Изучение тенденций динамики развития аномального ребенка

Изучение тенденций динамики развития аномального ребенка thumbnail

Прослеживание динамики развития ребенка с ТиМНР в процессе обучения.

выступление на научно-практическом семинаре «Оценка образовательных достижений детей, обучающихся по 2 варианту ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

учителя-логопеда

Федотовой С.А.

Москва 2016

Прослеживание динамики развития ребенка с ТиМНР в процессе обучения.

В 4-ом классе, где я преподаю обучаются 9 детей в возрасте 10-11 лет с ТиМНР. 3 человека имеют тяжёлую степень умственной отсталости, 6 – умеренную, из них 4 – имеют расстройство аутистического спектра.

Для оценки умений и навыков учащихся 3 раза в год проводится мониторинг развития – начальный (сентябрь), промежуточный (январь) и заключительный (май). Результаты обследования заносятся в Индивидуальную карту развития ребенка. Эта карта заполняется на протяжении всего обучения учащегося в школе, что помогает осуществлять преемственность обучения. Я преподаю в этом классе первый год, но данные, полученные от наблюдения на прошедших годах помогли мне познакомиться с индивидуально-личностными особенностями учащихся. На основании данных полученных при обследовании составляется индивидуальная программа обучения. Индивидуальная карта развития ребенка включает следующие разделы:

Здоровье и двигательное развитие

Умственное развитие

Коммуникативное развитие

Регуляторное развитие

Представления о сферах действительности

– личная сфера и представление о ближайшем окружении

– представление о назначении и свойствах предметов окружающего мира

– правила обращения с предметами

– овладение общеучебными навыками поведения

– представления о культурно-бытовых учреждениях и правилах поведения в них

– представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

– представление о количестве и величине

– представление о временных и пространственных отношениях

– представления о произведениях детской литературы

Диагностика различных видов деятельности ребенка

– игровая деятельность

– конструирование

– изобразительная деятельность

Помимо Индивидуальной карты развития в нашей школе проводится мониторинг по предметным областям. В нем фиксируются учебные умения по предметам. Здесь можно проследить динамику усвоения учебной программы с учетом индивидуально-личностных и психофизических особенностей. Следующим этапом коррекционной работы является составление психолого-педагогической характеристики и индивидуальной программы воспитания и обучения. Для этого используется информация, полученная в процессе диагностики. Программа обычно составляется на полугодие и состоит из списка задач и способов их реализации. Начинать работу следует с наиболее значимых несформированных функций.

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Учащиеся с умеренной степенью УО в состоянии освоить элементарные знания по чтению, письму, счету, продуктивной деятельности на наглядно-практической и предметной основе. Учащиеся с тяжелой степенью учатся правилам поведения и коммуникации, навыкам самообслуживания, что так же важно для социальной адаптации.

Известно, что у лиц с выраженной и тяжелой степенью УО умения и навыки непрочные. Быстро распадаются без постоянного подкрепления. Важно определить круг умений и навыков, которые помогут адаптироваться в жизни, быть удобным в семейных условиях, в социальных контактах.

В процессе коррекционной работы формируется образ «Я», «Я-сознание», положительное восприятие сверстника, обучение способам взаимодействия с ним, выделение и осознание разных видов и уровней социальных отношений, моделирование их в различных видах деятельности. Формируется отношение к сверстнику как к партнеру, способность учитывать «программу» партнера, формируются коммуникативные умения.

Также необходимо воспитывать навыки культурного поведения, умения общаться с людьми: выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение выражать согласие или несогласие. Необходимо работать над пробуждением чувства жалости, радости, сострадания.

Формировать жизненно-необходимые навыки самообслуживания, умение выполнять конкретные трудовые поручения. Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью формирующий у него уверенность в собственных силах.

В зависимости от тяжести диагноза уровень освоения деятельности может различаться. Это могут быть:

– совместные действия с педагогом;

– деятельность по подражанию;

– деятельность по образцу;

– деятельность по последовательной инструкции;

– самостоятельная деятельность воспитанника;

– умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Для оценки можно использовать следующую градацию:

– действие сформировано

– требуется помощь

– действие не сформировано

При оценке динамики учитываются психофизические возможности и индивидуально-личностные особенности и учащихся. Понятно, что у ребенка с тяжелой степенью УО уровень самостоятельности будет минимальной. Здесь показателем эффективности педагогического воздействия будет, если ребенок самостоятельно обратится к учителю за помощью. Для ребенка с 1 уровнем РАС достижением будет, если он, пусть минимально, включается в учебный процесс, узнает педагога, фиксирует взгляд на лице педагога, на предмете.

Специфика программы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями состоит в том, что для каждой задачи продумывается несколько вариантов реализации, способы реализации всегда индивидуализированы.

