Эльконин о культурном развитии ребенка

Эльконин о культурном развитии ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Периодизация детского развития Д.Б. Эльконина

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984)

Даниил Борисович Эльконин – доктор психологических наук, профессор, выдающийся советский психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

С 1929 г. работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, несколько лет в сотрудничестве с Л.С. Выготским изучал проблемы детской игры. С 1937 г. и до начала Великой Отечественной войны он работал учителем начальных классов, преподавал в педагогическом институте, разрабатывал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 г. Д.Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников.

В Великую Отечественную войну Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями. После войны он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии, в Институте психологии АПН РСФСР, на факультете психологии Московского университета; заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики-психического развития школьников. В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, а в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР.

Научная деятельность Д.Б. Эльконина посвящена проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению.

Главной научной проблемой, изучением которой занимался Д.Б. Эльконин, является проблема природы человеческого детства и глубинных законы детского развития. Даниил Борисович разрабатывал свою теорию психического развития ребенка, опираясь на идеи Л.С. Выготского и разработки его представителей его школы. В частности, фундаментом его теории стала психологическая теория деятельности.

Д.Б. Эльконин выдвинул идею о том, что детство возникло в период развития животного мира, когда у некоторых его видов стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Поэтому возникла необходимость прижизненного приобретения некоторых форм поведения, что и обусловило возникновение детства, как периода подготовки к самостоятельной жизни. Человек появляется на свет беспомощным существом, но в этой беспомощности заключена огромная потенциальная сила, поскольку, ребенок может присвоить именно те способы родовой человеческой деятельности, которые актуальны на данном историческом этапе развития общества, а не быть подчиненным раз и навсегда жестко закрепившимся наследственным программам поведения.

Д.Б. Эльконин описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит присвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Так, например, непосредственное эмоциональное общение младенца со взрослыми имеет огромное значение в развитии психики, т.к. результатом его является присвоение младенчем самой потребности человеческого общения, без которой в принципе в дальнейшем будет невозможно психическое развитие вообще. В предметно-манипулятивной и игровой деятельности дошкольника Д.Б. Эльконин описал их принципиальное значение в возникновении и дальнейшем становлении у ребенка основополагающих предметно-двигательных и познавательных способностей: воображения, мышления, речи, символической функции, ориентации в общих смыслах человеческих отношений. Целенаправленное обучение и воспитание детей младшего школьного возраста имеют большое значение в психическом развитии.

К основным идеям, предложенным Д.Б. Элькониным относительно природы и источников психического развития ребенка можно отнести следующее:

· Все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме (ребенок с момента рождения является общественным существом)

· Присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер (ребенок – активный субъект преобразования условий своей жизни, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности)

К условиямпсихического развития ребенка Д.Б. Эльконин относил рост и созревание организма, к источникам среду жизни ребенка, идеальные формы которые представлены в этой среде (то, к чему развитие должно прийти в конце, то, что уже существует в обществе и должно в итоге появиться у ребенка), формойпсихического развития, по Эльконину, является усвоение, а движущей силой противоречие между усвоением предметной и общественной сторон действия.

Все виды деятельности ребенка, по мнению Д.Б. Эльконина, могут быть отнесены к одной из двух групп. К первой группе относятся коммуникативныевиды деятельности – разные формы общения. В основе этого типа деятельности лежат отношения, развертывающиеся в системе «ребенок – общественный взрослый». Ко второй группе относятся предметныевиды деятельности, в основе которых лежат отношения в системе «ребенок – общественный предмет». В ходе развития ребенок сначала устанавливает отношения со взрослым как носителем общественного опыта, т.е. разворачивается деятельность коммуникативного типа, а затем на этой основе ребенок осваивает определенные виды деятельности, происходит переход к системе «ребенок – общественный предмет».

Согласно Д.Б. Эльконину, психику можно разделить на 2 сферы – мотивационно-потребностную сферу и сферу операционально-технических возможностей. В неравномерном развитии на каждом из возрастных этапов этих сфер психического заключена движущая сила развития – так проявляется противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.

На каждом этапе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, которая придает смысл формирующимся впоследствии предметным действиям, затем – операционально-технической. С одной стороны, действие не может дальше развиваться, если оно не включено в новую систему отношений ребенка с обществом, но и новые мотивы деятельности на могут развиться, пока интеллект неподнялся до определенного уровня.

Читайте также:  Роль деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста

Д.Б. Элькониным был сформулирован закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Противоречия, возникающие между этими двумя типами ориентации, являются причиной развития.

