Экспериментирование в экологическом развитие ребенка

Ирина Николаевна Карасева
Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям, ценностной ориентации в нём.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Экспериментирование –активный способ изучения окружающей природы, т. к. позволяет изучать явления и объекты окружающей действительности при разнообразных условиях, повторять их при необходимости, расчленять на части, выделять интересующие стороны явления.

В дошкольном возрасте экспериментирование, как деятельность вызывает у детей истинный интерес, т. е. сам процесс проведения опыта, а также результат, где дети наглядно удостоверяются в происхождении явлений неживой природы, в свойствах и качествах компонентов неживой природы, учатся устанавливать причинно – следственные связи.

Экспериментирование – это как раз именно такая деятельность, включающая в себя поиск и познание, активное осмысление явления и концентрацию полученных знаний.

«Нефтяная речка»

Цель: помочь детям увидеть, насколько сложно удалитьнефтяную пленку с поверхности воды.

Материал: пластиковый контейнер, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло.

Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.

Ход эксперимента:

Нальем в контейнер воды – это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная пленка – «нефть из танкера»

Что будет если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой? (рыбки погибнут, т. к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать. Вот и нефтяная пленка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоемов.

Давайте очистим воду, не смешивая ее через трубочку (пусть дети попробуют слить масло через край, вычерпать ложкой).

Снимите прищепку с трубки и слейте воду в подставленную банку, когда появится масленый слой, зажмите трубочку прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.

Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли рыбы обходиться все это время без воздуха?

Вывод. Разлив нефти представляет серьезную опасность для живой природы.

«Птицы и нефть»

Цель эксперимента: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Материал: пуховые птичьи перья, любое жидкое масло (растительное)

Ход эксперимента:

Подбросим перышко и проследим за его полетом. Обмокнем перышко в растительное масло (избытки масла снять) и еще раз подбросим вверх. Обратить внимание, как оно быстро «камнем» падает вниз.

Строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садятся на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

«Свалка и дождь»

Цель: показать, как загрязняющие вещества со свалки проникают в почву и, как долго почва остается загрязненной.

Материал: емкость с прозрачными стенками, песок, губки, пипетка, шприц, лейка с водой, чернила, подставка под емкость.

Вывод: заводы и фабрики, которые сбрасывают в почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Опасные вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают. На свалке может быть много вредных веществ, которые просачиваются в почву. Нельзя собирать ягоды, фрукты, грибы или брать воду из колодца, если они находятся рядом с заводом, фабрикой или свалкой.

ЧТО ТАКОЕ КИСЛЫЙ ДОЖДЬ

Время, в которое мы живем, — особенное. Никогда раньше не были люди такими могучими, как сейчас. Они посылают ракеты на Луну и на Марс, перегораживают реки, устраивают искусственные моря и во всех концах Земли возводят заводы, электростанции, города. Нередко эти стройки сильно влияют на природу, меняют ее. А ведь главное правило экологии говорит: В ПРИРОДЕ ВСЁ СВЯЗАНО ДРУГ С ДРУГОМ. И всюду, где люди о нем не думают, природа сама напоминает им это правило.

На севере Европы, за прохладным Балтийским морем, лежит страна Швеция. Там растут дремучие еловые и сосновые леса, а в каменных берегах лежат озера с прозрачной и чистой водой. В этих озерах и в реках, которые из них вытекают, водятся вкусные и ценные рыбы — лососи и форели. Шведы очень гордились своими озерами и реками, не давали их загрязнять и замусоривать.

И вдруг стало происходить что-то неладное. Сначала в лесах начали сохнуть ветки деревьев. Одна ветка высохнет, вторая и третья, там, глядишь, верхушка желтеет и сохнет, а потом все дерево умирает. А затем начала болеть в озерах рыба. В чем дело?

Ученые проверили воздух над лесами и воду в озёрах. И оказалось, что в облаках над Швецией много серной кислоты — вещества, которое вредно и для растений, и для животных. Вместе с дождем эта серная кислота проливалась на землю, обжигала ветки и корни деревьев, а потом с ручьями уходила в озера и реки. Ученые так и стали говорить — «кислые дожди».

А как же могла попасть в облака серная кислота?

– С дымом фабрик и заводов, — ответили ученые.