Для того, чтобы удобнее было фиксировать виды усвоения материла по задачам, темпы усвоения материала, мы разбили ежедневные занятия в таблицу, где фиксируются задачи, реализуемые на занятии. В соответствующей строке пишутся виды упражнений и отмечаются результаты, в зависимости от того, как ребенок справился с заданием. Благодаря такой организации занятий мы видим малейшие продвижения у ребёнка, планируем виды работ на следующие занятия, усложняем и варьируем задания, отмечаем динамику в «Карте» и готовим индивидуальную программу на следующий период обучения, реально учитывая уровень актуального и ближайшего развития ребенка.

Читайте также:  Закономерности психического развития ребенка шпора

Результаты формирования универсальных учебных действий (УУД) отслеживаются через наблюдения на уроках и во внеурочной деятельности, через дифференцированные индивидуальные задания, через участие в совместных творческих делах.

Одной из форм оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

Текущая оценка знаний, умений и навыков, учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выводится по результатам повседневного устных ответов учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

На усмотрение учителя в портфель достижений учеников начальной школы включаются следующие материалы:

выборки детских работ —учебных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, и в процессе внеурочной деятельности. Работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала достижение более высоких уровней формируемых учебных действий;

материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например, результаты участия в конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др.

Содержание и структура портфолио может корректироваться учителем.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.

Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

Источник

1.3. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè íîðìàëüíîãî è àíîìàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà äåôåêòà

Äëÿ ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè îñîáîå çíà÷åíèå èìååò âîïðîñ îá îáùèõ çàêîíîìåðíîñòÿõ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ò. å. çàêîíîìåðíîñòÿõ, íå ÿâëÿþùèõñÿ ñïåöèôè÷åñêèìè äëÿ îòäåëüíûõ âàðèàíòîâ îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ, à ïðèñóùèõ âñåì èì. Çíàíèå òàêèõ çàêîíîìåðíîñòåé ïîìîãàåò íàì ðàçãðàíè÷èòü ëîãèêó íîðìàëüíîãî è îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ, à òàêæå îñóùåñòâëÿòü äèàãíîñòèêó è ïðîãíîç ïîñëåäíåãî. Áîëåå øèðîêîé êàòåãîðèåé, õàðàêòåðèçóþùåé âñå òèïû ðàçâèòèÿ – è íîðìàëüíîãî, è àíîìàëüíîãî, ÿâëÿþòñÿ îáùèå çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïîñëåäíèå èçó÷àþòñÿ ïñèõîëîãèåé ðàçâèòèÿ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ñëåäóþùèå çàêîíîìåðíîñòè:

• íåðàâíîìåðíîñòü – íåîäèíàêîâîñòü, íåïîñòîÿíñòâî â ðàçâèòèè îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ïðîöåññîâ, ñâîéñòâ, åãî êîëåáàòåëüíûé õàðàêòåð. Âûäåëÿþòñÿ ñòàäèè ïîäúåìà, ñòàáèëèçàöèè è ñïàäà â ðàçâèòèè èíäèâèäà;

• ãåòåðîõðîííîñòü – ðàçíîâðåìåííîñòü, àñèíõðîííîñòü, íåñîâïàäåíèå âî âðåìåíè ôàç ðàçâèòèÿ îòäåëüíûõ îðãàíîâ è ôóíêöèé;

• íåóñòîé÷èâîñòü ðàçâèòèÿ – èçìåíåíèå äèíàìèêè ðàçâèòèÿ, ïðîÿâëÿþùååñÿ â êðèçèñàõ ðàçâèòèÿ;

• ñåíçèòèâíîñòü ðàçâèòèÿ – íàëè÷èå îòäåëüíûõ ïåðèîäîâ ïîâûøåííîé âîñïðèèì÷èâîñòè ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ê âíåøíèì âîçäåéñòâèÿì (îáó÷åíèþ è âîñïèòàíèþ);

• êóìóëÿòèâíîñòü ðàçâèòèÿ – íàêîïëåíèå ðåçóëüòàòîâ ðàçâèòèÿ êàæäîé ïðåäøåñòâóþùåé ñòàäèè, ïðè êîòîðîì îíè âêëþ÷àþòñÿ â ïîñëåäóþùóþ ñòàäèþ, îïðåäåëåííûì îáðàçîì òðàíñôîðìèðóÿñü. Ïðèìåðîì ìîæåò ñëóæèòü ïðîöåññ ïåðåõîäà îò íàãëÿäíî-äåéñòâåííîãî ê íàãëÿäíî-îáðàçíîìó è ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîìó ìûøëåíèþ;

• äèâåðãåíòíîñòü-êîíâåðãåíòíîñòü õîäà ðàçâèòèÿ – äèôôåðåíöèàöèÿ è ïîâûøåíèå ðàçíîîáðàçèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ñ îäíîé ñòîðîíû, è èõ èíòåãðàöèÿ, ñâåðòûâàíèå – ñ äðóãîé.

