Изучение развития личности ребенка является

Выступление на МО классных руководителей

Дата выступления: 26.02.2014

Тема выступления: Методы психологии для изучения личности ребёнка

Подготовила материал: Чигоревская Ю.И., учитель начальных классов

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом.

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую ,оценочную, развивающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • выявить относительный уровень развития ребёнка;
  • выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
  • определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
  • определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
  • определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
  • создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основные задачи диагностики в начальной школе:

1 .Определить уровни развития ребёнка;

2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону

3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

  • Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  • Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  • Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  • Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  • По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
  • Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

  • педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
  • педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
  • педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
  • педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
  • педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики.

Мой портрет в интерьере.

Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографий, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

Десять моих “Я”

 Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово “Я”. Учащиеся должны дать определение каждому “Я”, рассказывая о себе и своих качествах.

Например:

Я – умный

Я – красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Звезды эстрады.

Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им поможет педагог). Задача ребенка – выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя записи песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.

Мои любимые вещи.

Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.

  1. Любимый цвет – :
  2. Любимое имя – :
  3. Любимое дерево – :
  4. Любимый цветок – :
  5. Любимый плод – :
  6. Любимая ягода – :
  7. Любимый праздник – :
  8. Любимый день недели – :
  9. Любимый певец (певица) – :
  10. Любимое животное – :
  11. Любимая книга – :

Самореклама

Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в конкурсе. Главные требования к саморекламе – искренность.

Сказки

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2 – е классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:

  1. Сказка о моем портфеле.
  2. Необычная история об обычном дневнике.
  3. Сказочные каникулы.
  4. Необычные приключения обычного школьника.
  5. Сказочная история о том, как …

Учащиеся сами определяют тему “как” (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т.д.)

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлениями своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.

Что у меня на сердце

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: “Ребята, иногда взрослые говорят, что у них “легко на сердце” или ” тяжело на сердце”. Давайте определим с вами, когда может быть тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.

Градусник

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно – 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека – 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что – либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:

  • Русский язык – 39
  • Математика – 36,6

Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Краски

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Фотография

Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов – сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое “фото” ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Настроение

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.

Например:

  • Математика (улыбающаяся рожица)
  • Физкультура (грустная рожица)

Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.

Школа будущего

Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.

Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Волшебник

Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается: В кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика даёт возможность выразить ребёнку своё эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.

Ранжирование учебных дисциплин

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним- двумя словами. Например, математика – интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Лесная школа

Учащимся предлагается намного пофантазировать и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:

  1. Как выглядит лесная школа?
  2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?
  3. Кто учит зверят в лесной школе?
  4. Какой он – учитель лесной школы?
  5. Какие отметки ставят в лесной школе?
  6. Как учатся зверята в лесной школе?

Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребята передают свои ощущения и своё восприятие учебного процесса, который сопереживают сами. Если ребёнок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Сочинение

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

  1. Что я знаю о русском языке?
  2. Что я знаю о математике?
  3. Мой самый любимый предмет.
  4. Моё самое любимое занятие.
  5. Мой самый грустный день в школе.
  6. Мой самый счастливый день в школе.
  7. Мой выходной день.
  8. Что я думаю о моей учёбе в школе.
  9. Как я хочу закончить учебный год.
  10. Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, “Мой самый грустный день в школе”, значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.

Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.

Самое главное – чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.

Директор школы____________________Т.Б. Попова

Зам. директора по ШО_____________Ю.А. Струлис

Зам. директора по ВР______________Ю.В. Клундук

Источник

Анжелла Суанова
Некоторые аспекты изучения личности ребёнка

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:

1) многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

2) междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

3) зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

4) несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;

5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит от принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает – сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик, наказание. В результате воспитания и общения складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки или оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького себялюбца.

Проводимая в РФ с середины 1980-х гг. работа по обновлению системы образования предполагает развитие личности ребенка, подростка, юноши, демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Таким образом, происходит изменение цели воспитания и обучения, в качестве которой выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а свободное развитие личности человека. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели. В этих условиях на первый план выступает задача формирования базовой культуры личности, которая позволила бы устранить в структуре личности противоречия между технической и гуманитарной культурой, преодолеть отчуждение человека от политики и обеспечить его деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения личности, понимание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости.