Эльконин предлагает не противопоставлять ребенка обществу, рассматривая вместо системы «ребенок и общество» систему «ребенок в обществе». С этих позиций Эльконин полагает, что обе системы, принятые в европейской психологии, – система «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый» – должны рассматриваться как системы «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый». Для ребенка взрослый – это носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности, а предмет интересует ребенка не сам по себе, а как предполагающий определенные общественно выработанные действия с ним. Деятельность ребенка в системах «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором и формируется личность ребенка.

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3195; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Если мы возьмем европейски ориентированную культуру, не все дети от 0 до 18-ти лет не вписываются уже в ту периодизацию, о которой мы сейчас будем говорить.

Эту периодизацию разработал Даниил Борисович Эльконин. Эльконин разработал периодизацию детского развития еще когда был Советский Союз и подавляющее большинство детей в нее вписывались. Ключевое в периодизации – ведущая деятельность. Критерий отличия ведущий деятельности от не ведущей – не количественный. Ведущая деятельность ведет за собой развитие и является самой важной для развития. На каждом этапе – своя ведущая деятельность. ВД обеспечивает прежде всего формирование новых образований в психике ребенка. Изменение в личностных моментах развития ребенка. И наконец, ВД на каждом этапе, внутри себя формирует новые формы деятельности, которые возможно потом, на следующем этапе станут ведущими. ВД – очень продуктивная реальность. Всего Эльконин выделяет 6 периодов и 6 ВД. Но Эльконин настаивал на том, что это не для всех народов и не для всех времен.

В одной культуре, детство длится долго (чаще всего, в развитых культурах). В других – детства практически нет (вспомним, стихотворение Некрасова «Однажды, в студеную, зимнюю пору…»).

Мы будем говорить о нас и наших детях. Об отдельных детях, которые пока еще вписываются в нашу периодизацию.

Младенчество (от 0 до 1 года)
Ведущая деятельность здесь это непосредственное эмоциональное общение со взрослым (по Эльконину). В рамках культурно-деятельностной психологии были и другие мнения (например, игра), но Эльконин доказал, что это именно общение, но не просто общение, а эмоциональное общение. И не просто со взрослыми, а с близкими взрослыми. Эльконин имеет в виду непосредственное эмоциональное общение помимо ухода.

Понятно, что значения слов ребенок не понимает. Но интонации. Разнообразная речевая масса. Эльконин не просто так говорит, что такой именно тип общение в наибольшей степени развивает. Сама жизнь поставила эксперименты над детьми.

Эффект госпитализма: если дети помещены в детский дом и за ними хорошо ухаживают, но нету этого непосредственного общения. Эти дети отставали не только в своем психическом, но и в своем физическом развитии.

Эрик Эриксон (у него своя периодизация, но у него была периодизация пригодная для всех времен и народов) говорил о том, что именно формируется у младенца, когда взрослые окружают его таким общением: у ребенка возникает базовое доверие к миру: ощущение защищенности, того, что все закономерно в этом мире и чуть что – добрый взрослый прийдет на помощь.

Дальше между этапами происходит то, что у возрастных психологов называется словом «кризис». Не стоит рассматривать это как негативный момент. Например, кризис после первого периода – вполне себе легкий.

Раннее детство (от года до 3-х лет)
Ребенку становится страшно интересно манипуляции с предметами. Следующей ВД становится предметно-манипулятивная деятельность. И взрослый у ребенка оказывается уже на заднем плане. Ему интересно.

Действительно, мелкая моторика влияет на интеллектуальную деятельность ребенка.

Второй кризис (свойственный именно для нашей культуры): ребенок вырастает, научился пользоваться ложкой и тп. И вот, возникает кризис трех лет. Ребенок говорил о себе до этого в третьем лице («Маша пойдет гулять», «Петя бежит»). И вот, в один прекрасный день, ребенок, называя себя в первом лице, говорит то, что мама не ожидала услышать: «А я – не хочу гулять!». Этот кризис называется по-разному: кризис упрямства, негативизма. Здесь только-только начинается присвоение ребенком социальных норм. Он обнаруживает, что есть какие-то правила. И поэтому, присвоение социальных норм начинается, как ни парадоксально, с их отрицания.

Читайте также:  Влияние речи окружающих на речевое развитие ребенка

Дошкольный возраст (от 3-х лет до школы)
Этот кризис рано или поздно кончается, потому что ребенка помещают на хранение в детский сад. Наступает золотое время и для ребенка и для взрослых. ВД в этой деятельности становится сюжетно-ролевая игра. Эта игра имеет некий сюжет, предполагающий участие нескольких людей. И игры очень хорошо отражают те ценности, которые господствуют в данное время, в данной культуре.

