Эффективность коррекционной помощи ребенку с нарушением развития
МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ
М.Ю. Смыслова
Согласно данным федеральной службы государственной статистики за период с 2012 по 2018 год численностей детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Российской Федерации возросла с 561 000 до 655 000 человек. Эта цифра может увеличиться до 1000 000 если применить международные критерии оценки, и имеет неуклонную тенденцию к росту.
Весь спектр проблем, связанных с детской инвалидностью расходится подобно кругам на воде и негативно влияет на социальную, культурную, политическую жизнь общества. Таким образом, перед государством и обществом в целом, встает задача совершенствования политики и социальной защиты данной категории детей с целью уменьшения негативных тенденций явления детской инвалидизации.
Одним из наиболее актуальных способов достижения этой целей является модификация системы оказания комплексной ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям группы риска и их семьям. В настоящее время наблюдается нехватка доступных протоколов, направленных на выявление и коррекцию нарушений и задержки в развитии детей раннего возраста и потому представляется целесообразным дополнить существующие программы положениями из методик раннего развития детей, которые используются по всему миру.
Методика Глена Домана уделяет большое внимание двигательной активности ребенка, исходя из положения, что передвижение – это основа жизни. Возможно дополнение программ коррекций нарушений в развитий динамической гимнастикой, программами развития равновесия и улучшения дыхания. Высокоразвитый интеллект берет свое начало в человеческой подвижности и деятельности рук [1;5]. Многосторонние знания об окружающем мире достигаются по данной методике путем ежедневного стимулирования мыслительной среды с помощью комплектов карточек с картинками, наборами слов и точек для обучения ребенка общению, чтению, счету.
Стимулировать развитие речи, путем улучшения фотографической памяти возможно используя флеш-карточки по методике японского ученого Макото Шичида. Информация малышу подается в виде сменяющихся картинок с различными тематическими изображениями. Занятия с таким видом материала позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам. Особая роль в обучении по методике отводится родителям – они постоянно присутствуют на занятиях, принимают в них активное участие, хвалят ребенка, что дает детям чувство защищенности и уверенности в своих силах и, в конечном итоге, способствует гармонизации отношений в семье.
Позитивное социальное поведение может быть достигнуто в ходе сенсомоторных занятий по методикам Марии Монтессори. Получение знаний достигается путем использования специальной развивающей среды, сформированной с учетом сензитивных периодов развития ребенка, задействующей все органы чувств ребенка и дающей ему стимулы к развитию. Строгая логическая организация рабочего пространства позволяет детям успокоиться, сосредоточиться, таким образом уменьшаются проявления агрессивности, гиперактивности. Для ребенка порядок – это земля на которой мы стоим [2;77]. Целесообразным представляется наполнение развивающей среды пособиями по методикам Сегена, Кюизенера, Дьенеша. Задания на их основе помогут ребенку раскрыться с творческой стороны, стать самостоятельнее.
Использование различных методик раннего развития в качестве дополнения психолого-педагогического воздействия помогает достигнуть нормализации функций, нормализовать темп и ход психического развития и предупредить развитие вторичных нарушений.
Литература:
- Доман Г. Гармоничное развитие ребенка – М.: «Аквариум», 1996. – 219 с.
- Монтессори М. Дети-другие – М.: «Карапуз», 2004. – 336 с. – (Педагогика детства)
Источник
Елена Малышева
Коррекционная помощь ребенку с множественными нарушениями в развитии
Автор: учитель-логопед, дефектолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 452 «Родничок» города Нижнего Новгорода
Появление в семье ребенка — одна из самых больших радостей в жизни. С детьми родители связывают свои самые светлые надежды. Уход за малышом требует много времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.
Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья ставит его родителей перед рядом серьёзных проблем, к которым они не готовы морально.
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 452 «Родничок» города Нижнего Новгорода работает группа компенсирующей направленности кратковременного пребывания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА). Кроме первичного дефекта, у детей отмечаются множественные вторичные нарушения: нарушения слуха, зрения, сенсорных процессов, пространственного восприятия и т. д. Группу посещает 10 детей, имеющих инвалидность, в возрасте от 3 до 8 лет.
