Изучение народных промыслов и развитие ребенка
Знакомство детей с народными промыслами.
Подготовила воспитатель Шитикова А.Р.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я познакомлю детей с самыми яркими и известными из них.
1. Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.
2. Жостовская роспись
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
3. Хохлома
Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.
Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.
4. Городецкая роспись
Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
6. Гусевской хрусталь
Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
7. Матрешка
Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.
9. Тульский самовар
В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
10. Палехская миниатюра
Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.
11. Гжель
Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
12. Павлово-посадские шали
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
15. Тульский пряник
Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.
Источник
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Введение ФГОС в дошкольном образовании стало знаковым моментом в обеспечении развития творческих способностей детей. В ФГОС учтены индивидуальные потребности ребенка, он признается полноценным участником образовательных отношений, большое внимание уделено поддержке инициативы и самостоятельности детей, возможности выбора детьми материалов, участников совместной деятельности и общения.
Развитие детского творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и другие.
Художественно-эстетическое развитие по ФГОС дошкольного образования предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, произведений изобразительного творчества, народных промыслов;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: 1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве в художественных произведениях, народных промыслах; 2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. Н.П. Сакулина выделяет такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. необходимое условие этой активности – наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. В данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации неосознанного опыта. Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. при этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на создание нового, оригинального образа.
В дальнейших исследованиях Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. по существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей.
Хотя эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представления, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности. Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсорную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В этом плане большой интерес представляет использование народных промыслов для занятий с детьми дошкольного возраста.
Использование народных промыслов является инновационной формой творческого развития художественных способностей детей, где проявляются разные стороны развития ребенка.
Народная педагогика уделяла большое внимание в процессе обучения и воспитания детей использовать различные виды народного искусства. В настоящее время возрастает интерес к народным промыслам.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. В статье мы хотим остановиться на вопросе о развитии художественных способностей на основе использования народных промыслов.
Нетрадиционный подход к развитию изобразительных способностей дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционной и нестандартной техники рисования.
Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить
Развитие творческих способностей детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. В ФГОС уделено большое внимание проблеме развития творческих способностей дошкольников и поставлены задачи перед педагогами для их реализации.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.
Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.
Мной разработан план работы по развитию творческих способностей детей посредством приобщения детей к народным промыслам России. Из видов занятий народными промыслами мы выбрали изготовление аппликаций и поделок из бересты. Тематика занятий: «Моя северная столица», «Чудесная береста». «Ярмарка народного творчества», «Береста в хантыйских сказках», встреча с народными мастерами «Встанем в круг, друзья!», презентация «Народные умельцы», «Мансийские узоры», изготовление поделок, брошей, сувениров, нагрудных украшени, элементов национальной одежды для девочек, развлечение «Волшебная береста». На занятиях предлагаются различные творческие задания. Цель занятий – закрепить умение вырезать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал и др.) по образцу, отработать технические навыки, показать способы накладывания бересты, развитие воображения, художественно-изобразительных навыков и творчества.
Несложные работы дети выполняли без эскиза. Работы со сложным сюжетом, большим количеством деталей изготовляются по эскизу. Эскиз к будущей работе дети выполняли карандашом. В эскизе особое внимание уделяли общей композиции работы. С помощью композиции определяли положение фигур и предметов в пространстве. Например, центральным звеном в одной композиции выступает избушка, в другой – елочка, стоящая на фоне леса.
Успех выполнения аппликации во многом зависел от того, как дети, вырезая детали узора, изображения, владеют ножницами. Вырезать детали и изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо было стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. Очень мелкие детали, дополняющие аппликации, следовало вырезать небольшими ножницами. Часто на занятии использовали слайды, на которых делали частичный показ рисования нужного элемента. Дети рисовали узор, используя последовательность, указанную в слайде.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, природные материалы из бересты, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. И все это на примере народной культуры. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
В конце занятия из детских работ мы составляем выставку детских работ на фоне настенного коврика, чудесной полянки или макета юрты. Сюжетная компановка работ вызывает у детей радость и удивление, и восхищение от результатов своего творчества. Более сложные украшения и поделки дети изготовляют совместно с родителями.
