Языковая способность как основа речевого развития ребенка

Языковая способность как основа речевого развития ребенка thumbnail

Какова природа языковой способности? В
современной психолингвистике она расценивается
как сложная психологическая когнитивная
структура, которая соотносится с системой языка,
но не тождественна с ней. Для овладения языком
необходимо, чтобы у индивида сформировались
определенные психологические структуры. В этом и
состоит суть языкового развития, т.е.
приобретение языковой способности.

Рассмотрим процесс овладения языком с
позиции развития у ребенка познавательных
процессов. В познавательных процессах
независимо от характера сопровождающей их
продуктивной деятельности выделяются следующие
общие моменты: целостное восприятие предмета;
вычленение основных частей предмета и
определение их свойств;, а также взаимоотношения
частей; вычленение более мелких частей предмета
и установление их взаимоотношения с основными
частями предмета; повторное целостное
восприятие предмета.

Язык, как основной компонент
познавательной сферы, развивается и усваивается
по тем же законам, что и познавательная сфера в
целом. Ребенок сначала воспринимает язык
целостно, вследствие чего в мозгу складываются
нервные структуры, на основе которых происходит саморазвитие
языковой системы, что объясняет поразительно
короткий срок, за который ребенок в главных
чертах усваивает родной язык.

Таким образом, саморазвивается не
некая врожденная языковая способность, а
первичный обобщенный образ языка. Однако это
относительное саморазвитие: язык – это
орудие коммуникативно-познавательной
деятельности, и языковая способность индивида
совершенствуется, отвечая потребностям этой
деятельности, что, в свою очередь, зависит от
того, на какой стадии находится процесс развития
ее форм, какие коммуникативно-познавательные
задачи стоят перед индивидом. Значение имеют и
контакты со взрослыми, от которых ребенок
получает языковой материал, образец. Но ребенок
не продуцирует его. Через образец ребенок
воспринимает язык как нечто целое и использует
это целое в соответствии с потребностями. У него
появляется некая внутренняя, неосознаваемая
“модель” языковой системы, представляющая
основу для активного освоения фонетики, лексики,
грамматических и синтаксических структур.

Есть основание признать языковую
способность динамическим явлением, находящимся
в процессе постоянного развития свойств данного
индивида. Если под языковой способностью
понимать совокупность развитых у ребенка
речевых умений и навыков, позволяющих ему
понимать чужие высказывания и строить свои в
соответствии с коммуникативной ситуацией и
законами русского языка, то существенное место
должно отводиться работе над семантическим
компонентом. При крайней ограниченном овладении
языковыми средствами в младшем дошкольном
возрасте эту работу следует вести по двум
направлениям:

1. Формирование семантических
категорий “агент” (деятель), “действие”,
“объект” (то, на что направлено действие).

2. Усвоение простейших способов
языкового выражения смысла высказывания.

Первое направление работы

Для формирования семантических
категорий “агент”, “действие”, “объект”
целесообразно создавать различные игровые
ситуации. Приведем описание игровой ситуации, в
процессе которой формируется понятие “агент”
(деятель). На занятие к детям “приглашается”
кукла Катя.
Педагог знакомит ее с детьми (“К
нам пришла кукла, чтобы рассказать о своей
семье”), демонстрирует картинку с изображением
членов семьи, показывает их. На многосюжетной
картинке объекты изображены в действии (“мама
сидит”, “папа стоит”, “дедушка читает”,
“девочка рисует”, “мальчик играет”). Помимо
этой картинки педагог демонстрирует комплект
односюжетных картинок, где каждый из членов
семьи изображен в таком же действии, а также
предметных картинок, где изображены разные
предметы.

Педагог выкладывает перед ребенком
односюжетную картинку и ряд предметных
изображений, предлагает ему осуществить подбор
предметных картинок. Если ребенок затрудняется,
взрослый помогает ему: сначала выкладывает одну
сюжетную картинку, взглядом привлекая внимание
ребенка. Если ребенок плохо реагирует на это,
выкладывает еще одну картинку и т.д. Так у детей
постепенно в ходе практических действий с
картинками закрепляется понятие “агент”
(деятель).

В игровой ситуации “Оденем куклу”
на примере грамматической группы “Одежда”
закрепляется семантическое понятие “объект”.
Педагог показывает куклу и демонстрирует, как он
надевает на нее платье. Затем аналогичную
процедуру предлагает выполнить детям. Обучающий
момент состоит в том, что при классификации
предметов одежды у детей закрепляется понятие
“объект”: абстрагируясь от более общей
категории “игрушки”, они выделяют кукольную
одежду в особую группу, связанную с действием
“надевать”.

