Я утверждаю что развитие психики ребенка представляет собой
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
(ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ)
Задания и вопросы для самоконтроля:
1 | Как самостоятельная наука возрастная психология возникла | |
а) | в первой половине 19 века | |
б) | во второй половине 18 века | |
в) | в первой половине 20 века | |
г) | во второй половине 19 века | |
2 | В 20 веке наиболее значимый вклад в развитие возрастной психологии внес… | |
а) | К.Д. Ушинский | |
б) | А.Н. Леонтьев | |
в) | Р.Заззо | |
г) | И.П. Павлов | |
3 | Педология — это… | |
а) | раздел психологии развития | |
б) | комплексная наука о растущем ребенке | |
в) | раздел детской психологии | |
г) | раздел возрастной психологии | |
4 | Возрастная психология изучает… | |
а) | процесс физического развития человека на протяжении всей жизни | |
б) | процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека | |
в) | процесс становления личности от рождения до 18 лет | |
г) | психические процессы, состояния и свойства личности | |
4 | Предметом психологии развития и возрастной психологии является: | |
а) | изучение основных закономерностей порождения и функционирования психической реальности | |
б) | изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека в различные периоды жизни | |
в) | изучение закономерностей развития психики человека от рождения до старости, механизмов перехода от одной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание | |
г) | законы психического развития ребенка | |
5 | Филогенез — это… | |
а) | становление психических структур в ходе биологической эволюции вида | |
б) | формирование психических структур в течении жизни данного индивида | |
в) | развитие человечества во всех его аспектах | |
г) | развитие ребенка с филогенетической позиции | |
6 | Онтогенез — это… | |
а) | становление психических структур в ходе биологической эволюции вида | |
б) | формирование психических структур в течении жизни данного индивида | |
в) | развитие человечества во всех его аспектах | |
г) | развитие ребенка с онтогенетической позиции | |
7 | В задачи возрастной психологии НЕ входит изучение… | |
а) | закономерностей психического развития | |
б) | изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга | |
в) | движущих сил и источников психического развития | |
г) | закономерности перехода от одного периода психического развития к другому | |
8 | Основной задачей возрастной психологии является определение… | |
а) | аномалий психического развития | |
б) | закономерностей психического развития | |
в) | понятие «критический период» | |
г) | периодизации психического развития | |
9 | В структуру возрастной психологии входит… | |
а) | психология юности | |
б) | экспериментальная психология | |
в) | социальная психология | |
г) | общая психология | |
10 | Возрастная психология основана на тех закономерностях, которые выделяет… | |
а) | психология животных | |
б) | педагогическая психология | |
в) | социальная психология | |
г) | общая психология | |
11 | Продолжительность детства: | |
а) | остается неизменной в ходе развития человечества | |
б) | уменьшается | |
в) | то увеличивается, то уменьшается | |
г) | зависит от уровня материальной и духовной культуры общества | |
12 | Последовательность появления стратегий исследования в психологии была следующей: | |
а) | наблюдение, формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент | |
б) | формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, наблюдение | |
в) | наблюдение, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент | |
13 | Наблюдение, эксперимент, тестирование в классификации Б.Г. Ананьева образуют …. группу методов исследовнаия | |
а) | обработки данных | |
б) | организационных | |
в) | интепретационных | |
г) | эмпирических | |
14 | Многократное изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени — это метод… | |
а) | сравнительный | |
б) | лонгитюдный | |
в) | комплексный | |
г) | близнецовый | |
15 | Дневники родителей о развитии собственных детей послужили прообразом метода: | |
а) | биографического | |
б) | тестирования | |
в) | наблюдения | |
г) | эксперимента | |
16 | Основной целью применения близнецового метода является изучение влияния … на развитие психики | |
а) | тождественности генотипа | |
б) | среды | |
в) | родственных связей | |
г) | количества детей в семье | |
17 | Комплексные исследования в возрастной психологии предполагают … | |
а) | участие нескольких испытуемых | |
б) | сопоставление данных, полученных на испытуемых разных возрастных групп | |
в) | неоднократное изучение одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени | |
г) | исследование проблемы с точки зрения разных наук | |
18 | Преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие внешенего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения — это… | |
а) | эксперимент | |
б) | наблюдение | |
в) | тестирование | |
г) | анкетирование | |
19 | Задача установления наличия или отсутствия изучаемого явления, измерение его количественных характеристик решается в психологии методом … | |
а) | формирующего эксперимента | |
б) | констатирующего эксперимента | |
в) | наблюдения | |
г) | близнецовым | |
20 | Назовите метод, которым пользовался ученый: 1. З.Фрейд, 2. Э.Эриксон; 3. Л.С. Выготский; 4. Дж.Уотсон | |
а) | психоисторический | |
б) | психоанализ | |
в) | измерение поведенческих реакций | |
г) | экспериментально-генетический |
РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Задания и вопросы для самоконтроля:
1 | Развитие — это: | |
а) | количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции | |