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî çàêîíîìåðíîñòÿì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîä÷èíÿþòñÿ ëþäè íå òîëüêî ñ íîðìàëüíûì ïñèõè÷åñêèì ðàçâèòèåì, íî è ñ îòêëîíÿþùèìñÿ îò íîðìû.

Ñîãëàñíî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó, ëþáîå îòêëîíåíèå â ðàçâèòèè èñêàæàåò îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ñ îêðóæàþùèì åãî ìèðîì è â ïåðâóþ î÷åðåäü ñ äðóãèìè ëþäüìè[20]. Ýòî âàæíåéøàÿ îáùàÿ çàêîíîìåðíîñòü àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Îíà èìååò êîíêðåòíîå âûðàæåíèå â ïÿòè âûäåëåííûõ íà ñåãîäíÿøíèé äåíü çàêîíîìåðíîñòÿõ[21].

1. Ñíèæåíèå ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè (ìîòèâàöèè). Ðåáåíîê ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè ïðîÿâëÿåò ñëàáóþ àêòèâíîñòü è çàèíòåðåñîâàííîñòü â èññëåäîâàíèè îêðóæàþùåãî ìèðà. Äàííàÿ çàêîíîìåðíîñòü ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ íàðóøåíèÿìè íåéðîäèíàìèêè, äåôèöèòîì ïîëó÷àåìîé èíôîðìàöèè, åå ôðàãìåíòàðíîñòüþ.

2. Íàðóøåíèå ïðèåìà, ïåðåðàáîòêè, ñîõðàíåíèÿ è âîñïðîèçâåäåíèÿ èíôîðìàöèè, ñíèæåíèå èõ ñêîðîñòè. Çàêîíîìåðíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â îãðàíè÷åííûõ ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìîé âîçìîæíîñòÿõ ïîçíàâàòåëüíûõ ôóíêöèé (â ïîâûøåíèè ïîðîãîâ îùóùåíèé; íàðóøåíèÿõ êîíñòàíòíîñòè âîñïðèÿòèÿ; ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè; óâåëè÷åíèè âðåìåíè, çàòðà÷èâàåìîãî íà ïåðåðàáîòêó èíôîðìàöèè; ñíèæåíèè óìñòâåííîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè è íàðóøåíèÿõ âíèìàíèÿ, ñóæåíèè îáúåìà çàïîìèíàåìîé èíôîðìàöèè è äð.). Òàê, íàïðèìåð, ó ãëóõèõ äåòåé îòìå÷àåòñÿ çàìåäëåííîñòü âîñïðèÿòèÿ çðèòåëüíûõ ñèãíàëîâ (ñ âîçðàñòîì îíà óâåëè÷èâàåòñÿ è ïðèáëèæàåòñÿ ê íîðìå). Äåôèöèòàðíîñòü ðàçâèòèÿ îäíîãî àíàëèçàòîðà îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà ðàçâèòèè äåÿòåëüíîñòè äðóãîãî. Êðîìå òîãî, ïðè äåôèöèòàðíîì ðàçâèòèè (íàðóøåíèÿõ ñëóõà, çðåíèÿ) âîïðåêè ðàñïðîñòðàíåííîìó ïðåäñòàâëåíèþ ïîðîãè îùóùåíèé ïîâûøàþòñÿ, à íå ñíèæàþòñÿ. Ó äåòåé-îëèãîôðåíîâ âûÿâëåíû íàðóøåíèÿ çðèòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ, ïðîÿâëÿþùèåñÿ â çàìåäëåííîñòè, ñóæåíèè åãî îáúåìà (îäíîâðåìåííîì âîñïðèÿòèè ìåíüøåãî ïî÷òè â äâà ðàçà ÷èñëà îáúåêòîâ), íåäèôôåðåíöèðîâàííîñòè (ãëîáàëüíîñòè, ñèíêðåòè÷íîñòè), ñíèæåíèè öâåòîâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè (ïëîõîì ðàçëè÷åíèè îòòåíêîâ öâåòîâ), ïëîõîì óçíàâàíèè õîðîøî çíàêîìûõ îáúåêòîâ â íåîáû÷íîì ðàêóðñå (íàïðèìåð, â ïåðåâåðíóòîì èçîáðàæåíèè), íåäîñòàòêàõ ïðîñòðàíñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ è ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè.

