Эффективной методикой изучения развития личности ребенка является
Выступление на МО классных руководителей
Дата выступления: 26.02.2014
Тема выступления: Методы психологии для изучения личности ребёнка
Подготовила материал: Чигоревская Ю.И., учитель начальных классов
Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом.
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую ,оценочную, развивающую.
Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:
- выявить относительный уровень развития ребёнка;
- выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
- определить основные параметры будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
- способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
- определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:
- иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
- определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
- использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
- создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Основные задачи диагностики в начальной школе:
1 .Определить уровни развития ребёнка;
2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону
3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
4. Проанализировать полученные факты.
5. Установить причины изменений.
6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
- Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
- Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
- Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
- Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
- По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
- Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.
Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.
Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:
- педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
- педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
- педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
- педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
- педагог умеет правильно формулировать вопрос.
Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики.
Мой портрет в интерьере.
Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографий, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.
Десять моих “Я”
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово “Я”. Учащиеся должны дать определение каждому “Я”, рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я – умный
Я – красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
Звезды эстрады.
Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им поможет педагог). Задача ребенка – выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя записи песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.
Мои любимые вещи.
Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.
- Любимый цвет – :
- Любимое имя – :
- Любимое дерево – :
- Любимый цветок – :
- Любимый плод – :
- Любимая ягода – :
- Любимый праздник – :
- Любимый день недели – :
- Любимый певец (певица) – :
- Любимое животное – :
- Любимая книга – :
Самореклама
Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в конкурсе. Главные требования к саморекламе – искренность.
Сказки
Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2 – е классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:
- Сказка о моем портфеле.
- Необычная история об обычном дневнике.
- Сказочные каникулы.
- Необычные приключения обычного школьника.
- Сказочная история о том, как …
Учащиеся сами определяют тему “как” (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т.д.)
Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлениями своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.
Что у меня на сердце
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: “Ребята, иногда взрослые говорят, что у них “легко на сердце” или ” тяжело на сердце”. Давайте определим с вами, когда может быть тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.
Градусник
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно – 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека – 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что – либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:
- Русский язык – 39
- Математика – 36,6
Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.
Краски
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Фотография
Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов – сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое “фото” ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
Настроение
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.
Например:
- Математика (улыбающаяся рожица)
- Физкультура (грустная рожица)
Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.
Школа будущего
Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.
Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.
Волшебник
Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается: В кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика даёт возможность выразить ребёнку своё эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.
Ранжирование учебных дисциплин
Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним- двумя словами. Например, математика – интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
Лесная школа
Учащимся предлагается намного пофантазировать и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:
- Как выглядит лесная школа?
- Какие предметы есть в расписании лесной школы?
- Кто учит зверят в лесной школе?
- Какой он – учитель лесной школы?
- Какие отметки ставят в лесной школе?
- Как учатся зверята в лесной школе?
Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребята передают свои ощущения и своё восприятие учебного процесса, который сопереживают сами. Если ребёнок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.
Сочинение
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):
- Что я знаю о русском языке?
- Что я знаю о математике?
- Мой самый любимый предмет.
- Моё самое любимое занятие.
- Мой самый грустный день в школе.
- Мой самый счастливый день в школе.
- Мой выходной день.
- Что я думаю о моей учёбе в школе.
- Как я хочу закончить учебный год.
- Мои школьные трудности.
Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, “Мой самый грустный день в школе”, значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.
Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.
Самое главное – чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.
Директор школы____________________Т.Б. Попова
Зам. директора по ШО_____________Ю.А. Струлис
Зам. директора по ВР______________Ю.В. Клундук
Источник
«Методы изучения индивидуального развития детей:
наблюдение, игры и упражнения, эксперимент”.
Следующим шагом после выработки критериев педагогической диагностики является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы.
Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно определить уровень педагогического воздействия воспитывающих взрослых.
- В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники.
- Тестирование. Тесты (в переводе с английского — «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий между детьми.
- Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.
- Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом.
- Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию Для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д.
- Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.
- В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т. д.)» требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи и дефектологи в детском саду.
- тестовых методик.
- Метод диагностики: тестовое задание
- Цель: выявление особенностей двигательной активности как удовлетворенной потребности организма в движении. Естественная потребность организма в движении для дошкольников 6—7 лет составляет в среднем 12—15 тысяч шагов. Двигательная активность ребенка меняется в зависимости от сезона: в зимний период она снижается, а летом повышается приблизительно на 30% по сравнению со средними величинами.
- Процедура организации и проведения.
- Двигательную активность можно измерить с помощью шагомера, который крепится на поясе, груди или лопатке ребенка. Двигательная активность замеряется в локомоциях или шагах. С помощью шагомера можно получить объективные сведения по двигательной активности ребенка в любой режимный период: на физкультурном занятии, на утренней гимнастике, на прогулке, в самостоятельной двигательной деятельности.
- Измерить уровень двигательной активности можно также путем хронометрирования.
- За определенный временной период фиксируется время пассивного состояния ребенка (сидит, бежит, прыгает и т.д.).
- Наблюдение ведется за одним ребенком или несколькими детьми одновременно.
- Затем определяется процент активного и пассивного состояния ребенка за данный промежуток времени.
- Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30% покоя и 70% двигательной активности.
- Проективная техника. Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д.
- Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.
- В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными — возможен широкий диапазон разнообразных решений.
- При этом предполагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах.
- Проективные методики широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства областей образовательной программы.
К малоформализоваиным методам относятся наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности
Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.)
Наблюдение — ведущий метод проведения образовательного мониторинга в детском саду.
- Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности.
- Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления.
- Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.
- Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.
- Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3 недель
Определите цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.).
Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3недель
Определите 3—5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.
Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно.
Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.
За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3недель
Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса
Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).
При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта.
Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой в тот момент играл Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку».
Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов.
Источник