Я для ребенка с отсталым развитием речи

Я для ребенка с отсталым развитием речи thumbnail

Большая часть детей в пятилетнем возрасте при нормальном развитии речи полноценно могут разговаривать, выражать свои мысли, использовать также сложные конструкции в общении.

Они обладают большим словарным запасом, чтобы правильно высказывать свои мысли. При нарушении этих процессов у ребенка возникает системное недоразвитие речи, когда требуется консультация специалиста. Важно провести обследование, чтобы исключить серьезные патологические причины.

Что такое задержка речевого развития (ЗРР)?

Системное недоразвитие речи является целым комплексом расстройств речевого аппарата. При этом патологическое состояние сопровождается нарушением важных языковых составляющих. Речь идет про фонематику, грамматику и лексику. У некоторых детей задержка речевого развития наблюдается по причине развития более серьезного заболевания психоэмоционального характера.

Комплексные расстройства в работе речевого аппарата нарушают языковые элементы:

  • Фонетика. Ребенку тяжело правильно произносить звуки.
  • Лексика. Словарный запас у ребенка минимальный.
  • Грамматика. Малышу сложно менять падежные окончания в словах, составлять предложения.

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степениСистемное недоразвитие речи в большинстве случаев диагностируется у детей с умственной отсталостью. Патологическое состояние, которое сопровождается органическим повреждением мозга. В случае, если слух и интеллект сохраняются, пациенту устанавливают диагноз – общее недоразвитие речи.

Нормы развития речи у ребенка

Существуют определенные критерии, которые помогут родителям заподозрить нарушения у ребенка и обратиться в больницу:

ПериодОписание
1-8 месяцевВ этот период ребенок издает звуки и слоги. Постепенно появляется детский лепет. Кроха играет с голосовыми звуками. Может называть определенные предметы и людей, с которыми чаще всего общается. Формируется также артикуляция и интонация.
1-2 годаРебенок начинает произносить глаголы, но родители принимают этот шаг за первые слова. На этом этапе все зависит от психического развития ребенка. В некоторых ситуациях его понимают только близкие люди, которые больше всего проводят с ним время. К 2 годам малыш уже произносит несколько слов или фразы. Словарный запас постепенно увеличивается.
2-3 годаКоличество слов постепенно увеличивается. Малыш пытается составлять предложения, отталкиваясь от главного слова, в результате чего формируется грамматическая связь. На этом этапе ребенок начинает осваивать изменение окончаний в словах. Он учится мысленно обдумывать слова и конструкции, постепенно осваивать родной язык.
3-5 летНа этом этапе ребенок произносит законченные фразы, отрывки устной речи с общим смыслом. Он учится поддерживать общение с собеседником. В этот же период формируется словарь его языка.
5-7 летРебенок осваивает связную речь. Учится высказывать свои мысли, составляя целые предложения. При этом он придерживается определенной последовательности. У него формируется разговорное логическое мышление.

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Деление речевого развития на уровни в каждом случае происходит индивидуально. Все зависит от психоэмоционального состояния ребенка, его физического здоровья и индивидуальных особенностей.

Уровни недоразвития речи

От выраженности присутствующих нарушений зависит уровень развития речи.

В медицине различают следующие этапы проявления расстройств:

НазваниеОписание
I уровеньРебенок в разговоре использует лепетные слова, звукоподражание, жесты и мимику.
II уровеньПрисутствуют некоторые зачатки общеупотребительной речи. Ребенок примитивно общается, его слова искажены. Присутствуют также элементарные грамматические формы и конструкции.
III уровеньРечь у ребенка развернутая, но присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
IV уровеньНезначительно меняются все компоненты речи.

На любом уровне недоразвитие речи помешает ребенку осваивать новые навыки, получать знания. Ограниченное мышление скажется на письме и полноценном общении с другими людьми. Исправить ситуацию поможет своевременная консультация у специалиста.

Симптомы отклонений

Клинические признаки, возникающие у детей различного возраста при недоразвитии речи, помогут квалифицированному специалисту правильно поставить диагноз и назначить эффективное лечение.

Системное речевое недоразвитие сопровождается следующими клиническими симптомами:

  • маленькие дети до года не издают звукосочетания и плохо реагируют на слова окружающих людей;
  • нарушается жестикуляция и мелкая моторика;
  • в 1,5 года малыш не повторяет слова или действия взрослых;
  • в возрасте 2-х лет ребенку сложно выговаривать слова или словосочетания;
  • меняется тембр голоса.

При нормальном развитии речи у ребенка, родители его понимают в разговоре.