Читайте также:  Замедление темпа развития психики ребенка это

3. Íåäîñòàòî÷íîñòü ïðåäñòàâëåííîñòè çíàêîâ â ñòðóêòóðå ñîçíàíèÿ (íàðóøåíèÿ ñëîâåñíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ). Ýòà çàêîíîìåðíîñòü îòðàæàåò íàðóøåíèÿ â ðàáîòå ñîçíàíèÿ, ðàçâèòèå êîòîðîãî ïðåäïîëàãàåò îâëàäåíèå çíàêîâî-ñèìâîëè÷åñêèìè ñðåäñòâàìè, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ â íåäîðàçâèòèè îñìûñëåííîñòè âîñïðèÿòèÿ, ìûñëèòåëüíîé îïåðàöèè îáîáùåíèÿ, ïðîèçâîëüíîé è âîëåâîé ðåãóëÿöèè äåÿòåëüíîñòè, ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ è äð. Íàïðèìåð, ïðè çàäåðæêå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòè ìîãóò íàçâàòü ìåíüøå ñëîâ, îòíîñÿùèõñÿ ê ðîäîâîìó ïîíÿòèþ (öâåòû, æèâîòíûå), à ñ äðóãîé ñòîðîíû, íåàäåêâàòíî ðàñøèðÿþò ñëîâåñíûå êàòåãîðèè (ìåáåëü – ýòî è óáðàíñòâî êîìíàòû, è ýëåêòðîòåõíèêà, è ðàäèîàïïàðàòóðà), ÷àñòî çàìåíÿþò ðîäîâîå ïîíÿòèå îïèñàíèåì äåéñòâèÿ, êîòîðîå îíî âûïîëíÿåò (òî, íà ÷åì ñëóøàþò ìóçûêó, – ýòî ïðîèãðûâàòåëü). Ó äàííîé êàòåãîðèè äåòåé ýòà çàêîíîìåðíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ è â íåäîðàçâèòèè ôóíêöèè çàìåùåíèÿ â èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè.

Ïðè óìñòâåííîé îòñòàëîñòè îñîáåííîñòÿìè îáëàäàåò ðàçâèòèå ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ (äåòè ïîíèìàþò ñîäåðæàíèå òåêñòîâ ïðèáëèçèòåëüíî, íå óëàâëèâàþò êîíòåêñòû è ïîäòåêñòû; ñ òðóäîì îñìûñëèâàþò ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ñîáûòèé, ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûå, âðåìåííûå, óñëîâíûå è äðóãèå ñâÿçè; îòìå÷àåòñÿ ñòåðåîòèïèÿ ìûøëåíèÿ). Êðîìå òîãî, íàðóøåíèÿ çíàêîâî-ñèìâîëè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè íàõîäÿò âûðàæåíèå â ïîñòðîåíèè ãðàììàòè÷åñêè âåðíûõ âûñêàçûâàíèé áåç ïîíèìàíèÿ èõ ñìûñëà («ýôôåêò ìàãíèòîôîíà»), ÷àñòûõ àãðàììàòèçìàõ, òðóäíîñòÿõ ïåðåíîñà ñïîñîáîâ ðåøåíèÿ çàäà÷.

4. Ñíèæåííûé òåìï ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Çàêîíîìåðíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â çàìåäëåííîé ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìîé äèíàìèêîé ðàçâèòèÿ. Ïðåäñòàâëåíèÿ î òåìïå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íàøëè îòðàæåíèå â òàêèõ ïîíÿòèÿõ, êàê «óìñòâåííûé âîçðàñò» è «ñîöèàëüíûé âîçðàñò» (À. Áèíå, Å.À. Äîëë è äð.). Ñîîòâåòñòâåííî, ñíèæåíèå òåìïà ðàçâèòèÿ ìîæíî ïðîèíòåðïðåòèðîâàòü êàê íåñîîòâåòñòâèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ èíäèâèäà íîðìàòèâàì åãî âîçðàñòà. Òàêîå íåñîîòâåòñòâèå ìîæåò îáíàðóæèâàòüñÿ êàê ïî êîëè÷åñòâåííûì ïîêàçàòåëÿì (ñîîòâåòñòâèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ áîëåå ðàííåìó âîçðàñòó), òàê è ïî êà÷åñòâåííûì (íåñîîòâåòñòâèå âîçðàñòà íîðìå ïî ñòðóêòóðå è ñîäåðæàíèþ).  îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãè÷åñêîé òðàäèöèè â áîëüøåé ñòåïåíè ïðèíÿò ïîñëåäíèé ïîäõîä ê îöåíêå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Òàê, íàïðèìåð, ïðè çàäåðæêå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íàáëþäàåòñÿ îòñòàâàíèå â ôîðìèðîâàíèè ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, îïîñðåäîâàííîãî çàïîìèíàíèÿ, ðå÷è.

