Изучение языков и развитие ребенка

Изучение языков и развитие ребенка thumbnail

В современном
мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и
социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие
требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном
языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем
восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к
обучению. Существует мнение, что раннее
обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного
образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако
исследования показали, что изучение иностранных языков, при
правильной организации занятий, развивает детей, повышает их
образовательный и культурный уровень.

Уже доказано, что
раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс
формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также
положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что
под ранним обучением иностранного языка понимается обучение,
осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с
момента рождения ребенка до его обучения в школе.

Обладая высокой
пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие
потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от
воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо
начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни.

В институте в Филадельфии (США) под
руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что
самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Поэтому
научить чему-либо маленьких детей, намного легче. A способность
овладения речью наследуется ребенком с момента рождения и проявляется
уже с первых лет жизни. Ребенок мог бы заговорить сразу на нескольких
языках, если бы воспитывающие его люди, образовали для него
(искусственно или естественно) разные языковые среды. Потом детям
постарше становится труднее овладеть иностранными языками. Дело в
том, что к шести годам ребенок свободно владеет речью на родном
языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а
уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить,
застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в
среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение
иностранного языка происходит в процессе целеустремлённого обучения
больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.

Кроме того, замечено что, ребенок,
который рано научился какой-либо деятельности (в том числе и рано
начал изучать иностранный язык), если продолжает эти занятия, любит
учиться, легко занимается сам и никогда не мучается от безделья и
скуки. Так у ребенка формируется положительная учебная мотивация.

Следует упомянуть полемику на тему:
«способствует ли изучение иностранных языков улучшению
произносительных навыков на родном языке». Некоторые логопеды,
психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для
разработки артикуляционного речевого аппарата ребенка, ему необходимо
заниматься иностранным языком. Важно избежать смешения в языке
ребенка иностранного и русского произношения, поэтому в случае
нарушении речи следует отложить изучение другого языка.

Доказано, что лучше всего дети
запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них
эмоциональную значимость. Эмоциональный фактор вообще имеет большое
значение в процессе обучения иностранному языку.

Эмоциональность легко соединяется с художественностью.
На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно
создается художественная среда. Театральная, музыкальная,
литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному
языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к
обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие их
личностных особенностей [4].

По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В.
Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие
родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному
языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным
языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило
положительное влияние предмета на общее психическое развитие детей,
на выработку у них способов адекватного поведения в различных
жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком. Наиболее
благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам
психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.

Это далеко не полный список
положительных результатов раннего изучения иностранного языка.
Необходимо всегда помнить, что главным принципом в любом обучении
является его гуманистическая направленность.

Существует
множество мнений по поводу того, какой именно следует выбрать способ
обучения малышей иностранному языку. Одним из наиболее актуальных и
действенных является преподавание ино­ст­ранного языка в
игровой форме.

Крупнейший теоретик игровой
деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в иг­ре четыре важнейшие для
ребенка функции: средство развития моти­ва­ци­онно-потребностной
сферы; средство познания; средство развития умствен­ных действий;
средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность
оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления,
во­ображения [7].

Итак, игра
является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную
деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится
привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать,
что формирует мощный стимул к овладению языками.

Вопросами методики преподавания
иностранного языка с использованием иг­ровой деятельности на
начальном этапе занимались Г.В. Ро­гова и И.Н. Верещагина, Е.И.
Пассов, Д.Б. Эльконин, Е.И. Негневицкая и другие ученые, методисты и
психологи.

Проблема поиска организации обучения на среднем и
старшем этапах на­шли отражение в работах Н.А. Салановича, В.В.
Андриевской и других авторов.

Однако еще недостаточно изучена
проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой
деятельности на раз­лич­ных этапах обучения –
начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности
учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических
особенностей учащихся.

Например, при обучении
иностранному языку маленьких де­тей необходимо принимать во
внимание такие особенности, как пытливость и любознательность. Также,
важно пом­нить, что им трудно в течение длительного времени
удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их
деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально
насыщенной. Многие методисты полагают, что в дошкольном возрасте цель
обучения успешнее достигается при иг­ро­вой мотивации и при
оценке поведения со стороны сверстников.

Ролевой игрой дети овладевают к
третьему году жизни, знакомятся с че­ловеческими отношениями,
открывают у себя наличие переживаний. У детей формируется воображение
и символическая функция сознания, которые поз­во­ляют им
переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в
собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. И
это позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. В
результате освоения игровой деятельности в дошкольном воз­рас­те
формируется готовность к учению.

Игры можно использовать при
введении и закреплении лексики, для формирования умений и навыков
устной речи. Именно в процессе игровой деятельности создаются условия
для естественного общения детей.