Аналогичная игровая ситуация
организуется для закрепления понятий “объект”
и “агент”. Она называется “У Кати новая
квартира”
(тематическая группа “Мебель”).
Взрослый говорит: “Давайте расставим мебель у
Кати”, демонстрирует, как он ставит один из
предметов мебели, дети должны последовать его
примеру. При невыполнении или неуспешном
выполнении задания педагог берет другой предмет
и производит аналогичное действие. Затем
обращает внимание детей на то, что мебель
расставлена, закрепляя, таким образом, понятие
“агент”. (Предметы “коврик” и “подушка” в
категорию кукольной мебели не вошли: их “нельзя
поставить”).

Понятие “действие” формируется в
различных игровых ситуациях, а затем
закрепляется с использованием наглядного
материала. Это происходит следующим образом.
Педагог демонстрирует действия с предметами
(игрушками) в сравнении. Например, берет куклу и
последовательно выполняет с ней различные
действия: кладет (“кукла лежит”), ставит на ножки
(“кукла стоит”), усаживает (“кукла сидит”).
Затем показывает действия с мячиком: кладет на
пол (“мячик лежит”), катит (“мячик катится”),
бросает (“мячик прыгает”). Последовательность
действий с двумя предметами демонстрирует
трижды, а затем те же действия предлагает
выполнить детям. Таким образом, у них постепенно
закрепляются представления о действиях,
характерных для той или иной предметной группы.
Отработка полученных знаний производится в ходе
игровой динамической ситуации.

Читайте также:  Семейное воспитание ребенка развитие речи

“Утро куклы Кати”. Игровой
материал: кукла, ее одежда, ее мебель, ее посуда.
Детям последовательно демонстрируются ситуации:
кукла спит, проснулась (сидит на кровати),
умывается, одевается, завтракает. Сюжет
обыгрывается трижды. Затем детям предлагается
серия картинок с изображением перечисленных
действий. Чтобы проверить, насколько хорошо
ребенок усвоил понятие “действие”, педагог
переворачивает и перемешивает изображения, а
ребенок должен восстановить последовательность
действий.

Второе направление работы

Для формирования умения соотносить
высказывание с реальной действительностью
используется минимальный коммуникативно
значимый отрезок, т.е. однословное высказывание,
где слово выступает в единстве номинативной и
предикативной функций. (Однословные
высказывания подбираются из слов, обозначающих
действие, т.е. глаголов).

Важнейшее условие обучения – общение
педагога с ребенком. Его первоначальной целью
является создание единства двигательной и
словесной реакции. Опираясь на сформированную у
ребенка возможность адекватно реагировать на
побуждение к действию, ему предлагается
выполнить то или иное действие (“Сядь!”,
“Встань!”, “Иди!” и т.п.).

Следующий шаг – формирование связи
между действием ребенка и его словесным
обозначением: в момент выполнения действия
(например, по инструкции “Иди!”) педагог
присоединяется к действиям ребенка и произносит
в такт шагам слову “иду”, которое ребенок по
возможности повторяет. Через некоторое время
дается та же инструкция; в ходе выполнения
действия ребенку задается вопрос: “Что ты
делаешь?” (или “Ты идешь?”). Он отвечает “Иду” (с
утвердительной интонацией) или использует
невербальные средства (кивок головой и др.).
Аналогичная работа проводится на материале
других глаголов (неси, сиди, беги, стой и др.).
Сначала инструкцию ребенок выполняет совместно
с педагогом. Первоначально используются формы
глагола 1-го лица настоящего времени, затем
используются формы 2-го и 3-го лица настоящего
времени. На данном этапе уместны различные
игровые ситуации. Например, “Делай
правильно!”.

Педагог: “Дима, сядь. Молодец!”. Далее
следует инструкция: “Встань!”, “Дай мяч!”,
“Принеси куклу!” и т.п. С опорой на сюжетные
изображения устанавливаются названия действий,
которые знакомы ребенку. Педагог раскладывает
перед ним 3-4 сюжетные картинки, на которых одно и
то же лицо совершает различные действия. Сначала
педагог дает ребенку возможность рассмотреть
картинки, а затем задает вопросы. Картинки
делятся на две группы: действия выполняются
одним лицом, действия выполняются разными
людьми.

Следующий этап – формирование у
младших дошкольников языковых конструкций,
отражающих семантические категории действие –
объект.
Центр предлагаемых конструкций –
глагол в форме 1-го лица настоящего времени или
повелительного наклонения. Предложения
усложняются за счет второстепенных членов –
имен существительных в форме косвенных падежей.
Распространение предложений осуществляется по
двум моделям: модели существительного в
винительном падеже единственном числе (“Несу
куклу”) и модели существительного с предложном
падеже единственном числе с предлогом “на”
(“Сижу на стуле”).