Раньше играли в партизанов. Потом – в бригаду и мафиозные структуры. Игры очень хорошо отражают некие ценности, которые в семье происходят. И поэтому даже есть такой прием, когда возрастной психолог предлагает играть Маше в маму, а маме – в Машу.

У игры есть три важные функции. Первая – игра помогает ребенку войти в мир взрослых ценностей и взрослых смыслов. Так незаметно, играючи, ребенок присваивает человеческие ценности, он моделирует их в игре. Он понимает смысл деятельности шофера, например, или врача.

Вторая функция – он учится общению со сверстниками. Учатся говорить иначе, разрабатываются формы общения.

Третья функция – именно в игре ребенок научается управлять собой и регулировать свое поведение. Почему? Потому что игра это всегда игра по каким-то правилам и эти правила очень жесткие и их нужно соблюдать, иначе игры не будет.

Эльконин «Психология игры» – приведен пример реальной игры – прятки. Папа Эльконин организовал эту игру в прятки с двумя своими маленькими дочерьми – Наташей и Галей. Одной шесть лет и она прекрасно понимает, что такое играть по правилам, а другой – три годика. И Эльконин честно ходит по этой комнате и восклицает: «А где же мои девочки?» И слышат, что в шкафу разыгрывается драма. Трехлетняя девочка все время норовит выскочить из шкафа, а шестилетняя – зажимает трехлетней рот. Но все равно трехлетняя выскакивает из шкафа. А шестилетняя обижается на нее. В три года ребенок еще не умеет владеть собой и играть по правилам.

Включи некое действие, которое ребенок не хочет выполнять, в значимую для него деятельность – в некую игру. И все сразу изменится. (фильм «Джентельмены удачи» – «Возьмите в руки космические ложки и подкрепитесь основательно – ракета до обеда на землю не вернется…!»

Проводили исследование: Одно и то же действие в одном случае проходит без сюжетно-ролевой игры, а другая – включается в контексте сюжетно-ролевой игры. Смысл действия – запомнить десять слов. В одном случае – просто запомнить. В другом – игра про сходить в магазин и принести десять предметов. В первом случае не обеспечена мотивация, а во втором – в конексте сюжетно-ролевой игры – есть мотивация и есть смысл запомнить.

Еще одно исследование – проверка остроты зрения. Стоит ребенок один, в кабинете окулиста, мама где-то за дверью. Какой плакат показывают детям? Плакат с животными. Или кольца Ландольта (каждое кольцо имеет разрыв слева/справа, сверху/снизу). Вторая серия исследований – устраивается сюжетно-ролевая игра. Петя – директор автобазы. А доктор – диспетчер автобазы. И кольца это не кольца, а гаражи с воротами.

Ранний школьный возраст
Вообще-то, нормальный ребенок хочет идти в школу. Он не видит обязанностей, которые он будет выполнять, он видит кучу прав – портфель, идти куда-то наравне с мамой и папой. Ребенок, не осознавая своего подлинного мотива, выдает то, что говорили взрослые по поводу школы («в школе учатся» и тп). На самом деле, почему ребенок хочет идти в школу? Расширяются права и повышается социальный статус.

Скоро десять лет Сереже,
Диме
Нет еще шести,—
Дима
Все никак не может
До Сережи дорасти.

Бедный Дима,
Он моложе!
Он завидует
Сереже!

Брату все разрешено —
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.

У него в портфеле ножик,
На груди горят значки,
А теперь еще Сереже
Доктор выписал очки.

Кризис, возникающий у предыдущего возраста (дошкольного) связан с тем, что ребенок не готов к школе. По Эльконину, готовность к школе формируется в период сюжетно-ролевой игры и это умение подчинять социальным нормам. Вначале, в три года, ребенок обнаруживает эти социальные нормы и им не подчиняется, присвоение начинается с отрицания. А к школе готовность определяется тем, насколько ребенок может произвольно управлять своей деятельностью.

Средний школьный возраст
Когда начинается подростковый возраст? В отдельных культурах, подростковых кризисов не существует и в помине. По идее, кризисом называется перелом от младшего школьного возраста к среднему. Здесь тоже возникают очень важные условия для второго рождения личности. Мучительный процесс и не только для взрослых, но и для самого ребенка. Почему это происходит и появляется какая-то новизна. Дело в том, что это ведущая деятельность – интимно-личное общение со сверстником. Петя Иванов открывает для себя Васю Сидорова как очень интересного человека. И сложность этого периода в том, что именно в этом возрасте начинаются мощные биохимические процессы, в связи с половым созреванием. Это тоже накладывает. Но кризис он не имеет источником эти биохимические и психологические проблемы. Почему считается, что это не источник кризиса, а дополнительная трудность?