Каждый возраст вносит свой существенный вклад в развитие личности. Точно этот вклад пока еще никем не установлен, но, опираясь на данные проведенных исследований, можно высказать предположение о том, что в пределах детства существует несколько периодов, сензитивных (сензитивность – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. – См. Психологический словарь) к развитию отдельных групп личностных качеств ребенка. Рассмотрим эти периоды.

Сензитивным периодом формирования первичных мотивов человека и черт его характера является дошкольное детство, от рождения до поступления в школу. В это время складываются также основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые первоначально (в раннем детстве) формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а затем (к старшему дошкольному возрасту) начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. В дошкольном возрасте оформляются задатки, однако сензитивный период развития на их основе способностей продолжается вплоть до окончания школы.

В целом изучение личности ребенка очень сложный процесс, особенно изучение личности ребенка дошкольного возраста. До того момента пока ребенок не научиться владеть речью, а это в основном происходит к трем годам (конечно есть и исключения, когда ребенок 1,5 года уже умеет более менее четко высказывать свои мысли, очень трудно понять какие мысленные процессы происходят в голове этого ребенка. Конечно если ребенок полноценно развивается, то до того момента как он начнет разговаривать, он уже умеет давать понять свои желания знаками, звуками, которые чаще всего разбирает только мать. Но эта лишь одна сторона медали. Ребенок в основном к 1,5 годам уже имеет свои желания (хочет пить, играться, гулять, и в его мозгу уже происходит своеобразное формирование этих желаний, которые иногда перерастают в требования, в силу того что он не умеет их озвучивать, а не удовлетворение этих потребностей порождает своеобразную детскую агрессию.

Каждая мама не раз задумывается о том, о чем думает ее ребенок в данный момент, и чаще всего это происходит до исполнения 3 лет этому ребенку, после 3 лет, как уже говорилось, в основной массе дети умеют выражать свои мысли. Именно возраст до 3 лет, является одним из сложнейших периодов в жизни ребенка, особенно в психологическом развитии личности ребенка. И не стоит сомневаться что уже в этом возрасте ребенок уже вполне сформировавшаяся личность, со своими мыслями, потребностями, желаниями. Ребенок очень рано начинает осознавать происходящее, и по своему переживает, ощущает психологический климат в семье, обратите внимание – в семье, где плохо ладят родители, где часто ссорятся и повышают голос, и дети бывают в той или иной степени агрессивные и истеричные.

От психологического климата в семье, как говорилось выше, зависит очень многое в развитии личности ребенка. Именно от отношения родителей к ребенку, развиваются такие качества как уверенность в себе, самостоятельность, настойчивость, наблюдательность, активность, трудолюбие, старательность, вежливость, дисциплинированность, общительность, искренность и т. д. И от формы развития этих качеств в ребенке зависит их развитие. Ребенку очень важно бывает угождать своим родителям, на подсознательном уровне в них заложено желание радовать своих родителей, и чаще всего оно бывает основано на желании максимально заполучать родительское внимание. От во время озвученной похвалы и правильно сделанного замечания зависит очень многое в поведении ребенка, в частности если на ребенка постоянно кричать, он уже плохо воспринимает спокойную речь, или же если ребенка постоянно хвалить, то ему начинает казаться что все что он делает все «гениально», и конечно в силу этого развивается уверенность в себе, но и в тоже время притупляется восприятие критики как со стороны родителей, так и со стороны других лиц вступающих в контакт с детьми (например, воспитателя в детском саду).

Таким образом, по мере того как ребенок растет, уменьшается влияние семьи на него. То есть после того, как например ребенок пойдет в детский сад, появляется влияние воспитателей-педагогов, начинает развиваться такое качество личность как коммуникабельность, и умение работать «в команде». От правильного подхода воспитателя в детском саду уже начинает развиваться желание ребенка ходить в детский сад, желание менять привычную обстановку. Каждый родитель сталкивался с непрерывным рыданием ребенка в детском саду, и каждый родитель знает, что от правильного завлечения воспитателя в группу – зависит спокойствие и желание ребенка находиться в данном коллективе.

Таким образом, дошкольный возраст – является очень важным периодом в развитии личности ребенка. Нельзя считать, что ребенка можно «сломать» или заставить сделать то. что считают необходимым, или более правильным его родители, ведь тем самым ломается развитие личности ребенка, а в следствии этого неправильно начинают формироваться основные психологические качества личности, о которых ранее уже говорилось. Личность ребенка – это сложное многогранное явление, требующее постоянного изучения, осмысления и развития.

Источник