В зависимости от степени системного недоразвития речи, у маленького пациента появляются следующие клинические симптомы:Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

НазваниеСимптоматика
Легкая степень
  • присутствует незначительная дисграфия;
  • минимальный словарный запас;
  • незначительно нарушено звукопроизношение;
  • трудности при произношении сложных речевых материалов;
  • в ходе пересказа теряется смысл предложений.
Средняя
  • нарушается произношение определенной группы звуков;
  • появляются проблемы с фонематическим анализом и слухом;
  • ребенок плохо понимает слова с переносным или скрытым смыслом;
  • школьники предпочитают пассивное общение;
  • при пересказе происходит искажение текста, теряется смысл;
  • ограничен лексикон.
Тяжелая
  • нарушено произношение различных звуковых групп;
  • ребенку тяжело формировать слова, словосочетания;
  • используя один звук, малыш называет несколько предметов или явлений;
  • существенно нарушен фонематический анализ и восприятие;
  • ребенку тяжело воспринимать предложения и формировать их самостоятельно;
  • нарушено восприятие речи;
  • в общении с другими людьми дети используют жесты и мимику;
  • максимально уменьшен словарный запас;
  • нарушается мелкая моторика, навыки письма на минимальном уровне;
  • снижена сила голоса, присутствует монотонная интонация.
Читайте также:  Ребенок рожденный в 37 недель особенности развития

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Системное недоразвитие речи – это серьезный диагноз, который чаще выявляется у детей после пятилетнего возраста. Необходимо пройти комплексное обследование для его подтверждения. Диагностикой и лечением занимается врач психиатр, невролог или логопед.

Причины недоразвития речи

Существуют многочисленные внутренние или внешние факторы, которые провоцируют нарушение развития речи у ребенка.

НазваниеОписание
Внутренние факторы
  • патологическое поражение женского организма в период вынашивания малыша;
  • аборты;
  • гинекологические заболевания;
  • развитие сахарного диабета;
  • сильный токсикоз во время беременности;
  • роды в раннем или позднем возрасте;
  • вредные привычки (злоупотребление спиртными напитками, наркотическими веществами и табачными изделиями в период вынашивания малыша);
  • гипоксия плода;
  • родовая травма, которая провоцирует нарушение работы головного мозга у малыша.
Внешние причины
  • тяжелые заболевания центральной нервной системы у ребенка;
  • неправильное воспитание малыша;
  • отсутствие речевого общения в период до года;
  • церебральный паралич;
  • рахит;
  • астения;
  • генетические аномалии;
  • простудные заболевания и осложнения на их фоне;
  • неблагоприятная окружающая экологическая обстановка.

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Нарушения, связанные с развитием речи, также появляются в результате сильных эмоциональных стрессов, которые малыш переживает в семье. Проблемы провоцирует недостаточное общение с ребенком. Навредить детям можно сюсюканьем, когда родители неправильно произносят слова в разговоре с крохой.

Классификация

Существует также определенная классификация системного недоразвития речи, в основе которого лежат общие нарушения:

НазваниеОписание
I уровеньУ ребенка полностью отсутствуют речевые навыки.
II уровеньЭтап развития малыша, на котором присутствуют начальные элементы речи и большое количество аграмматизма.
III уровеньРебенок в разговоре использует отдельные фразы, но звуки и смысл общения практически отсутствуют.
IV уровеньЗадержка речевого развития на этом этапе характеризуется отдельными проблемами. У ребенка нарушена лексика, фонетика, грамматика и фонематика.

На раннем этапе нарушенного развития речи у ребенка прогнозы благоприятные. Своевременная помощь позволит малышу восполнить пробелы в общении. На поздних стадиях недоразвития речи ситуация сложнее и малышу потребуется длительное, тяжелое лечение. Несмотря на критическую оценку получить положительные результаты после терапии также возможно.

Степени системного недоразвития

Системное недоразвитие речи – это сложная патология, требующая квалифицированной помощи специалистов.

В зависимости от присутствующих изменений у ребенка, в медицине нарушения классифицируют следующим образом:

НазваниеОписание
СНР легкой степениСловарный запас у ребенка настолько слабый, что ему тяжело произносить звуки, косвенные падежи, множественные числа или улавливать сложные моменты. Он не может понять причинно-следственных связей.
СНР средней степениРебенок не воспринимает сложные предложения или слова с переносным смыслом. Ему также тяжело выстраивать смысл пересказанного фрагмента. Активная речь слабая, словарный запас на минимальном уровне, неправильно поставлена координация движения языка.
СНР тяжелой степениМаленькому пациенту трудно воспринимать речь, отсутствует способность связывать слова и предложения. Нарушена мелкая моторика. Ребенок не умеет писать или читать, в некоторых ситуациях эти способности даются с большим трудом.

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Самостоятельно родители не смогут установить степень нарушения развития речи. Необходимо обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду. Врач проведет осмотр, опросит малыша, сделает свои выводы и при необходимости назначит дополнительное обследование. Результаты и правильно поставленный диагноз помогут врачу подобрать максимально эффективные методы лечения.

Недоразвитие речи при умственной отсталости

Системное недоразвитие речи – это серьезное патологическое состояние, которое при умственной отсталости сопровождается следующими клиническими симптомами:

  • нарушается память;
  • усиливается двигательная активность пациента;
  • ребенку тяжело сосредоточить свое внимание;
  • отсутствует осознанная воля;
  • языковая система в сравнении с установленными нормами, слабо развита;
  • у ребенка возникают сложности при определении простых понятий, постановки связи между ними;
  • мышление у пациента частично или полностью отсутствует.