Для этих детей в детском саду созданы все необходимые условия. Имеется пандус, подъемник, вертикализатор, специальное кресло. Группа и все помещения (медицинское отделение, бассейн, музыкальный зал, кабинет логопеда, дефектолога и др., которые посещают дети, находится на первом этаже.
Создана специальная развивающая среда для индивидуального развития каждого ребёнка в соответствии с возрастными особенностями и психофизическими возможностями детей. Особое место уделяется играм и пособиям для развития речи и психических процессов.
Работа по коррекции речевых нарушений у детей с НОДА предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию речи, учитывающих сложный характер нарушений.
Мы придерживаемся основных принципов коррекционно-педагогической работы:
• Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
• Поэтапное развитие всех нарушенных функций речевого развития.
• При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень речевого развития, на котором он находится.
• Коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций.
• Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне его ближайшего развития».
В данной статье мы раскрываем опыт работы с одним из воспитанников, посещающим группу кратковременного пребывания.
Игорь посещает группу кратковременного пребывания с 3 лет. Из первой беседы с родителями мы узнали, что дома выполнялись только назначения врачей и никакой педагогической работы с ребенком не проводилось.
Психолого-медико-педагогическое обследование выявило, что у ребенка, кроме основного диагноза (детский церебральный паралич, отмечается низкий уровень развития речи, отсутствие тембра, голосовых реакций. Ребенок обездвижен, находится постоянно на спине. Кроме этого, серьезным препятствием для развития Игоря является нарушение зрения: ребенок обладает остаточным зрением (5%). Игорь боится резких, громких и незнакомых звуков. Грубо нарушена мелкая моторика, поэтому ребенок предложенные предметы самостоятельно не удерживает.
Для работы с таким ребенком нет подходящей образовательной программы. Поэтому для обучения и развития мальчика во взаимодействии со специалистами детского сада была составлена индивидуальная образовательная программа.
Мы выяснили, что мальчик дома произносит звуки «а», «м». Эти звуки отец записал на диктофон.
Поэтому, опираясь на эти умения,мы вместе с родителями работаем над вызыванием звуков: а, о, у. Делаем пассивную артикуляционную гимнастику, массаж губ, открываем и закрываем рот, вытягиваем губы «трубочкой». Работаем над воздушной струей – дуем на ручки, на ладошки, на тыльную сторону. Предлагаем отцу подуть на лобик, на щечки ребенка.
Важным в нашей работе является развитие слухового восприятия. Мы учим слышать и различать отдельные звуковые предметы (барабан, колокольчик, погремушку). Вкладываем в руку предмет, сжимаем своей рукой и потрясываем рукой ребенка. Игорек прислушивается и пытается прослеживать взглядом за движущимся и звучащим предметом.
Для развития мелкой моторики делаем пальчиковую гимнастику методом совместных движений.
Учим узнавать папу и маму по голосу, по прикосновению рук.
Чтобы вызвать положительные эмоции ребенка, стараемся использовать предметы, прикосновение к которым ему особенно нравится.
Пока результаты минимальны, но положительным моментом является то, что мальчик уже узнает голос педагога, улыбается, радуется встрече. При общении с педагогом произносит звуки, иногда за педагогом повторяет звуки громко и тихо. Узнает любимые игрушки по звучанию, тянет к ним руки и пытается сказать отдельные звуки.
Итак, несмотря на то, что у ребенка комплекс множественных нарушений, он и его семья не выпадают из социального окружения и получают коррекционную поддержку в полном объеме. Мы придерживаемся одного из принципов коррекционного обучения – принципа педагогического оптимизма и надеемся на дальнейшую положительную динамику в развитии.
Источник
Этапы коррекционной работы с детьми со сложной структурой нарушения развития.
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обобщение моего опыта в работе с детьми со сложной структурой нарушения развития. В данной статье пойдет речь о «безречевых» детях и детях с зачатками речи. Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания и отдельные нечетко произносимые обиходные слова.
Группа этих детей достаточно неоднородна. В нее входят дети с моторной, сенсорной и сенсо-моторной алалией, анартрией (тяжелой степенью дизартрии), синдром дефицита внимания и гиперактивностью (далее – СДВГ), расстройством аутистического спектра (далее – РАС), задержкой психического развития (далее – ЗПР). У всех этих детей наблюдается сниженная мотивация к общению (в некоторых случаях полное отсутствие желания контактировать со сверстниками или взрослыми), повышенная эмоциональная истощаемость, отвлекаемость. У таких детей бывает сложно определить, что нарушено первично. На начальных этапах коррекционной работы я дополнительно провожу динамическое наблюдение за ребенком в быту и игре.