Также для решения воспитательных и обучающих задач мы рассказываем старшим дошкольникам о берестяном промысле народов ханты и манси, показывая образцы готовых изделий.
Таким образом, в процессе занятий берестяным творчеством у детей развиваются не только художественные умения и навыки, но и любовь, интерес к народному творчеству, родной культуре и гордость за умение и способность приобщаться и заниматься этим творчеством.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12
Консультация для воспитателей
«Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края»
Воспитатель: Лукина О.А.
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, то,
что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с культурой, историей , традициями, народными промыслами русского народа и родного края. Изучение культуры русского народа в целом и родного края в частности вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Ведь мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое мы знаем поверхностно. Целесообразно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и родного края. Поэтому важным моментом в воспитании детей становится целенаправленное возрождение народных ремесел и помыслов русского народа и родного края. Большая часть народной культуры тесно связанна с народными промыслами.
Осознание того, что утрата многих народных занятий привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связей времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным промыслам нашего региона на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. Справедливо утверждение историков в педагогике С. Д. Бабишина и Б. Н. Шитюрова, что «древнерусские мыслители, как представители официальной педагогики не могли не учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками». Поэтому народная педагогика является частью общей культуры. В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и зарубежных педагогов, посвященных исследованию влияния промыслов родного края на развитие творческих способностей ребенка.
Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей с промыслами родного края.
Народные промыслы нашего города невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни нашего края, демонстрирует художественные вкусы, эстетическую красоту и является частью его истории.
В процессе ознакомления с народными промыслами интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов. Наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.
Красочный мир народного промысла раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того, чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как рождаются картины, как расписывают свои изделия художники, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор елецких кружев, как расцветают яркие цветы на вышивке и как через чудное сплетение лозы появляются предметы быта, педагог сам должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Много интересного и полезного можно почерпнуть из книг, рассказывающих о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами. Богат наш край и музеями, где можно дети могут не только услышать рассказ об искусстве, но и наглядно увидеть работы наших елецких мастеров, изделия старинных елецких фабрик.
Для работы по проблеме творческого развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, определены несколько целей:
– развитие творческих способностей детей,
– создание условий для развития творчества,
– организация сотворчества детей и педагогов,
– проявление своей фантазии, изобразительности,
– воспитание творчески активной личности.
Достижение этих целей возможно при решении таких задач, как:
– привитие интереса и любви к народным промыслам;
– восстановление связи поколений;
– развитие стремления к достижению высокого совершенства и завершенности в работе;
– изучение народных промыслов;
– создание условий для развития и сотворчества детей и взрослых.
Выстраивание модели образовательного процесса ведется в нескольких направлениях:
1. Изучение имеющегося теоретического и практического материала по данной теме;
2. Разработка собственного перспективного плана работы на учебный год;
3. Организация предметно-развивающей среды в группе;
4. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
5. Разработка консультативного материала для семинаров и консультаций с педагогами.
6. Исследование результатов работы за год и подведение итогов.
Во время эксперимента в работе с детьми широко используются различные материалы: глина, ткани различных фактур и расцветок, лоза, гуашевые краски, цветные мелки, пастель.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка.
Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны и малой родины.
Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.
Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.
И именно в народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.
По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.
В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь – могущества и пробуждения природы, баран или корова – изобилия и плодородия, козел – добра, олень – удачного брака.
Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.
Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками – землю и зерна; капли, наклонные линии – дождь; спираль – ход солнца; ромб – плодородие, крест – веру.
Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный – дом.
Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами. В русской “избе” дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства. Во время образовательной деятельности в кружках педагог имеет возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами.
При разработке циклов образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.
При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя – научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства.
Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.
Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.
А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.
Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа “ткани” (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).
Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.
Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:
создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.
Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.
-2015-
Источник