5. Áîëüøàÿ, ÷åì â íîðìå, çàâèñèìîñòü ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé äðóã îò äðóãà. Äàííàÿ çàêîíîìåðíîñòü ñâÿçàíà ñ òðóäíîñòÿìè ôîðìèðîâàíèÿ ñèñòåìíûõ ñâÿçåé è âçàèìîäåéñòâèÿ îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.  ðåçóëüòàòå âîçíèêàåò ïðîáëåìà îïîñðåäîâàíèÿ äåÿòåëüíîñòè îòäåëüíûõ ôóíêöèé äðóã äðóãîì. Ïñèõèêà ðàáîòàåò êàê íåðàñ÷ëåíåííàÿ öåëîñòíîñòü. Ïî ñóòè, äàííóþ çàêîíîìåðíîñòü ìîæíî ïîíÿòü êàê íàðóøåíèå äåéñòâèÿ çàêîíîìåðíîñòè îáùåãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñâÿçàííîé ñ äèôôåðåíöèàöèåé è èíòåãðàöèåé ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Ïðèìåðàìè äàííîé çàêîíîìåðíîñòè ìîãóò ñëóæèòü íåñôîðìèðîâàííîñòü âçàèìîäåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ âîñïðèÿòèÿ (íàïðèìåð, çðèòåëüíîãî è îñÿçàíèÿ, ÷òî ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ âîñïðèÿòèÿ ïðîñòðàíñòâà), íàðóøåíèÿ îïîñðåäîâàíèÿ ïàìÿòè ìûøëåíèåì (ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ñìûñëîâîé è îïîñðåäîâàííîé ïàìÿòè), ïîâåäåíèÿ è ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ðå÷üþ (òðóäíîñòè ïðîèçâîëüíîé ðåãóëÿöèè) ïðè çàäåðæêå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

Èçó÷åíèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ïîçâîëÿåò ñîñòàâèòü öåëîñòíóþ êàðòèíó òîãî èëè èíîãî òèïà îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ, ðàñêðûâàÿ åãî êëþ÷åâûå îñîáåííîñòè è ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè. Çíàíèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíî äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè, ïîñêîëüêó ïîìîãàåò îòäåëèòü ñëó÷àéíûå èëè íå ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà îò ñóùåñòâåííûõ äëÿ õàðàêòåðèñòèêè äàííîãî òèïà îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ. Ïîñêîëüêó êàæäûé òèï àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ èìååò ñâîþ îñîáóþ ñòðóêòóðó, òî çíàíèå åå ïîçâîëÿåò âûÿâëÿòü êà÷åñòâåííûå, à íå òîëüêî êîëè÷åñòâåííûå, ðàçëè÷èÿ ìåæäó ðàçíûìè òèïàìè îòêëîíåíèé. Ýòî âàæíî, òàê êàê íå âñåãäà êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ïîçâîëÿþò äèôôåðåíöèðîâàòü ñõîæèå ïî âíåøíèì ïðîÿâëåíèÿì òèïû ðàçâèòèÿ (íàïðèìåð, çàäåðæêó ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è íîðìó). Êðîìå òîãî, çíàíèå ñòðóêòóðû äåôåêòà ïîçâîëÿåò ñäåëàòü ïðîãíîç ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, îöåíèòü åãî âîçìîæíîñòè ïðè îïðåäåëåííûõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèÿõ (îáó÷åíèÿ, âîñïèòàíèÿ, ïîääåðæêè, êîððåêöèîííîé ïîìîùè). Ïðàêòè÷åñêèé ñìûñë èçó÷åíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ñîñòîèò òàêæå â òîì, ÷òî îíà îïðåäåëÿåò îñíîâíûå ìèøåíè äëÿ ïñèõîêîððåêöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ è ñïåöèàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ. Áåç çíàíèÿ ñòðóêòóðû íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ïñèõîäèàãíîñòèêà ñòàíîâèòñÿ ñèìïòîìàòè÷åñêîé, îðèåíòèðîâàííîé íà ôèêñàöèþ è îïèñàíèå ëèøü âíåøíèõ èëè âòîðîñòåïåííûõ îñîáåííîñòåé ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, à ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü íå ó÷èòûâàåò õàðàêòåðíûå äëÿ äàííîãî òèïà îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ ìåõàíèçìû è çàêîíîìåðíîñòè.

Ïîíÿòèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà, íà íàø âçãëÿä, ðîäñòâåííî ïîíÿòèþ ðåãèñòð-ñèíäðîìà, èñïîëüçóåìîìó â ìåäèöèíñêîé ïñèõîëîãèè (À.È. Êóäðÿâöåâ, Â.Ì. Áëåéõåð, È.Â. Êðóê). Ïîñëåäíèé îòðàæàåò «ÿäåðíûå íàðóøåíèÿ» ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè òîì èëè èíîì ïñèõè÷åñêîì ðàññòðîéñòâå. Íàïðèìåð, ïðè øèçîôðåíèè îòìå÷àåòñÿ íàðóøåíèå ñåëåêòèâíîñòè îáðàáîòêè èíôîðìàöèè, ïðè îðãàíè÷åñêîì ñèíäðîìå – ñíèæåíèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ è óìñòâåííîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè, ïðè ïñèõîïàòèÿõ – àôôåêòèâíàÿ îáóñëîâëåííîñòü ïîâåäåíèÿ â ñî÷åòàíèè ñ ïàðöèàëüíîé íåêðèòè÷íîñòüþ è íåóñòîé÷èâîñòüþ óðîâíÿ ïðèòÿçàíèé[22].

