Эколого биологическое направление развития ребенка

Hина Церенова
Дополнительная модифицированная программа эколого-биологического направления развития «Юный эколог»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно – эстетического направления развития детей №4»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

СОГЛАСОВАНО Утверждена

Заведующий МКДОУ Педагогическим советом

«Детский сад №4» МКДОУ «Детский сад №4»

___ А. А. Козека «___»___ 20___г.

Дополнительная модифицированная

Программа эколого-биологического направления развития

«Юный эколог»

(для детей 6-7 лет)

Срок реализации 1 год.

Разработана

воспитателем

МКДОУ «Детский сад №4»

Н. М. Цереновой

п. Новокумский

2013 г

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Эколого-краеведческое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

Цель: Формировать представления о самоценности природы, эмоциональное, положительное отношение к ней, умения экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Задачи: Расширять и уточнять знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. Развиватьпознавательные способности: умение наблюдать, описывать, находить причинно-следственные связи. Обогащать словарь, воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.

Новым в работе кружка «Юный эколог» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.

Условия реализации программы.

Для деятельности кружка используется территория участка детского сада и групповое помещение.

Для выполнения экспериментальной,творческой деятельности имеются следующие материалы:

– краски, кисти, баночки для воды, салфетки, подставки для кисточек, свечки, альбомные листы;

– наглядно-иллюстрированные материалы;

– каменный уголь, мел, песок, глина, морские камни, янтарь, кусочек дерева, гвозди, молоток, сосуд с водой;

– воздушный шарик, стакан с водой, соломинка, свистки, пластиковые бутылочки;

– ножницы, бумага, деревянная палочка, гвоздик со шляпкой;

– семена клёна, репейника;

– снопы ржи и пшеницы;

– стихи, загадки, пословицы о хлебе, воде, воздухе, растениях, солнце, земле, животных;

– гербарий лекарственных растений;

– картон, пластилин, семена овощей и фруктов;

– цветная бумага, клейстер, засушенные листья растений, подставки для кисточек, ножницы, кисточки, клеёнки, салфетки;

– глобус, карта солнечной системы, лампа для освещения;

-черенки растений, баночки с водой для посадки,теневыносливые и светолюбивые растения;

-рисунки с графическим изображений правил.

-схема «Круговорот воды в природе»;

Данная программа содержит 7 блоков, которые выстроены в системе, взаимосвязаны между собой.

1 блок «Человек и природа»

2 блок «Растения»

3 блок «Царица-водица»

4блок «Воздух»

5 блок «Солнечная система»

6 блок «Почва»

7 блок «Животные»

Учебно-тематический план.

1 блок «Человек и природа» (3ч)

п/п Дата Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 6

1. Что такое природа? Понятие о живой и неживой природе. Дать понятие живая и неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. 0,5 0,5

2. Наш дом природа Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано. 0,75 0,25

3. Десять заповедей друзей природы Познакомить детей с десять ю заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению объектам природы. 1 –

2 блок «Растения» (11ч.)

п/п Дата Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 6

1. История маленького зёрнышка Формировать представления об этапах развития и роста растений. 0,75 0,25

2. Зерновые культуры Познакомить детей с зерновыми культурами нашего края. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства. 0,75 0,25

3. Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко Закрепить представление о содержании и значении труда взрослых. Воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу. 1 –

4.Разнообразие видов растений Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения – это деревья, кусты, травы. Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам. 0,75 0,25

5. Части растений Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья. Цветы и какое значение они имеют для растений. 1 –

6. Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений Формировать у детей представления о том, что для нормального развитияи жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва. 0,5 0,5

7. Аппликация из семян овощей и фруктов Учить выполнять аппликацию из семян растений, вдавливая их в пластилин, нанесённый на картон, работать с шаблоном. Развивать силу нажима, глазомер, чувство композиции. – 1

8. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. Познакомить детей с разновидностями растениями в нашем регионе. Учить различать их в природе. Воспитывать гуманное отношение к природе. 1 –

9. Охрана растений нашего края. Красная книга. Познакомить детей с охраняемыми растениями нашего края, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты. 1 –

10. Аппликация из засушенных листьев Учить выполнять аппликацию из сухих листьев, выбирать материал, подходящий для создания образа. Развивать творчество, композицию. 0,25 0,75

11. Путешествие по экологической тропинке Расширять представление детей о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях; рассмотреть муравьиные дорожки, процесс поиска и перетаскивания пищи, показывая роль муравьёв как санитаров природы, формировать правила поведения детей вблизи муравейника. 0,75 0.25

3 блок – «Царица-водица» (5ч)

