Экология влияет на развитие ребенка

Экология влияет на развитие ребенка thumbnail

Человек тесно связан с окружающей средой и подвержен ее влиянию. Особенно это касается детей.

Какую роль в состоянии здоровья играют внешние экологические факторы?

Какие меры предпринять для защиты малышей от неблагоприятного воздействия?

Об этом — в нашей статье.

Содержание:

  • Что такое окружающая среда и как она влияет на здоровье ребенка
  • Положительное влияние экологии
  • Отрицательное влияние экологии
  • Защитные меры

Что стоит понимать под окружающей средой и как она в общем влияет на здоровье ребенка

Окружающая среда — это совокупность условий, которые на нас влияют в данный момент времени и пространства.

Ученые говорят о том, что степень влияния окружающей среды на здоровье ребенка весьма высока.

Безусловно, пребывание на природе приносит пользу подрастающему человечку.

Но, помимо этого, есть и негативные стороны нынешней экологической ситуации.

Загрязненная тяжелыми металлами и токсинами биосфера может вызвать отравление в юном организме, спровоцировать у него различные заболевания.

Положительное влияние экологии

Положительное влияние экологии на детей

Окружающая природа дарит множество пользы детскому организму.

  1. Прогулки на свежем воздухе повышают иммунитет ребенка, насыщают легкие кислородом и улучшают обмен веществ. Помимо этого, они развивают физические и психические навыки малыша.
  2. Солнечный свет повышает количество витамина Д в организме, а значит, препятствует возникновению рахита.
  3. Активная прогулка — это и профилактика близорукости. Ведь ребенку часто приходится переводить взгляд с близких предметов на дальние. Не говоря уже о том, что это не приносит вреда глазам, в отличие от компьютерных игр и мультфильмов.
  4. Зимний морозный воздух наиболее чист и насыщен кислородом. Он повышает мозговую деятельность и улучшает сон.
  5. А купание в водоемах — это действенный и веселый способ развить физические навыки и закалиться.

Отрицательное влияние экологии

К сожалению, человек своими действиями наносит большой ущерб окружающей природе.

Отсюда возникают негативные экологические факторы, которые считаются опасными для подрастающего поколения.

Воздух

Проживание у оживленной автомобильной дороги повышает у детей риск появления бронхиальной астмы. Ведь пыль и другие вредные частицы способны вызывать сильнейший кашель и спазмы.

Также грязный городской воздух может спровоцировать аллергический насморк, раздражение глаз или конъюнктивит.

Вода

Купание в загрязненных водоемах может привести к заражению кожи.

Водопроводная вода зачастую содержит много солей, а также обеззараживается хлорированием. А это может негативно сказаться на здоровье мочевыделительной системы ребенка.

Предметы быта

Косметика и бытовая химия часто провоцируют сильную аллергию. Это происходит из-за чрезмерного количества антибактериальных компонентов, которые в них содержатся.

А дешевые одежда и игрушки, которые не имеют нужных сертификатов, могут вызвать отравление малыша.

Другое

В эту категорию можно отнести:

  • солнечную радиацию;
  • электромагнитное излучение;
  • продукты с ГМО, консервантами и т.д.

Защитные меры

Как защититься от негативного влияния экологии

Как же обезопасить своего малыша от негативного влияния окружающей среды?

Родителям следует четко придерживаться рекомендаций специалистов.

  1. Как можно больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе. Желательно это делать за городом, в лесу. А еще лучше все лето находиться в деревне или на даче.
  2. Установить дома очиститель воздуха, который собирает пыль и другие негативные примеси.
  3. Регулярно проводить влажную уборку. Лучше избавиться от ковров, больших мягких игрушек и других “пылесборников”, а книги спрятать на застекленные полки.
  4. Для питья использовать очищенную воду. Стоит поставить дома специальный фильтр.
  5. Как можно меньше употреблять продукты с консервантами, стабилизаторами и т.д. Детская еда должна быть как можно более простой.
  6. Давать ребенку витамины, препараты с йодом и кальцием, иммуномодуляторы. Но делать это только по совету врача.
  7. Отказаться от курения в тех помещениях, где бывает малыш. Это касается и курения на улице рядом с ребенком.
  8. Не разрешать детям купаться в стоячих водоемах. Лучше приобрести надувной бассейн.
  9. Не позволять ребенку слишком долго играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы. Пользование гаджетами должно быть строго дозировано.
  10. В жаркие солнечные дни гулять до 10-11 утра и после 15 дня. Это поможет уберечь малыша от вредных солнечных лучей.
  11. Учить детей культуре поведения на природе и в быту, чтобы не загрязнять, а улучшать экологическую обстановку вокруг.

