Экологические праздников в развитии ребенка

Елена Сайнахова
Экологические праздники и досуги как средство развития у дошкольников эмоционального отношения к природе

Экологические праздники и досуги как средство развития у дошкольников эмоционального отношения к природе

Главной формой экологического воспитания детей в ДОУ являются занятия, на которых дети познают огромный и интересный мир природы. Но самым эмоциональным и увлекательным познанием природы являются праздники и досуги.

Значение праздников и досугов как формы экологического воспитания детей трудно переоценить.

Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка не возможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того чтобы преодолеть расхождения между знаниями моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию.

Эмоциональное развитие, “воспитание чувств” детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталон эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе.

Роль праздников и досугов заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Они несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе праздников и досугов, является деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждении, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок, но не чаще одного раза в 1,5—2 месяца. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.

В ходе праздников экологической направленности дети не только получают положительные эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью, снежной и ледяной скульптуре (зимой, весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвящённые воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

Одним из наиболее значимых является праздник, посвящённый Дню Земли; он создаёт масштаб видения планеты, её значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как её важной части. Сценарии праздников могут быть различны, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

Интересны праздники, посвящённые писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Например, в подготовительной группе можно организовать праздник, посвящённый А. С. Пушкину. Чтение отрывков из произведений, посвящённых природе, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). В сценарий можно включить стихотворения «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина»: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…», «В тот год осенняя погода…», а также из поэмы «Цыганы» «За весной, красой природы…» и других произведений. Поэтические праздникимогут носить сезонный характер: например, в сценарии «Зимушка-зима» включаются стихи разных поэтов (А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина) – дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.

В старшей группе праздники могут быть построены на произведениях С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковский, у которых не мало стихов о животных, написанных с любовью к ним.

Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы – их организует воспитатель.

приготовил: воспитатель Сайнахова Е. В.

Источник

Олеся Викторовна Порох
Место и значение праздников и развлечений в экологическом воспитании старших дошкольников

Значение праздников и развлечений в системе экологического воспитания детей трудно переоценить.

Экологический досуг – эта форма организации деятельности дошкольников. Экологическийдосуг включает в себя: организацию театрализованной деятельности, в ходе нее дети инсценируют уже известные им литературные произведения природоведческого характера, а также разрабатывают собственные сценарии экологических сказок, литературно-музыкальные развлечения, посвященные временам года.

Экологические праздники – это расширенный вариант экологического досуга. На данном этапе особое внимание обращено на использование в сценариях поэтических и музыкальных произведений, репродукций картин художников – пейзажистов. Все это усиливает впечатления ребенка о красоте и неповторимости природы. Полученные в ходе праздника положительные эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.

Гармоничное становление личности ребенка не возможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того чтобы преодолеть расхождения между знаниями моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию.

Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталон эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе.

Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

Поскольку праздники и развлечения – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развиватьу детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.

На мой взгляд наиболее полным понятием является определение предложенное С. Д. Дерябо, В. А.Ясвиным: «Экологический праздник – это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате» .Данным вопросом занимались такие исследователи как С. Д. Дерябо, М. Б. Зацепина, Л. П. Молодова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова В. А. Ясвин, и др.

Экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию. С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Экологические праздники углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки. Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей, и взрослых.

Так как роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, то важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода стараться вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе праздников и развлечений, является деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждении, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том, или ином случае. Педагогический смысл экологических праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в целом, поэтому рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок.

В ходе праздников экологической направленности дети не только получают положительные эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения.

Список используемых источников:

1.https://www.studfiles.ru/preview/2238513/page:19/

2.https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00482525_1.html

Источник

                                                                                               С. Б. Фролкина                                         

                                                                          БДОУ г. Омска «Детский сад № 88 комбинированного вида» 

Экологические праздники и развлечения. Их роль в эстетическом и духовно-нравственном воспитании дошкольников

           Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас Доме – на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе даёт возможность наилучшим образом приобщить ребенка к Красоте, Гуманности, Здравому смыслу…                            

               Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с нами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.

                Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы, от нас они узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-рябушку», про котика, который качает люлечку, про заиньку, что горенку метёт. Очень нравятся детям песенки про «Петушка- золотого гребешка», про всяких птичек-невеличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше – про ворона, который « сидит на дубу, играет во трубу».

                Общение с природой вызывает у человека положительные эмоции и чувства: он получает эстетическое удовольствие от красоты растений и животных, от приятных звуков – пения соловья, стрекотания кузнечика, от нежного запаха цветов, созерцая прелесть цветущих растений. Красоту природы люди отражают в различных изделиях и произведениях искусства (создают игрушки в виде животных, используют растительные элементы в различных видах художественной росписи, в плетении кружев, создании рисунка на ткани). А дети через музыкальную деятельность учатся видеть и чувствовать красоту природы в песнях, танцах, в стихах. Общаясь с природой, человек также развивается духовно и нравственно. Замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее. Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и голосам животных. Из музыкально-дидактических игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, что все животные хорошие, добрые, что они живые и их нельзя обижать, к ним надо относится бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

                 Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о берёзке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т.д.

                  А какие лица у детей, танцующих с цветами на празднике, зная что эти цветы не сорваны, а сделаны своими руками!

                  Одним словом а работаю над тем, чтобы через музыкальную деятельность, в игровой непринужденной форме, дети получали и закрепляли элементарные экологические знания, развивались эстетически, духовно и нравственно.

                  Важную роль в обретении экологической культуры и воспитании через неё духовно- нравственных и эстетических чувств, занимают экологические праздники, досуги, развлечения. Их цель – посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, к семье, к истории, к культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. На таких мероприятиях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, где полно всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы, животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. Помимо музыкального развития, такого рода мероприятия усиливают эмоциональное восприятие ребенком природы, окружающего мира, помогают закреплять знания о сезонных изменениях в природе, расширяют представления об экологических цепочках в разных экосистемах, развивают творческие способности детей, способствуют формированию духовного и эмоционального мира ребенка.

                  Проведению праздников предшествует очень большая предварительная работа. Дети их ждут с нетерпением, готовятся к ним, придумывают костюмы, изготавливают поделки своими руками с помощью взрослых. Действующими лицами многих инсценировок-сказок являются различные зверушки, что всегда интересно и близко детям.

                  Сценарии праздников я стараюсь составлять так, чтобы они носили познавательно-развлекательный характер новой экологической направленности, с учетом не только тематики праздника, возрастных особенностей, а также и времени года. Планы мероприятий и сценарии обсуждаются совместно с воспитателями тех групп, которые принимают участие в празднике. Заранее определяется роль и обязанности каждого из педагогов как во время подготовки, так и во время проведения праздника. При необходимости работаю с каждым из воспитателей индивидуально, особенно с ведущим, который должен хорошо знать весь материал, чтобы уверенно чувствовать себя в любой ситуации, видеть всех детей и взрослых, принимать решение в нужный момент. От подготовленности взрослых, от их организованности и заинтересованности во многом зависит удачное проведение праздника и хорошее настроение детей.

                  Задолго до праздников, совместно с воспитателями, мы проводим  интересные беседы на экологические темы, которые позволяют скорректировать имеющиеся у дошкольников первоначальные знания, например о лесе и его обитателях, о взаимосвязи между ними, о роли леса в жизни человека, о влиянии людей на жизнь леса. В ходе бесед мы формируем новые экологические знания, в том числе и нормах поведения в лесу, побуждаем детей к размышлениям, учим анализировать свои и чужие поступки, воспитываем эмоциональную отзывчивость,  такие духовно-нравственные качества как трудолюбие, честь, совестливость, развиваем наблюдательность.

                Широко использую художественное слово, фольклорный материал. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, к традициям и обычаям своего народа, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка.