Читайте также:  2 5 года ребенку и его развитие

Маргарет Мид обратила внимание, что в каком-то племени индейцев абсолютно нет тех проблем, которые у нас возникают в связи с общением с подростками. Никаких проблем отцов и детей. Потому что в 12 и 13 лет девочка и мальчик уже муж и жена и уже ведут отдельную производственную деятельность и у них нет проблем отцов и детей, так как они не живут вместе.

Что произошло? В процессе учебной деятельности Петя воспринимал Васю как некую помеху и в процессе учебной деятельности, интимно-личностное общение возникает. Иногда возникают кризисы мировоззрения, потому что какое-то мировоззрение уже сформировалось.

У ребенка, в процессе воспитания выстраивается определенная ценностная структура и иерархия мотивов. Но дело в том, что ребенок оказывается в ситуации, когда ему кажется, что так как он смотрит на мир, смотрят на мир все. И это явление называется словом эгоцентризм. Это не эгоизм. Эгоцентризм открыл Жан Пиаже. Жан Пиаже, ровесник Выготского, крупнейший специалист в области психологии развития интеллекта. Он ввел в психологию понятие эгоцентризм и обнаружил, что вообще-то говоря, ребенок исходно занимает эту эгоцентрическую позицию и смотрит на мир со своей точки зрения. В этом смысле ребенок, рождаясь, еще субъективный идеалист и мир для него существует постольку, поскольку он его видит.

Например, девочка пяти лет говорит маме угождающе: «Сейчас сделаю темно!» и закрывает глаза. И она на полном серьезе считает, что погрузила мир в темноту.

Пиаже наблюдал собственных детей и обнаружил, что эгоцентризм это сложное образование. Существовать значит быть воспринимаемым и раз ребенок не видит предмет, значит его нет. Чуть позднее, ребенка так не обманешь. Гальперин предложил назвать факты, которые наблюдал Пиаже – феноменами Пиаже.

Ребенку год и два месяца. Кладется два больших, носовых платка. И под один из платков кладется игрушка. И спрашивается, где кукла? Ребенок понимает, что кукла под платком. На глазах у ребенка, кукла кладется под другой платок. И здесь, во всей красе мы видим феномен Пиаже: девочка лезет под первый платок, раз она ее там уже один раз нашла, значит она там, то есть кукла в некотором смысле продукт действий девочки.

У Пети может быть мотив: «Жить нужно честно». У Васи – другая ценность: «Не обманешь, не проживешь». Петя уверен, что все живут так, как он. Вася – также. И поэтому Петя очень удивляется, когда видит, что Вася живет не так, как он. Вася – соответственно. Оба в последней эгоцентрической позиции и каждый думает, что все человечество так живет. Контрольная работа. Петя делает все сам, много всего поправил. Вася – списал чистовой вариант. Петя, который писал сам, получает три «за грязь». Вася – пять. А у Пети возникает экзистенциальный вопрос, как дальше жить? Оказывается, что что-то не так. Вася и папа Васи и мама Васи живут на основании других вещей. Основное содержание кризиса – ребенок ищет собственный путь в этом осложнившемся мире. И это осложнение возникает в результате интимно-личностного общения со сверстниками.

Обычно ребенок, зная, что есть разные варианты, выбирает хотя и сам, но часто ту систему ценностей, которой придерживаются родители. Но родители не насилуют его. Он выбирает сам.

Старшие классы
Когда Эльконин делал свою периодизацию, только-только ввели систему среднего образования. Перелом замечается родителями иногда позитивно, а иногда негативно. Кризис последнего перехода в детство.

Например, Маша. Не курила, не пила и не водила мальчиков. Маша – круглая отличница. И тут вдруг Маша съехала на тройки и четверки. Маша выбрала для себя дальше путь: у нее слишком мало сил, чтобы все одинаково хорошо готовить. Она выбирает гуманитарный ВУЗ и зачем ей математика и физика? Маша находится в последней ведущей деятельности, под названием учебно-профессиональная деятельность. А бывает обратная картина. Петя все время ничего не делал. А тут, в последние классы взялся за ум и начал заниматься тем, чем раньше никогда не занимался. К концу подросткового периода ребенок выбирает профессию. И какую огромную роль играют в этом взрослые. Вообще-то говоря (и это идет от школы Выготского и Эльконина-Давыдова) огромную роль в учебно-профессиональной деятельности играет взрослый. Не обязательно близкий, может быть и со стороны или литературный герой.

Источник