п/п Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 6

1.Вода вокруг нас Уточнить и расширить знания детей о воде: её свойствах, о формах и видах воды (родники, моря, озёра, океаны). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Воспитывать бережное отношение к воде. 0,5 0,5

Читайте также:  Влияние конструктивной деятельности на развитие ребенка

2. Это волшебница вода (разнообразное состояние воды в природе: лёд, пар, вода) Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т. д., показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. 0,5 0,5

3. Ходит капелька по кругу (Круговорот воды в природе) Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. 1 –

4. Водные растения и животные. Загрязнение водоёмов Познакомить детей с некоторыми видами водных растений и животных, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в одной среде. 1 –

5. Путешествие по дну моря Познакомить детей с обитателями моря, закрепить знания о роли человека в сохранении чистой воды на планете. 1 –

4 блок «Воздух» (3ч)

п/п Дата Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 6

1. Воздух вокруг нас, свойство воздуха. Ветер-движение воздуха Дать представление о воздухе как о материальной среде, и о ветре как движении воздуха. 0,5 0,5

2. Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром Познакомить детей семенами, имеющие разнообразные «крылышки» с помощью которых ветер разносит их. 0,75 0,25

3. Чистый и загрязнённый воздух Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья. 1 –

5 блок «Солнечная система» (5ч.)

п/п Дата Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 6

1. Солнечная система. Солнце – источник света и тепла Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» – солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе. 0,75 0,25

2. Роль света в жизни растений, животных, человека Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе. 0.75 0.25

3. Легенды и сказки о солнце Формировать представления детей о значении солнца через легенды и сказки. 1 –

4. Земля – живая планета. Закрепить представления детей о Солнечной системе. Дать представление об уникальности Земли – на ней есть жизнь, растения, животные, человек, потому что на планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам. Земля-это дом для всех людей, его надо любить и не разрушать, содержать в чистоте. 1 –

5. Земля, с днём рождения тебя!Уточнить представления о жизни на Земле: общие условия, которые имеются для растений, животных и людей- воздух, вода, пища, температура Показать, что в разных местах условия разные- есть территории, где жить легко, но есть горы, песчаные и каменистые пустыни, очень холодные и очень жаркие места, где жить трудно. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая планета». 1 –

6 блок «Почва» (7ч.)

п/п Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 6

1. Почва – верхний слой земли – «Живая земля» Познакомить детей с понятием «Живая земля», с составом почвы, её видами; дать представление о взаимосвязи почвы и растений 0,75 0,25

2. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека 1 –

3.Песок и глина Закрепить знания о минералах: песок, глина. Познакомить с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда).Познакомить детей с народной глиняной игрушкой: дымковской, филимоновской, карпогольской. 0,5 0,5

4. Простые и ценные камни в природе Развивать интерес к камням, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств; называть их свойства и особенности (крепкий, твёрдый, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый); дать представление о поделочных камнях, которые применяются для отделки зданий и изготовление памятников (гранит, мрамор); показать изделия из драгоценных камней, женские украшения, броши, браслеты. 0,5 0,5

5. Сказочный морской камень (коралл) и камень, рождённый деревом (янтарь) Дать представление о том, как образуются кораллы и солнечный янтарь, об их красоте и использовании человеком. Воспитывать бережное отношение к камням и учить видеть их красоту. 0,75 0,25

6. Полезные ископаемые нашего региона (нефть, газ) Дать представление о полезных ископаемых нашего региона (нефти, газе) и их использовании человеком. 1 –

7. Каменный уголь и мел. Познакомить детей со свойствами каменного угля и мела. Закрепить умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, на зывать их свойства и особенности. Дать представления о том, как добывают каменный уголь и мел, как они используются человеком. 0,75 0,25

7 блок «Животные» (4ч.)

п/п Наименование темы Программное содержание Часы теоретические Практические

1 2 3 4 5 5

1. Земноводные. Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные, их особенностями и средой обитания. 1 –

2. Разнообразие животных нашего края. Красная книга. Познакомить детей с животными нашего края. Формировать знания о заповедниках Ставропольского края. Показать необходимость охраны редких видов животных. Воспитывать бережное отношение к природе нашего края. 1 –

3. Животные жарких стран. Дать элементарные представления об особенностях животных, проживающих в Африке. Формировать представления о связях, взаимодействиях и взаимозависимости животных со средой их обитания. 1 –

4. Животные Севера Закрепить знания детей о животных Севера, о жизни их в природе. 1 –

Прогнозируемый результат.