Но в Швеции не так уж много заводских труб, и дым в них очищается специальными фильтрами. Не могут они наделать столько вреда. В чем же дело? И тогда ученые заметили, что серная кислота появляется в воздухе, когда ветер дует с юга, из-за моря.

Читайте также:  Ребенок 1 год развитие сон

А там, в других странах, во многих сотнях километров от шведских лесов построили множество заводов. Чтобы не отравлять рядом воздух, над ними ставят огромные трубы, которые выбрасывают дым высоко в небо. Ветер подхватывает его и несет за море. Значит, чтобы в Швеции не высыхали леса и не гибли озера, нужно, чтобы и в других странах люди поставили фильтры на трубы своих заводов. Ведь на всю Землю у нас одна природа, и, если люди портят ее в одном месте, она станет гибнуть и в других.

Да что заводы — теперь даже корабли могут быть опасны для природы.

В. Танасийчук

НЕФТЬ В МОРЕ

Плыл по морю огромный корабль. Он вез в трюмах столько нефти, что ею можно было целую зиму отапливать большой город.

Беда случилась перед рассветом. Корабль затрясся от удара — он наскочил на подводную скалу. Послышались грохот, скрежет металла, испуганные крики, а потом плеск воды, заливающей судно. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. Весла ударяли по воде с непривычным глухим плеском, и от моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой черной пленкой.

Настало страшное время и для жителей прибрежных городков, и для всех обитателей моря.

Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились в воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам — ловили, отмывали в теплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мертвые птицы.

Потом настала очередь мелководных ракушек — мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли — они тоже не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подальше.

Закрылись на берегу курорты и гостиницы — никто не хотел купаться в грязной воде. Нечего стало ловить рыбакам. Во всем мире газеты писали о том, что из-за гибели одного-единственного корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ. Ведь погибло все прибрежное сообщество морских растений и животных. Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти и в чистой морской воде снова будут жить водоросли, ракушки и рыбы. Эта катастрофа еще раз заставила людей задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.

В. Танасийчук

ОТ ЧЕГО ПОГИБЛИ КИТЫ

Но разве только катастрофы вредят природе? Очень часто для нее бывает опасным и то, что кажется нам безвредным. Как ты думаешь, опасны ли для нее прозрачные пакеты из полиэтилена? Те самые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги.

Сидел я как-то на большом пляже. На берегу играли два мальчика. Они отыскивали брошенные полиэтиленовые пакеты, надували их и пускали по ветру в море. Сначала пакеты плыли, как кораблики с раздутыми парусами, а потом медленно тонули.

Прошло несколько месяцев, и я прочел в газетах о беде, случившейся у далеких берегов. Там стала гибнуть киты. Их осмотрели ученые и отыскали причину смерти. Думаешь, они погибли от какой-нибудь страшной болезни? Ничего подобного. Они просто задохнулись, потому что их дыхательные отверстия были забиты полиэтиленовыми пакетами мам просто кусками полиэтилена, которые принесло морское течение. И я подумал — а ведь это могли быть и те пакеты, которые пускали по воде мальчики на пляже.

По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Но вредят они с каждым годом все сильнее. Ведь не было раньше таких мощных заводов, как теперь. Никогда не плавали по морям такие огромные корабли. Да и столько людей, как сейчас, не было раньше на Земле.

Что же делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище? Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.

Надо, начиная любое дело, сначала обдумать и рассчитать его так, чтобы оно не нанесло вреда природе. Дли этого нужно знать и соблюдать строгие правила науки экологии.

В. Танасийчук

Источник

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановления является формирование экологической культуры народов Земли, ведь если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельности не будет сформулировано ответственное экологическое мышление, то ни о каком решении экологического кризиса не может быть и речи.

Непременным условием решения данной проблемы является совершенствование экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Особое место в достижении этой цели занимает дошкольное детство.

Эмоциональность, особая восприимчивость ребенка и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического образования.

К сожалению, в настоящее время экологическое образование детей дошкольного возраста находится на низком уровне. В первую очередь это связано с недостаточно разработанными средствами и методами его осуществления. Данная проблема отражается на всем образовательном процессе, который сводится лишь к типичным занятиям по ознакомлению с окружающим.  Основным методом передачи знаний на таких занятиях является рассказ воспитателя, после которого детям предлагается ответить на ряд вопросов направленных на закрепление полученной информации. В этом случае, дети, лишены возможности проявлять собственную познавательную активность, им отводится пассивная роль «получателей» информации.

