоотношений с родителями и другими окружающими людьми. В тот же момент взрослые оказываются к этому психологически не готовы.
Период старшего подросткового возраста
Это наиболее короткий период развития, в котором находятся дети возрастом от 15 до 17 лет. На данном этапе характер ребёнка подвергается качественным изменениям, вызванным активной учебной деятельностью и самообразованием.
Находясь в условиях разнообразия спортивных секций, курсов, факультативов, общения с репетиторами и учителями, оказывается на проге выбора будущей профессии. Основной деятельностью детей данной возрастной группы является приобретение знаний и научных понятий, которые после окончания школы позволят самоопределиться по части дальнейшего жизненного пути.
Эпоха подростничества также завершается кризисом личности, который наступает в 17 лет. Его появление связано со вступлением детей в реалии взрослой жизни, радикальным изменением круга общения и вида деятельности. Перед ребёнком оказывается выбор дальнейшего пути.
Дети продолжают обучение, поступая в специализированные учреждения образования, устраиваются на работу, не требующую профессиональных навыков, либо не предпринимают никаких мер по дальнейшему развитию своей личности. В своих трудах Д.Б. Эльконин обращает внимание на то, что после достижения детьми 17 лет дальнейшую возрастную периодизацию составить практически невозможно.
Значение и роль
Возрастная периодизация, составленная Д.Б. Эльконином, применяется в области изучения детской психологии. Научные труды доктора используются в качестве методического пособия в процессе оценки уровня психологического, социально-бытового и личностного развития ребёнка конкретной возрастной группы.
Возрастная периодизация по Д.Б Эльконину — это комплекс принципов и критериев развития ребёнка, которые охватывают все этапы его взросления. В возрастной периодизации советского учёного отображён период младенчества, детства и подростничества. На всех этапах взросления дети приобретают новые навыки, развивают свои способности, расширяют круг общения.
Переход на новый этап развития сопровождается внутренним кризисом, который позволяет ребёнку осознать своё место в социуме, а также стать полноценным субъектом общества. Труды Д.Б. Эльконина используются детскими психологами в процессе ежедневной профессиональной деятельности.
Видео о возрастной периодизации
Возрастная психология. Концепция Эльконина:
Источник
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии[1][2].
Критерии периодизации[править | править код]
В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.
Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.[3]
Структура психологического возраста включает в себя так же такой компонент как ведущая деятельность. Посредством ведущей деятельности происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.[4]
Ребёнок в процессе своего развития находится во взаимодействии с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». Физические свойства предметов не содержат в себе информацию об общественном происхождении предметов, о выработанных способах действий с ними. Для понимания способов действий с общественным предметом, для воспроизведения общественного опыта физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры, а носителем этих способов является взрослый человек. В процессе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его как члена общества. Взрослый выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной деятельности, осуществляющий определённые задачи и подчиняющийся определённым нормам. В то же время, из внешних свойств деятельности взрослого не следуют её задачи и мотивы: она для ребёнка воспринимается как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления».[3]
Соответственно этим двум системам(«ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребёнка: операционно-техническую и мотивационно-потребностную. Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.
Таким образом, каждый возраст в периодизации Д. Б. Эльконина может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]
Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка. В периодах можно выделить более мелкие единицы — фазы.
В периодизацию не включено пренатальное развитие, так как в этом периоде действуют другие механизмы развития (органического созревания).
Эпоха раннего детства (0-3 лет)[править | править код]
Данная эпоха начинается с кризиса новорожденности. Кризис порождается противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Разрешение кризиса происходит к 2 месяцам и связано с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении (комплекс оживления).
Период младенчества (2 месяца-1 год)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».
- Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)
- Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.
Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. В позднем же младенчестве появляется ситуативно-деловое общение и большее развитие происходит в сфере моторных функций (локомоторные и мануальные действия).
Период младенчества заканчивается кризисом одного года. Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами, чтобы осуществлять деятельность, соответствующую его сформированным мотивам. У ребёнка создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.
Период раннего детства (1-3 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
- Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).
- Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.
Период раннего детства так же делят на две фазы, граница между которыми проходит примерно в возрасте 1,5-1,8 лет. В первой фазе в основном развивается импрессивная речь ребёнка (происходит усвоение слов, названий предметов;), а во второй фазе преимущественное развитие происходит в сфере экспрессивной речи(ребёнок начинает говорить слова, пытается строить предложения, то есть сам использует речь для взаимодействия с окружающими людьми). Ранний возраст (и эпоха раннего детства, соответственно) заканчивается кризисом 3 лет — кризисом «Я-сам». Ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.
Эпоха детства (3-11 лет)[править | править код]
Период дошкольного детства (3-7 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
- Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).
- Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).
Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:
- потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.
- манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
- феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.
Младший школьный возраст (7-11 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».
- Ведущая деятельность: учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).
- Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.
Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.
Эпоха подростничества (12-17 лет)[править | править код]
Младший подростковый возраст (12-15 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений.
- Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).
- Новообразования: чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».
Кризис 15 лет связан с необходимостью изменить своё место в обществе в связи с новым пониманием себя. У ребёнка к этому возрасту появляется желание видеть себя в роли взрослого, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а родители (и другие взрослые в окружении) оказываются ещё не готовы к этому.
Старший подростковый возраст (15-17 лет)[править | править код]
- Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
- Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений (операционно-техническая сфера).
- Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.
Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.
Выделение общих закономерностей развития после 17 лет оказывается очень затруднительным из-за огромного многообразия тех жизненных путей, которые может выбрать человек.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
- Выготский Л. С. Проблема возраста.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.
См. также[править | править код]
- Нормативные кризисы развития
- Возрастная периодизация
- Психосоциальное развитие
- Психосексуальное развитие
- Эльконин, Даниил Борисович
- Нормативные кризисы развития
Источник