б) | закономерное изменение процессов во времени, выраженное в количественных качественных и структурных преобразованиях | |
в) | процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта | |
г) | процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения | |
2 | Психическое развитие – это (выберите несколько вариантов ответа) | |
а) | количественное и качественное изменение психических процессов | |
б) | повторение основных этапов культурно-исторического развития человечества | |
в) | изменение личности | |
г) | созревание имеющихся способностей, склонностей | |
д) | закономерное изменение психических процессов во времени | |
3 | Изменение, выраженное в количественных и качественных преобразованиях психических процессов, называется… | |
а) | эволюцией | |
б) | соматогенным развитием | |
в) | психическим развитием | |
г) | возрастом | |
4 | Развитие, при котором изначально даны, закреплены, зафиксированы как стадии развития, так и конечный результат, называется: | |
а) | непреформированным | |
б) | революционным | |
в) | эволюционным | |
г) | преформированным | |
5 | Я утверждаю, что развитие психики ребенка представляет собой: | |
а) | непреформированный тип развития | |
б) | преформированный тип развития | |
6 | Психологическими критериями возрастного развития являются… | |
а) | особенности познавательных процессов и развития личности | |
б) | возможности нравственного, эстетического и трудового воспитания | |
в) | деятельность нервной системы | |
7 | Изменения роста, веса, тела человека как индивида — это область развития … | |
а) | психосоциальная | |
б) | психофизическая | |
в) | когнитивная | |
г) | все перечисленные | |
8 | Изменения в эмоциональной, мотивационной, волевой сфере и общении человека как личности — это область развития… | |
а) | психосоциальная | |
б) | психофизическая | |
в) | когнитивная | |
г) | все перечисленные | |
9 | Развитие способностей, познавательных процессов, интеллекта человека как субъекта деятельности — это область развития…. | |
а) | психосоциальная | |
б) | психофизическая | |
в) | когнитивная | |
г) | все перечисленные | |
10 | К факторам, влияющим на психическое развитие, относятся… | |
а) | мыслительные операции, интеллект | |
б) | наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельности | |
в) | самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых | |
г) | социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент | |
11 | Человеческий зародыш в своём развитии повторяет ход развития животных, а после рождения человек должен повторять ход развития человеческого общества – это…(несколько вариантов) | |
а) | постулат Л.С.Выготского | |
б) | биогенетический закон | |
в) | основной принцип биогенетических теорий | |
г) | идея Дж.Локка | |
д) | идея В Штерна | |
12 | ………………. теория утверждает, что всё, что есть личностного в человеке, возникает в его жизни под влиянием социальных условий | |
а) | биогенетическая | |
б) | социогенетическая | |
в) | конвергенции двух факторов | |
г) | гуманистическая | |
13 | Представители социологического подхода к изучению психического являются…(варианты) | |
а) | А.Валлон | |
б) | Д.Б.Эльконин | |
в) | З.Фрейд | |
г) | Э.Дюркгейм | |
д) | К.Бюллер | |
14 | Авторами натуралистических концепций психического развития человека являются…(варианты) | |
а) | М.Мид | |
б) | В.Штерн | |
в) | Л.С.Выготский | |
г) | Д.Б.Эльконин | |
д) | А.Гезелл | |
15 | …. теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало меняются под влиянием условий жизни | |
а) | конвергенции двух факторов | |
б) | биогенетическая | |
в) | социогенетическая | |
16 | г) | Формирования |
Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния, согласно подходу к развитию… | ||
а) | психогенетическому | |
б) | социогенетическому | |
в) | биогенетическому | |
г) | двухфакторному | |
17 | Воспроизведение процессов исторического развития общества в психическом развитии индивида называется… | |
а) | рекапиуляцией | |
б) | адаптацией | |
в) | социализацией | |
г) | ресоциализацией | |
18 | Автором теории конвергенции двух факторов является… | |
а) | С. Холл | |
б) | Дж. Локк | |
в) | Р. Заззо | |
г) | В. Штерн | |
19 | Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется… | |
а) | социализацией | |
б) | мировоззрением | |
в) | самоактуализацией | |
г) | социальной ситуацией развития | |
20 | Ключевой проблемой первых теорий психического развития явилась проблема… | |
а) | соотношения наследственности и среды в психическом развитии человека | |
б) | стадий интеллектуального развития человека | |
в) | роли сверстников в психическом развитии подростков | |
г) | соотношения внутренней (психической) и внешней (физической) активности человека |
Источник
Тема 4. Развитие психики ребенка
1. Понятие «развитие психики».
2. Факторы развития психики ребенка.
3. Развитие и обучение.
1. Понятие «развитие психики»
Понятие «развитие», характеризуемое качественными изменениями, существенно отличается от понятий «рост», «созревание», и «совершенствование», зачастую встречающихся как в повседневном мышлении, так и в научных текстах
Развитие психики человека обладает всеми свойствами развития как категории философии, а именно ‑ необратимым характером изменений, их направленностью (т.е.способностью к накапливанию изменений) и закономерным характером. Следовательно, развитие психики ‑ это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Чтобы полнее понять психическое развитие человека, необходимо рассмотреть протяженность дистанции, на которой оно совершается. В зависимости от этого можно различить, по меньшей мере, четыре ряда изменений: филогенез, онтогенез, антропогенез и микрогенез.