Основным направлением в работе с данными детьми является поэтапное развитие сохранных анализаторных систем и включение «безречевых» детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию и сложности.
Занятия с такими детьми, как правило, являются интегрированными и решают сразу несколько задач поставленных педагогом.
На первых этапах у ребенка формируются языковые умения и сенсомоторные эталоны, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка фундамента» предпосылок общения.
На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений наглядно-действенного мышления.
Коррекционная работа с «безречевыми» детьми строится по следующим направлениям:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
- Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
- Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.
- Формирование сенсорных эталонов.
- Развитие функции голоса и дыхания.
- Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Развитие слухового восприятия.
1этап – узнавание неречевых звуков.
2этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.
Примеры заданий.
Ребенка знакомят с двумя видами музыкальных инструментов. Потом закрывают их ширмой, и просят показать, какой из них играл.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
К невербальным компонентам коммуникации относятся – мимика и жесты. Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.
При введении жестов следует помнить о то что:
- жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
- когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается;
- при обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь, следует помогать ему в выполнении движения своими руками;
- жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни;
- при общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.
Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.
1 этап развитие мимики и умения повторять простые движения в игре.
2 этап формирование умения подражать артикуляции взрослого.
3 этап учить ребенка применять невербальные средства коммуникации.
Примеры заданий.
Ребенку предлагают рассмотреть картинки и просят показать, кто что делает. Жестами рук он показывает – бабочка летит, рыбка плывет, девочка спит и т.д.
Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина- яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх. На дереве растёт… По дороге едет…
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
1 этап развитие осязаний, мелкой моторики, умения подражать движениям взрослого и его артикуляции.
2 этап развитие умения пользоваться карандашом, регулировать силу нажима и правильное его удержание, развивать координацию и слаженность движений рук, умение удерживать артикуляционную позу.
3 этап развитие умения проводить прямые линии, соединять точки, штриховать, развивать кинетические и кинестетические ощущения рук и мышц артикуляционного аппарата.
Примеры заданий.
Проведение рукой ребёнка по поверхностям с различной текстурой. Учить узнавание на ощупь различные по фактуре предметы. Активизация пассивных и активных движений пальцев рук (пальчиковые игры, упражнения с пластилином). Артикуляционная и мимическая гимнастика. Автоматизация отдельных артикулем (пособие Шишкиной и Травкиной).
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
1 этап учить ориентироваться в схеме собственного тела.
2 этап учить ориентироваться в пространстве комнаты, группы (знакомых помещений).
3 этап учить ориентироваться на плоскости (на листе бумаги).
Примеры заданий.
Нахождение игрушек в пространстве кабинета или группы. Соотнесение игрушки с её изображением на картинке; выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции (мокни кисть, закрой баночку). Определение недостающих частей у предметов по картинкам. Узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела. Конструирование по образцу, по инструкции (фигуры из счетных палочек, танграм).
Формирование сенсорных эталонов.
1 этап формирование элементарных знаний о цвете, размере, форме предметов (3 основных цвета, понятия большой – маленький, круг – квадрат).
2 этап усложнение материала, постепенное введение новых понятий (дополнительные цвета зеленый, оранжевый, понятия – средний, треугольник).
3 этап дальнейшее усложнение материала (с опорой на индивидуальные возможности ребенка).
Примеры заданий.
Работа с тактильными таблицами; выделение цвета. Знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной). Выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой). Выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур. Соотнесение цветного и контурного изображений предметов. Дифференциация плоскостного и объёмного изображений. Конструирование целого из частей. Классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы. Идентификация предметов и геометрических фигур. Работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса, матрицами Ровена.
Развитие функций голоса и дыхания.
1 этап учить контролировать голос (громко – тихо), тренировать целенаправленный выдох.
2 этап продолжать учить контролировать голос, учить вдыхать полной грудью и максимально, целенаправленно выдыхать.
3 этап совершенствование умения пользоваться голосом, делать целенаправленный выдох.
Примеры заданий.
Упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха. Выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
1 этап узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные). Показ предметов по их признакам, картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям.
2 этап выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами. Побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного. Различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием.
3 этап автоматизация отдельных штампов коммуникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди). Смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты.
Примеры заданий.
Взрослый просит ребенка поднять вверх руки, показать, где носик, показать где глазки и т.д.
Ребенку предлагают два вида крупных деревянных бус в виде животных лягушки (ква-ква) и собаки (гав-гав). Взрослый просит одевать только те, которые он назвал.
Используемая литература:
- Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.
- Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.
- Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
- Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.
- Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.
- Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Академия, 2008.
- Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.
Источник
Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.
Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.
На базе (нашего детского сада) МБДОУ детский сад № 31 делаются первые шаги в создании системы ранней помощи детям с ОВЗ. Специалистами нашего детского сада проводится работа по оказанию ранней помощи детям с ОВЗ. Актуальной для нас эта проблема стала в связи с деятельностью на базе нашего сада «Центра игровой поддержки ребенка от 1.5 года до 3 лет.
С 2011 года на базе нашего детского сада создан Центр Игровой поддержки ребенка (ЦИПР) для детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения.
Деятельность ЦИПР представляет собой вариативную форму дошкольного образования для детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Это повзоляет нам осуществлять взаимодействие семейного и общественного воспитания детей от 1.5 года до 3 лет, создать единое образовательное пространство.
Целью нашей работы в ЦИПРе является адаптация детей раннего возраста к социуму, и гармонизация детско-родительских отношений. В ходе работы мы заметили, что к нам чаще стали поступать дети имеющими проблемы в развитии, отклонения от возрастной нормы. И перед нами стала необходимость внести дополнения в нашу работу. Таким образом в ЦИПРе появилось еще один блок работы: работа с детьми раннего возраста имеющими отклонения в развитии.
Сейчас мы уделяем особое внимание выявлению, профилактике и коррекции имеющихся у детей отклонений.
Цель этой работы является оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития.
Мы поставили перед собой задачи:
- Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
- Оказание комплексной помощи детям группы риска и детям с выявленными отклонениями в развитии.
- Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
- Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.
Выделили для себя три основных направления деятельности:
1. Консультативно-диагностическое
2. Коррекционно-развивающее
3. Информационно-методическое
- Консультативно-диагностическое направление
Задачи этого направления представлены на слайде.
· определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
· максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
· анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
· консультирование родителей по вопросам;
· обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
· реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
· создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
· консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
На этапе осуществления работы по первому направлению мы проводим диагностику, включающую в себя наблюдение, диагностику НПР детей, беседы с родителями. На этом этапе мы уточняем трудности, выявляем отклонения в развитии.
На всех этапах работы самым главным условием является тесное, эффективное взаимодействие с родителями.
Сотрудничество с родителями – непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей коррекции.
Наш опыт показывает, что большинство родителей, имеющих детей с ОВЗ, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадают с оценками специалистов и педагогов. Это приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Не получая быстрого результата, родители впадают в отчаяние, перестают верить в оптимистический прогноз развития своего ребенка.
Работа с родителями осуществляется как в групповой форме так и в индивидуальном порядке.
На индивидуальных и групповых консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.
В работе с родителями я использую анкеты, с помощью которых можно было более полно узнать о семье, о взаимоотношениях в семье и много другой информации. Также были использованы тематические опросники, проективные рисунки, что помогает выстраивать свою работу с семьей.
Также у нас проводятся Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Совместно с родителями, в течение года реализуются краткосрочные проекты, выставки, праздники, круглые столы, тренинги.
Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашем детском саду является родительский клуб «Вместе в жизнь», которые проводятся в активных формах с участием педагогов. На таких собраниях тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.
Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности, людей объединяют общие проблемы и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку и семье. Целью клуба является психологическая поддержка родителей, формирование адекватного отношения к ребенку с нарушениями развития, ознакомление с методами и приемами эффективного взаимодействия и общения с «особым» ребенком.
Рекомендации, обсуждаемые на заседаниях клуба, собираются и помещаются в тематических буклетах, которые мы раздаем родителям. А также вся информация размещается в группе в социальной сети. Также специалисты детского сада проводят по скайпу онлайн консультации.