Итак, следует выделить следующее:

– игру можно включать в том или
ином виде в занятия по иностранному языку;

– проведение игр на уроках
иностранного языка позволяет реализовать воспитательные цели
обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и
культуре поведения вообще;

– разработка и внедрение игр в
процессе обучения способствует более успешному решению основных задач
обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Так же очень часто на уроках
иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
используют проектные методики. В европейских
языках слово “проект” заимствовано из латыни: причастие
projectus означает “выброшенный вперед”, “выступающий”,
“бросающийся в глаза”. Применительно к уроку иностранного
языка, проект – это специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий с созданием
творческого продукта. Таким образом, метод проектов – это
совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать
ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с
обязательной презентацией результатов. Ниже
приведены
несколько
примеров проектной методики, с
помощью которых в процессе обучения иностранному языку можно достичь
сразу нескольких целей – расширить словарный запас учащихся,
закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке
праздничную атмосферу, украсив кабинет иностранного языка красочными
работами детей.

№1. My
Favourites. Дети могут подготовить дома материал (вырезки из
журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. В
течение урока на цветной бумаге они оформляют странички альбома и
рассказывают о том, что любят (о любимом цвете, спорте, городе, и т.
д.)

№2. Picture poem. Детям можно предложить нарисовать
картину-стихотворение, так чтобы форма была созвучна со смыслом.

№3. Washing
Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия и затем
развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.

Работу
над проектами можно строить как в группах, так и индивидуально.
Следует отметить, что метод проектов формирует у детей готовность
работать в коллективе, принимать ответственность за выбор и разделять
ее с членами коллектива, анализировать результаты деятельности.

Таким образом, использование
разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей
направленности личности детей позволяют преподавателю сделать процесс
обучения иностранному языку более эффективным.

Конечно, исследования по влиянию изучения иностранного
языка на общее развитие детей нельзя считать завершенными, но с
полной уверенностью можно утверждать, что изучение иностранного языка
не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка.
Скорее, опираясь на результаты экспериментальных исследований, можно
говорить о положительном влиянии иностранного языка на развитие
детей.

И цель педагога в данной ситуации
сделать процесс более приемлемым для детей. Доводов в пользу раннего
обучения иностранным языкам вполне достаточно, дело только за
инициативными, компетентными и увлеченными своей работой учителями,
родителями, осознающими значение образования и развития своих детей.
И, конечно, государству необходимо осуществлять политику в пользу
своих юных граждан, а значит своего будущего.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Психологические
особенности усвоения второго языка младшими школьниками //
Иностранные языки в школе.- 1986.-№ 2.-С.24-27.

2. Баранников А.В. O введении
иностранного языка во 2 клaccaх начальной школы в условиях
эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования
в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе.- 2002.- №
2.-С.4-10.

3. Витоль A.Б. Нужен ли
дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, №
6.-С.24-25.

4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н.
Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном
обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе.- 2000.- №
6.-С.11-15.

5. Лазарева Е.В.
Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание
человеческой природы // Иностранные языки в школе.- 1996.-№
2.-С.42-50.

6. Уланова О.Б. Английский для
дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия»,
1998.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры.
М.: Владос, 1999 г. – 360 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, игровая деятельность, процесс обучения, язык, обучение, раннее обучение, родной язык, раннее изучение, устная речь.

Источник

Растим полиглота: как научить ребенка иностранному языку

Растим полиглота: как научить ребенка иностранному языку

С какого возраста и как начинать с ребенком изучение иностранного языка? Предлагаем методы, которые помогут малышу расширить интеллектуальный горизонт.

Родители приветствуют раннее интеллектуальное развитие своих детей. И как только малыши начинают выражать мысли на родном языке, часто предлагают им изучение иностранного языка.

Однако возраст, с которого ребенок сумеет учить чужой язык с пользой для своего развития, вызывает дискуссии в профессиональной среде педагогов и психологов. Единого мнения по этому поводу нет. Одни склоняются к изучению иностранного языка не ранее 5 лет, другие ратуют за освоение знаний на чужом языке с 3 лет.

Исследования под руководством автора развивающих методик Глена Домана доказали, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга – в возрасте до 3 лет. По результатам исследования дети, с раннего возраста изучавшие иностранный язык, лучше усваивали и родную речь.

5 методов изучения иностранного языка

Эффективность изучения малышом иностранного языка зависит от выбранного метода.

Языковые курсы для малышей от 3–4 лет

Преимущества:

  • занятия проходят в игровой форме;
  • дети учат песенки, стихотворения, разыгрывают сценки;
  • комментируют свои действия на иностранном языке.

Недостатки:

  • занятия не более 2 раз в неделю;
  • при болезни ребенок пропускает занятия и отстает по программе;
  • отсутствие индивидуального подхода по причине большого количества детей в группе.

Детский сад с преподавателями-носителями иностранного языка

Преимущества:

  • полное погружение в незнакомую языковую среду;
  • возможность получать новые знания в бытовых ситуациях;
  • наличие профессиональных воспитателей и педагогов.

Недостатки:

  • дефицит подобных образовательных учреждений;
  • высокая стоимость.

Занятия с репетитором

Преимущества:

  • индивидуальный подход;
  • возможность планировать занятия в соответствии с состоянием здоровья ребенка.

Недостатки:

  • риск выбора неквалифицированного репетитора, особенно если родители не знают изучаемого иностранного языка;
  • высокая стоимость;
  • неприятие ребенком чужого человека и отказ от занятий.