Филогенез ‑ развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
Онтогенез — индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни. Пренатальная фаза (развитие эмбриона и плода) занимает особое положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма.
Антропогенез ‑ развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapies и завершающаяся сегодняшним днем.
Микрогенез ‑ актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий (например, поведение испытуемого при решении творческих задач). Для возрастного психолога важно выяснить механизм преобразования микрогенеза в онтогенез, т.е. понять, каковы психологические условия появления тех или иных психологических новообразований у людей одного и того же возраста, профессии, социальной принадлежности и т.д.
В возрастной психологии выделяют также типы развития. К ним относится преформированный тип и непреформированный тип развития. Преформированный тип развития ‑ это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые организм пройдет, так и тот конечный результат, которого он достигнет. Пример ‑ эмбриональное развитие. В истории психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального. Это концепция С. Холла, в которой психическое развитие рассматривалось как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.
Непреформированный тип развития ‑ развитие, не предопределенное заранее. Это наиболее распространенный тип развития на нашей планете. К нему относится развитие Галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества, а также процесс психического развития человека. Различая преформированный и непреформированный тип развития, Л.С. Выготский относил психическое развитие ребенка ко второму типу.
Исследовать психическое развитие человека, значит, решить задачи описания, объяснения, прогноза и коррекции этого развития.
Описание развития предполагает представление многочисленных фактов, явлений, процессов психического развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). К сожалению, очень многое в возрастной психологии находится именно на уровне описания.
Объяснить развитие ‑ значит, выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании (ответ на вопрос «почему это произошло»?). В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть: 1) строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко); 2) вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения); 3) вообще отсутствовать; 4) одинарной (что встречается крайне редко); 5) множественной (что обычно и имеет место при изучении развития).
Прогноз развития носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами(отвечает на вопрос «к чему это приведет»?). Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. В этом собственно и заключается смысл прогноза.
Коррекция развития ‑ это управление следствием через изменение возможных причин.
2. Факторы развития психики ребенка
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления ‑ биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения, наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначального предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции (С. Холл),основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных ‑ он имеет крупную голову, жабры и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на его ластообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4 месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.
Э. Геккелем (ученик Дарвина) был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно исторического развития человечества (С. Холл).
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки ‑ в идеях философа 17 века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Представления о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Социологизаторские идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.
Что понимается под биологическими и социальными факторами развития в настоящее время?
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента ‑ темперамент и задатки способностей.
Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. На развитие способностей большое влияние оказывает собственная активность ребенка.
Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка и сам процесс рождения.
Второй фактор ‑ среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредовано ‑ через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.
В психологии также ставится вопрос о соотношении биологического и социального факторов, влияющих на психическое развитие ребенка. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития пересекаются, т.е. происходит конвергенция (от латинского ‑ приближаться, сходиться). Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции ‑ продукт культурно – исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается не ней влияние наследственности.
Единство наследственных и социальных влияний ‑ это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.
3. Развитие и обучение
Социальная среда ‑ понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества, зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания. Социальная среда – это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, воспитатели детских садов, учителя школы и т.д.
Вне социальной среды ребенок развиваться не может ‑ не может стать полноценной личностью. Примером могут служить случаи «детей-Маугли».
Дети, лишенные социальной среды не могут полноценно развиваться. В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» ‑ периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям.
Как считает Л.С. Выготский, в сензитивные периоды, определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период должен совпадать с оптимальными сроками обучения. Поэтому важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно для его всестороннего развития в это время.
В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как ‑ один из основных в возрастной психологии. Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития ‑ спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение.
Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становиться принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.
Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.
Внешние психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общения с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л.С. Выготский, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва ‑ социальном, потом ‑ психологическом, сперва между людьми … затем внутри ребенка».
Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка с взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Л.С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем развития», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими задачами, мы определяем актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности, помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы; объясняя принцип решения; начиная решать задачу и предлагая продолжить и т.п.). У детей с актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности.
Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие. С.Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения.
Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития, реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего более высокого уровня. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», ‑ пишет С.Л. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе деятельности.
Задания для самостоятельной работы
1. Приведите примеры влияния среды на развитие личности ребенка как социального существа.
Список рекомендуемой литературы
1. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. ‑ М., 1987.
2. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. тр. ‑ М., 1989.
3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собр.соч.: В 6 т. ‑ М., 1983. – Т. 3.
4. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собр.соч.: В 6 т. ‑ М., 1983.- Т.4.
5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии. ‑ М.: ИПП, 1996.
6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. ‑ М. ‑ Воронеж: МПСИ, 1997.
Источник