Изучение особенностей нравственного развития ребенка

![]() | Рейтинг Моральное развитие ребенка не менее важно, чем физическое или психическое, поэтому родители должны привить ребенку моральные ценности с раннего возраста |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.
Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.
Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.
Что такое нравственность
Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.
Этапы нравственного развития детей
Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:
1. Младенчество
Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:
- чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;
- когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.
2. Раннее детство (2–3 года)
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:
- ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
- он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
- ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.
3. Дошкольный возраст (3–5 лет)
В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:
- поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка;
- ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией;
- он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать;
- он понимает, что поступки влекут за собой последствия;
- позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении.
4. Школьный возраст (7–10 лет)
С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:
- ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать. Он хочет принимать участие в установлении правил;
- у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил;
- он понимает, что у детей есть свои права. Он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет.
5. Подростковый возраст (11–16 лет)
По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:
- подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем;
- он ценит правила, но обсуждает их;
- подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
- он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей;
- подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы;
- таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно».
Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.
Теория нравственного развития Жана Пиаже
Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.
Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.
Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:
Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):
- ребенок понимает мир в соответствии с развитием моторики;
- он получает новый опыт через физическое взаимодействие: смотрит на объекты, хватает их или кладет в рот;
- ребенок усваивает «постоянство объектов»: он понимает, что предметы существуют, даже когда он не может их увидеть, услышать или схватить.
Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):
- у ребенка не развита способность к децентрализации, т. е. все его действия исходят из убеждения, что его потребности кто-то должен обеспечить;
- у него недостаточно развита логика, чтобы проводить умственные операции;
- мышление ребенка эгоцентрично, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.
На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.
Стадия конкретных операций (7–11 лет):
- у ребенка не развита способность абстрактно рассуждать;
- во время этого процесса у ребенка сильно возрастает психическое представление объектов;
- вследствие развития познавательно-символической сферы ребенок быстро осваивает язык;
- у ребенка уменьшается эгоцентризм.
Стадия формальных операций (11–12 лет):
- ребенок начинает рассуждать абстрактно;
- у ребенка развивается физическое и психическое представление объектов.
На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.
Теория нравственного развития Лоренса Кольберга
Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:
- Этап 1: ориентация на наказание и послушание. Маленькие дети ведут себя правильно, потому что они боятся тех, кто обладает властью, и следуют правилам, чтобы избежать наказания;
- Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Ребенок считает правильными действия, удовлетворяющие его потребности, а иногда и потребности других. Взаимность на этом этапе не связана с привязанностью или справедливостью;
- Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Правильное действие в понимании ребенка – то, которое нравится окружающим и впечатляет их. Ребенка волнует то, какое впечатление он производит на окружающих, с помощью хорошего поведения он ищет одобрения;
- Этап 4: ориентация на закон и порядок. Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам себе во благо и уважение к власти;
- Этап 5: ориентация на социальный контракт. Ребенок признает универсальные принципы, права и социальные нормы. Кроме социально принятых норм, правильные действия основываются на личных ценностях и убеждениях;
- Этап 6: ориентация на универсальные этические принципы. Правильные действия определяются совестью человека в соответствии с выбранными этическими принципами.
Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.
Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган
Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:
- на доконвенциональной стадии цель ребенка – выживание;
- затем ребенок обретает чувство ответственности за других;
- на конвенциональной стадии ребенок развивает самопожертвование;
- затем ребенок воспринимает себя как личность и теперь пытается вести себя не хорошо, а правильно;
- на постконвенциональном этапе ребенок понимает необходимость не причинять вреда себе и другим.
Теория нравственного развития Берреса Скиннера
Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:
- внешний мир имеет решающее значение для формирования нравственности ребенка;
- главный инструмент нравственного развития – социализация.
Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.
Роль родителей в нравственном развитии детей
Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:
- мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
- определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете;
- хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают;
- ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример.
Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.
Как привить ребенку моральные ценности
Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:
- объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
- расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
- обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил?»;
- объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
- убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
- подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
- поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.
Занятия, развивающие нравственность у ребенка
Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:
- групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
- через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично;
- игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных;
- эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей.
Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.67 из 5 на основе
6 оценок.
Развитие ребенка
21.05.2018
Источник
«Возрастные особенности нравственного развития детей»
Выполнила: Сорокина Т.В. – учитель КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периоды нравственного развития ребенка.
Как отмечал Л. С. Выготский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста. Во возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельностей, те психологические и социальные изменения, впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период ».
Проблемой нравственного формирования личности и проблемой возрастной характеристики психологического развития детей на отдельные возрастные этапы необходимо считать те качества новообразования, возникающие в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ребенка и которые в самом основном определяют ту или иную степень его готовности к нравственному саморегулированию.
Отечественный психолог А.В.Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей.
Первый этап охватывает младенчество и раннее детство – этап приспособительно реактивного поведения. Процесс первоначальной социализации малыша. Поскольку в поведении ребенка господствует непроизвольность, а осознанный нравственный выбор не представлен даже в зачаточном виде, рассматриваемый этап характеризуется как время нравственной развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.
С помощью разумно организованной «поведенческой» практики, ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый этап своего духовного становления.
Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить “надо” выше “хочу” причем
недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.
Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший ученик все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.
Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается осознание вполне, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.
Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения.
У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.
Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Взрослый уровень нравственного сознания позволяет им сменить некритическое усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших школьников, критическим, а отдельные осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его убеждениями.
Мораль подростка в ее развитых формах качественно очень близькаи морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обусловливает избирательность его нравственной самодеятельности.
Но, несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления.
Юношеский период морального становления воспитанника его нравственная сфера постепенно утрачивает черты “детскости”, приобретая основные качества, присущие высоконравственной взрослому человеку.
Ученики старшего возраста способны уже иметь четкое научное представление о морали, или об истинности ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и их нравственного поведения, отражающей питомца.
У старшеклассников резко усиливается возникающий еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысления когда-то бездумно воспринятого.
Таким образом, фрагментарную самодеятельность в сфере морали, присущие подростковому возрасту, в юношеском возрасте сменяет всеохватывающая самодеятельность, позволяет и весь юношеский период нравственного развития личности определить как период глобальной нравственной самодеятельности.
Необходимо отметить, что моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственности, может продолжиться всю жизнь. Но с годами в нравственной сфере этого человека уже не возникает каких-либо принципиально новых образований, а происходит лишь укрепление, развертывание и совершенствование появившихся ранее. В общественной плане нравственная модель старшеклассника представляет ту нравственную ступень, начиная с которой человек, поднявшийся на нее, без скидок на возраст может быть признан высоконравственным.
Нравственное развитие подрастающей личности – это процесс нахождения его все большей и большей моральнои свободы, когда личность мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний внешней среды и от влияния собственных импульсивных желаний.
Решающими для перехода воспитанника от одной возрастной моральной ступени к другой, более высокой, есть новообразования, возникающие в процессе развития в его интеллектуальной и морально-волевой сферах.
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он морально ведет в силу внутреннего побуждения (потребности), когда как контроль выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие очень широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Во поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с его целями, порождающих мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и их мотивы, порождающие и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, из-за способности личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Источник