Окружающая среда может принести не только пользу, но и вред детскому организму. Но родители могут минимизировать отрицательное влияние. Для этого нужно выполнять простые правила и приучать к ним детей.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Марита Жиляева
Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников

Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников

«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его

высокий уровень здоровья, вполне возможно”. Академик Н. М. Амосов

Окружающая среда – один из факторов, влияющих на здоровье и образ жизни детей. Детский организм более чувствителен к изменению окружающей среды. Доказана прямая связь между здоровьем детей и различными факторами экологии.

Положительное влияние экологии. Большинство из нас всегда стремится к природе – в горы, в лес, к берегу моря, озера или реки, где чувствуется прилив сил. Окружающий ландшафт способен оказывать на эмоциональное состояние ребенка различное влияние. Пребывание на свежем воздухе и созерцание красот природы успокаивает нервную систему и стимулирует жизненный тонус. Не менее серьезное влияние на самочувствие детей и оказывают погодные условия. Всем хорошо известно, что воздух около текущей воды бодрит и освежает. Объясняется это тем, что в нем содержится большое количество отрицательных ионов, положительно влияющих на здоровье. Именно по этой причине свежим и чистым представляется воздух после грозы. Нельзя не отметить богатство лекарственных средств,которые дарит нам природа: лекарственные растения, морская соль, лечебная глина, грязи, минеральная вода и многое другое.

Влияние плохой экологии на здоровье. Множественные факторы окружающей среды, оказывают влияние на организм ребенка, его физическое и умственное развитие, на дыхание, обмен веществ, кровообращение, процесс пищеварения и т. д. Качественные и количественные изменения в обмене веществ, спровоцированные изменениями в экологии, могут вызывать и нарушения в росте и строении организма.

Плохое экологическое состояние ухудшает здоровье детей, вызывая отравление токсинами и тяжелыми металлами, кроме того, провоцирует развитие гиперактивности у детей.

Воздух. Загрязненный воздух сегодня остается одной из главных проблем любого крупного города. Доказано, что проживание поблизости оживленных автострад повышает вероятность развития бронхиальной астмы у детей. Сажа, пыль и другие мелкие частички, содержащиеся в загрязненном воздухе, способны вызывать спазм бронхов и сильный кашель, они раздражают слизистую оболочку носа и могут спровоцировать появление аллергического насморка, и послужить причиной раздражения глаз, появления конъюнктивита.

Вода. Купание в загрязненных водоемах, в особенности, если это пруд со стоячей водой, способно привести к заражению контагиозным моллюском. Намного более трудно обходиться без водопроводной воды, имеющей

повышенную жесткость из-за чрезмерного содержания солей. С целью минимизировать негативное воздействие данных компонентов, желательно использовать дома фильтры для очистки воды. Вода — это жизнь, ведь без нее не может существовать ни одно живое существо. Нужно с рождения приучать ребенка к употреблению необходимого количества жидкости для здоровья и хорошего самочувствия.

Защитные меры. Чтобы свести к минимуму вредное влияние загрязненной экологии на здоровьедетей нужно следовать простым советам:

• проводите больше времени с детьми на свежем воздухе – за городом, в лесу. Чистый воздух – лучшее лекарство для легких;

• установите дома специальный очиститель воздуха, который собирает разные неблагоприятные примеси и пыль;

• регулярно проводите влажную уборку, спрячьте все книги за стекло на полку, избавьтесь от ковров, собирающих пыль;

• для питья лучше всего использовать только бутилированную воду. Желательно, готовить на воде, очищенной с помощью фильтра;

• максимально ограничить употребление продуктов, в которых содержатся стабилизаторы, консерванты и прочие добавки, оказывающие плохое влияние на состояние организма. Пища детей должна быть максимально простой;

• в районах с плохой экологией детям чаще назначают витамины, антиоксиданты, препараты, содержащие йод и кальций, иммуномодуляторы;

• защитить детей от электромагнитного излучения можно, ограничив время их пребывания перед компьютером, телевизором, использование мобильного телефона и т. д.