Ïåðâûå ïîïûòêè ñòðóêòóðèðîâàòü ïñèõè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü äëÿ öåëåé äèàãíîñòèêè ïðåäïðèíÿë Ã.È. Ðîññîëèìî. Îí âûäåëèë òðè ñôåðû: 1) ïñèõè÷åñêèé òîíóñ (âíèìàíèå è âîëÿ); 2) ïàìÿòü; 3) âûñøèå ïðîöåññû. Äëÿ êàæäîé ñôåðû èñïîëüçîâàëèñü ñâîè äèàãíîñòè÷åñêèå çàäàíèÿ, ìåòîäèêè â ñî÷åòàíèè ñ ïðèìåíåíèåì êëèíè÷åñêîé áåñåäû è ñáîðîì àíàìíåçà (èñòîðèè çàáîëåâàíèÿ). Ïîçäíåå ïîÿâèëèñü ðàáîòû Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, À.Ð. Ëóðèÿ, Á.Â. Çåéãàðíèê, Â.È. Ëóáîâñêîãî, Â.Â. Ëåáåäèíñêîãî, â êîòîðûõ òàê èëè èíà÷å çàòðàãèâàëàñü ïðîáëåìà ñòðóêòóðû äåôåêòà[23].

Ïîíÿòèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà àêòèâíî ðàçðàáàòûâàëîñü â ïñèõîëîãèè Â.È. Ëóáîâñêèì[24]. Îíî îñíîâûâàåòñÿ íà ïðåäñòàâëåíèè Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î ïåðâè÷íûõ è âòîðè÷íûõ äåôåêòàõ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ[25]. Ïåðâè÷íûé äåôåêò íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàí ñ îðãàíè÷åñêèì èëè ôóíêöèîíàëüíûì íàðóøåíèåì. Íàïðèìåð, ïîðàæåíèå óëèòêè ñëóõîâîãî àïïàðàòà âûçûâàåò âûïàäåíèå ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ (ãëóõîòó) èëè åå íåäîñòàòî÷íîñòü (òóãîóõîñòü), êîòîðàÿ âûñòóïàåò â êà÷åñòâå ïåðâè÷íîãî äåôåêòà. Äèôôóçíîå ïîðàæåíèå êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà ïðè îëèãîôðåíèè ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ óðîâíÿ ïñèõè÷åñêîé àêòèâíîñòè.

Читайте также:  Модель развития нравственного ребенка доу

Âòîðè÷íûé äåôåêò ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ïåðâè÷íîãî è â ýòîì ñìûñëå ñâÿçàí ñ îðãàíè÷åñêèì ïîâðåæäåíèåì îïîñðåäîâàííî. Òàê, ïðè íàðóøåíèè ñëóõà âòîðè÷íûì äåôåêòîì ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷è. Áåç ñïåöèàëüíîãî îáó÷åíèÿ ðåáåíêà ôîðìèðîâàíèå ðå÷è ñóùåñòâåííî çàòðóäíåíî èëè íåâîçìîæíî.  ýòîé ëîãèêå ìîæíî ãîâîðèòü î äåôåêòàõ òðåòüåãî, ÷åòâåðòîãî ïîðÿäêîâ è ò. ä. Òàê, íàðóøåíèÿ â ðàçâèòèè ñëîâåñíîé ðå÷è ìîãóò ïðèâîäèòü ê íàðóøåíèÿì â ðàçâèòèè ìûøëåíèÿ (òðåòè÷íûé äåôåêò), à òå, â ñâîþ î÷åðåäü, ê íàðóøåíèÿì ñàìîñîçíàíèÿ è ëè÷íîñòè.

Ñîãëàñíî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó, ÷åì äàëüøå äåôåêò óäàëåí îò ïåðâè÷íîãî íàðóøåíèÿ, òåì â áîëüøåé ìåðå îí îáóñëîâëåí ñîöèàëüíîé ñèòóàöèåé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è òåì áîëüøå âîçìîæíîñòåé äëÿ åãî èñïðàâëåíèÿ. Äåôåêòû âûñîêîãî ïîðÿäêà îí íàçûâàë «ñîöèàëüíûì âûâèõîì», ïîñêîëüêó èõ ôîðìèðîâàíèå ñâÿçàíî ñ ñîçäàíèåì íåàäåêâàòíûõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé ðàçâèòèÿ è ðåàêöèåé ëè÷íîñòè íà ñâîé äåôåêò.  ýòîì ñìûñëå âàæíåéøèì óñëîâèåì ïðåäîòâðàùåíèÿ âîçíèêíîâåíèÿ äåôåêòîâ âûñîêîãî ïîðÿäêà ÿâëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèå àäåêâàòíîãî îòíîøåíèÿ êàê ó ñàìîãî àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, òàê è ó îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé, ê íåìó è åãî äåôåêòó, ñîñòîÿùåãî â ïðèíÿòèè ñïåöèôè÷íîñòè åãî ðàçâèòèÿ è ïðèçíàíèè íåîáõîäèìîñòè äîïîëíèòåëüíûõ óñèëèé äëÿ ïðåîäîëåíèÿ íàðóøåíèÿ. Ìîæíî ïîëàãàòü, ÷òî ÷åì áîëåå âûñîêîãî ïîðÿäêà äåôåêò, òåì ìåíåå îí ñïåöèôè÷åí äëÿ äàííîãî òèïà îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, òàê êàê â ìåíüøåé ñòåïåíè îáóñëîâëåí èñõîäíûì ôàêòîðîì.

 çàâèñèìîñòè îò ñîîòíîøåíèÿ ïåðâè÷íûõ, âòîðè÷íûõ è ò. ä. äåôåêòîâ, à òàêæå îò ñïåöèôèêè êàæäîãî èç íèõ âîçìîæíî îïðåäåëåíèå ñòðóêòóðû àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Íàïðèìåð, ïðè äèôôóçíîì ïîðàæåíèè êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà (îëèãîôðåíèè) õàðàêòåðíû: 1) òîòàëüíîñòü íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî íåäîðàçâèòèÿ, ò. å. íàðóøåíèå äåÿòåëüíîñòè âñåõ ôóíêöèé è îðãàíîâ (ïåðâè÷íûé äåôåêò), ñíèæåíèå îáùåé ïñèõè÷åñêîé àêòèâíîñòè; 2) èåðàðõè÷íîñòü íàðóøåíèé: âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè ñòðàäàþò â áîëüøåé ñòåïåíè ïî ñðàâíåíèþ ñ íàòóðàëüíûìè (íåäîñòàòî÷íîñòü ïðîñòðàíñòâåííîãî ãíîçèñà è ïðàêñèñà, íåïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ è ìåõàíè÷åñêîé ïàìÿòè âûðàæåíà ìåíüøå, ÷åì íàðóøåíèÿ âåðáàëüíîãî ìûøëåíèÿ, ðå÷è)[26].

Íåñìîòðÿ íà äîñòàòî÷íî äàâíþþ èñòîðèþ ðàçðàáîòêè ïîíÿòèÿ î ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðå äåôåêòà, îíî åùå îñòàåòñÿ íå äî êîíöà èçó÷åííûì. Íà íàø âçãëÿä, ýòî âî ìíîãîì ñâÿçàíî ëèáî ñ îòñóòñòâèåì ÷åòêèõ îáùåïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé î äåÿòåëüíîñòè è ðàçâèòèè âñåé ïñèõèêè êàê ñëîæíî îðãàíèçîâàííîé è öåëîñòíîé ñèñòåìû, ýëåìåíòû êîòîðîé âçàèìîñâÿçàíû äðóã ñ äðóãîì, ëèáî ñ òåì, ÷òî ýòè ðàçðàáîòêè íå èñïîëüçóþòñÿ ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèåé. Íàïðèìåð, ñ îäíîé ñòîðîíû, íåäîñòàòî÷íî èçó÷åí âîïðîñ î òîì, êàê çàâèñèò êà÷åñòâî èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè îò ëè÷íîñòè è ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû è êàê èçìåíÿþòñÿ ýòè âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ âîçðàñòîì. Íåäîñòàòî÷íî ðàçðàáîòàíû ìåõàíèçìû ó÷àñòèÿ ñîçíàíèÿ â èíòåãðàöèè äåÿòåëüíîñòè îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé è êîìïåíñàöèè èõ äåôåêòîâ. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, â ðàìêàõ ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè ìíîãèå ïîíÿòèÿ è êîíöåïöèè íå çàäåéñòâîâàíû. Íàïðèìåð, îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè ïðè ðàçëè÷íûõ òèïàõ îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ, êàê ïðàâèëî, ïðåäñòàâëåíû â îïèñàòåëüíîì êëþ÷å, áåç îïîðû íà êàêóþ-ëèáî òåîðèþ ëè÷íîñòè. Õàðàêòåðèñòèêà îòêëîíåíèé â ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå â îñíîâíîì ñâîäèòñÿ ê îïèñàíèþ âûÿâëåííûõ ýìïèðè÷åñêèõ ôàêòîâ, ñâÿçàííûõ ñ óçíàâàíèåì èëè âíåøíèìè ïðîÿâëåíèÿìè ýìîöèé. Ïðàêòè÷åñêè íå èçó÷åííûìè îñòàþòñÿ îñîáåííîñòè è çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ ó ëèö ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè. Ôðàãìåíòàðíîñòü òàêîãî ðîäà èññëåäîâàíèé ïðåïÿòñòâóåò ñèñòåìíîìó âèäåíèþ ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè îòêëîíÿþùåìñÿ ðàçâèòèè è, ñëåäîâàòåëüíî, çàêðûâàåò ïóòü ê îïðåäåëåíèþ ñòðóêòóðû íàðóøåíèé.  ýòîì ïëàíå íåîáõîäèìî âñïîìíèòü ìûñëü Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î òîì, ÷òî ïðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ íå äîëæíà ïîíèìàòüñÿ óòèëèòàðíî, à äîëæíà îïèðàòüñÿ íà öåëîñòíóþ îáùåïñèõîëîãè÷åñêóþ òåîðèþ[27].

