Языковое развитие ребенка в раннем возрасте

Ирина Бочкина
Речевое развитие в раннем возрасте

Речевое развитие в раннем возрасте.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

Для полноценного развития речи малыша, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Вот самое главное – это потребность в общении, которая формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.

Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено по ФГОС, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения.Организуемая деятельность должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).

Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д. Для развития активной речи ребёнка, воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Второй необходимостью для полноценного развития ребенка является, конечно же игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки»мы используем имена всех детей: «. маслом поливала,детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.

Условия развития речевой активности детей раннего возраста.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является

стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове.

Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция.

Одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста это – внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.

Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение,спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Таким образом, вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста:

1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными. Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, затем только мальчики, и т. д.

2. Разнообразные задания,предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите и т. д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

3. Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. «Кто-то спрятался в раздевалке» или «Мы все с вами зайчики» и т. д.

4. Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов, потешек («Заинька, приходи…», «Тили-бом!», «Ладушки, ладушки»).

5. Народные игры, в процессе которых водящий показывает какое-то движение, а все повторяют. («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…» или «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»).

6. Драматизации и инсценировки. Чаще всего их проводят при ознакомлении с художественной литературой. Задача педагога – научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж жестами, мимикой, движениями

7. Рассматривание картинок (называние, описание). Это и показ крупных картин (коллективное обсуждение, и рассматривание картинок мелкого формата самими детьми (индивидуальная работа, оба методических приема имеют свои положительные стороны

8. Перебежки. 3-4 картинки развешены в разных концах группы, дети и воспитатель переходят от одной картинке к другой, чтобы поговорить о ней. (Где собачка? «Гав-гав», — она кричит. Покажите, где собачка»).

9. Выставка игрушек. В разных местах делаются небольшие полочки, на которых расставляются игрушки. Воспитатель вместе с детьми переходит от одной к другой, описывая и рассказывая совместно с детьми об игрушке.

10. Волшебный мешочек. Хотя этот метод известен и применяется всеми педагогами, он пользуется неизменным успехом у детей и способствует как развитию понимания, так и развитию активной речи. Для этого используются мелкие игрушки, различные бытовые мелочи, картинки. Воспитатель достает предметы из мешочка, или предлагает это сделать детям, усложнив задачу, можно проделать какие-то действия с предметом, описать его, разыграть игровую ситуацию.

11. Я спрячу, а ты поищи. Для этого следует подобрать игрушки так, чтобы некоторые из них были в 2-3 экземплярах, игрушек должно быть значительно больше, чем участвующих детей. Прятать игрушки следует так, чтобы они были видны детям, по-настоящему в этом возрасте малыши еще не умеют искать. Когда ребенок найдет игрушку, нужно спросить как она называется, какая по цвету, т. е. задавать наводящие вопросы.

12. Принеси и назови. Набор игрушек раскладывается на столе, педагог просит ребенка принести ту или иную игрушку, приучайте каждого малыша показывать эту игрушку остальным детям и называть ее.

13. Позови. Дети, подражая воспитателю, должны сказать то или иное слово, чтобы вызвать какое-нибудь интересное для них действие. (Машенька, позови киску,скажи: «Иди, иди ко мне»). Затем можно выставить несколько игрушек, предложить ребенку позвать понравившуюся. Можно заменить игрушки картинками, слово «иди» — словом «дай».

14. Передай другому. Один из детей получает игрушку, картинку, палочку, коробочку и т. п. Он должен передать это кому-нибудь из детей по указанию воспитателя или по собственному выбору.

15. Игры с природным материалом (песком, водой, деревом, а также бумагой). Они оказывают огромное влияние на развитие речевой и познавательной активности ребенка, потому что он может смотреть на них, манипулировать, экспериментировать.

Возраст от 0 до 3 лет – это возраст сензитивного периода, период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Развитие речи ребёнка тесно связано с его психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы речевые условия, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, умел правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать сказки, стишки самостоятельно, играть в пальчиковые игры, петь песенки.

Предлагаю вашему вниманию несколько приемов по стимулированию речи детей раннего возраста.

“Разговор с самим собой” Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка.Например: “Где чашка?”, “Я вижу чашку”, “Чашка стоит на столе”, “В чашке чай”, “Я буду пить чай”.

“Параллельный разговор” Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя “параллельный разговор”, вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

“Провокация, или искусственное непонимание ребёнка” Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, смотрит на вас, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.При возникновении затруднения подскажите малышу: “Я не понимаю,что ты хочешь: кошку, куклу или машинку? ” В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий.

“Музыкальные игры” Значимые игры в речевом развитии ребёнка. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры “Каравай”, “По кочкам”. Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с ним.

В заключение еще раз хочется напомнить, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Источник

Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. К этому времени у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатываются произнесение речевых звуков. Возникшее понимание и произнесение первых слов увеличивают его познавательные возможности и расширяют формы общения с взрослыми. Возникает новая форма общения – активная самостоятельная речь. Этот скачек в развитии ребенка происходит обычно в возрасте 1,5 – 2 лет.

Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1г. 8 мес. он достигает 100 слов, к 2 годам – 300 слов, к 3 годам – 1500 слов).

Конец второго года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. Возникают предложения, состоящие из аморфных слов-корней (однословных и двух- трехсловных). Второй период – усвоение грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. К 3-м годам ребенок овладевает почти всеми падежами (А.Н.Гвоздев).

В начале речь ситуативна и, в связи с практической деятельностью, протекает в форме диалога. Диалог способствует развитию социальных отношений у детей. Ребенок правильно реагирует на слова окружающих, когда они многократно повторены и сопровождаются определенными действиями. Ребенок реагирует не только на слово, но и на всю ситуацию в целом. Постепенно значение ситуации преодолевается, ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются.