Подводя итоги, можно сказать, что для сокращения негативного влияния экологии на детей мы должны сами заботиться об окружающей среде, прилагая как можно больше усилий для поддержки того природного баланса, в котором человечество способно существовать нормально.

Мы часто говорим детям фразу: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Но как оказалось не всякая вода и не всякий воздух полезен и солнце в одном случае дарит здоровье, в другом попросту убивает. Поэтому, крайне необходимо научить детей правильному пониманию положительного и отрицательного влияния различных факторов среды на их здоровье. Научить их получать от природы только заряд бодрости и хорошего настроения.

Источник

Доклад «Влияние экологического воспитания на развитие ребенка»

 «Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир

                                                                  природы с безграничным богатством явлений,
                                                                           с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
                                источник детского разума».

В.Сухомлинский

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли, над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном обществе.      Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе

чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом,

бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной

ценности. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы  – это наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.

      Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», – писал И. Тургенев. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом»  и уникальностью – вот наша задача.

      Природа  и  человек   взаимосвязаны  друг  с  другом.  Хорошо  понимая важность  экологических  проблем,  необходимо  учить  ребят  правильному образу  жизни,  милосердию,  ощущению  себя  частичкой  природы.

        Природа — важнейшее средство духовно-нравственного и экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми,  дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

      Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

     “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.  В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.

       Основой работы по духовно-нравственному и экологическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы:  

  – системность;

  – интеграция;

  – учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;                            

  – обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей;                

  – уважение  личности каждого ребенка;

  – преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

      В группе создана соответствующая развивающая среда. Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные, календарь природы. Имеется соответствующий  материал  для поисково-исследовательской деятельности, опытов и наблюдений. Различные дидактические игры экологического содержания. Мини – библиотека, где собраны разнообразные познавательные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей  природоведов Пришвина, Бианки я использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе наших известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина и других.

       Для реализации задач экологического воспитания через  духовно-нравственное состояние ребёнка  использую  следующие методы, формы и методические приёмы обучения.

Формирование экологических понятий у  дошкольников лучше  осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую и духовно-нравственную направленность. Такие задания как экологические карты  раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого дошкольники  чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

       В  экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

      Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому и духовно-нравственному  воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными, насекомыми . Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе, и охрана природы. Находясь с ребятами на экскурсии по нашему городу, ребята видели красоту города, памятников, они наблюдали за деревьями, кустарниками и определяли для чего нужно городу деревья и кустарники, и правильное отношение к ним. Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических  и духовно-нравственных чувств.

      Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения ” Найди по описанию”, “Что, где растёт?”, “Узнай и назови”, “Вершки – корешки”, “Чудесный мешочек”, “Угадай животное”, “Отгадай и нарисуй”, “Когда это бывает? “, “Загадки о животных” на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных .  Детям очень нравится  играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром “Султанчики”, ” Разноцветные ленточки”. Через игры они научились определять силу и направление ветра.

      Часто на занятиях  по формированию экологических представлений используется  художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: “А его кто-нибудь спасёт?”, “А они не замёрзнут?”, “А почему ему никто не помог?” В этих случаях важно донести до детей смысл произведения. А сказка «Подснежник» заставляет ребят задуматься над своим отношением к природе, к редким растениям, о том, что только от нас, людей, зависит, сохраним ли мы красоту своей планеты или нет.

Сказка «Подснежник»

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало много подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему хотелось унести эту красоту. Он собрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, они спросили, где он набрал такой красивый букет. Вова был добрым мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Но что он там увидел? Вместо небесно голубых  цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал.

      Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности, определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах  о необходимости  жить в гармонии с природой.

Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и

мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности, в воспитании  экологического мировоззрения выявляются две стороны:

первая – экологическое сознание,

– вторая – экологическое поведение.

Экологическое сознание формируется в непосредственной образовательной деятельности , а экологическое поведение формируется  годами в практической деятельности. Экологическое воспитание – составная часть духовно- нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

      Таким образом, духовно- нравственное и экологическое  воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.

Список использованной литературы

1.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980.

2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982

3.Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.

4.Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М., Просвещение,1985.

Источник