Ðåçþìèðóÿ ñêàçàííîå, ìû ìîæåì îïðåäåëèòü ïñèõîëîãè÷åñêóþ ñòðóêòóðó äåôåêòà êàê ñèñòåìó «ÿäåðíûõ» íàðóøåíèé ïñèõèêè, çàäàþùèõ ñïåöèôèêó è âåñü ñïåêòð ÷àñòíûõ ïðîÿâëåíèé îïðåäåëåííîãî òèïà àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

Ñëåäóåò îòìåòèòü íåäîñòàòî÷íóþ èçó÷åííîñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ïðè ðàçëè÷íûõ òèïàõ îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ. Çäåñü ìîæíî îòìåòèòü ðàáîòû Â.Â. Ëåáåäèíñêîãî, ðàññìàòðèâàþùåãî ñòðóêòóðó äåôåêòà ñ ïîçèöèé Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, ò. å. âû÷ëåíåíèÿ ïåðâè÷íûõ, âòîðè÷íûõ è äðóãèõ íàðóøåíèé[28]. Ñïåöèôèêó êàæäîãî òèïà îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ àâòîð ñîîòíîñèò ñ îðãàíè÷åñêèì äåôåêòîì è ñôåðîé ïñèõèêè, êîòîðàÿ ïåðâè÷íî ïîâðåæäåíà – çðåíèå, ñëóõ, ìîòîðèêà, ðå÷ü, èíòåëëåêò, ïîòðåáíîñòíî-ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà – è îáîçíà÷àåò êàê âàðèàíò äèçîíòîãåíåçà.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì îí âûäåëÿåò ñëåäóþùèå åãî âàðèàíòû: îáùåå ïñèõè÷åñêîå íåäîðàçâèòèå (îëèãîôðåíèÿ), çàäåðæàííîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå (çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ), ïîâðåæäåííîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå (äåìåíöèÿ), äåôèöèòàðíîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå (àíîìàëèè ñëóõà, çðåíèÿ, äâèãàòåëüíîé ñôåðû), èñêàæåííîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå (ðàííèé äåòñêèé àóòèçì), äèñãàðìîíè÷åñêîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå (ïñèõîïàòèÿ).

Ïðîáëåìà ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ó äîøêîëüíèêîâ ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ èçó÷àëàñü â ðàáîòàõ Å.Ñ. Ñëåïîâè÷[29]. Îíà âûäåëèëà òðè îñíîâíûõ êîìïîíåíòà ñòðóêòóðû äåôåêòà ïðè äàííîì îòêëîíåíèè â ðàçâèòèè: 1) íåäîñòàòî÷íàÿ ñôîðìèðîâàííîñòü ìîòèâàöèîííî-öåëåâîé îñíîâû äåÿòåëüíîñòè; 2) íåäîñòàòî÷íàÿ ñôîðìèðîâàííîñòü ñôåðû îáðàçîâ-ïðåäñòàâëåíèé (èõ äèôôóçíîñòü, ðèãèäíîñòü, êîíêðåòíîñòü); 3) òðóäíîñòè â ñòàíîâëåíèè çíàêîâî-ñèìâîëè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ýòè îñîáåííîñòè ïðîÿâëÿþòñÿ âî âñåõ ñôåðàõ ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà: èãðå, îáùåíèè, ðå÷è, ïðåäñòàâëåíèÿõ î ñåáå, ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ.

Îäíàêî íåñìîòðÿ íà âñå ýòè èññëåäîâàíèÿ âîïðîñ îá èçó÷åíèè ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ïðè ðàçëè÷íûõ òèïàõ îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ äëÿ ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè îñòàåòñÿ àêòóàëüíûì è ñëàáî èçó÷åííûì. Åãî âàæíîñòü ñîïðÿæåíà òàêæå ñ ïîíèìàíèåì ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

Источник