– иметь представления о растительном мире, называть несколько видов растений, произрастающих в нашем регионе;

– иметь представления о процессе выращивания хлеба, называть зерновые культуры нашего края;

– называть 3-5 лекарственных растений, произрастающих в крае; знать правила сбора растений в лечебных и оздоровительных целях;

– иметь представления о животных, уметь различать их;

– иметь представления о формах и видах воды, её свойствах, называть обитателей

водоёмов;

– иметь представление о песке, глине, камнях и их использовании;

– иметь представления о живой и неживой природе, уметь различать их;

– соблюдать элементарные правила поведения в природе;

– проявляют интерес, доброту к природным явлениям и объектам.

В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесёт детям радость, поможет развитию эстетического вкуса. Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

Литература.

1. Николаева С. Н. Методическое пособие к программе «Зелёная тропинка». Руководство для педагогов ДОУ – М.: Просвещение, 2001.

2. Николаева С. Н. Юный эколог: «Программа и условия её реализации в детском саду. Пособие для воспитателей ДОУ – М.: Мозаика – Синтез, 1999г

3. Грехова А. И.В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие 5-е издание, стереотипное – М.: ЦГЛ;Ставрополь: Сервис – школа, 2

Читайте также:  Игрушки для развития моторики для 4 месячного ребенка

4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А.

Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы М.: ВАКО,2011.-240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

5. Соломенникова О. А.

Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104 с.

6. Коломина Н. В.

Воспитание основ экологическойкультуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 005. – 144 с. (Серия «Программа развития»

7. Костюченко М. П.

Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет/ авт. -сост. М. П. Костюченко. –Волгоград: Учитель, 2013

8. Новикова И. В.

Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям. / И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева –Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с.: ил. – (Детский сад: день за днём).

9. Машкова С. В., Суздалева Л. А.

Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт. -сост. С. В. Машкова и др. -Изд. 2-е. испр. –Волгоград: Учитель,2013. -174 с.

10. Мирилова Т. Л.

Экология. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. /Автор-сост. Т. Л. Мирилова.-Волгоград: ИТД «Корифей».-112с.

11. Бондаренко Т. М.

Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада:Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж:ЧП Лакоценин С. С., 2007.-666 с.

12. Фисенко М. А.

Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. /Сост. М. А. Фисенко. –Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Журналы «Дошкольное воспитание»:

13. № 7 – 2000г. ,

14. № 7 – 2005г. ,

15. №11– 2000г. ,

16. № 9 – 2000 г. ,

17. №7 – 1993 г.

Источник

                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

                                         «Юный эколог»

                       ( эколого-биологической направленности)

                                    Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

                                                                                          В. Сухомлинский.

Кружок «Юный эколог» имеет эколого-биологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.

При изучении  тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Цель:   формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

1. Формировать систему элементарных понятий об окружающем мире,  взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Развивать познавательный интерес к миру природы.

4. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

В основе программы лежат следующие принципы:

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от  простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Основные формы и методы работы:

– Экскурсия

– Наблюдение

– Беседа

– Исследовательская деятельность

– Экспериментальная деятельность

– Проектная деятельность

– Эколого-биологические игры, игры-путешествия

– Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Условия реализации программы :

– Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород.

– Фонд методических, наглядно – иллюстрированных материалов;

– В группе создана  мини-лаборатория для организации и проведения опытов с объектами природы.

Ожидаемый результат:

      Показателями высокой эколого-биологической культуры детей следует считать:

– Интерес к объектам живой и неживой природы;

– Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

– Желание заботиться о живых объектах природы;

-Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

– Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

– Попытка оценивать свое поведение.

В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

Срок реализации- 2016-2017 уч/год.

Время проведения в режиме дня –2 раза в неделю во второй половине дня, всего 8 (9)  занятий по 30 минут – в соответствии с СанПиН.

День недели – вторник, четверг

                                             Тематический план

месяц

№п/п

          тема

цель

методические приемы

Октябрь

1

«Что такое природа?»

 Учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.

                                                              Чтение стихов, беседа, д/игры, опыт, рассматривание слайдов.

 2  

«Лес как экологическая система»

Сформировать понятие «этажи леса»; выявит взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания : «Мы нужны друг другу на земле».

Беседа. эколог. игры, загадки, рассматривание слайдов.

3

  «Я – человек»

Развивать представление детей, что человек – часть природы; уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки.

Беседа, рассматривание иллюстраций, мини-викторина, опыт.

4

«Планета Земля в опасности!»

Дать детям представление о том, что планета  Земля- это огромный шар; расширить представление детей о природоохранной деятельности человека; обогатить знание детей о правилах поведения на природе.

Чтение стихов, беседа, игры, рассматривание слайдов.

Ноябрь

5

«Как растения готовятся к зиме»

Сформировать представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону; дать знания о способах распространения семян.