                 Большое внимание уделяю подбору музыкального материала, ведь музыке на празднике отводится ведущая роль. Например для музыкальной игры «Бабочки и цветы» музыка должна быть легкая, игривая, порхающая, которая ассоциируется с полетом бабочек. Перед началом игры  обращаю внимание детей на то, что поможет в игре именно музыка. Её надо внимательно слушать и она подскажет, когда мы будем «летать», а когда «сядем на цветы». Так музыка в игре станет руководителем – дети постепенно научатся слушать и слышать музыкальное произведение, чувствовать его настроение. Знакомлю детей с образцами классической музыки. С большим интересом дети слушают звуки природы: голоса весеннего леса, голоса птиц, шум моря и т.д.

                 Тщательным образом подбираю песенный репертуар. Дети с удовольствием исполняют песни о природе, о красоте родного края, о сезонных изменениях в природе («Прогулка» сл.Л.Поляк, муз. Девочкиной; «В золотой карете» сл. и муз. Олиферовой; «Доброта» сл.и муз. Е.А. Гомоновой; «Не обижайте муравья!» муз. Абелян; ), хороводы «Май- кудрявый мальчуган» муз. Юдиной; «Берёзка» муз. Т. Попатенко и д.р.

Эти песни, несложные и понятные по содержанию, воспитывают любовь и бережное отношение к природе, формируют новые экологические знания, воспитывают эмоциональную отзывчивость. Дети получают эстетическое удовольствие от собственного исполнения, так как все они мелодичны и красивы.

                  В праздники и развлечения я включаю различного вида игры: дидактические, музыкальные, хороводные, пальчиковые, речевые, игры-эстафеты. В результате пополняется словарный запас детей, закрепляются названия цветов (муз. игра «Цветы и пчелки», дид. игра «Посади цветы»), названия съедобных и несъедобных грибов (муз. дид.  игра «Найди грибок»), названия ягод, овощей, фруктов (муз. дид. игра «Что в корзиночке моей?», пальчиковая игра «Варим суп»), названия птиц (муз. дид. игра «Ни сорока, ни ворона…») и д.р. Дети умеют классифицировать предметы, животных и птиц, фрукты и овощи.

                 В танцах и инсценировках дети учатся имитировать движения животных, птиц, насекомых, знакомятся с их повадками. Помогает им в этом правильно подобранная музыка, характер которой дети передают в движениях.

                Огромное значение имеет эстетичное, красочное оформление зала. Для этого я постоянно работаю над изготовлением и обновлением декораций (красочные ширмы по временам года, кусты, деревья, грибы). К каждому празднику я сама шью новые элементы костюмов, изготавливаю атрибуты к играм и танцам. Хочется чтобы дети выглядели красиво, чтобы эстетические задачи не уступали другим воспитательным задачам.

                C темой экологии я связываю свою работу музыкального руководителя много лет. За этот период достигнуты определенные результаты. Мною разработаны, подготовлены и проведены ряд экологических утренников, праздников, развлечений. Эти мероприятия были неоднократно показаны для студентов Педколледжа №4, слушателей курсов ИПКРО, членов творческой группы МОУ ЦТР и ГО «Перспектива»  «Реализация регионального компонента содержания образования «Краеведение» через воспитание у дошкольников любви к природе родного края».                                                                

                Своим материалом, разработками, сценариями, опытом работы я с удовольствием делюсь с коллегами.

                Наблюдая за детьми совместно с воспитателями, мы также видим результаты своей работы: дети замечают красоту и прелесть природы, бережно к ней относятся; знают характерные особенности времен года, замечают сезонные изменения в природе; умеют выстраивать элементарные связи между природными явлениями и жизнедеятельностью живых объектов.                                                                

               Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают в ходе подготовки и проведения экологических мероприятий, слушая музыку, исполняя песни, танцуя, участвуя в сценках, служит хорошей почвой для нравственно-эстетических проявлений. Ребенок, которому свойственна бодрая, веселая настроенность, большей частью благожелательно расположен к окружающим, деятелен. Если наряду с этой бодрой настроенностью постепенно развивается способность любить песню, стихи, любоваться природой, то это признаки обогащенной внутренней жизни ребенка. Выражаясь образно, можно сказать так: «Наши души как растения: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко – и семечко проросло!». Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже проявление экологической культуры. А как это нужно и птицам, и животным, и всем людям!

Источник