Приведем пример формирования языковых
конструкций, выражающих семантические отношения
действие-объект на примере игровой ситуации “Одевание
куклы”.
Перебираются все предметы одежды.
Действия сопровождаются речью педагога и по
возможности ребенка. В случае неправильного
выбора (кубики, машинки и т.п.) педагог показывает
ребенку, что он ошибся: кукла “не принимает”
предмет. Педагог называет предметы одежды
последовательно, повторяя по несколько раз,
объединяя их в одно “семантическое поле”,
обобщая предметы словами: “Это мы надеваем. Это
одежда”. Аналогичным образом проводятся занятия
по формированию обобщений “Игрушки”, “Мебель”,
“Обувь”, “Овощи”, “Фрукты”. В дальнейшем
распространение предложений осуществляется с
использованием других косвенных падежей.

После отработки вышеуказанных умений
переходят к формированию языковых структур,
выражающих отношения агент-действие. Работа
проводится на основе наблюдения ребенка над
действием окружающих, затем переходят к
дидактическому материалу (игрушки, картинки и
т.д.). педагог предлагает внимательно рассмотреть
изображения, а затем каждому задает несколько
вопросов, отмечая те, что вызывают у ребенка
затруднения.

Широкое использование предметного
окружения как познавательной базы способствует
формированию семантического компонента
языковой способности у младших дошкольников и,
более того, в дальнейшем совершенствованию
лингвистического развития данной категории
детей.

Источник

Библиографическое описание:

Башмакова, Е. А. Формирование языковой личности как фактор развития языковой способности у детей дошкольного возраста / Е. А. Башмакова, Л. Н. Фадеева, И. Н. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5219/ (дата обращения: 20.11.2020).

Читайте также:  Ребенок отстает в психическом развитии



В статье поднимается вопрос о формировании языковой личности как фактора развития языковой способности у детей дошкольного возраста. Подтверждается гипотеза о том, что развитие речи ребенка — это сложный творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого с участием собственной речевой активности. Описаны предикторы формирования языковой личности.

Ключевые слова: языковая личность, развитие речи, дошкольники, явления языка и речи, эмоциональное развитие, художественное творчество.

Введение. Актуальность исследования формирования и развития языковой личности в дошкольном возрасте обусловлена социальными, психологическими и педагогическими причинами. С педагогической точки зрения постановка проблемы вызвана реализацией нацпроекта «Образование» и гуманизацией системы образования, т. е., ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Понятие «языковая личность» появилось в лингвистике в 80-х годах прошлого столетия. Оно определяется как совокупность способностей человека, позволяющих общаться с другими людьми на основе знаний языка.

Ю. Н. Караулов считает, что у языковой личности имеется совокупность способностей к созданию и восприятию речевых текстов [2].

О. С. Ушакова обращает внимание на формирование языковой личности в когнитивном аспекте, и на то, как это обусловлено языковой картиной мира, хранящейся в языковом сознании ребенка, отражающей индивидуальные способы хранения и поиска языковой информации [4].

В. А. Маслова, сопоставляя понятия «языковая личность» и «языковое сознание», выявила закономерность, в которой они взаимосвязаны, так как эти явления зависят от общества и от культуры: «…человек или группа людей совместно, посредствам собственной деятельности создают культуру и живут в ней, поэтому всякая культура личностна» [3].

Е. М. Беспаленко рассматривает процесс речевого общения, где говорящий выступает не как личность с социальными особенностями, а как личность, проявляющаяся в одной или нескольких своих социальных ролях и психологических особенностях. Автор рассматривает речевое поведение в трех аспектах: влияние внешних условий общения; влияние социально-психологического характера; внутриязыковые закономерности разделения общества [1].

Изучению языковой личности и развития языковой способности посвятили свои работы А. С. Андреева, И. В. Башкова, Е. М. Беспаленко, Г. И. Богин, С. Ю. Годунова, Н. А. Мартынова, Л. П. Халяпина, Н. Н. Шпильная и др.

Изучение научных и философских трудов по проблеме исследования позволило сформулировать цель — выявление особенностей формирования языковой личности как фактора развития языковой способности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования — дошкольник как языковая личность.

Предмет исследования — факторы развития языковой способности у детей дошкольного возраста.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» г. Воронеж с 2017 по 2020 г. Участвовало несколько групп детского сада. Использовался сопоставительный метод. Методом сбора материала стала организация образовательных событий и праздников в дошкольной образовательной организации.

Результаты и их обсуждение

Темпы овладения речью зависят от следующих факторов: особенностей личности ребенка; уровня его когнитивных способностей; речевой среды, в первую очередь семейной; от содержания методики развития речи в ДОО.