Итогом занятий родительского клуба стало снижение уровня тревожности у родителей по отношению к своему ребенку «на данный момент» (мой ребенок сегодня) и при восприятии ребенка в будущем.
Работа с родителями позволила улучшить сотрудничество взрослых и детей. Эмоциональная близость и сотрудничество способствует налаживанию лучшего взаимопонимания и формирования чувства МЫ.
Наша цель помочь родителям принять своего ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими только ему особенностями и сложностями. Научиться понимать его желания, улавливать смысл его поведения и реагировать на него так, как хотелось бы только ему.
А далее мы начинаем консультативно-коррекционную работу. И здесь особое значение имеет эффективное взаимодействие с родителями.
2. Коррекционно-развивающее направление
Задачи на данном направлении представлены на слайде.
· разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
· обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
· проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
Для осуществления коррекционно-развивающей работы в нашем детском саду создана предметно-пространственная развивающая среда. Оборудован кабинет, для проведения занятий, оснащенный дидактическими играми и пособиями, наглядными материалами.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в нашем детском саду создана и оформлена сенсорная комната. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, наполненным различного рода стимуляторами, которые делятся на основные блоки.
Развивающий блок предназначен для проведения диагностических процедур, развивающих занятий. В зоне активизирующего блока используются различные игры с зеркалом, напольными сенсорными дорожками, с балансировочной дорожкой, со звуковыми коробочками, сенсорными дощечками и др.
Деятельность в активизирующем блоке направлена на развитие мелкой моторики рук, обогащение сенсорного опыта учащихся, позволяет формировать представление о цвете, форме, величине предметов, способствуют развитию познавательной сферы: процессов памяти, внимания, мышления, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие активной речи.
Игры с сенсорными дорожками (дорожка, на которую прикреплены различные материалы: деревянные дощечки, линолеум, пенопласт, ткань и др.) Сенсорные дорожки обеспечивают воздействие на рецепторы стопы, развивают координацию движений, развивают умение передавать ощущения, эмоции в речи, решают задачи конкретного занятия.
Игры со звучащими коробочками (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, крупы и др.) способствуют развитию творческого воображения, развивают слуховые анализаторы.
В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.
Оснащение игровой комнаты позволяет использовать в работе элементы арт-терапии: психологическая песочница и набор мелких фигур для песка, световой стол для рисования сыпучими материалами (песок, манка), разнообразные средства для проективного рисунка, музыкальный центр и записи музыкальных произведений. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в работе могут также использоваться игровая терапия, телесно-ориентированная терапия .
Занятия за световым столом дают возможность развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память, тренирует мелкую моторику рук.
Необыкновенно приятный на ощупь песок и его текучие свойства дают возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Также на световом столе (за счет светодиодной подсветки) идет гармонизация цветом: в работе с гиперактивными детьми используется синий – успокаивающий цвет, с более пассивными детьми используется красный – активный цвет.
При организации обучающих коррекционных занятий мы исходим из возможностей ребенка: предлагаемое задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.
В групповых помещениях оборудованы уголки, зоны, для организации различных видов деятельности детей.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся совместно с родителями, с детьми, имеющими близкий уровень развития.
Взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом
Очевидно, что для успешной коррекции психического развития особых детей, их социальной адаптации необходимо изменить отношение находящегося рядом взрослого. В комплексном сопровождении развития ребенка педагог также является одним из главных «сопровождающих», так как именно он реализует рекомендации специалистов повседневной работе с ребенком, а поэтому от профессионального взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом во многом зависит эффективность системы сопровождения детей с ОВЗ.
На практике педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Особые трудности они испытывают в организации режимных моментов, коррекционной работы с детьми. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
- Информационно-методическое направление:
· информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.
· информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
· создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
· повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.
Заключение
Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и психолого-педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, часто позволяют достичь заметных результатов. Причем чем раньше начинаются развивающие занятия, тем они более эффективны. Эффективность ранней помощи детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком. К сожалению, многие родители ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий для развития и обучения ребенка. Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, вырабатывая у малыша ту или иную задержанную функцию. Многие родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными развить потенциальные возможности своего ребенка
Подводя итоги нашей деятельности, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. т.е., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.
Источник