Найм гувернантки – носителя языка

Преимущества:

  • ребенок оказывается в ситуации двуязычия;
  • максимальное погружение в новую языковую среду.

Недостатки:

  • сложность выбора квалифицированной гувернантки-иностранки;
  • потенциальный риск, что в отсутствие родителей гувернантка некачественно исполняет свои обязанности;
  • неприятие ребенком чужого человека.

Самостоятельное изучение иностранного языка

Преимущества:

  • занятия в привычной домашней обстановке;
  • применение различных игрушек, пособий, обучающих игр и компьютерных программ.

Недостатки

  • риск привить ребенку некорректные знания чужого языка при отсутствии у родителей навыков иностранной речи.

Занятия по изучению иностранного языку необходимо проводить утром, когда ребенок не утомлен. Их продолжительность не должна превышать 30 минут в день.

Создание условий для раннего изучения иностранного языка

Ребенок лучше запоминает незнакомые для него слова, если окружающие условия этому способствуют:

  • просмотры мультфильмов на двух языках: изначально на русском, затем на иностранном;
  • посещение мероприятий, где говорят на изучаемом иностранном языке;
  • общение с родителями на иностранном языке;
  • раскрашивание картинок с буквами и словами на изучаемом языке;
  • окружение малыша визуальной информацией на иностранном языке: детскими плакатами, большими буквами, кубиками и прочими играми;
  • упоминание во время игр названий на русском, а затем на иностранном языке;
  • пение на изучаемом языке.

Учить, чтобы не переучивать

В стремлении научить своего ребенка иностранному языку родители могут найти свои способы. Чаще всего это приносит лучший результат, чем занятия на специализированных курсах. Ведь в домашней обстановке нет такого понятия, как индивидуальный подход. Есть лишь родители и ребенок, а также ненавязчивая атмосфера, когда многое запоминается легко и просто.

Но важно, чтобы получаемые знания были верными. Ведь переучивать гораздо сложнее, чем учить.

Если у ребенка выявляются логопедические проблемы, ранние занятия иностранным языком могут их усугубить. Чужой язык требует незнакомой артикуляции. И если не отработано произношение звуков родного языка, а нужно осваивать еще и иностранное произношение, нагрузка тормозит общее речевое развитие.


Анна Плюснина, преподаватель английского языка: «Главное, что хотелось бы посоветовать родителям в их стремлении организовать раннее обучение детей иностранному языку, – это не переусердствовать. Я бы не рекомендовала родителям вообще ставить задачу “научить ребенка английскому языку”. Более уместно было бы говорить о развитии интереса к речи на другом языке или (если есть такая возможность) о приобщении к иноязычной разговорной среде.

Безусловно, в возрасте 3–4 лет дети исключительно восприимчивы, но пока не готовы к обучению как к осознанному процессу. Неудачная попытка начать обучение ребенка английскому (французскому и так далее) в возрасте 4–5 лет может обернуться большой нелюбовью к занятиям иностранным языком в более взрослом возрасте. Поэтому главное, повторяю, не навредить.

Комфортное освоение нового языка возможно двумя способами – либо (самый предпочтительный вариант) посредством общения с человеком, говорящим исключительно на другом языке, либо в форме игровых занятий, описанных в статье (с песенками, раскрашиванием кубиков и так далее). Почему намного более предпочтителен первый способ? Потому что лишь благодаря живому общению ребенок примет задачу говорения на новом языке как естественную и оттого легко выполнимую.

В методической литературе описывается принцип обучения, именуемый “один человек – один язык”. Общеизвестны случаи, когда в семье мама разговаривает с детьми только на русском, папа – только на английском, бабушка – только на французском. Дети, которые растут в такой семье, с легкостью осваивают несколько языков одновременно, не воспринимая это как учебу, поскольку у них просто нет выбора, и они воспринимают такую многоязыковую ситуацию как естественную. Конечно, такая ситуация либо складывается сама по себе в силу переезда, проживания в другой стране, наличия родственников-носителей иностранного языка, либо создается искусственно, что требует немалых усилий и затрат.

Облегченный вариант – просмотр фильмов, мультфильмов на иностранном языке, использование различных компьютерных игр, где рабочим языком является иностранный (здесь тоже важна рекомендация эксперта, поскольку предложение подобной продукции сегодня велико, а вот качество не всегда соответствует ожиданиям).

Если выбран вариант занятий на курсах или с репетитором, то советую родителям подойти к выбору подобных курсов и репетиторов очень тщательно. Не стесняйтесь попросить программу обучения, задать вопрос об используемой методике, поинтересоваться отзывами родителей, чьи дети уже занимались у этого преподавателя. Обратите внимание на произношение преподавателя, пообщайтесь с ним лично. До принятия решения о начале обучения иностранному языку обязательно проконсультируйтесь с логопедом и дефектологом.

И наконец, ребенку должно быть комфортно и интересно. Мотивация – ключевой момент в раннем обучении, поэтому, если ваш малыш не хочет продолжать заниматься иностранным языком, не пытайтесь водить его на занятия насильно. Возможно, ему не подходит методика, выбранная педагогом, а возможно, ему просто пока интересно что-то другое. В этом случае лучше взять паузу, а спустя какое-то время попробовать предложить другой вариант занятий».

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Источник