После полутора лет ребенок понимает обращенные к нему просьбы и может действовать по словесным указаниям взрослого. На третье году жизни речевые указания начинают регулировать поведение ребенка в разных условиях, оказывают не только непосредственное, но и отсроченное действие.

Возникает в этот период и описательная речь (развернутая). Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, стихи, рассказы).

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь–рассказ. Это важное приобретение, так как дает возможность сообщить ребенку информацию о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту.

Совершенствуются в раннем возрасте и звуковая сторона языка (различение звуков языка – фонематический слух и формирование правильного произношения звуков речи).

Таким образом, развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям: совершенствование понимание речи взрослого и формирование собственной активной речи.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте

Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Опыт предшествующего действия ребенка отражается в последующих его действиях. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Надо предоставить ребенку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций.

В практике действий с предметами ребенок усваивает, что разные предметы могут употребляться по исходным признакам и по сходству деятельности. Это приводит к усвоению обобщенного знания. Овладение практической деятельностью, с одной стороны, и приобщение к речи, с другой, приводит к качественным изменениям в психике ребенка. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления.

На 3-м году жизни в умственном развитии ребенка начинает формироваться знаковая (символистическая) функция сознания. Знаковая функция сознания усваивается ребенком с помощью взрослого, позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Она перестраивает все виды деятельности ребенка. Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – с другой, пока еще разобщены, не связаны между собой.

5.3. Личностные новообразования раннего возраста

Важным достижением раннего возраста является овладение прямохождением. Вначале движения ребенка скоординированы недостаточно. Здесь необходимо одобрение взрослого, его поддержка. Постепенно ребенок начинает испытывать удовольствие от владения своим телом. По мере совершенствования двигательного аппарата, совершенствуется и процесс ходьбы. Для ребенка второго года жизни ходьба становится потребностью. К 1г.9м. – 1г.10м. хождение автоматизируется, и потребность в передвижении несколько ослабевает. Самостоятельное передвижение расширяет контакт ребенка со средой и вносит известные изменения в отношения с окружающими. Увеличиваются двигательные возможности, расширяются познавательные возможности ребенка. Мышечное чувство становится опорой в восприятии расстояния и пространственных отношений предметов. Ходьба позволяет ребенку практически узнать предметы с разных сторон – их форму, величину, цвет и пр. Овладение прямохождением не только ведет к расширению поля взаимодействия с окружающим миром, но и способствует развитию его самостоятельности.

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для формирования личности. Детям свойственна непосредственность, импульсивность поведения. В этом возрасте ребенок начинает знакомиться с правилами поведения, контролировать свои и чужие поступки. Однако сознательно управлять своим поведением ребенку еще пока трудно, ему тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания.

Важным моментом развития ребенка является возникновение стремления к самостоятельности. Оно обозначает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом: «Я хочу», «Я сам». К 3–м годам ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания, что связано с отделение себя от своих действий. С осознанием делового сотрудничества с взрослым у ребенка формируются целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получилось, с тем, что хотел получить. В случае удачи у ребенка возникает гордость за собственное достижение – еще одно личностное новообразование раннего возраста.

Кризис трех лет

Хотя роль взрослого в раннем детстве остается ведущей, стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремлению действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в требованиях ребенка: «Я сам».

К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослого. До этого между желаниями ребенка и взрослого не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и настойчивыми, что подтверждается настойчивым «Я хочу!». Это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризис трех лет. Критическим этот период является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Кризис 3-х лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все сделать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-либо только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Пи яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Иногда поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Такое поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку.

Упрямство. Эта реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Оно состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.

Строптивость. От негативизма строптивость тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а протв образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что спокойно делал раньше.

Своеволие. Это стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет делать что-то сам, причем речь идет не просто о физической самостоятельности (как это было при кризисе первого года жизни), а о самостоятельности собственного замысла и желании его реализовать.

Обесценивание взрослых. Ребенок может начать обзывать взрослых бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.

Протест-бунт против окружающих. Ребенок как будто находиться в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссориться с ними, ведет себя агрессивно.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения, или быстро их преодолевают. В тоже время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать субъективный кризис и объективный.

Субъективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне он не всегда сопровождается негативным поведением ребенка.

Контрольные вопросы

1. Раскрыть роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью.

2. Охарактеризовать соотносящие и орудийные действия.

3. Охарактеризовать предпосылки возникновения игровой деятельности ребенка.

4. Доказать, что ранний возраст является сензитивным для развития речи.

5. Описать симптомы кризиса трех лет.

6. Выделить основные достижения в развитии ребенка к концу периода раннего детства.

7. Выделить психологические предпосылки игровой деятельности в раннем возрасте.

8. Что является стимулом развития речи ребенка в раннем возрасте.

Темы рефератов

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность детей раннего возраста.

2. Ходьба и ее значение в психическом развитии ребенка.

3. Психологический анализ детских рисунков.

4. Развитие активной речи в раннем возрасте.

5. Формирование психологических предпосылок игровой деятельности.

6. Предпосылки развития личности в раннем детстве.

Рекомендуемая литература

Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1972.

Выготский Л.С. Детская психология //Соб. соч., т.4, М., 1984.

Детская психология /под ред. Я. Л. Коломенского, Е. В. Панько. Минск, 1988.

Лешли Д. Работа с маленькими детьми. М., 1991.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Люблинская А.Л. Детская психология. М., 1985.

Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.

Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М., 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-П., 2001.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.

Глава 6



Источник