Нарушено также психоэмоциональное развитие у ребенка. Присутствующие расстройства негативно сказываются на речевом общении пациента с окружающими людьми. Они также мешают формироваться другим социально важным навыкам.

Лечение СНР у детей

Эффективность терапии зависит от многочисленных факторов, среди которых скорость оказания помощи ребенку, также степень тяжести присутствующих нарушений. Родителям необходимо постоянно следить за здоровьем малыша, чтобы своевременно выявить нарушение речи и обратиться в больницу.Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Схему и методы терапии подбирает врач логопед, при этом учитывая другие расстройства у ребенка. При необходимости маленькому пациенту может понадобиться дополнительно консультация других профильных специалистов (психолога).

Развитие мелкой моторики

Системное недоразвитие речи – это патологическое состояние, которое возникает чаще в результате проблем с мелкой моторикой. В этой ситуации родителям рекомендуется больше уделять внимания ребенку. Заниматься с ним лепкой, рукоделием, аппликацией и оригами. Интересные и совместные дела помогут также родителям сблизиться со своим чадом.

Психологический комфорт

Основной принцип терапевтического метода заключается в том, чтобы максимально оказать ребенку психологическую помощь. Необходимо защитить кроху от насмешек окружающих. Воспитателей в саду или в учителей в школе попросить не акцентировать внимание на существующих проблемах. Нельзя ругать ребенка, если он отстает от общего темпа развития всего класса, группы.

Читайте также:  Развитие кругозора ребенка дошкольного возраста

Его необходимо учить читать, но без излишнего давления. Пусть понимает, что нужно учиться, рекомендуется также делать перерывы в учебе. Не стоит насиловать ребенка, ему и так тяжело дается весь процесс.

Психологический комфорт помогут создать положительные эмоции. Родителям необходимо хвалить малыша, даже за незначительные достижения. У него будет желание и стремление делать больше, лучше. От ругательств и негатива не будет никакой пользы.

Упражнения

В большинстве случаев логопед использует специальные упражнения, которые помогают развивать речь и мышление у ребенка. Если кроху такие занятия не пугают, тогда их можно проводить в домашних условиях. Комплекс упражнений рекомендуется обсудить с логопедом.Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Специалист подскажет, какие из них помогут лучше развить речь:

  • Можно составлять предложения, начиная с нескольких слов и заканчивая сложными конструкциями.
  • Рекомендуется также проводить занятия, где ребенку необходимо дорисовать цифры или буквы.
  • Можно лепить буквы и цифры из пластилина или составлять их из палочек.
  • Полезным является упражнения, в ходе которого малыш пытается прочитать зачеркнутые слова.
  • Дополнительно также рекомендуется составлять слова из перемешанных слогов и букв.

В тяжелых ситуациях, учитывая результаты комплексного обследования и индивидуальные особенности состояния ребенка, маленькому пациенту подбирается медикаментозная терапия:

Группа лекарствНазваниеПрименение
Производные аминомасляной кислотыАминалон, ПантогамЛекарства стимулируют кислородный обмен и замедляют нервные импульсы. Детям назначают по 1-2 г в сутки. Дозировка зависит от возраста и ее можно разделить на 2 приема. Курс лечения продолжается минимум 2-3 недели.
Производные пиритинолаЦеребол, ЭнерболПрепараты улучшают утилизацию глюкозы. Лекарство принимают 2-3 раза в сутки после еды. Детям назначают по 0,05-0,3 г в течение 2-х месяцев.
ПсихостимуляторыЦераксон, ПирацетамЛекарство улучшает энергетический обмен, память, внимание и устраняет застойные явления. Детям назначают по 30-50 мг 1 раз в день.
Поливитаминные комплексыМультивит, МильгаммаПрепараты поддерживают функционирование нервной системы. Детям лекарство назначают по ½ таблетки 1 раз в сутки.

Системное недоразвитие речи (СНР). Что это при умственной отсталости, ЗПР тяжелой средней, легкой степени

Дополнительно назначаются экстракты нервных клеток животных. Лекарства способствуют регенерации поврежденных клеток нервных волокон.

Физиотерапия

Для стимуляции речевой зоны головного мозга и центров, которые отвечают за интеллект, применяются физиотерапевтические процедуры (электрорефлексотерапия, магнитная терапия, иппотерапия и дельнотерапия).

Любой метод лечения следует обсуждать с лечащим врачом, поскольку можно вызвать обратный эффект и спровоцировать эпилептические приступы у ребенка, также расстройство психики или судороги.

Взаимодействие с лошадями или дельфинами уменьшает гипертонус, мышечный спазм мелкой мускулатуры. Происходит стимулирование речевых центров головного мозга.

Системное недоразвитие речи у детей чаще диагностируется в результате повреждения головного мозга. Серьезное нарушение сопровождается неправильным произношением слов и звуков, при этом словарный запас на минимальном уровне. Консультация логопеда позволит определить степень нарушений и подобрать максимально эффективный метод коррекции.

Видео об СНР

Системное недоразвитие речи:

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

Читайте также:  Индивидуальная оценка развития ребенка по фгос

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник