Экскурсия в природу как средство развития личности ребенка

Экскурсия в природу как средство развития личности ребенка thumbnail

Экскурсия в природу как средство развития личности младших школьников.

В основе новых образовательных стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который определяет целью и основным результатом образования развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Прекрасным материалом для познания являются различные экскурсии.

В своей педагогической работе я большое внимание уделяю экскурсиям.Целью является ознакомление учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. Результаты работы доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий.

Экскурсии бывают:

-Учебные(программные).

-Внеучебные(непрограммные).

Каждую экскурсию надо заранее тщательно подготовить. Успех экскурсии во многом зависит от её организации.

Главное,чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть,узнать в природе.

Перед каждой экскурсией учитель должен провести большую подготовительную работу. Познакомиться с планом местности, с отдельными элементами природы по намеченному маршруту, прочитать о растениях и животных своей местности, разработать индивидуальные задания для учащихся. Особенно надо обратить внимание на самостоятельную работу учащихся во время экскурсий.

Успех проведения экскурсий во многом определяется учителем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо,чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них живой образ, обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами.

Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой , животных с растениями .Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.

Наблюдение как метод познанияокружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых даются более сложные теоретические построения.

В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – умение наблюдать.

1.Так, программой окружающего мира предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осенью. На экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти так:

– Рассмотрите листья этого дерева.

– Какого они цвета?

Для этого надо посоветовать , чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотрел их в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти их отличия и сделать вывод об изменениях окраски листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

2.Эти наблюдения можно использовать на уроках изобразительного искусства, где дети вспоминают листья и анализируют при рисовании.

На уроках математики можно использовать эту экскурсию при вычислениях:

Опредили, какое из деревьев , растущих в нашем парке, являются лучшим «пылесосом»?

а)Берёза – 28.

б)Сосна – 17.

в)Тополь -23.

Чтобы ответить на этот вопрос, реши выражение:

17- (14 – 8) + 12.

3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, – это приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта , звук сильного ветра, как падает листок с дерева.

4.Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках- экскурсиях, стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.

Экскурсии в природу играют большую роль при патриотическом воспитании, любви к своей Родине. Посадка деревьев возле памятника, погибшим во время Великой Отечественной войны, уборка территории возле могилы погибшим летчикам, очистка родников, реки Азы – всё это вызывает любовь к родному краю.

Следует отметить пользу пеших прогулок, обратить внимание на радостное, приподнятое настроение детей, на те факторы, которые их вызывают. Можно поговорить, как влияет природа на органы чувств. Рассказать, что зелёный цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что лесной шум и шелест листьев благоприятны для слуха, обратить внимание детей на разнообразие запахов и осязательных ощущений в лесу. С этой целью можно предложить детям потрогать кору деревьев, листья, понюхать цветы. Учитель беседует о том, чем можно полакомиться в осеннем лесу, а что нельзя есть, можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена.

Учитель учит детей правилам поведения в лесу – идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнёзда и муравейники. Можно поговорить о возможных неожиданных встречах с дикими животными, насекомыми, змеями, посторонними людьми. Как вести себя, чтобы не заблудиться.

Во время экскурсии возможны различные дидактические игры. Например, выбери самый красивый уголок в лесу, попробуй рассказать, чем он тебе понравился. Нарисуй словесный портрет дерева. Расскажи про самое удивительное растение. Правда ли, что растения чувствуют добро, зло, боль? Есть ли в лесу запоздалые цветы? Найди их.

При подведении итогов экскурсии можно поговорить на тему «Природа и здоровье», что дала экскурсия для здоровья детей, как лес повлиял на настроение и самочувствие детей.

Наблюдения – важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операция. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения,

это качество необходимо развивать, стимулировать.

Из практики своей работы, я вижу, что уровень умения наблюдать у учащихся возрастает от класса к классу. Для этого я веду целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках окружающего мира в ходе проведения экскурсий.

Процесс формирования познавательного интереса на экскурсии будет более эффективным, если содержание материала будет разносторонним, а процесс учебной деятельности учащихся и их общение будет многообразным, что и дает нам экскурсия – открытие мира новых явлений общественной жизни.

Источник

Экскурсия как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.

Экскурсии – один из видов образовательной деятельности, и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

 Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);

 мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);

воображения и творческих способностей.

Виды экскурсий

природоведческая

экологическая

на сельскохозяйственный объект

экскурсия эстетического характера.

накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

освоение представления о труде людей.

развивает красоту природы и культуру чувств.

Структура экскурсии

вводная беседа

коллективное наблюдение

сбор материала

игры детей с собранным материалом

индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

заключительная часть

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у ивы — зеленовато-желтого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес,

вызывает удивление. Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.

Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы — лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке — затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе — установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т. д). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего дошкольного возраста могут установить связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлет пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Они узнают, например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях. По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой травой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких прутиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света — общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.

Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Наблюдения за муравейником убеждают, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, дети делают заключение о том, что муравьи являются санитарами леса.

Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования. Результаты исследования С. Н. Николаевой убедительно показали возможность усвоения старшими дошкольниками систематизированных знаний, отражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).

Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края. Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку, другие переселяются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех).

Итак, последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности природы.

Источник

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу

Экскурсии – один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

По мнению Э.Э. Баранниковой, «экскурсия в природу – это способ накопления, конкретизации, обобщения и систематизации представлений детей об окружающем мире природы, который соответствует познавательным возможностям дошкольников, одна из показательных форм диагностики уровня экологической воспитанности детей».

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной обстановке знакомятся с объектами и явлениями природы, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Как пишет С.А. Веретенникова, экологические экскурсии имеют большое значение:

1. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

2. Экскурсии в лес, в поле предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

3. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе.

4. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.

5. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.

Цель экологических экскурсий – формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников; сохранение, укрепление и восстановление здоровья ребенка в процессе воспитания в ДОУ и формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивация определенного поведения, бережного отношения и любви к природе через экскурсии в природу.

Задачи экологических экскурсий:

‒ формирование осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;

‒ развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

‒ формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

‒ освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом;

‒ укрепление здоровья, расширение двигательного опыта, повышение уровня физической подготовленности.

Таким образом, экскурсии в природу имеют важное значение для всестороннего развития и воспитания детей, играют важную роль в формировании реалистического миропонимания. Экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе – значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатства своей Родины.

Источник

Татьяна Анатольевна Климова

воспитатель, 1 квалификационная категория

Татьяна Васильевна Килина

воспитатель

МБДОУ детский сад № 47 г. Асбест

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Экскурсии  – один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей. Он отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума [1].

В ходе экскурсии одновременно решаются разные задачи:

  • оздоровительные;
  •  познавательные;
  •  Нравственные;
  •  эстетические.              

Экскурсии проводятся в средней, старшей и подготовительных группах 1 раз в месяц. Экскурсии делятся на 2 вида:

– природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру;

– экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать дошкольникам сезонные изменения, которые происходят в природе.

Структура экскурсии: вводная беседа; коллективное наблюдение; индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; сбор материала; игры детей с собранным материалом; заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Продолжительность экскурсии 1час 30 мин.  Перед экскурсией воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.      

Конспект экскурсии в зимний период времени в  старшей группе

«У леса на опушке»

Цель: сформировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в природе. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

Задачи:  

Образовательные:

  • закрепить знания детей о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы;
  • закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе;

Развивающие:

  • побуждать детей к творчеству и фантазии;
  • активизировать внимание, слуховую память, наблюдательность, словесно-логическое мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: картинки с изображением зверей и их следами,  кормушки, изготовленные дома, корм для птиц.                                        

Сопровождающие – воспитатель, младший воспитатель, родители (законные представители).

                                                  Ход экскурсии

1. Предварительная работа в группе. Вспомнить с детьми, каким был  лес поздней осенью, какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет? Чтение стихотворения А. Пушкина «…Идёт волшебница зима», рассказа «Деревья зимой» Н.Павловой.

2. По дороге в лес.  Ребята, вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах. Давайте вспомним  их.

– Какой месяц начинает зиму? (декабрь)

– А какой месяц начинает новый год? (январь)

– И последний месяц зимы – это … (февраль)

Отгадывание загадок:  не зверь, а воет (ветер); он всю зиму пролежал, весной в речку побежал (снег); с неба падает зимой, тихо кружит над землей, легкая пушинка белая… (снежинка; без рук рисует, без зубов кусает (мороз).

3. У леса на опушке. Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.

– Что вы слышите?

– Какое у вас ощущение от зимнего леса?

Посмотрите, что изменилось по сравнению с осенью: погода, цвет неба, внешний вид леса.

– Какие пословицы, поговорки о зиме вы знаете? Я буду начинать, а вы заканчивайте.
           1. Мороз не велик, …да стоять не велит.

2. Дым столбом… – к морозу..

3. Холодная зима –… жаркое лето.

4. Зима снежная – … лето дождливое

Перед тем, как зайти в лес, вспомним правила поведения в нём. Что нельзя делать в лесу, если мы его друзья? (Шуметь, ломать деревья и кустарники…)

– Слышите, как хрустит снег под ногами?  Из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок.) Что же с ними происходит, когда мы на них наступаем? (Кристаллики снежинок ломаются, поэтому слышен треск).

– Ребята, подумайте и скажите, где снег быстрей тает, в лесу или в городе? (В городе). Почему?  (В городе снег грязный, лучи солнца сильней его нагревают).

Лес-дом для многих зверей и птиц, а мы с вами всего лишь гости.  Какой же он, зимний лес? (Красивый, всё покрыто снегом, будто пушистым ковром.) 
           – Скажите, как можно узнать, кто живет в этом лесу? (По следам, звукам)
           – Попробуйте, определить, чьи это следы? (Воспитатель показывает картинки со следами зверей, дети называют животных).

Игра «Кто мог оставить следы?»

Подвижная игра «Мороз – Красный нос».

–    А сейчас прислушайтесь. (Тихо в лесу, никто не щебечет.) А как вы думаете, почему? (Птицы улетели юг, им нечем питаться, холодно) Как  называют этих птиц? (Перелётные) Назовите несколько (грач, жаворонок, дрозд и др.)

–     А все ли птицы улетают в тёплые края?  Какие птицы остаются у нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, синицы, снегири и др.)

– Почему они остаются? (Они могут добывать корм).
– Как их называют? (Зимующие).

–      А как мы можем помочь птицам? ( Подкармливать и делать для них кормушки). Дети при помощи взрослых развешивают изготовленные кормушки.

–    Чем мы угостим наших друзей? (Пшено клюют только воробьи, синицы любят сало, снегири рябину, воробьи – крошки хлеба). Дети наполняют кормушки. После чего было предложено собрать сломанные ветки, шишки, образовавшиеся мхи  для модели зимнего леса.

4. На обратном пути  дети обменивались  впечатлениями, вспоминали наиболее интересные, запомнившиеся моменты. В группе для закрепления полученных знаний  предлагались дидактические игры «Засели  лес животными», «Что за птица», подгруппами составляли рассказы «Что мы видели в лесу».

Литература:

1.  Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 53.

2 .Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.  М.: Академия, 2001г.

3. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992г.

4.  « Четыре времени года», С.А. Веретенникова, А. А. Клыков. М. Просвещение. 1996 г.

Источник