Развитие языковой способности у детей дошкольного возраста направлено на: развитие и воспитание дошкольника; социализацию; развитие интеллектуальных качеств; овладение языком как средством общения; развитие способности к коммуникациям; воспитание звуковой культуры речи; формирование способности осознавать языковые и речевые явления; приобретение компетентности в сфере родного языка.

При проведении образовательных событий, непосредственной образовательной деятельности, занятий по речевому развитию воспитатели ориентируются на реализацию основных функций языка: коммуникативная, когнитивная, эмотивная. Необходимой предпосылкой формирования системы языковых связей является потребность ребенка в речевом общении, возникающая в ходе игровой деятельности.

Особую роль в становлении речи играет эмоциональное развитие дошкольников. С этой целью педагогами проводятся конкурсы для детей, задействованы средства дополнительного образования, творческие мастерские и др.

Например, формирование языковой личности проходит более эффективно в танцевальном искусстве. В данном случае, фактором развития языковой способности становится язык жестов, движений, пластика и мимика, пространственный рисунок, композиция, костюм, выражение эмоций.

дс144.jpg

Рис. 1. «Северное сияние»

Эмоциональное здоровье детей зависит от создания условий для развития их творческих способностей. В данном случае — это танец.

Речь ребенка дошкольного возраста мы рассматриваем в контексте его общения с взрослыми и сверстниками, а также в его умения говорить, используя усвоенные речевые средства. Языковая личность проявляет себя в процессе коммуникации, поэтому важной составляющей оказываются потребности в общении и социальное поведение, манера общения, которые проявляются в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Читайте также:  Взаимосвязь двигательного и познавательного развития ребенка

Следующим фактором развития языковой способности является участие в конкурсе чтецов. 04.03.2020 года на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» г. Воронежа прошел районный отборочный тур по номинации «Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». Художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки, способствует развитию темпа речи, умению правильно дышать при чтении стихов, соблюдать логические ударения, понимать смысл сказанного.

Выводы: языковая компетентность дошкольников — это элементарное осознание явлений и фактов языка и речи, формирование способности употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.

Языковая личность формируется под влиянием культуры определенного народа. Основным свойством языковой личности является способность к речевой деятельности. Процесс формирования языковой личности начинается с овладения ребенком родным языком, а в дальнейшем происходит совершенствование речевых навыков и умений. Несомненно, велика роль педагогов дошкольной образовательной организации в формировании языковой личности. Планирование образовательной деятельности должно учитывать интеграцию развивающих заданий, игр, событий.

Формирование языковой личности в аспекте развития познавательных процессов обусловлено языковой картиной мира, хранящейся в языковом сознании ребенка. Развитие языковой способности тесно связано с понятиями «речевая культура», «культура общения», «коммуникативные навыки» и немаловажную роль играет эмоциональный интеллект в речевом развитии ребенка.

Литература:

  1. Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 02.05.2020).
  2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 2010. -264 с.
  3. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: Тетросистемс, 2008. — 272 с.
  4. Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. — М., «Сфера», — 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): языковая личность, языковая способность, дошкольный возраст, развитие, Детский сад, дошкольная образовательная организация, речевое общение, родной язык, языковая картина мира, языковое сознание ребенка.

Похожие статьи

Особенности языковой картины мира ребенка

Однако, роль языковой картины мира ребенка в данной науке явно недооценена: процессу формирования детской картины мира уделяется

На современном этапе развития лингвистики языковая картина мира становится объектом описания и интерпретации в рамках…

Дошкольный возраст: язык и культура | Статья в журнале…

Раннее изучение второго языка затрагивает суть языковой способности индивида

личности ребёнка: медлительный он или подвижный, наделен ли чувством юмора, каким типом

дошкольный возраст, иностранный язык, ребенок, родной язык, родитель, английский язык

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через…

Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая

О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», ТЦ, М…

Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка

В современном мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке

Обучение детей развитию речи и умению общаться…

Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, уделяю большее внимание речевому развитию и общению детей со

Общение — та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствования которой продолжается всю жизнь.

Влияние родного языка на изучение иностранного языка

Положительное влияние родного языка на формирование аналогичных языковых и речевых навыков называется переносом. В тоже время мы часто сталкиваемся с такими языковыми явлениями, которые либо не имеют аналогов в родном языке, либо используются по-разному.

Психолингвистический и психолого-педагогический аспект…

Языковая способность — одно из ключевых понятий психолингвистики. Языковая способностьчеловека тесно связана с таким понятием как языковая интуиция (также чувство языка́), что определяется как умение чувствовать язык, его явления…

Психолого-педагогические условия развития речи у детей

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Языковые игры — путь формирования социокультурной…

Языковой барьер не является единственным препятствием, которое приходится преодолевать в процессе коммуникации представителям

С каждым новым словом дети транспортирует в свое сознание, в свой новый мир понятие из другого мира, из другой непривычной для него культуры.

Источник