Загадки, беседа,

рассматривание слайдов, экскурсия по территории детского сада.

6

«Воздух – и его свойства» (опытно- экспериментальная д-ть)

Закреплять и расширять знания детей о свойствах воздуха; развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

7

«Путешествие капельки»

Формировать представления о круговороте воды в природе; развивать самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

Загадки, беседа,

рассматривание слайдов, схема изображения круговорота воды в природе, игры.

8

« Что такое огонь?»

Познакомить детей с огнём как явлением неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле и как противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть)

Беседа, рассматривание слайдов.

9

        «Если хочешь быть здоров»

Закрепить представления детей  о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях.

Беседа, рассматривание слайдов.

Декабрь

10

«Кто главный в лесу?»

Дать представление о леснике – человеке, который заботиться о лесе.

Беседа, рассматривание слайдов.

11

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни.

  Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование.

12

«Вода» (опытно- экспериментальная д-ть)

Закреплять и уточнять знания детей о свойствах воды.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

         Январь

13

«Что мы знаем о птицах»

Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни.

Чтение стихов, беседа, игры, рассматривание слайдов.

14

«Дикие животные зимой в лесу»

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу.

Беседа, загадки, рассматривание слайдов, игры.

15

«Животные жарких стран»

Углубить представления детей о многообразии живых существ.

Чтение стихов, беседа, загадки, рассматривание слайдов.

16

«Дерево»

(опытно- экспериментальная д-ть)

Закреплять  и уточнять знания детей о свойствах дерева.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

Февраль

17

« Лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах.

Беседа с элементами труда.

18

« Пищевые цепочки в лесу»

Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.

Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование.

19

«Комнатные растения-спутники нашей жизни»

Рассказ воспитателя, наблюдение, практическая работа.

 Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними.

20

«Загадки природы»

Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём, пустыня).

  Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование.

21

«Как появляются горы?»

Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор.

Беседа, рассматривание слайдов, опыты.

                         Март

22

« Красная книга – сигнал опасности»

  Познакомить детей с    «Красной книгой», дать представления о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. 

Беседа, рассматривание слайдов.

23

«Магнит» (опытно- экспериментальная д-ть)

Познакомить детей с магнитом и его свойствами.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

Апрель

24

«Кто живет в воде»

Познакомить детей с представителями водных животных.

Беседа, рассматривание слайдов, игры.

25

«Солнце – большая звезда»

 Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Беседа, д/игра, опыт.

26

«Весенний пейзаж»

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Чтение стихов, беседа, загадки, рассматривание слайдов, игры.

27

«Всё обо всём»

(опытно-экспериментальная д-ть)

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе .

Самостоятельная

опытно-экспериментальная д-ть детей.

                                         Май

28

«Песочные фантазии»

(опытно-экспериментальная д-ть)

Расширять кругозор детей, закрепить знания  о свойствах песка.

Рассматривание слайдов, беседа, опыты.

29

«Будем беречь  и охранять природу»

Развивать представления детей о том ,какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению.

Рассматривание слайдов, беседа,

д/ игра.

30

«Знатоки природы»

Закрепить знания детей о природе.

Игра – викторина

(участие родителей).

31

«Здравствуй, лето!»

Углубить и обобщить представления детей о лете, его признаках.

Беседа, загадки, чтение стихов, рассматривание слайдов, игры.

Читайте также:  Занятия с ребенком 2 лет для развития речи домашние

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы эколого-биологического кружка «Юный натуралист»

Результаты  экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

Группа детского сада_________________________________________________

Дата проведения мониторинга__________________________________________

Имя, фамилия________________________________________________________

Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений _____________________________________________

Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира _________________________________

Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона______________________________________

Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов __________________________________________________

Имеет представления об экологии , называет факты отрицательного воздействия человека на природу _________________

Имеет представления о правилах поведения в природе________________________

Имеет представления о явлениях природы, и их свойствах, значении____________

Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________

Сформированы основы экологического сознания____________________________

 Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий.

Взаимодействие с семьями:

– Папка-передвижка «Какие опыты можно провести дома»

– Конкурс плакатов «Защитим наш лес!»

– Консультация  « Дыхательная гимнастика для детей»

– Игра – викторина «Знатоки природы»

Список используемой литературы :

1. Воронкевич О.А.  «Добро пожаловать в экологию», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2012.

2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», г. Москва «ВАКО» 2015.

3. Николаева С.Н. «Юный Эколог»(система работы в подготовительной группе), г. Москва «Мозаика-Синтез» 2010.

4. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2013.

5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2010.

Источник