Читайте также:  Практикум с родителям по развитию речи ребенка в средней группе

В работе многих  педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность; в процессе которой они сами смогли бы обнаружить  новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении детям возможности приобретать знания самостоятельно (Т.М. Лямина; А.П. Усова; Е.А. Панько и др.)

По мнению Д.Б. Эльконина при воспитании детей от года до восьми лет следует помнить, что  главным образом следует по возможности полнее   освоить  окружающий  мир. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения, опыты.

Причина встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежит в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования, как наиболее доступного и эффективного метода экологического образования.

В своих исследованиях Н.Н. Поддъяков выдвигает следующую гипотезу- детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.

Для обоснования данной гипотезы существует следующая серия доказательств:

-игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить.

-в деятельности экспериментирования ребенок получает возможность проникнуть глубже в  предметы и явления.  Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.-В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, более сложные цели;

– при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

– функциональным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает возможность совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Потребность ребенка в новых  впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментированию необходимо создание развивающей среды, а истинно развивающей средой является та, в которой ребенок может самостоятельно действовать.

На сегодняшний день в типовых проектах дошкольных учреждений нет специального помещения для детского экспериментирования. Поэтому очень важно создание «лаборатории природы».

«Лаборатория природы» как развивающая среда предлагает личностно- ориентированный способ взаимодействия взрослого и ребенка, предоставление ребенку свободы, независимости, большого поля для самостоятельной деятельности. Предметно – развивающая среда в «лаборатории природы» выполняет по отношению к детям информативную функцию, каждый объект несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Так, лаборатория, оснащенная емкостями для исследования воды, песка, глины и др., разнообразными предметами для проведения опытов обеспечивают познание мира на основе естественных и созданных материалов. Предметно – развивающая среда, воздействующая на эмоции, побуждает детей к деятельности.

Эксперимент – это способ материального или мыслительного воздействия человека на реальный или мыслительный объект с целью его исследования, познания свойств, связей и т.д. (Н.Н. Поддъяков)

Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда еще в зачаточной форме, можно обнаружить в детском экспериментировании с предметами и явлениями.

Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного (Н.Н. Поддъяков).

Экспериментирование – это не самоцель, а средство (способ) познания окружающего мира, в котором ребенок живет. Ведущим принципом детского экспериментирования в природе является принцип: « не навреди живому!». Нельзя проводить эксперименты, наносящие вред животным, растениям, человеку. В концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой говорится, что экспериментирование с животными объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер.

По мере получения новых сведений об объекте ребенок ставить перед собой (явно или неявно) новые, все более усложняющиеся цели и пытается их реализовать. Таким образом, ребенок познает объект в ходе практической деятельности. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Он должен выступать как настоящий исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на изучаемый объект с целью его познания и освоения. Интенсивное развития детского экспериментирования во всех его видах и формах являются необходимым условием не только умственного, эмоционального развития дошкольников, но и развития их личности в целом. Экспериментирование представляет ребенку возможность самому найти ответ на вопрос «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов (экспериментов), запоминаются надолго, т.к. получены не из книг, а добыты самостоятельно и являются осознанными и более прочными (Л.Н. Прохорова).

В основе экспериментирования лежит ориентировочно – исследовательности (поисковая) деятельность. Н.Н. Поддъяков выделяет два вида поисковой деятельности:

  1. Активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как субъект, самостоятельно строящий свою деятельность, ставит цели, ищет пути и способы их достижения.
  2. Поисковая деятельность организуется взрослым. Он выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок.
Читайте также:  Влияние экологических условий на развитие ребенка

Оба эти вида поисковой деятельности способствует сдвигам в умственной деятельности. Однако, во втором виде не развивается самостоятельный поисковой навык решений, без чего невозможно развитие творчества.

Мотивация тоже разная. В первом виде удовлетворяется собственная потребность ребенка в познании новых неожиданных явлений по его собственным интересам, во втором виде – помощь взрослого.

Первый вид отличается от второго в насыщенности и качестве эмоций (т.е. ярко положительный). Процесс самостоятельного исследования особенно сильно захватывает, когда объект можно не только осмотреть, ощупать, но и преобразовать его, изменить, расчленить с целью познания внутренних связей и отношений.

Итак, в основе детского экспериментирования лежит активность двух типов:

  • Собственная активность, полностью определяемая самим ребенком;
  • Активность, стимулируемая взрослым.

Через собственную активность происходит саморазвитие.   Исследования показали, что саморазвитие интенсивно осуществляется при явном дефиците обучения и чрезвычайно характерно для талантливых детей. Значит, надо создать условия для саморазвития, т.е. развивающую среду.

Саморазвитие происходит в русле собственной активности ребенка.

 У ребенка возникает ряд специфических детских деятельностей, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Эти деятельности развиваются без помощи взрослого и даже вопреки запретам. К такому роду деятельности относятся детское экспериментирование и игра.

Еще один важным аспектом теоретических основ детского экспериментирования является теория когнитивного (познавательного) развития. Основная идея этой теории в том, что у ребенка всегда одновременно присутствует область ясных и неясных знаний.

Экспериментирование – это практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями.

Ребенок дошкольного возраста начинает экспериментировать в ходе наблюдения за растениями и животными (например: оторвать у бабочки крылышко  и посмотреть полетит или нет? перевернуть на спинку жука и посмотреть, что он будет делать?). Все это ребенок совершает не из злого умысла, а из детского любопытства, познавательной потребности. (П.Г.Саморукова, Н.Н. Кондратьева, Т.Л. Маркова)

Процесс познания – творческий процесс и задачи воспитателя поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимые для этого условия. Как указывает педагог (учитель физики) А Шапиро «… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность пройти ему на помощь. Вообще, опыт собственных открытий один из лучших школ характера…»

Группа ученых, работавших под руководством  Н.Н. Поддъякова, обнаружила следующий интересный парадокс: чем лучше и понятнее ребенку объяснили, формируя у него новые знания, тем больше у него возникло предположений, догадок, гипотез. Это объясняется тем, что всякое хорошее объяснение, формирует у ребенка новые представления, новое понимание явлений, дает возможность ребенку «заглянуть вперед» и увидеть (пусть еще в туманной форме) новые связи и отношения. Т.е., когда неясные знания становятся ясными, то возникают новые неясные знания,которые являются катализатором познания и проявляются в разных видах деятельности, в том числе и в деятельности экспериментирования.

Значение детского экспериментирования.

  1. Детское экспериментирование является особой формой деятельности. В ней выражены процесс целеобразования, процесс возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
  2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получения продуктов детского творчества (продуктивная форма экспериментирования).
  3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
  4. В детском экспериментировании взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
  5.  Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте, является всеобщим способом функционирования психики.

Отличительной особенностью детского экспериментирования является возможность введения ребенка в целостный педагогический процесс. Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами детской деятельности, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Экспериментирование также тесно связано и с развитием речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, при подведении итогов и словесном отчете о увиденном. Также существует связь экспериментирования с изобразительной деятельностью. Результат опытов,экспериментов дети отражают в своих рисунках, в рассказах, которые также могут являться формами работы (например: проводя опыты, позволяющие определить и доказать, какие условия необходимы растениям, дети делают зарисовки, составляют правила ухода за комнатными растениями).

Не требует особого доказательства связи экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять сравнивать, определять форму и размер, производить иные операции. Проведение опытов связаны и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкой и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно (А.И. Иванова).

Сказанное позволяет сделать вывод, что интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием не только общего умственного развития дошкольников, но и развития их личности в целом.

Предлагая детям провести, поставить опыт, мы сообщаем им цель или задачу, которая должна быть решена, даем время на обдумывание. Толчком к началу эксперимента может послужить проблемная ситуация , выдвигаемая кем-то (например: письмо от комнатных растений о помощи). Ведь интерес и желание детей, делают эксперимент более эффективным средством в работе с детьми. Нельзя заранее предсказывать детям результат, иначе дети потеряют ценное ощущение первооткрывателей.

Таким образом, главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Поэтому, для того чтобы показать детям не только строение комнатных растений, но и функции отдельных органов, которые скрыты от «глаз», важно включить малышей в деятельность экспериментирования.  Все это говорит о необходимости включения экспериментирования как средства формирование знаний  в педагогический процесс детского сада.

Источник